Наиболее важным этапом обучения студентов-иностранцев является этап предвузовской подготовки и обучение на младших курсах, на которых происходит адаптация студентов к иноязычной среде и специфике российского образования, закладывается фундамент для дальнейшего получения качественного образования. В настоящее время на подготовительном факультете для иностранных граждан, помимо социокультурной, языковой и академической адаптации, под которой понимается приспособление иностранных учащихся к особенностям организации учебного процесса в российском вузе, к методам обучения, необходимости усвоения большого объема знаний, анализу научного материала, стоит проблема формирования готовности иностранцев к использованию информационно-образовательной среды вуза [1]. Данный факт обусловлен регламентирующими документами Минобрнауки РФ, в которых предписано создание информационно-образовательной среды вуза, а в образовательных стандартах информационные компетенции включены в число базовых компетенций любого профиля подготовки. В последние годы наблюдается лавинообразное развитие информационных технологий, многие из которых сразу включаются в образовательный процесс. Часть таких технологий уже хорошо зарекомендовали себя в российском образовании, другие еще предстоит внедрить и изучить эффективность их применения. У студентов-иностранцев, прибывающих в российский вуз для обучения, должна быть сформирована готовность использовать ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в учебных целях.
В рамках нашего исследования под информационно-коммуникационными технологиями в образовании мы понимаем процесс сбора, обработки и передачи данных для использования в учебных целях или получения новой информации о состоянии объекта, процесса или явления [2]. Под средствами современных информационно-коммуникационных технологий принято понимать программные, программно-аппаратные и технические средства, а также устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [3]. К техническим средствам современных информационных технологий относятся: флеш-карты, айфоны, смартфоны, планшетные компьютеры, которые позволяют иметь мобильный выход в Интернет; мультимедиапроекторы, позволяющие применять аудио-, видеоматериал; интерактивные доски, веб-камеры, компьютерные классы, в том числе мобильные, составляющие информационно-технологическую базу учебного заведения, и пр. Внедрение ИКТ в образовательный процесс подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания и деятельности студентов и преподавателей, а также к пониманию ими процессов информатизации в современном обществе и образовании.
Организация обучения иностранцев с использованием ИКТ способствует решению следующих дидактических задач: совершенствование образовательного процесса и повышение индивидуализации; сохранение мотивации к обучению на должном уровне; активизация учебного процесса; актуализация учебного контента и ускоренное тиражирование; повышение эффективности самостоятельного изучения материала; возможность самодиагностики и самокоррекции; возможность использовать аудио- и видеоконтент для лучшего освоения учебного материала.
Проанализировав ряд исследований, посвященных учебной деятельности иностранных студентов в российском вузе, мы под готовностью студентов-иностранцев применять информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности будем понимать необходимый уровень сформированности мотивационных, знаниевых, деятельностных и рефлексивных качеств иностранного студента, обеспечивающих успешное использование информационно-образовательных ресурсов и овладение современными формами коммуникации в обучающей среде вуза. Таким образом, под готовностью понимаем сложное интегративное качество личности студента, имеющее четырехкомпонентную структуру [4].
Каждая составляющая имеет свою функцию: инициирующая, информационная, технологическая и регулирующая соответственно для мотивационного, когнитивного, деятельного и рефлексивного компонента. Проанализировав функциональный аспект каждого компонента формируемого качества личности студента, спроектировали структурно-функциональную модель готовности студента к использованию ИКТ в обучении, представленную на рисунке.
Структурно-функциональная модель готовности студентов-иностранцев к использованию ИКТ в учебной деятельности
Для диагностики сформированности готовности студентов-иностранцев применять ИКТ в учебной деятельности необходимо оценить сформированность каждого компонента. Были проанализированы, отобраны и адаптированы для студентов-иностранцев средства для диагностики мотивационно-ценностного компонента в виде теста-опросника. Диагностику когнитивного компонента готовности студентов-иностранцев в ходе проведенного эксперимента мы осуществляли с помощью теста по информатике [5]. Деятельностный (практический) компонент готовности к применению ИКТ в учебной деятельности оценивался с помощью анкеты, в качестве основы была взята анкета А.А. Тонхоноевой [6]. Диагностика рефлексивного компонента проводилась преподавателем с помощью анкеты оценки уровня рефлексии при формировании готовности к применению информационно-коммуникационных технологий. Анкеты и тест-опросники были адаптированы для иностранных студентов и переведены на английский, испанский, французский и арабский языки для использования на начальном этапе обучения.
В исследовании была разработана модель формирования готовности иностранных студентов к использованию информационно–коммуникационных технологий при обучении в вузе. Модель состоит из четырех блоков: целевого, методологического, содержательно-методического и диагностического. В методологическом блоке рассматриваются основные задачи, подходы и принципы формирования готовности иностранных студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении. В качестве основополагающих системообразующих принципов построенной модели являются методологические подходы. Это аксиологический, коммуникативно-деятельностный и информационный подходы. В содержательно-методическом блоке содержатся структурные компоненты, а именно: методы и средства, способствующие формированию готовности к использованию ИКТ в учебной деятельности. В диагностическом блоке анализируются критерии и уровни сформированности изучаемого качества.
Разработанная модель был реализована при проектировании и создании обучающей среды подготовительного факультета для иностранных граждан КубГТУ [7]. На портале размещены учебно-методические комплексы различных дисциплин с учетом профиля обучения. Учебные курсы имеют стандартную структуру, содержат обязательные элементы: основные сведения, учебные модули, фонд оценочных средств, информационные ресурсы, интерактивные формы обучения. Модуль «Основные сведения» содержит основные сведения о дисциплине, вводный видеоролик, рабочую программу, глоссарий-переводчик терминов дисциплины с русского на английский, форум, методические указания, расписание онлайн учебных занятий и консультаций, график изучения дисциплины. Учебные модули состоят из интерактивных лекций, дополненных озвученными презентациями, видеолекций, практических заданий. Фонд оценочных средств содержит список вопросов и заданий и тестовую базу по дисциплине.
Для обучения иностранных студентов русскому языку на младших курсах создан информационный образовательный портал «Русский как иностранный» [8]. Портал наполнен электронно-образовательными ресурсами по русскому языку как иностранному. Отличительной особенностью данного ресурса от других курсов является использование приложения SCORM, притекстовые и послетекстовые задания, большой объем структурированного учебного контента, мультимедиаприложения.
Для обучения студентов по основным дисциплинам выбранного профиля преподавателями КубГТУ наполняется модульная объектно-ориентированная среда вуза [9].
Для выбора оптимальной формы организации учебного процесса иностранных студентов в техническом вузе были рассмотрены традиционное, электронное и дистанционное обучение. Проанализировав достоинства и недостатки традиционного и дистанционного обучения, мы пришли к выводу, что для студентов-иностранцев наиболее удачной формой является комбинированное (смешанное - blended learning) обучение, основанное на сочетании принципов и технологий электронного образования, традиционных аудиторных занятий и самостоятельной работы в традиционной и дистанционной
форме [10]. При этом будут реализованы следующие преимущества смешанного обучения:
возможность построения личной образовательной траектории; студенты-иностранцы могут самостоятельно овладеть новой лексикой, подготовиться к занятию, используя онлайн-словари, предтекстовые задания, учебный контент, а вместе с преподавателем отрабатываются полученные знания, проясняются спорные моменты;
повышается мотивация за счет создания комфортного личного образовательного пространства;
учитываются индивидуальные особенности студентов-иностранцев при восприятии и переработке информации;
расширяются возможности получения необходимых знаний, выработка навыков самообучения;
эта форма обучения позволяет внести разнообразие при выборе форм коммуникации студента-иностранца с преподавателем (аудиторные занятия, вебинар, общение в форуме, переписка, работа в лингафонном кабинете и др.);
обеспечивается достижение более высоких образовательных результатов, чем при традиционном обучении, так как предполагается автоматическая обработка и хранение всех видов информации о ходе и результатах общеобразовательной деятельности.
Анализ моделей смешанных форм обучения позволил выбрать более применимую из них для обучения студентов-иностранцев в техническом вузе - это так называемая ротационная модель, или ротация, когда первым этапом является предъявление учебного материала, что происходит с использованием ИКТ и осуществляется в виде самостоятельной работы в условиях виртуальной образовательной среды, а затем происходит отработка материала в аудитории с преподавателем, и далее самостоятельная домашняя работа в
интернет-среде [11].
Был проведен педагогический эксперимент, во время которого обучение контрольной группы было организовано в традиционной форме, обучение экспериментальной группы было организовано в созданной обучающей среде, размещенной на платформе Moodle - «Модульная объектно-ориентированная система подготовительного факультета для иностранных граждан КубГТУ». Наиболее наполненными являются курсы: «Основы работы на персональном компьютере», химия и математика. В исследовании использовался одинаковый учебный контент при обучении в обеих группах. В конце обучения на подготовительном факультете для иностранных граждан студенты обеих групп прошли анкетирование и тестирование. Во время тестирования можно было использовать словари, электронные переводчики и электронные словари. Была подтверждена гипотеза о незначительных различиях между мотивационным и рефлексивным компонентами готовности к применению ИКТ иностранными студентами в учебной деятельности, тогда как между знаниевым и деятельностным компонентами на уровне значимости 0,05 по критерию Вилкоксона-Манна-Уитни выявлены значимые различия [12]. Данный факт был интерпретирован следующим образом: используемый в исследовании для оценки уровня сформированности мотивационного компонента тест-опросник и анкета для рефлексивного компонента готовности к использованию ИКТ показали на этапе констатирующего эксперимента хорошие результаты, которые в ходе первого этапа не претерпели значительных изменений, то есть инвариантны к данным методикам обучения. Основные усилия при обучении студентов экспериментальной группы были направлены на организацию освоения навыков работы в обучающей среде, в результате чего были положительные изменения в знаниевом и деятельностном компонентах формируемого качества личности студента.
Для подтверждения положительной динамики в уровне компонентов готовности к применению ИКТ были продолжены наблюдения за студентами-иностранцами при обучении их на первом курсе КубГТУ. Образовательные ресурсы по русскому языку по дисциплине РКИ размещены на сайте «Русский как иностранный - информационный образовательный портал», образовательные ресурсы по различным дисциплинам размещены в «Системе дистанционного обучения КубГТУ» на платформе Moodle, и все студенты получают логины и пароли для входа в систему. В конце первого года обучения были протестированы студенты обеих групп, участвующих в эксперименте. Анкетирование и тестирование было проведено на русском языке. Тенденция была сохранена, и гипотеза о незначимости различий между мотивационным и рефлексивным компонентами подтверждена, а между знаниевым и деятельностным компонентами выявлены значимые различия на уровне значимости 0,05 по критерию Вилкоксона-Манна-Уитни.
Анализируя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- в результате педагогического эксперимента, проведенного на подготовительном факультете для иностранных граждан КубГТУ, в ходе которого была реализована предложенная модель формирования готовности иностранных студентов к применению информационно-коммуникационных технологий, гипотеза об эффективности предложенной методики нашла свое подтверждение;
- наибольшая положительная динамика была зафиксирована по знаниевому и деятельностному компонентам готовности иностранцев к использованию информационных технологий, тогда как мотивационный и деятельностный компоненты, имеющие изначально средний уровень, не претерпели значительных изменений;
- предложенная в данном исследовании методика применения смешанной формы обучения иностранных студентов в специально созданном виртуальном образовательном пространстве на платформе Moodle эффективна в силу возможности использования аудио- и видеоформатов представления учебного контента и возможности организовать самостоятельную работу иностранцев по освоению различных видов речевой деятельности;
- формирование на начальном этапе обучения готовности иностранных студентов к использованию информационных технологий является необходимым условием их академической успешности в техническом вузе.