Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE REALIZATION OF HEALTHY SAVING AND HEALTH-FORMING TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION

Pelikhova A.V. 1
1 Chelyabinsk Institute for Advanced Training and Retraining of Educators
The article deals with the psychological and pedagogical aspects of the organization of health-saving and health-assimilating technologies in preschool education, the tasks, opportunities and expected results of their implementation. The purpose of the article is to study the basics of health education. The proposed article fully substantiates the relevance of the problem under study. Some trends of modern education on the maintenance of children's health, the foundations of a healthy lifestyle, culture of health are justified. The article explores the regulatory legal, scientific-theoretical, psychological-pelagic foundations for the application of health-saving and health-assimilating technologies in pre-school education. The main legal documents determining the health-saving tasks of education and the social order of the society are analyzed. The article clarifies the concept of pedagogical technology, reveals its criteria and features. Various interpretations of the concepts of health-saving and health-forming technologies are disclosed. The analysis of the scientific and theoretical basis for the implementation of health-saving and health-forming technologies in preschool education is being conducted. The main structural components of health-saving technologies are singled out. The classification of health forming technologies is cited and the features of their implementation are analyzed. The interrelations and differences in the use of terms in health-saving educational technologies and healthy formative educational technologies are analyzed. Some results of the research, conclusions and recommendations can be claimed by teachers in various educational organizations.
pedagogical technologies
health saving technologies
health forming technologies

Гуманистическая направленность образования предполагает создание комфортных здоровьесберегающих условий. Бесспорно, что полноценное здоровье является базой дальнейшего личностного и социального развития человека. Права детей на сохранение здоровья нашли свое отражение во многих нормативно-правовых документах международного, отечественного и локального уровня. Конвенция о правах ребенка подчеркивает, что ребенок имеет права на жизнь и здоровое развитие. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ закрепляет государственное обеспечение права детей на охрану здоровья, отдых и оздоровление [1]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ содержит статью, в которой раскрываются основные аспекты охраны здоровья детей, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом [2].

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей [3]. Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог дошкольного образования участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивает безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации [4]. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена объективной необходимостью разработки системы здоровьесберегающих технологий и мероприятий по формированию здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования и недостаточной разработанностью некоторых методологических аспектов темы. Перед современным образованием стоит задача обеспечить не только высокий уровень знаний, но и физическое, психическое и социальное здоровье человека, обеспечивающие дальнейшую личностную успешность. Актуальность темы также определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который физически и психологически развит, устойчив, осознанно и бережно относится к своему здоровью. Острота темы также заключается в непреходящей ценности здоровья, сохранение и укрепление которого зависит от позиции самого ребенка (его знаний, умений, действий) по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, от овладения простыми методами и приемами его поддержания, т.е. от освоения культуры здоровья как важной части общечеловеческой культуры.

Общепризнанно, что система дошкольного образования является важным ресурсом формирования здоровьесберегающего поведения, здоровья и здорового образа жизни в единой образовательной системе [5, с. 4]. Возрастающее внимание к проблеме оздоровления детей очевидно при анализе научной литературы и практического опыта дошкольного образования по данной теме. Обширный спектр вопросов, имеющих значение для научного исследования теории и практики оздоровления детей в дошкольной образовательной среде, а также текущее состояние проблемы раскрыто во множестве работ. Различным аспектам оздоровления детей дошкольного возраста посвящены работы В.П. Казначеева, В.Т. Кудрявцева, И.И. Брехман, Е.А. Лисиной и др. Педагогические теории и концепции здоровьесберегающего образования и здоровьесберегающие технологии раскрыты в работах М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, Г.К. Селевко, Н.К, Смирнова, В.И. Ковалько, О.В. Петрова и др. Таким образом, проблема актуальна и не теряет своей принципиальной значимости.

Цель исследования: поиск и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для решения задач оздоровления детей.

Методы: изучение и обобщение педагогического опыта, сопоставление, теоретический анализ педагогических идей.

Результаты исследования и их обсуждение. Для реализации и решения подобных задач в науке и практике применяется понятие «здоровьесберегающая технология». Рассмотрим его более подробно.

Понятие «педагогическая технология» активно разрабатывалось в педагогической науке. В понятие педагогической технологии включаются: философская основа; содержательная часть образования (цели и задачи образования, принципы и содержание учебного материала); технологическая часть (организация образовательного процесса, методы, приемы и формы образовательной деятельности; диагностика).

По взглядам Г.К. Селевко, каждая педагогическая технология должна соответствовать основным методологическим критериям.

Концептуальность предполагает, что технология основывается на какой-либо научной концепции, имеющей философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование реализации образовательных подходов.

Системность включает логику процесса, взаимосвязи всех его частей, структурность и целостности как признак системы.

Управляемость основывается на поэтапной диагностике, целеполагании, прогнозировании проектирования процесса образования, варьировании педагогическими средствами, возможной коррекции достигнутых результатов.

Эффективность предполагает приемлемость по затратам, обеспечение достижения конкретного стандарта образования.

Возможность воспроизведения педагогической технологии в других подобных образовательных организациях, с другими субъектами обеспечивается ее воспроизводимостью [6, с. 99].

Здоровьесберегающие технологии являются важной частью общей системы современных педагогических технологий. Анализ основных литературных источников выявляет следующие трактовки понятия «здоровьесберегающая технология».

В.И. Ковалько рассматривает здоровьесберегающие технологии, как педагогическую деятельность, иначе строящую отношения между образованием и воспитанием, перемещающую воспитание в плоскость человекоформирующего и жизнеобеспечивающего процесса, предполагающего сохранение и приумножение здоровья ребёнка [7, с. 123].

По О.В. Петрову, здоровьесберегающая образовательная технология - система, реализующая оптимально необходимые условия для поддержания и развития различных видов здоровья всех субъектов образования. Петров выделяет следующие структурные компоненты данных технологий.

  • Использование диагностических данных о состоянии здоровья детей в процессе реализации образовательной технологии, ее корректировка в соответствии с новыми фактами.
  • Разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям психических и физиологических процессов детей определенного возраста.
  • Поддержание комфортной эмоционально-психологической атмосферы во время реализации технологии.
  • Применение многообразных видов и форм здоровьесберегающей деятельности детей, ориентированных на сбережение и повышение ресурсов здоровья, трудоспособности [8, с. 84].

По мнению Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой системный подход к обучению и воспитанию, основанный на намерении педагогов не нанести ущерб здоровью детей. Смирнов также отмечает, что здоровьесбережение не должно быть основной и единственной целью образования, а может быть условием, одной из важных задач достижения определенной цели. Определение «здоровьесберегающая» может относиться к каче­ственной характеристике некоторой образовательной технологии, демонстрирующей, насколько при ее реализации выполняется задача сохранения здоровья основных субъектов обра­зовательного процесса – детей, педагогов, родителей, либо закрепляющей соответ­ствующее преимущество в идеологии и принципах педагогической деятельно­сти [9, с. 15].

Подходя к вопросу классификации здоровьесберегающих технологий, отметим, что в большом спектре данных технологий, осуществимых в системе образования, различают некоторые группы, отличающиеся своеобразным подходом к охране здоровья и разными средствами и формами работы. Нам представляется подходящей классификация, разработанная Н.К. Смирновым.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии условно разделяются на четыре группы.

  1. Защитно-профилактические технологии. Ориентированы на защиту организма от опасных для здоровья воздействий среды. Сюда можно включить: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; вакцинации и другие лечебно-профилактические мероприятия; контроль за учебной нагрузкой и ограничение предельного ее уровня, исключающего наступление состояния переутомления детей; профилактики травм и др.
  2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Применяются для компенсации недостатков того, что необходимо человеку для полноценной жизнедеятельности, для полной или частичной нейтрализации негативных влияний окружающего мира. К ним относят: физкультминутки и физкультурные паузы, в некоторой степени снижающие неблагоприятное воздействие статичности занятий, недостаточность двигательной нагрузки, эмоциональные паузы, или «минутки релаксации», уменьшающие стрессовые воздействия, психоэмоциональную нагрузку.
  3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать и использовать ресурсы организма человека для выхода из нежелательного состояния. Наиболее распространенные примеры: температурное водное и воздушное закаливание, физические нагрузки, различные варианты дыхательных гимнастик, элементы массажа и самомассажа, ароматерапии и др.
  4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают детям уровень образованности, требующийся для продуктивной заботы о здоровье своем и окружающих людей, помогают в формировании культуры здоровья на личностном и социальном уровне. Данные технологии реализуются при проведении образовательных и просветительских мероприятий и занятий.

В современных научных исследованиях все чаще встречается понятие «здоровьеформирующие технологии». Н.К. Смирнов определяет здоровьеформирующие образовательные технологии как совокупность разнообразных психолого-педагогических технологий, методик, методов, ориентированных на воспитание у детей личностных и культурных качеств, способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностных представлений о здоровье, мотивации к здоровому образу жизни [9, с. 97]. Борисов А.А., Сыромятникова Л.И., Борисова Л.П. считают, что здоровьеформирующие технологии в образовании – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, ориентированный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни [10, с. 375-377]. Представленные исследователи также приходят к выводу, что в образовательной системе становятся приоритетными не только знания, но и физическое, психическое и нравственное состояние носителя знаний, степень реализации потенциальных возможностей человека. Безруких М.М. и Сонькин В.Д. предлагают следующие условия реализации здоровьеформирующих технологий:

отсутствие стресса и эмоционального перенапряжения в образовательном процессе;

адекватность требований, соответствие методик обучения и воспитания здоровьесберегающим критериям;

целесообразная организация образовательного процесса (предполагающая согласованность с индивидуальными психофизиологическими особенностями и гигиеническими нормами);

соответствие разных видов нагрузок реальным возрастным возможностям ребенка;

валеологическое просвещение, способствующее осознанному, информированному поведению в вопросах сохранения здоровья;

необходимый, достаточный и рационально организованный и индивидуально адаптированный двигательный режим [11].

Несмотря на некоторые различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и «здоровьеформирующие образовательные технологии», использование некоторыми авторами понятия «здоровьеформирующие педагогические технологии» подчеркивает развивающий, формирующий потенциал и функционал данных технологий. Мнения большинства специалистов сходятся в том, что проектирование, разработка и дифференциация данных технологий является важнейшей составляющей частью деятельности по сохранению и приумножению здоровья детей. Мы придерживаемся мнения, что здоровьеформирующие технологии должны осуществляться как результат деятельности педагога по организации определенных условий для укрепления здоровья и в виде самоорганизации и самореализации ребенка, представляя собой обоюдную взаимосвязанную работу взрослого и ребенка.

Понятия «здоровьесберегающая» и «здоровьеформирующая» образовательные технологии взаимосвязаны и образуют единое образовательное пространство, предполагающее взаимозависимость всех факторов образовательной среды, направленных на поддержание здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Выводы. Таким образом, применение совокупности разнонаправленных здоровьесберегающих технологий обеспечивает оптимальное здоровьесберегающее образование, сохраняющее здоровье каждого субъекта образования. Разработка психолого-педагогических аспектов реализации здоровьесберегающих технологий представляет собой важное условие развития образования. Внедрение подобных технологий должно начинаться на первом уровне образования. Следует подчеркнуть, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, направленных не только на всестороннее оздоровление ребенка, но и на воспитание здорового образа жизни, который закладывается с дошкольного возраста, поскольку знания и личностные качества, заложенные с детства, часто оказываются наиболее постоянными и активно влияют на все последующие этапы развития личности. Образовательные организации действуют на основах естественно-социальной базы здоровья и, осознавая ответственность общества за здоровье детей, решают задачи по формированию здоровья и культуры здорового образа жизни, оказывают значительное влияние на формирование системы знаний, умений и ценностей в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов развития и приумножения здоровья.