Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USE OF INTERACTIVE FORMS AND TRAINING METHODS IN THE COURSE OF HORMEYSTERSKY TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Levina I.R. 1 Karimova L.N. 1 Politaeva T.I. 1
1 FGBOU VO Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla
The article is devoted to the problem of studying social intelligence and its development in the future teacher-musician in the process of choirmaster training at the music faculty of a pedagogical university. Social intellect in the article appears as a system of intellectual and communicative personality traits that determine the degree of understanding and communicative communication between people at different levels, reveals its increasing role in the activity of the teacher in connection with modern priority areas of education. The necessity of purposeful complex work on development and raising the level of each of the identified structural components of the social intellect of the future music teacher in the classes on Choral Class and practical work with the choir, which are the practical focus of the chorus master's disciplines, accumulating the content, goals and objectives of each subject of this cycle in separate and allowing to predict the behavior of all subjects of social interaction in collective creativity, as the highest I eat this type of interaction, in an atmosphere of collaboration and co-creation. Specific ways of developing social intelligence among students of a pedagogical university in the process of choirmaster training, suggesting mastering the skills of verbal, non-verbal and paraverbal communication in teaching, rehearsal and concert choral activity are presented.
social intellect
communication
social interaction
choirmaster training of students of a pedagogical university.

В современной социокультурной ситуации, обусловленной такими процессами, как глобализация рынка труда и профессий, возрастание значения мобильности в трудовой жизни специалиста, неустойчивость в сфере профессии, возникновение новых требований, предъявляемых к личности в любой сфере деятельности, особую актуальность приобретает исследование социального интеллекта как ведущего компонента успешности включения человека в жизнь общества, становления как специалиста, участника процессов коммуникации и интеракции. Сегодня динамично развивающемуся обществу нужны образованные, творческие люди, самостоятельно принимающие решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к инициативному поведению в меняющихся условиях.

При этом образование в данном процессе играет ключевую роль, поскольку оно дает возможность обществу и личности овладевать важными для производства и экономики в целом новыми способами, технологиями и коммуникациями. Современная стратегия высшего образования направлена на развитие личности человека, его интеллектуальные и художественные возможности, на формирование специалистов с высоким уровнем компетентности, являющейся залогом его будущей высокой успешности в профессиональной деятельности, его востребованности современным рынком труда [1, с. 126]. Развитие социального интеллекта как важного качества личности, способствующего «адаптации к обществу в целом, к другим людям и к самому себе» [2, с. 43], необходимого для успешного решения профессиональных проблем, происходит в образовательной деятельности, моделирующей условия будущей профессиональной деятельности в специально созданной образовательной среде.

Цель статьи заключается в обосновании способов развития социального интеллекта педагога-музыканта в процессе хормейстерской подготовки в вузе.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, социологической, методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, систематизация и обобщение фактов и концепций, педагогический мониторинг результатов исследования.

Интерес к проблеме развития социального интеллекта возрастает среди специалистов различного профиля, однако особую актуальность она приобретает для востребованных сегодня обществом педагогов, тьюторов, наставников, коучей, супервизоров, осуществляющих работу с людьми с учетом знаний и представлений о личности и поведении. Являясь профессионально важным качеством для педагога, социальный интеллект позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности. При этом роль социального интеллекта в деятельности педагога возрастает в связи с приоритетными направлениями образования, к которым сегодня относятся «интеграция образования, науки и менеджмента; стирание границ между образованием и бизнесом, заимствование лучших практик из бизнеса, обучение "в деле", а не за партой; обучение разным типам мышления и построение образования с позиций асинхронности и вариативности» [1, с. 126].

Проблема социального интеллекта отражена в исследованиях коммуникативных и рефлексивных способностей личности. Учеными обосновано, что развитость социального интеллекта у человека облегчает процесс коммуникации, поскольку социальный интеллект - «система интеллектуальных и коммуникативных качеств личности, которые определяют степень понимания и коммуникативного общения с людьми на разных уровнях» [3, с. 50].

Для нас особую значимость представляет формулировка социального интеллекта как «профессионально важного качества педагога, которое позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности» [3, с. 53]. Он характеризуется единством личностных и профессиональных ценностей, обуславливающих направленность педагога на другой субъект взаимодействия. Основными его составляющими являются: способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого; потребность в партнёре коммуникации; расширение границ коммуникации; готовность к гибкому взаимодействию, к рефлексивной деятельности. С этих позиций особое значение приобретает развитие социального интеллекта будущего учителя музыки – педагога, который в своей деятельности будет отвечать за духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, воспитывать и развивать школьников средствами музыкального искусства. Современный педагог-музыкант – это яркая творческая личность, сочетающая профессионализм и высокий уровень социального интеллекта, непрерывную работу «над повышением общей и профессиональной культуры личности, раскрывая ее интеллектуальный, эмоциональный и творческий потенциал» [4, с. 17].

Мы исходим из того, что социальный интеллект становится необходимой предпосылкой готовности студента-музыканта к профессиональной деятельности и определяется целями, задачами и содержанием музыкального образования. С этих позиций социальный интеллект является одним из составных элементов в структуре личности учителя музыки, который выражен в развитии способности к диалогу, творческому взаимодействию, сотворчеству, сотрудничеству, педагогической поддержке.

Развитость социального интеллекта у педагога-музыканта выражается в индивидуальных и творческих способностях, необходимых для достижения результатов профессиональной деятельности, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации. Социальный интеллект учителя музыки обеспечивает переработку информации, в том числе и музыкальной, необходимой для прогнозирования результатов своей деятельности. С одной стороны, учитель музыки, получая информацию о музыкально-творческих способностях детей, осознает ее и выбирает определенные виды музыкальной деятельности для их развития. С другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений об эффективности методов обучения. Стоит упомянуть мнение А.С. Клюева, который считает, что развитость социального интеллекта предполагает понимание музыки как явления (системы) мира, «взятого» в последовательности эволюционного развёртывания его образований (систем) по принципу: природа – общество – культура – искусство – музыка [5]. Музыкальное искусство является частью духовной культуры человечества, оказывает сильное эмоциональное воздействие, развивает эмоциональный строй и одновременно вызывает реакцию интеллекта.

Наиболее эффективными для развития социального интеллекта студента-музыканта нам представляются практические занятия по хормейстерской подготовке. Имея четкую практико-ориентированную направленность, они предоставляют возможность выявлять типовые профессиональные задачи, модифицировать их в учебно-производственные задачи с последующим их решением, тем самым моделируя условия будущей профессиональной деятельности. Результатом освоения дисциплин хормейстерской подготовки становится способность к адекватному восприятию, пониманию и прогнозированию поведения субъектов взаимодействия в процессе коллективной вокально-хоровой и ансамблевой деятельности через личностно-коллективное восприятие и исполнение вокальной и хоровой музыки, что требует от будущих педагогов-музыкантов развитого социального интеллекта.

Дисциплина «Хоровой класс и практическая работа с хором» аккумулирует содержание, цели и задачи предметов хормейстерской подготовки. Занятия в хоровом классе направлены на приобретение навыков всестороннего общения с хоровым коллективом (с позиции его участника, т.е. исполнителя-певца, и с позиции руководителя, дирижера-хормейстера) и освоение различных способов организации интерактивного взаимодействия в процессе коллективного музицирования, «что позволяет достичь рационального сочетания теоретических знаний и практического их применения в решении определенных проблем при совместной деятельности, т.е. обучения в сотрудничестве и приобретение "знаний в действии"» [6, с. 261]. В процессе хоровой деятельности студенты осваивают вокально-хоровые навыки, требующие сплоченности, воспитания «чувства локтя», способности соразмерять звучание своего голоса с исполнителями своей партии и хора в целом, согласованности и художественного единства всех элементов исполнения, в том числе в передаче эмоционального состояния. В практической работе с хором каждый студент имеет возможность выступить в качестве дирижера, руководителя. Это позволяет овладеть хороуправленческими навыками, способностями к адекватному восприятию и пониманию того, что и как звучит, готовности через различные виды общения (вербальные, невербальные, паравербальные) добиваться в процессе репетиционной работы и в концертном исполнении воплощения художественных образов, умений прогнозировать поведение субъектов социального взаимодействия при коллективном творчестве, создавая атмосферу сотрудничества и сотворчества. В процессе обучения у студента «складываются представления о содержании будущей профессиональной деятельности, отношение к профессии, представление о себе как о специалисте» [7, c. 98].

Развитие и повышение уровня социального интеллекта – комплексная работа по самосовершенствованию, развитию главных его составляющих: самопознания, саморегуляции, социальных навыков, эмпатии и мотивации (по Д. Гоулману). В отношении каждого компонента необходима целенаправленная комплексная работа. В связи с этим нами выделены способы развития социального интеллекта на занятиях по хоровому классу.

К первому способу мы отнесли – развитие социальной восприимчивости педагога-музыканта, как основы социального интеллекта. Ключом к развитию этого навыка является понимание и желание студента сконцентрироваться на деятельности и ее причинно-следственных связях других людей. Как отмечалось выше, хоровые занятия – коллективный вид творчества, являющийся высшим типом взаимодействия. Одним из главных условий эффективности развития социальной восприимчивости является внимательность, необходимая для наблюдения, выявления и понимания эмоций и настроений студентов-хористов, дирижера-хормейстера (в этой роли может выступать как руководитель-преподаватель, так и студент-практикант), концертмейстера, зрителя (если это концертное выступление). В результате наблюдения, анализа и оценки за действиями участников хормейстерской работы в сопоставлении с самонаблюдением, самоанализом и оценкой собственных хормейстерских действий у студента происходит повышение уровня социальной восприимчивости.

Вторым способом развития социального интеллекта у студентов на занятиях по хоровому классу является формирование представлений о языке тела, поскольку часто истинные мотивы поведения, чувства человека «читаются» в его жестах, мимике, движениях. Лицо человека, состоящее из 57 мышц, является мощным инструментом для коммуникаций. Известно, что язык мимики зародился еще до того, как в результате эволюции развился речевой аппарат. Соответственно и навыки чтения по лицу лежат в генетической памяти глубже, чем лингвистические «надстройки», что делает их универсальными.

Хормейстерская подготовка будущих педагогов-музыкантов предполагает освоение навыков вербальной, невербальной и паравербальной коммуникации. В репетиционной хоровой работе руководитель хора использует язык жестов (мануальную дирижерскую технику), эмоционально окрашенный словесный рассказ или комментарий, вокальный показ голосом, в которых особое значение придается темпу и ритму речи, тембру и громкости, интонации голоса, акцентам и наполненным смыслом паузам. В концертном исполнении способами коммуникации остаются невербальные средства общения и взаимодействия с хоровым коллективом, о степени эффективности этого взаимодействия (умения прочитывать язык жестов и мимики, ощущая эмоциональное состояние каждого исполнителя; установления взаимопонимания, внутреннего контакта) можно судить по качеству исполнения произведения или концерта в целом.

Рассматривая третий способ развития социального интеллекта будущего учителя музыки на занятиях по хоровому классу, отметим, что учить слышать очень важно для педагога-музыканта. Точность перевода музыкального текста, адекватность понимания его чувственно-образного содержания, вариативность исполнительских интерпретаций сегодня являются одной из ведущих проблем музыкального образования. А.И. Щербакова отмечает, что интерпретация музыки как вида искусства открывает путь человека к познанию и самопознанию, несет в себе способ восстановления духовной целостности человека [8, c. 20]. Природа музыкального искусства такова, что ему изначально свойственно многообразие символического и философского смысла. Ведущими методами постижения музыки становится анализ музыкального сочинения: содержательный (образно-смысловой), интонационно-лексический, стилевой, семантический. По мнению И.В. Азацкой, «понять – это значит, приобрести знания» [9, c. 6]. В процессе хормейстерской подготовки студентов развитие способностей понимания смысла словесного текста во взаимосвязи с особенностями интонационного музыкального развития происходит посредством снятия «барьеров понимания текстов» (вербальных и невербальных) через их погружение в широкий диалогический контекст, предполагающий создание участниками процесса обучения «встречных» текстов различного уровня и использования для них различных языков.

Важным способом развития социального интеллекта на занятиях по хоровому классу является применение разнообразных форм работы с целью учить улавливать настроение. Настроение рассматривается как полезный индикатор для определения своевременности определенного социального воздействия окружающего мира на личность. Навык быстрого определения настроения другого человека по обрывочным, на первый взгляд, сведениям поможет будущему педагогу-музыканту оперативно скорректировать свое поведение при работе с детьми разного возраста, уровня развития, этнической принадлежности и др.

В процессе хормейстерской подготовки студенты вырабатывают данные навыки на хоровых занятиях путем анализа эмоционального настроя певцов коллектива и воздействия на окружающих с целью осуществления творческих замыслов по раскрытию художественных образов хорового произведения. Студенты-практиканты, выступающие в роли хормейстера в процессе учебно-репетиционной и концертной хоровой деятельности, ориентированы на получение обратной связи, «ответа» на свое обращение к хору, на внесение необходимых коррективов через невербальную коммуникацию.

Необходимым способом развития социального интеллекта предстает развитие актерских способностей. Актёрский талант – важный навык социального интеллекта, его можно рассматривать в том числе и как проявление способности подстраиваться под окружение в стремительно меняющемся мире. Профессиональная деятельность педагога-музыканта неразрывно связана с различными видами исполнительской деятельности (вокальная, инструментальная, дирижерская), требующими от него владения актерскими навыками, навыками перевоплощения при раскрытии образов музыкальных произведений. В каждой хоровой партитуре раскрывается образ, который необходимо адекватно воспринять, прочувствовать и раскрыть с помощью сценически выразительного исполнения. В процессе обучения актерские навыки вырабатываются как на индивидуальных дисциплинах – Класс хорового дирижирования, Школьно-песенный репертуар, так и на групповых коллективных занятиях – Хоровой класс и практическая работа с хором, Вокальный ансамбль.

В заключение отметим еще один способ развития социального интеллекта – развитие навыков публичных выступлений. Студент, исполняющий вокально-хоровое произведение с коллективом, должен уметь владеть вниманием слушателей. По мнению Л.А. Безбородовой, это один из «важнейших компонентов профессионально-педагогических умений будущего педагога, руководителя хора» [10, c. 6]. Развитию навыков публичных выступлений у будущих педагогов-музыкантов способствует практическая работа с хором во время хорового практикума.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования обеспечены основными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования; практической апробацией результатов исследования на музыкально-хореографическом отделении Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы на занятиях модуля «Хормейстерская подготовка».

Выводы. Развитие социального интеллекта у будущего педагога-музыканта обусловлено современными требованиями к личностной характеристике педагога. Хормейстерская подготовка, на наш взгляд, имеет смыслоориентированные задачи и пути решения поставленной проблемы. На занятиях данного цикла при условии специально организованного практико-ориентированного подхода создаются наиболее благоприятные условия для развития профессиональных компетенций студента и становления личностных качеств будущего педагога-музыканта и социального интеллекта в целом.