Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGY OF STUDYING THE SECTION «POPULATION» IN THE COURSE «GEOGRAPHY OF RUSSIA» IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF BASIC GENERAL EDUCATIONAL

Tamozhnyaya E.A. 1 Belovolova E.A. 1 Lopatnikov D.L. 1
1 Moscow State Pedagogical University
The section "Population" in the course "Geography of Russia" 8-9 class forms the most important ideas about the features of the population as a whole, the laws of its development, the essence and dynamics of global and regional socio-economic processes and phenomena of Russia and the world, the legal dimensions of population placement in connection with natural, socio-economic and environmental factors, peculiarities of interaction between the population and its geographical environment, the historical stages of the formation of the population of different territories, characteristics and quality of life of the population. The article examines the methodological basis for studying the section "Population" in the course "Geography of Russia" in the context of the implementation of the Federal state educational standards for basic general education and the transition to a modern activity-based, product-development model of learning. The article reveals the significance of "Population" in achieving subject, personal and metasubject results of geography education in primary school. The article considers new aspects of content related to the introduction of the concept of "national human capital", as well as methodological methods of working with new sources of geographic information for students - statistical materials and thematic maps. The way of realization of the activity approach through application of pedagogical technologies of personally oriented and developing training is indicated. The methodology of studying the section "Population" in the course "Geography of Russia" is considered by the authors from the standpoint of the realization of the activity approach, which assumes the unity of the substantive, operational and emotionally-valuable aspects of the learning activity of the students.
productive-developing model of training
educational activity
activity approach
substantive
operational and emotional-value aspects of the educational activity
quality of population
national human capital
pedagogical technologies of personally oriented and developing learning

Переход к деятельностной, продуктивно-развивающей модели обучения, реализация новых подходов в современном географическом образовании, новые требования к результатам обучения требуют изменения организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебного процесса в целом.

Согласно положениям деятельностного подхода, центральное место на уроке занимает организация деятельности учащихся, направленная на освоение опыта работы с различными источниками географической информации, решения познавательных и творческих задач, взаимодействия и оценочной деятельности [1; 2].

В преподавании географии накоплен определенный опыт применения разнообразных методик и технологий обучения. Однако пока вопросам реализации деятельностного подхода в учебном процессе уделяется недостаточное внимание. В рамках работы экспериментальной площадки МПГУ «Реализация деятельностного подхода в обучении географии в рамках апробации новой линии учебников издательского центра Вентана-Граф» (2011-2013 гг.) и научно-образовательной площадки МПГУ «Технологии географического образования» (2014-2018 гг.) осуществлялся поиск путей и средств реализации деятельностного подхода на 2 и 3-й ступенях образования.

Цель исследования - осуществление информационно-методического сопровождения реализации деятельностного подхода в рамках апробации линии учебников географии «Роза ветров» ИЦ «Вентана-Граф».

Объект исследования - процесс обучения географии на 2 и 3-й ступенях образования.

Гипотеза эксперимента - достижение планируемых результатов географического образования возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением нового поколения учебников и других пособий УМК.

В качестве основных методик взаимодействия научного консультанта и сотрудников экспериментальной и научно-образовательной площадки выступали консультирование проекта и консульти­рование процесса. В случае консультирования проекта консультанты выступали в качестве авторов учебников, методических пособий к ним, инструктивных материалов и пр., а сотрудники образовательной площадки - в качестве экспертов и участников апробации. Консультирование процесса предусматривало совместную работу консультантов, администрации и учителей географии по выявлению проблем реализации деятельностного подхода в обучении географии, разработке методических подходов и средств осуществления деятельностного подхода в обучении географии, по проектированию и апробации технологии реализации деятельностного подхода на основе новой линии учебников географии «Роза ветров».

Рассмотрим разработанные приемы и средства реализации деятельностного подхода в обучении географии на примере методики изучения раздела «Население» в курсе «География России».

Учебная деятельность - основа современного урока географии. Она многоплановая и разнообразная по своему содержанию, имеет ряд особенностей и этапов. Учебная деятельность представляет собой процесс тесного единства содержательного, операционального и эмоционально-ценностного аспектов. Содержательный аспект урока представлен системой географических знаний, включающей географические эмпирические и теоретические знания, эмоционально-ценностный - системой усвоенных норм и ценностей, а операциональный аспект обеспечивается применением систем умений и способов действий. Их усвоение происходит одновременно и неразрывно [1].

Содержательная составляющая учебной деятельности школьников при изучении раздела «Население» определяется его важной методологической ролью: особенности жизни населения разных территорий как бы синтезируют в себе своеобразие природы, истории, хозяйства, культуры, раскрывают своеобразие труда местного населения, его связь с местными географическими условиями.

Эта интегрирующая роль раздела «Население» приобретает особую значимость в настоящее время в условиях реализации принципа комплексности при построении содержания школьной географии, выступая центральным связующим звеном в системе основных блоков содержания «природа – население - хозяйство», которые рассматриваются в курсе «География России» в неразрывной связи. При этом особенности природы страны в большей мере рассматриваются как фактор, определяющий условия и качество жизни населения, особенности его хозяйственной деятельности, своеобразие и самобытность материальной и духовной культуры, особенности адаптации коренных народов к жизни в разнообразных природных условиях.

Раздел «Население» несет в курсе «География России» важную теоретическую нагрузку. Он формирует важнейшие представления об особенностях населения страны в целом, закономерностях его развития, сущности и динамике глобальных и региональных социально-экономических процессов и явлений России и мира, закономерностях размещения населения в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, особенностях взаимодействия населения и географической среды, исторических этапах формирования населения разных территорий, особенностях и качестве жизни населения и т.д. [3].

При изучении раздела «Население» учащиеся знакомятся с большим количеством новых социально-экономических представлений, понятий и причинно-следственных связей. С содержательной точки зрения этот раздел несет для учащихся много нового. Содержание раздела «Население» насыщено новыми для школьников теоретическими знаниями (понятиями и причинно-следственными связями), а также представлениями, фактами, новой номенклатурой. К основным понятиям и представлениям, формируемым при изучении раздела, относятся: «естественный прирост населения», «город», «урбанизация» и т.д.

Важной особенностью методики изучения раздела «Население» является его эмоционально-ценностная составляющая. На эту особенность указывал еще Н.Н. Баранский, отмечая, что население - это наиболее интересная для школьников тема, не требующая специальной мотивации, необходимой при изучении других разделов и тем школьной географии. Очевидно, что это определяется как психолого-возрастными особенностями учащихся, вступивших в старший подростковый возраст, так и тем простым фактом, что человеку всегда интересен человек, что бы при этом ни изучалось: природа, страны и континенты, современные проблемы России в целом или ее отдельных регионов [3].

В этой связи наряду с достижением предметных результатов обучения еще более важной задачей изучения раздела «Население» служит реализация воспитательной направленности, заключающаяся в формировании личностных качеств учащихся (патриотизма, толерантности, терпимости и уважения к мировоззрению, культуре, образу жизни, обычаям народов, населяющих Российскую Федерацию), ценностей и ценностных ориентаций, принятых учащимися в качестве стратегических жизненных целей и составляющих основу их мировоззрения, воспитание российской гражданской идентичности, объединяющих россиян в единый суперэтнос. Решение этой задачи возможно благодаря тесным связям изучаемого содержания раздела «Население» с личным опытом учащихся, с современными социальными, экономическими, политическими, межнациональными событиями и проблемами, существующими в России, в мире, в регионе проживания учащихся.

Помимо уже ставших традиционными аспектов, в содержание раздела «Население» необходимо также включить новые представления, понятия, концепции, отражающие современные идеи географической науки и общественного развития.

Так, в современном обществе все большее значение играют показатели,   характеризующие качество населения: уровень интеллектуального развития, образования, культуры, квалификации, здоровья и пр. Человек образованный, сознательный, обладающий хорошим здоровьем и высоким уровнем профессиональной подготовки, не только возвращает государству затраченные на него средства, но и многократно их преумножает, создавая материальные, духовные, интеллектуальные ценности. Поэтому ведущим представлением, характеризующим население страны, является «национальный человеческий капитал», под которым понимается наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страны.

Люди - главное богатство страны, поэтому такие внешние, «количественные» характеристики, как его численность, демографические показатели, доля людей трудоспособного возраста и т.д., уже не в полной мере отражают реалии современного мира.

При изучении раздела «Население» необходимо показать учащимся, что для формирования и эффективного функционирования человеческого капитала необходимы значительные затраты государства при создании среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения. К основным формам «инвестиций в человека» относятся инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение. В развитых странах суммарные расходы по этим направлениям значительно превышают производственные капиталовложения [4].

В экономически развитых странах в последние полвека инвестиции в человеческий капитал значительно опережают инвестиции в производственный (физический) капитал. В то же время, в условиях плохого качества жизни, низкой безопасности, агрессивной или угнетающей среды проживания и работы высококвалифицированные кадры уезжают в страны с более комфортными и безопасными условиями жизни и труда. За рубежом это явление получило название «утечка умов». Так, в России в 1990-1995 гг. в связи с кризисным состоянием научной отрасли около 50 тыс. российских ученых уехали работать за рубеж. Многолетний процесс «утечки умов» привел к тому, что основная часть мирового человеческого капитала сосредоточилась в развитых странах мира.

При изучении раздела «Население» необходимо показать учащимся, что человеческий капитал - неотъемлемая часть национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. В большинстве экономически развитых стран мира человеческий капитал составляет 70-80% накопленного национального богатства. В России человеческий капитал значительно ниже как за счет высокой стоимости природных ресурсов, так и за счет низких инвестиций на социальные нужды [4].

В настоящее время на формирование человеческого капитала направлены национальные проекты в области образования и здравоохранения, инициированные президентом РФ. Однако человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, так как его величина и качество зависят не только от образования, знаний и здоровья населения, но и от менталитета, который формируется десятилетиями. Например, попустительское отношение части населения к нездоровому образу жизни (курению, употреблению спиртных напитков и пр.) делает инвестиции государства в здравоохранение малоэффективными. В то же время наличие национальной идеи, объединяющей граждан, здоровый образ жизни основной массы населения служат фундаментом для формирования человеческого капитала страны, что подтверждают сравнительно быстрые успехи Финляндии, Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран.

Тесная связь учебного материала с современностью создает возможности для использования вопросов и заданий проблемного, дискуссионного, краеведческого содержания при изучении любого из смысловых блоков раздела «Население». При этом задания могут быть творческого и даже исследовательского характера. Например, по статистическим материалам выявить особенности естественного движения населения или разработать прогноз изменения численности населения в регионе своего проживания, провести социологические исследование в своем классе и т.д.  

Вопросы и задания могут быть связаны с естественным движением населения, миграциями, последствиями урбанизации, современными социальными проблемами, здоровым образом жизни населения, проблемами административно­-территориального устройства и т.д. Работа с подобными вопросами способствует формированию у учащихся базовых ценностей и ценностных ориентиров, умений понимать суть происходящих в стране и мире событий и процессов.

Операциональный аспект при изучении раздела «Население» обеспечивается применением систем умений и способов действий. Планируя урок, учитель географии должен не только разработать географическое содержание урока, продумать логику его изложения и используемые средства обучения, но и понимать последовательность действий учащихся, которые составляют содержание разных видов учебно-познавательной деятельности. Именно поэтому на первый план профессиональной деятельности современного учителя выходит задача управления процессом усвоения знаний и умений, определения таких технологий, приемов, средств и форм обучения, которые позволят организовать продуктивную, в том числе самостоятельную, учебно-познавательную деятельность обучающих [1].

С позиций реализации деятельностного подхода учебная деятельность должна выражаться в преобразовании объекта познания, т.е. учебного материала. Если учащийся только заучивает учебный материал в готовом виде, это нельзя назвать полноценной деятельностью. В таком случае можно говорить только об усвоении готовых знаний. Усвоение - это лишь исходная, начальная форма учебной деятельности; сумма знаний не ведет к развитию мышления, если знания воспринимаются в готовом виде. Необходим второй этап осуществления учебной деятельности - преобразование информации. Этот этап предполагает организацию учебно-познавательной деятельности школьников с разнообразными источниками географической информации, в первую очередь со статистическими материалами и тематическими картами.

При изучении раздела «Население» учащиеся впервые знакомятся с новым для них источником географической информации - массовыми статистическими показателями. Использование этого нового для учащихся средства обучения требует, чтобы учитель научил школьников с ними работать, раскрыл учащимся приемы, с помощью которых можно получить географическую информацию. Учащимся необходимо усвоить, что разные виды отображения статистических показателей служат разным целям: одни показывают динамику явлений, другие – структуру и связи, третьи – состав изучаемых объектов и явлений. Разнообразные статистические материалы раздела служат сначала объектом изучения и лишь после этого – источником информации.

В разделе «Население» учащиеся знакомятся с большим количеством новых тематических карт (карта «Народы России», карта «Уровень урбанизации» и т.д.). Как и в случае со статистическими материалами, эти карты также сначала выступают для учащихся объектами изучения (что изображено, каким образом, какого рода географическую информацию можно получить) и только потом - в качестве источника географической информации. При работе с картами учащиеся читают и анализируют социально-экономических показатели (например, плотность населения); устанавливают причинно-следственные связи (например, между степенью благоприятности природных условий и особенностями расселения населения); осуществляют оценочную деятельность (например, обеспеченность какой-либо территории социальной инфраструктурой) и т.д. При этом работа с картами осуществляется на разных уровнях сложности.

При изучении раздела «Население» целесообразно также использовать новые для учащихся карты-анаморфозы. Прежде чем работать с этими картами, следует подробно познакомиться с их содержанием. Например, чтобы убедить, что население России размещается крайне неравномерно, достаточно увидеть анаморфозу «Плотность населения», где площади отображают плотность населения по субъектам Российской Федерации. Такая карта сразу формирует представление о России, как о стране «европейской» по населению и «азиатской» по территории.

Деятельностный подход при изучении раздела «Население» может быть реализован через применение педагогических технологий личностно ориентированного и развивающего обучения: дифференцированного обучения, модульной, коммуникативно-диалоговой и др. [5].

Широкие возможности применения педагогических технологий при изучении раздела «Население» связаны не только с проблемностью, актуальностью, дискуссионностью изучаемого материала, но и с возрастными особенностями учащихся. Учащиеся старшего подросткового возраста обладают возможностью длительно удерживать и быстро переключать внимание, записывать, «сворачивать» и «разворачивать» информацию, имеют значительный «багаж» географической подготовки, которым могут оперировать на нестандартных уроках. Стремление школьников самоутвердиться, высказать свое мнение, общаться с учителем и одноклассниками создают предпосылки для применения активных форм и методических приемов обучения (дискуссий, экспертиз, решения проблемных ситуаций, ролевых игр и т.д.).

Итак, на примере изучения раздела «Население» курса «География России» мы показали, что достижение предметных, личностных и метапредметных результатов обучения возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением нового поколения учебников и других пособий УМК. В условиях реализации ФГОС ООО методика изучения раздела «Население» в курсе «География России» должна обеспечивать единство содержательного, операционального и эмоционально-ценностного аспектов учебной деятельности обучающихся.