Динамизм и ускорение, вызванные научно-техническим прогрессом в XXI веке, изменили образ жизни и мышления человека. Непрерывный рост объема информации в современном мире требует от человека умения быстро адаптироваться в стремительно меняющихся условиях жизни. Способность воспринимать и осмысливать большой объем новой информации, самостоятельно добывать необходимые знания, «формировать собственные образовательные траектории» [1, с. 59], умение рационально использовать свой бюджет времени при выполнении учебной нагрузки в услових ограниченных временных ресурсов приобретает особую актуальность в настоящее время.
Следствием изменений в обществе стало увеличение доли самостоятельной работы студентов в учебных планах вузов. Окончив школу, учащиеся оказываются в совершенно новых для них условиях обучения: большое количество изучаемых теоретических дисциплин, отсутствие каждодневного контроля домашних заданий, большой объем внеаудиторной самостоятельной работы; семестровое деление учебного года, заканчивающееся зачетами и экзаменами; полуторачасовые занятия (увеличивается объем воспринимаемой информации, а значит и время на ее осмысление и усвоение), новые виды занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). В этих условиях студентам необходимо найти оптимальный баланс между учебой и отдыхом, овладеть навыками самоорганизации и планирования своего бюджета времени. Умение грамотно распоряжаться своими временными ресурсами в условиях дефицита времени является одним из важных показателей успешности любого профессионала.
Изучению бюджетов времени студентов посвящены многочисленные работы. Исследователи обращались к решению следующих вопросов: оценка эффективности организации учебного времени в учебной деятельности студентов (П.Б. Лобанова, О.С. Чаликова) [2]; выявление дезорганизаторов времени (А.М. Павлова) [3]; изучение образа жизни студенческой молодежи (О.Е. Горлова) [4]; уровень сформированности самоорганизации времени (М.А. Реунова [5], И.И. Стрекалова [6]); оценка трудоемкости учебной работы студента (Е.Н. Ковтун, С.Е. Родионова [1]); рациональная организация суточного бюджета времени студентов (В.В. Небесная, Н.А. Гридина) [7].
Как видим, изучение бюджета времени дает широкие возможности для исследования. Это своеобразный индикатор, позволяющий изучить повседневную жизнедеятельность студентов, их образ жизни, умение организовать свое время. Бюджет времени - это распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности. Изучение затрат времени на учебные и внеучебные виды деятельности студентов позволит нам выявить резерв свободного времени студентов, а также факторы, оказывающие на него наибольшеее влияние. Представление о реальном бюджете свободного времени студентов поможет преподавателю грамотно организовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов.
Цель данной статьи - изучение бюджета времени студентов-лингвистов I-IV курсов и поиск возможных путей более рациональной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Основные задачи:
- изучить факторы, влияющие на бюджет свободного времени у студентов-лингвистов;
- выявить количество времени, выделяемое студентами на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, а также определить основные внешне-организационные и личностно-организационные трудности при ее выполнении;
- рассмотреть пути преодоления трудностей при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях ограниченных временных ресурсов;
- статистически обработать и проанализировать полученные результаты исследования.
Для достижения поставленной цели в 2018 году нами было проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика» в Гуманитарном институте Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В исследовании принял участие 171 студент I-IV курсов очной и заочной форм обучения (в том числе – 33 студента первого курса, 32 – второго, 54 – третьего и 52 – четвертого). Основу опроса составили адаптированные под наши цели и задачи анкеты В.В. Небесной, Н.А. Гридиной [7], М.А. Реуновой [5] и И.И. Стрекаловой [6].
Студентам были предложены четыре блока вопросов, определяющие:
- общие сведения о студентах (возраст, пол, форма занятости, условия их проживания и семейное положение);
- факторы, влияющие на бюджет свободного времени студентов;
- количество времени, выделяемое студентами на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, а также внешне-организационные и личностно-организационные трудности при ее выполнении;
- пути преодоления трудностей при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях ограниченных временных ресурсов.
Первый блок вопросов выявил, что подавляющее большинство респондентов (95%) - это девушки в возрасте от 18 до 21 года (78%). Практически половина студентов (45%), обучающихся по направлению «Лингвистика», проживают с родителями. На I курсе эта цифра выше и составляет 62%, однако к IV курсу она снижается в два раза - до 31%. Доля студентов, которые находятся в браке, не столь значительна и составляет 10% от общего числа ответивших, при этом у 3% из них имеются дети.
Большинство участников опроса (65%) в настоящий момент получают одно высшее образование, а треть из них (33%) учатся и работают одновременно, при этом данная цифра увеличивается от курса к курсу и составляет 18% на первом курсе и доходит до 44% на втором соответственно. Совсем незначительная часть студентов (по 1%) получают два и более образования одновременно или подрабатывают время от времени.
Ответы респондентов на второй блок вопросов, выявляющих факторы, которые влияют на бюджет свободного времени студентов, показал, что, по мнению большинства респондентов (71%), свободного времени у них или нет, или его катастрофически мало. При этом наиболее остро нехватку времени ощущают студенты III и IV курсов (74% и 75% соответственно), тогда как на I и II курсах эта цифра составила 68%.
Анализируя причины нехватки свободного времени, респонденты в большей степени объясняют это следующими факторами:
- усталость (63%) и учеба (57%);
- дорога - больше половины опрошенных (53%) тратят на дорогу от дома до университета и обратно в среднем 1-2 часа, еще значительная часть студентов (41%) в основном добирается до университета и обратно домой в течение часа;
- лень и неумение использовать свое время грамотно (38%);
- напряженный ритм жизни (37%);
- Интернет и социальные сети, согласно субъективной оценке участников опроса, в меньшей степени влияют на нехватку свободного времени (25%), при этом на первом курсе данный фактор имеет большее влияние (31%), чем на последующих курсах (от 23% до 25%).
Недостаток свободного времени, по мнению респондентов, приводит к недосыпанию (65%), депрессии, стрессу, апатии (60%), а также агрессивности, нервозности, раздражению (51%) и плохому самочувствию (48%). В среднем время, затрачиваемое студентами на сон, составляет 5-6 часов (52%), а чуть больше трети респондентов (37%) удается поспать 7-8 часов в день.
Основными способами проведения студентами свободного времени являются: просмотр фильмов, прослушивание музыки и Интернет (72%), чтение (64%), друзья (54%). Количество студентов, уделяющих свободное время своим хобби и спорту, с каждым курсом постепенно увеличивается (с 36% на I курсе до 58% на 4 курсе) и в среднем составляет 41%.
Третий блок вопросов был посвящен анализу бюджета свободного времени студентов-лингвистов для выполнения самостоятельной работы по дисциплинам, изучаемым в университете, и факторов, на него влияющих. Анализ результатов анкетирования выявил, что подготовка к занятиям у чуть больше трети (39%) студентов I-IV курсов занимает в среднем 3-4 часа в день. Полученные результаты исследования показывают, что данные показатели в целом укладываются в заявленные требования к трудовой неделе студента, в которой половина времени (20,25 астрономических часов в неделю) отводится на самостоятельную работу [8]. Однако также значителен процент студентов (26%), которые посвящают выполнению домашнего задания по 5-6 часов ежедневно, что примерно в 1.5-2 раза превышает нормы времени, рекомендованные студентам для самостоятельной работы. В этой связи стоит отметить, что дисциплины, связанные с филологией, требуют большего количества часов для самостоятельной работы (чтение художественной литературы, переводы текстов и др.), нежели дисциплины нефилологического цикла [1, с. 60].
По мнению опрошенных, основными внешне-организационными трудностями при выполнении самостоятельной работы являются:
- большой объем самостоятельной работы - 81%;
- большое количество дисциплин за учебный год и большое количество видов контрольно-проверочных занятий - 45%;
- отвлечение на другие виды деятельности - 44%;
- плохая организация самостоятельной работы преподавателями - 34%;
- плохо составленное учебное расписание - 29%;
- условия проживания - 12% и др.
Анализ личностно-организационных трудностей, с которыми сталкиваются студенты при выполнении самостоятельной работы, выявил, что в основном эти трудности связаны со следующими факторами:
- отсутствие у студентов мотивации для выполнения данного вида учебной деятельности - 62%;
- приоритетное выполнение других видов деятельности (не связанных с учебной деятельностью) – 53%;
- неумение организовать свое время - 50%;
- недостаточное трудолюбие и усердие в выполнении заданий самостоятельной работы – 42%.
Четвертый блок вопросов был нацелен на выявление путей преодоления трудностей при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях ограниченных временных ресурсов. Анализ внешне-организационных и личностно-организационных трудностей объясняет желание большинства студентов (68%) познакомиться с основами тайм-менеджмента и улучшить свои навыки самоорганизации. Проведение таких занятий для них в университете, по мнению 72% респондентов, является необходимостью, при этом большую потребность в таких занятиях испытывают студенты I и II курсов (81% и 72% соответственно). Для студентов старших курсов данные занятия являются необходимыми только для 67% опрошенных. С точки зрения участников анкетирования, самоорганизация в большей степени зависит от самого человека, и для этого необходимо работать над собой (76%) и тренировать силу воли (42%), что позволит им быть более эффективными в учебе. Для достижения этой же цели, по мнению респондентов, в университете необходимо внести следующие изменения: четко формулировать задания для самостоятельной работы (54%), уменьшить количество дисциплин, контрольных работ, объем заданий на самостоятельную работу (52%), сделать расписание более равномерным (42%), увеличить количество лекционных и практических занятий (37%) и ввести четкий график выполнения заданий (34%). Совокупность данных мер может помочь преодолеть выделенные трудности, возникающие у студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях дефицита времени.
С целью полного представления суточного бюджета времени студентов-лингвистов была изучена еженедельная учебная нагрузка и проведен анализ расписания, который показал, что наиболее загруженными являются студенты младших курсов. Так, у студентов II курса в среднем учебная нагрузка составляет 36 академических часов, или 27 астрономических часов ((36*45) : 60 = 27) в неделю, а у студентов I курса - 32 академических часа/24 астрономических часа в неделю. Загруженность студентов старших курсов ниже и составляет в среднем 20 академических часов/15 астрономических часов в неделю для III курса и 18 академических часов/13.5 астрономических часов для IV курса. На первый взгляд, может показаться, что эти данные противоречат результатам опроса студентов, согласно которому именно студентам старших курсов в большей степени не хватает свободного времени. Такой результат анкетирования можно объяснить тем, что на старших курсах студенты изучают дисциплины профессионального цикла, пишут отчеты по практике, курсовые и дипломные работы, что, несомненно, требует значительно большего количества времени на подготовку.
Заключение
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы.
- Более трети студентов (39%) тратят на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы в среднем 3-4 часа в день, что в целом соответствует установленным требованиям к трудовой неделе студента.
- Большая часть студентов (71%) испытывает дефицит свободного времени. Причинами нехватки времени выступают личностно-организационные (недостаточное усердие в учебе, отсутствие мотивации, наличие других дел, неумение организовать свое время) и внешне-организационные (большой объем дисциплин и контрольно-проверочных занятий, большой объем заданий для самостоятельной работы, плохая организация самостоятельной работы преподавателем, неудовлетворительное составление учебного расписания) факторы. У студентов младших курсов нехватка времени обусловлена в большей степени большим количеством аудиторных занятий. У студентов старших курсов, напротив, наблюдается уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение доли самостоятельной работы (написание отчетов по практике, курсовых и дипломных работ). Условия жизни, форма занятости, семейное положение, формы проведения досуга – эти факторы также вносят существенные коррективы в суточный бюджет свободного времени студента.
- Недостаток свободного времени негативно сказывается на физическом самочувствии (переутомление, недосыпание) и психическом состоянии (депрессия, стресс, апатия, раздражительность) студентов. Правильная организация режима учебы, отдыха и сна студентов может положительно сказаться на их работоспособности, внимательности, способности мобилизовать свои силы для выполнения больших объемов учебных заданий в сжатые сроки, предусмотренных учебной программой.
- Для эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов преподавателям необходимо принимать во внимание особенности бюджета свободного времени студентов-лингвистов, учитывать большее количество часов аудиторной нагрузки у студентов младших курсов и «невидимую» нагрузку студентов старших курсов вследствие изучения дисциплин профильного цикла и написания отчетов по практике, курсовых и дипломных работ.
- В целях более эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимы следующие меры: познакомить студентов с основами тайм-менеджмента, что позволит улучшить их навыки самоорганизации, работать над собой и тренировать силу воли. Преподавателю необходимо усилить мотивацию студентов к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, снабдить учащихся детальными инструкциями и алгоритмами по выполнению типичных заданий, а также ввести четкий график их выполнения.
- Регулярное анкетирование студентов позволит осуществлять обратную связь, в результате которой можно определить эффективность и рациональность организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.