У истоков электронного обучения (ЭО) стоит технология компьютерных тренингов (computer-based training), появившихся в начале 90-х. Тренинг с интерактивными возможностями был первым вестником ЭО и результатом применений компьютерных технологий в целях обучения.
В конце XX века возникли системы управления обучением категории Learning Management System (LMS), используемые не только для организации и контроля компьютерных тренингов, но и для управления и администрирования учебного процесса в целом. Смена периодов сопровождалась интернет-бумом и повышением популярности учебных порталов, предоставлявших доступ к образовательному контенту. Управление данными для реализации подобных порталов основывалось на возможностях LMS, благодаря чему закреплялась репутация этой категории систем как необходимого компонента e-Learning [1].
Первоочередной задачей e-Learning, безусловно, является обучение на расстоянии. Однако чаще его используют как дополнение очной формы. Технологии, применяемые при разработке электронных учебных курсов, являются хорошим подспорьем для повышения эффективности и качества традиционной формы обучения. Е-Learning имеет ряд преимуществ перед очной формой обучения, хотя подразумевает самостоятельное изучение курса, как и при дистанционном обучении [2]:
- легкий и быстрый доступ к материалам – студенты имеют доступ к электронным курсам из любого места, где есть Глобальная интернет-сеть;
- низкие цены на обучение – образовательный процесс представляет обмен информацией через Интернет без затрат на учебно-методическую литературу;
- разделение содержания электронного курса на блоки (модули) – изучение предмета при таком делении становится более понятным и упрощает поиск нужных разделов;
- индивидуальная траектория изучения курса – длительность и порядок изучения материалов студент выбирает сам посредством деятельности по выбранному учебному графику;
- методика оценки знаний – система позволяет выставлять независимые от преподавателя четкие и объективные критерии оценивания знаний, необъективность исключается.
Исторически виды обучения с применением компьютерных технологий последовательно можно представить следующим образом: курсы на базе CD-ROM, далее дистанционное обучение и современные системы e-Learning. Система управления обучением Moodle – высокотехнологичный продукт в современном электронном обучении, построенный на основе последних IT-решений.
Цель работы
Оценить преимущества Open Source LMS Moodle перед классическим способом обучения и определить влияние LMS на организацию, мотивацию и академические результаты студентов при организации учебного процесса в педагогическом вузе (организация регулярной самостоятельной работы студентов в учебном семестре; развитие навыков творчества и самоанализа в работе; экономия времени на изучение дисциплины; успешная работа в коллективе).
В данном исследовании принимали участие три группы студентов-бакалавров. Исследование проводилось на курсах «Математический анализ», «Дифференциальные уравнения», «Теория функций комплексного переменного», разработанных авторами в LMS Moodle.
В качестве анализа результатов использовались академические оценки участников, полученные при контроле в LMS и личное анкетирование (интервью), посвященное опыту студентов в использовании соответствующих курсов LMS на занятиях. Цель анализа – определить отношение студентов к использованию LMS в обучении и получить рекомендации по улучшению структуры и наполняемости курсов. Качественные и количественные данные – это оценочные баллы и результаты опросов.
Материалы исследования
Технически e-Learning построена на основе целого ряда программных продуктов. Нас интересовали: Разработка средств учебного контента (Authoring Tool) и Система управления обучением (Learning Management System) – названная в России термином Система дистанционного обучения (ДО), дополненная Системой обмена информацией.
Для нашего вуза данный способ обучения является новым, поэтому все участники имели ограниченный опыт работы и обучения в LMS.
Разработанная система управления обучением реализует следующие функции:
- разграничение прав доступа; идентификация (как проявление способностей) и учет слушателей;
- организация и управление обучением, его результатами и контролем (чаще в виде тестирования);
- взаимодействие синхронного и асинхронного общения;
- сбор и подготовка аналитической и статистической отчетности;
- наличие связи с внешними информационными системами (например, с системой «Деканат»).
Учебные материалы и тесты создают с помощью средств контента и размещают в базу данных системы управления обучением. Она обеспечивает слушателям доступ к учебным ресурсам. В режиме реального времени система обмена информацией позволяет обмениваться информацией всем участникам учебного процесса как синхронно, так и асинхронно. На основе средств управления контентом строится интерфейс системы управления обучением.
Система позволяет создавать как статичные тексты и HTML страницы при помощи стандартных редакторов, таких как Microsoft Word, так и интерактивные ресурсы с элементами голосового сопровождения и анимации. Мультимедийные программы являются средством создания интерактивных продуктов.
Система обмена информацией е-Learning позволяет осуществлять следующие функции:
- асинхронное общение – электронная почта, форумы, доски объявлений;
- синхронное общение – видеоконференции, голосовой и компьютерный чаты, использование совместных программных продуктов.
Для эффективности электронного обучения используемая в нем технология должна обладать рядом характеристик и доставлять комфорт, прежде всего обучаемому. Технические сложности и проблемы в использовании программного обеспечения заглушают энтузиазм новоявленных учеников.
Система LMS Moodle предоставляет каждому обучаемому персональные возможности для эффективного изучения курса, а преподавателю – данные для составления учебных программ, сроков прохождения контроля, сбора отчетности о результатах обучения, организации коммуникаций между сторонами обучения. Студенты получают от системы возможность доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки учебно-методических материалов, выбора подходящих элементов контроля, использования дополнительных ресурсов учебного процесса (материалов лекционных и практических занятий/лабораторных работ, контрольных работ и тестов, средств совместной работы и обсуждения).
Достоинства Open Source LMS Moodle
Платформа Open Source LMS Moodle известна более чем в 100 странах мира и широко используется в образовании. Moodle отличается от известных коммерческих LMS по предоставляемым возможностям: распространяется в открытом доступе; есть возможность адаптировать систему под особенности выбранного образовательного проекта; при необходимости есть возможность встроить нужные модули [3].
Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения – коллективность действий, совместный характер групповой работы, коллегиальность, сотрудничество и взаимодействие. Есть возможность организовать обучение через совместные решения поставленных задач, осуществлять обмен информацией и знаниями, имеет широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Сервис рассылки сообщений оперативно информирует участников курса или отдельные группы о происходящих событиях. Через чат и форум преподаватель организуют обсуждение насущных проблем. В качестве сообщений форума можно присоединять файлы любых форматов [4].
Как преподаватели, так и студенты могут воспользоваться функцией оценки сообщений. В режиме реального времени ведётся обсуждение проблем в чате. Сервисы «Комментарий» и «Обмен сообщениями» используются для индивидуальных консультаций преподавателя со студентами, а также для рецензирования выполненных работ. Профессиональные проблемы между педагогами обсуждаются в сервисе «Учительский форум».
Отличительной особенностью Moodle является создание и хранение системой портфолио каждого обучающегося: все выполненные и прикрепленные им задания, оценки и комментарии преподавателя к работам.
В рамках дисциплины разработчик использует удобную для себя систему оценивания, отметки хранятся в сводной ведомости курса. Система также позволяет контролировать посещаемость и учитывать активность студентов, фиксирует время их учебной работы в курсе.
Структура учебных курсов в среде Moodle
Перечислим основные ресурсы среды Moodle, активно используемые в апробируемых нами курсах: «Математический анализ», «Дифференциальные уравнения», «Теория функций комплексного переменного».
«Web-страницы» являются основным и самым используемым ресурсом перечисленных курсов. Представляет собой гипертекстовый документ, внедренный в среду LMS Moodle. Язык гипертекстовой разметки HTML является основой всех Web-документов, часть элементов легко вставляется с панелей Web-редактора Moodle. Web – документ Moodle, позволяет наиболее эффективно передать содержание курса, будь то лекция, практическое или лабораторное занятие [5].
Модуль «Книга» нами используется как дополнительный ресурс и позволяет в удобной многостраничной форме представить учебный материал различного направления.
Достаточно важным и часто используемым модулем Moodle является «Задание». Позволяет размещать контрольные задания и осуществлять проверку в пределах одного блока, раздела или всего курса. Во всех рассматриваемых нами курсах имеются задания к практической работе и общие – по дисциплине. У студента есть возможность выбора: создать и загрузить результат своей работы на сервер в виде файла произвольного формата или создавать текст ответа непосредственно при помощи встроенного визуального редактора на странице Moodle.
Система позволяет преподавателю оперативно проверять загруженные студентом тексты и файлы, комментировать их, указывать ошибки, предложить доработать и поставить отметку за задание. Можно открыть ссылки на сданные файлы и сделать ошибки предметом обсуждения в форуме для достижения максимального понимания задания. Преподаватель определяет сроки сдачи материалов на проверку и отправку отчета о выполнении на сервер.
Преподаватель определяет максимальный объем файлов и их количество на странице «Ответ – в виде файла», количество попыток при выполнении задания, организует отправку уведомления об отчете по электронной почте. Добиться полного решения поставленной задачи позволяет многократная сдача студентом контрольного задания без снижения оценки и получения надлежащих комментариев, корректирующих работу над заданием.
В качестве ресурса общения преподавателя со студентами в рамках учебного процесса используется «Форум». Раздел предназначен для проведения консультаций и организации обсуждений по наиболее важным проблемам обучения. Студенты могут использовать «Форум» для загрузки файлов, по которым планируется организовать учебное обсуждение, у них имеется возможность оценить правильность выбранного Типа форума. Преподаватель выбирает тип из нескольких предложенных системой вариантов: с обсуждением одной темы – обычный и доступный для всех, имеется форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя или работы друг с другом. В рамках исследования мы тщательно следили за разделом «Добавить тему для обсуждения» и анализировали его.
Методы исследования
Чтобы оценить ключевые функции в LMS Moodle, были разработали учебные курсы с использованием описанных ресурсов, а студенты – выполняли задания в таких форматах, как Word, Powerpoint, pdf, jpg. Всех участников обязали читать объявления в группе и отвечать на вопросы, обсуждения и публикации своих одногруппников. Участие студентов в обсуждениях было проанализировано и оценено.
Обучение проводилось в течение семестра (18 недель). Студенты прошли предварительный опрос в виде входного тестирования до начала обучения и после изучения курса, чтобы определить различие академических результатов обучения и взаимодействия. Завершающий опрос включал 30 вопросов, связанных с содержанием курсов: на знание понятий и определений, на истинность утверждения, на сопоставление вариантов, на последовательность вариантов, на принадлежность интервалу, на ручной ввод ответа, десять с множественным выбором ответа и пять вопросов эссе.
Для определения влияния LMS на организацию и мотивацию студентов при организации учебного процесса в педагогическом вузе в учебных курсах были организованы форумы, дискуссионные мероприятия, практические опросы (анкеты), выполнялись задания. Цель дискуссий – выяснение эффективности, отношения и удобства организации курсов (мотивация и готовность к использованию такого способа обучения, практическая и технологическая эффективность, изменения в отношении к обучению и взаимодействию в группах).
Результаты исследования
Участники групп выразили положительное отношение к изучению курсов, высокий уровень активности, взаимодействия и мотивации. Отметили, что применение Moodle обеспечивает удобную среду, в которой они могут делиться ресурсами и обсуждать темы друг с другом. Средний балл по изучаемым предметам с применением ресурсов Moodle в академических группах стал значительно выше.
Разделы анкеты (отношение к обучению с использованием LMS, технологическая эффективность и готовность использовать, мотивация обучения, отношение к взаимодействию) содержали только положительные отзывы. Студенты отметили, что изучили и опробовали простую среду, в которой они могли загружать и редактировать ответы на задания, получать «репетиционные» материалы от сокурсников («Я многому научил других, они со мной поделились своими ресурсами и опытом»). Студенты отмечают изменение (улучшение) личностных отношений в группах («Я никогда ранее так много не взаимодействовал с другими и при этом чувствовал себя комфортно в учебной среде». «Совместное обучение приносит мне пользу, организует соревновательное движение и мотивирует к дальнейшему саморазвитию!»). Были сделаны рациональные предложения о смене последовательности изучения некоторых тем в дисциплинах, отредактированы вопросы тестовых заданий.
Среди положительных моментов студенты выделяют оперативность получения нужного учебного материала и результатов контроля, личное участие в создании образовательного контента, быструю обратную связь через разделы «обсуждение» или «вопрос-ответ», а также возможность демократичного и оперативного общения с профессорско-преподавательским составом. Студенты подтвердили:
- В результате работы формируются мотивация обучения, познавательный интерес, активная позиция, ответственность за результат.
- Структурированный подход при планировании содержания курса, его последовательность и системность способствуют образованию целостной системы знаний.
- У студентов есть возможность самоконтроля и самоанализа, оперативных консультаций с преподавателем, гибкость графика обучения.
- Изучение материала посредством среды Moodle позволяет экономить время для проведения практических и творческих работ.
Отмеченные студентами неудобства – если после входа системой не пользоваться в течение непродолжительного времени, то она требует повторной регистрации, на что тратится дополнительное время.
Заключение
Информационные технологии стали результатом огромных перемен, произошедших за последние годы в современной высшей школе. Системы управления обучением открывают колоссальные возможности для развития образования. LMS Moodle зарекомендовала себя как одна из самых востребованных систем управления обучением, предлагающая огромное количество возможностей для созданий и распространения учебных материалов, оценивания студентов, а также взаимодействия между обучаемыми и преподавателем. Индивидуальный график изучения учебного предмета является её основным достоинством. Так реализуется важнейшее требование современного образования – формирование у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие [5].
Внедрение системы управления обучением в вузе - это использование современных информационно-обучающих технологий; стимулирование самостоятельной и коллективной работы студентов; развитие навыков творчества и анализа; экономия времени на изучение дисциплины; самореализация при общении в группах; шаг в международное образовательное сообщество.