Актуальность. Костно-мышечная система (КМС) - одна из ведущих систем организма, ее состояние во многом определяет уровень здоровья в детском и юношеском возрастах. Заболевания КМС, оказывая воздействие на весь организм, способствуют ограничению жизнедеятельности практически на всем периоде онтогенеза. В школьном возрасте это занятия физкультурой или спортом (вид и интенсивность физических нагрузок), танцы или конструирование, прогулка или чтение книг. В юношестве проблема становится более масштабной, включая несвободу личной жизни; выбор места жительства, профессии, увлечений, трудоустройства, призыв на воинскую службу. В особых случаях возможно развитие инвалидности, что сочетается не только с эмоциональными переживаниями и психическими страданиями самого человека, его близких, но и с большими финансовыми затратами на лечение и реабилитацию, что представляет несомненный ущерб для всего общества [1-3].
Клинико-эпидемиологические исследования свидетельствуют о значительном увеличении заболеваемости КМС, наряду с болезнями органов пищеварения, глаз, сердечно-сосудистой, эндокринной систем и др. За последнее десятилетие рост общей заболеваемости учащихся увеличился на 18,5%, более половины в структуре (9,6%) составляла патология костно-мышечной системы [4-6].
Особую составляющую данной проблемы представляют гендерные особенности заболеваемости КМС: клинические варианты различных видов патологии, степень тяжести, сочетанность с другими заболеваниями, влияние на физическую работоспособность, и, главное, решение профилактических, лечебных и реабилитационных задач имеет свои особенности у мальчиков (М) и девочек (Д). При профилактических осмотрах учащихся у большинства М и Д определено наличие болезней, в том числе КМС, которые в 70% ограничивают выбор профессии, годность к службе в армии составляет не более 50-60%, около 80% девушек к окончанию школы отягощены хроническими заболеваниями (в 80-х годах их было 43%). Многие ученые обосновывают данные негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся несоблюдением основ здорового образа жизни [7-9].
Цель исследования - установить гендерные особенности костно-мышечной системы учащихся общеобразовательных учреждений (ООУ) и разработать профилактические и оздоровительные технологии для М и Д.
Объем и методы исследования. Гендерные особенности КМС изучены при проведении углубленного медицинского осмотра 2241 мальчика и 2425 девочек 7-18 лет, обучающихся в ООУ г. Н. Новгорода. Оценка состояния КМС реализована по разработанной методике, которая включала:
- соматоскопию - ортопедический скрининг - состояние мускулатуры, форму грудной клетки, живота, ног; анатомические симметрии тела; выраженность изгибов позвоночного столба; признаки дизэмбриогенеза;
- антропометрию - замеры морфологических констант с целью определения симметрии верхнего плечевого пояса, длины ног, необходимых для выявления формирования статических деформаций позвоночника; индексы Фридлянда (длина, ширина и высота стоп) – определение состояния сводов стоп;
- скрининг-тест определения уровня минерализации костной ткани (Вишневецкая Т.Ю. и др., 2002);
- заболеваемость КМС по данным углубленного осмотра (уровень и структура);
- заболеваемость КМС по данным трехлетней обращаемости в детские поликлиники (уровень и структура, кратность заболеваний, длительность одного случая заболевания и числа дней болезни за год - выкопировка из истории развития ребенка). Шифровку проводили в соответствии с МКБ-10;
- группы здоровья по состоянию КМС.
Полученные данные статистически обработаны с помощью компьютерной программы Statistica 6.0. Оценку значимости отличий между сравниваемыми группами проводили по критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при р <0.05.
Результаты исследования. Ортопедический скрининг включал оценку состояния мускулатуры, форму грудной клетки, живота и ног (табл. 1).
Состояние мускулатуры. У мальчиков в два раза больше хороших оценок, статистически значимо - меньше удовлетворительных. Слабая мускулатура чаще выявлена у девочек, почти у пятой их части.
Формы грудной клетки. Варианты нормы - коническая, цилиндрическая, плоская определены у большинства М и Д практически в равных соотношениях. Патологические формы грудной клетки - килевидная, воронкообразная, ладьевидная, эмфизематозная, паралитическая - встречаются достаточно редко, также без выраженных гендерных различий.
Таблица 1
Ортопедический скрининг мальчиков и девочек (% к итогу)
Показатели-оценки |
Пол |
p |
|
М |
Д |
||
Состояние мускулатуры |
|||
Хорошее |
48,94 |
24,38 |
0,000* |
Удовлетворительное |
41,16 |
57,31 |
0,000* |
Слабое |
9,89 |
18,32 |
0,000* |
Форма грудной клетки |
|||
Цилиндрическая |
35,80 |
33,84 |
0,308 |
Коническая |
40,86 |
41,33 |
0,836 |
Плоская |
12,31 |
11,51 |
0,563 |
Килевидная |
0,45 |
0,23 |
0,506 |
Воронкообразная |
0,00 |
0,15 |
0,478 |
Ладьевидная |
1,36 |
1,82 |
0,432 |
Эмфизематозная |
3,85 |
4,84 |
0,247 |
Паралитическая |
5,36 |
6,28 |
0,353 |
Форма живота |
|||
Нормальная |
57,55 |
40,88 |
0,000* |
Отвислая |
41,84 |
57,76 |
0,000* |
Втянутая |
0,60 |
1,36 |
0,075 |
Форма ног |
|||
Нормальная |
33,91 |
38,30 |
0,021* |
О-образная (лёгкая) |
29,53 |
27,33 |
0,225 |
О-образная (умеренная) |
13,14 |
9,08 |
0,001* |
О-образная (выражен.) |
1,28 |
0,68 |
0,170 |
Х-образная (лёгкая) |
16,99 |
21,50 |
0,004* |
Х-образная (умеренная) |
4,53 |
2,95 |
0,042* |
Х-образная (выраженная) |
0,60 |
0,15 |
0,114 |
* – различия достоверны (р<0,05).
Форма живота. Нормальная форма живота отмечена у более половины М, отвислая - у такого же количества Д, различия статистически значимы в обеих характеристиках. Втянутая форма живота в два раза чаще отмечена у Д, но показатели статистически не значимы.
Форма ног. Нормальная форма ног значимо чаще определена у Д. При О-образной форме ног легкой степени статистика гендерных различий не подтверждает, но определена она сравнительно часто – у трети М и Д. Умеренная степень О-образной формы ног встречается реже, но значимо чаще выявлена у М; выраженная степень - также чаще у М, но в виде тенденции и в единичных случаях. Х-образная форма ног легкая степень чаще выявлена у Д, умеренная – у М, выраженная степень - гендерные особенности не выявлены, что, по-видимому, обусловлено малым количеством наблюдений.
На ступенях обучения, т.е. в возрастном аспекте, состояние ортопедического скрининга следующее:
- состояние мускулатуры - хорошее значимо чаще отмечено у М всех возрастов (р=0,000), удовлетворительное (р=0,003) и слабое (р=0,000) - у Д, особенно в начальной школе;
- формы грудной клетки - нормальные распределены практически равномерно среди М и Д всех ступеней обучения с тенденцией к большему количеству в начальной школе. Среди патологических форм обращает внимание более частая регистрация эмфизематозной формы у мальчиков начальной школы (р=0,033);
- форма живота - нормальная чаще определена у М на всех ступенях обучения (р=0,0000), отвислая – чаще у Д второй и третьей ступеней (р=0,000), втянутая – чаще у мальчиков-старшеклассников (р=0,003);
- форма ног - нормальная равномерно оценена среди учащихся всех ступеней без гендерных различий. Обращает внимание состояние формы ног в начальной школе: О-образная и Х-образная формы умеренной степени (р=0,000, р=0,014) чаще диагностированы у мальчиков, Х-образная форма легкой степени - у Д (р=0,001).
Метод определения уровня минерализации костной ткани (Вишневецкая Т.Ю. и др. 2002 г.) базируется на регистрации различных соматоскопических характеристик КМС, которые были отмечены у М и Д. Это позволило определить у большинства учащихся нормальный (59,9%), пограничный (35,2%) и сниженный (4,9%) уровни минерализации. У М значимо чаще определяли нормальный уровень минерализации на всех ступенях обучения. У Д чаще выявлены пограничный и сниженный уровни (р=0,001, р=0,000), особенно у старшеклассниц. Однако необходимо отметить, что сниженный уровень встречается в семь-восемь раз реже пограничного, что представляет некоторый оптимизм в решении этой проблемы.
В структуре общей заболеваемости заболеваемость костно-мышечной системы учащихся определена как ведущая. С возрастом, от ступени к ступени в состоянии КМС и здоровья в целом выявлено снижение функциональных нарушений (ФН) наряду с ростом числа хронических заболеваний (ХЗ).
Гендерные различия по КМС и общей заболеваемости на ступенях обучения (рис. 1) определили более высокий уровень заболеваемости девочек во всех возрастах. Необходимо отметить, что в начальной школе и у старшеклассниц разница по заболеваемости КМС не имеет статистической значимости (р=0,428, р=0,870). Уровни ФН и ХЗ среди девочек выше, но статистически значимы только по ХЗ (р<0,001).
Рис. 1. Уровни заболеваемости КМС и общей у М и Д на ступенях обучения
(на 1000 осмотренных)
В структуре заболеваемости КМС (нозологические формы) у М и Д первые четыре места занимали: сколиотическая осанка, уплощенные стопы, сколиозы, плоские стопы (табл. 2). При этом первые два места представляли функциональные нарушения. У мальчиков среди ФН выше распространенность деформаций грудной клетки, сутулости; у девочек – уплощения грудного кифоза. Среди хронических заболеваний преобладали: у мальчиков - кифоз, у девочек – плоская спина, лордоз, сколиоз.
Таблица 2
Заболеваемость костно-мышечной системы у М и Д (на 1000 детей и в % к итогу)
Нозологические формы КМС |
Мальчики, n=2241 |
Девочки, n=2425 |
p |
||||
‰ |
% |
Ранг |
‰ |
% |
Ранг |
||
Функциональные нарушения |
|||||||
Деформации грудной клетки |
71,4 |
5,20 |
5 |
47,4 |
3,21 |
7 |
0,000* |
Гипермобильность суставов |
59,3 |
4,32 |
7 |
66,4 |
4,50 |
6 |
0,775 |
Уплощенные стопы |
306,1 |
22,29 |
2 |
308,9 |
20,92 |
2 |
0,184 |
Сутулость |
58,0 |
4,22 |
8 |
34,6 |
2,35 |
8 |
0,000* |
Уплощение грудного кифоза |
62,9 |
4,58 |
6 |
102,3 |
6,93 |
5 |
0,000* |
Увеличение поясн. лордоза |
26,8 |
1,95 |
9 |
31,3 |
2,12 |
9 |
0,681 |
Сколиотическая осанка |
360,6 |
26,26 |
1 |
362,5 |
24,55 |
1 |
0,117 |
Хронические заболевания |
|||||||
Ювенильный артрит |
1,8 |
0,13 |
13 |
1,6 |
0,11 |
14 |
0,888 |
Плоские стопы |
149,0 |
10,85 |
4 |
164,9 |
11,17 |
4 |
0,708 |
Кифоз |
10,3 |
0,75 |
11 |
4,1 |
0,28 |
13 |
0,011* |
Плоская спина |
6,7 |
0,49 |
12 |
21,4 |
1,45 |
11 |
0,000* |
Лордоз |
1,8 |
0,13 |
13 |
7,0 |
0,47 |
12 |
0,022* |
Сколиоз |
233,4 |
17,00 |
3 |
295,3 |
20,00 |
3 |
0,002* |
Дорсопатии |
25,0 |
1,82 |
10 |
28,5 |
1,93 |
10 |
0,817 |
* – различия достоверны (р<0,05).
Анализ заболеваемости КМС с учетом возрастных особенностей выявил снижение функциональных нарушений и увеличение хронических заболеваний от ступени к ступени. В начальной и средней школах у М и Д ранжирование первых четырех мест практически аналогично. Особо необходимо отметить, что у старшеклассников (3-я ступень) отмечено изменение ведущих мест среди нозологических форм КМС. Первое место у М и Д с большим запасом занимал сколиоз (р=0,000); значительно увеличилось количество плоских стоп, плоской спины, дорсопатий, лордоза, кифоза, ювенильного артрита (p<0,05). У М второе место заняли плоские стопы, третье место – уплощенные стопы, далее сколиотическая осанка; у Д на втором месте определены уплощенные стопы, далее – сколиотическая осанка, плоские стопы.
Таким образом, среди М и Д определено достоверное увеличение к 3-й ступени обучения хронических заболеваний КМС: сколиозы, плоские стопы, дорсопатии, деформации грудной клетки, только у М – кифозы, только у Д – лордозы; достоверно уменьшились у М и Д функциональные нарушения - сколиотическая осанка, у М ещё и уплощенные стопы. Также необходимо отметить, что у многих учащихся с ФН и ХЗ костно-мышечной системы, наряду с патологией позвоночника, выявлена и патология стоп разных степеней выраженности. На школьника в среднем приходилось 1,2 диагноза КМС, из которых 0,44 являлись ХЗ.
Рассмотрели характеристику сколиозов, как наиболее тяжёлую и распространенную патологию КМС, приводящую к дизрегуляции в работе органов и систем организма.
Выделяли С-образные, S-образные и кифосколиозы, среди них преобладали S-образные сколиозы, кифосколиозы составили всего 6% (рис. 2).
У мальчиков в сравнении с девочками реже определяли S-образные сколиозы и чаще – кифосколиозы (р=0,0000).
Рис. 2. Структура видов сколиозов у М и Д, %
В возрастном аспекте у М и Д наблюдали увеличение доли S-образных сколиозов наряду с уменьшением доли С-образных (р<0,05). Доля кифосколиозов незначительно увеличилась к 3-й ступени обучения, особенно у М. В начальной школе у М определена тенденция к большей доле С-образных и кифосколиозов, у Д – S-образных сколиозов; в средней школе – у М значительно выше доля кифосколиозов, у Д определена лишь тенденция к большим величинам по другим видам сколиозов; старшеклассники - мальчики отличались большей долей кифосколиозов (0,001), Д – S-образных сколиозов (0,005).
Тяжесть заболевания сколиоза характеризует степень его выраженности. Первая степень сколиоза в большинстве случаев выявлена на всех ступенях обучения, но доля его уменьшалась от ступени к ступени (р=0,000) за счет утяжеления патологического процесса. Значимые гендерные различия выражены только в средней школе: у М чаще отмечен сколиоз I степени (0,001), у Д – сколиоз II степени (р-0,000).
В структуре заболеваемости по обращаемости болезни костно-мышечной системы находились на седьмом месте (у М - шестое место, у Д - девятое место). Ведущие места среди нозологических форм КМС при обращении в поликлинику занимали: плоскостопие, сколиотическая осанка, сколиоз, при этом мальчики обращались в 1,5 раза чаще (рис. 3). Необходимо отметить, что обращаемость по классу болезней КМС во всех возрастах у М выше (р=0,001), особенно у старшеклассников (в 3,9 раза). Изучение обращаемости по кратности заболеваний, средней длительности одного случая болезни и числа дней болезни за год (на 100 человек) гендерных различий не выявило.
Группы здоровья по состоянию КМС дают представление о состоянии этой системы в популяции учащихся ООУ (рис. 4). У пятой части (20,2%) всех детей не отмечено нарушений и заболеваний КМС (I группа), почти у половины (47,8%) выявлены функциональные нарушения (II группа), у трети (32,0%) – патология (III группа). У М чаще определена первая группа здоровья по КМС (p=0,000), у Д – третья (p=0,000).
Рис. 3. Уровни заболеваемости КМС мальчиков и девочек по данным обращаемости на ступенях обучения (на 1000 учащихся)
Рис. 4. Группы здоровья по состоянию костно-мышечной системы у М и Д (%)
Таким образом, учитывая гендерные особенности учащихся, разработали предложения и рекомендации для апробации и внесения в программу по физической культуре. Алгоритм предложений включал: 3–5-разовые в неделю занятия физической культурой по возможности на улице; раздельное проведение урока физической культурой для М и Д основной и подготовительной групп; у М – акцент на развитие выносливости (аэробные тренировки, работа на тренажерах), у Д – укрепление мышечного корсета (статико-динамические тренировки с применением танцевальных форм и музыкального оформления); совершенствование двигательных стереотипов (правильная осанка, ходьба, постановка ног и стоп); формирование мотиваций к ведению здорового образа жизни с акцентом на гендерные особенности на всем протяжении школьного обучения – основа педагогического мастерства и врачебного сопровождения.
Выводы
1. Ортопедический статус учащихся ООУ: низкий мышечный тонус - мышечная гипотония, чаще - у Д; нарушения формы ног, чаще - у М с характерной О-образной формой, у девочек - X-образной; худшие показатели минерализации костной ткани у Д, особенно старшеклассниц. Всё это требует разработки и внедрения экстренных профилактических и оздоровительных мероприятий.
2. Заболевания костно-мышечной системы приоритетны среди общей заболеваемости во всех возрастных группах, наряду с неблагоприятной динамикой - хронизацией от ступени к ступени не только КМС, но и здоровья в целом. Среди Д отмечены достоверно более высокие уровни заболеваемости, особенно хронические заболевания КМС (сколиоз, плоская спина, лордоз). У М зарегистрирован более высокий уровень функциональных нарушений (деформации грудной клетки, сутулость, кифоз). В начальной школе у М преобладали: гипермобильность суставов, уплощенные стопы, на последующих ступенях обучения - деформации грудной клетки, сутулость; у Д в начальной и средней школах - уплощение грудного кифоза; в средней школе – сколиоз; на 2-й и 3-й ступенях обучения – сколиоз, плоская спина.
3. Среди хронических заболеваний преобладали сколиозы, особенно у Д. С возрастом, чаще у Д, определено увеличение S-образных сколиозов, наряду с уменьшением С-образных, а также снижение сколиозов 1 степени, наряду с увеличением сколиозов 2 степени. У М на 2-й и 3-й ступенях обучения выявлена большая доля кифосколиозов. Следовательно, взросление – переход от ступени к ступени обучения, символизирует хронизацию – рост интенсивности и выраженности школьных болезней.
4. Заболеваемость по обращаемости в связи с болезнями КМС у М в 1,5 раза выше, особенно старшеклассников. Это, по-видимому, связано с высокой распространенностью болевых симптомов, которые формируются в связи с большим травматизмом М, развитием дегенеративно-дистрофических процессов в позвоночнике к концу обучения в связи с вредными привычками - курением, нерациональным питанием и др. Заболеваемость по обращаемости в связи с болезнями КМС была сравнительно низкой, при углубленных медицинских осмотрах - сравнительно высокой, что свидетельствует о значимости профилактических медицинских осмотров с обязательным участием в них ортопеда.
5. Среди учащихся без нарушений и заболеваний КМС преобладали М, хронические заболевания диагностированы чаще у Д. Вероятно, это можно объяснить высокой нагрузкой на КМС в период школьного обучения, выраженной гиподинамией и гипокинезией, а также несбалансированным питанием - чаще у Д старшеклассниц (желанием похудеть), что показывает низкий уровень мотиваций к ведению здорового образа жизни или отсутствие знаний о сохранении своего здоровья.
6. Анализ гендерных особенностей учащихся позволил разработать алгоритм предложений и рекомендаций для модернизации программы физической культуры и структуры урока, а также конкретизировать формы и методы здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающего поведения М и Д.