Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASSESSMENT OF LINGUISTIC STUDENTS’ FREE TIME ALLOCATION TO MOST EFFECTIVELY ORGINIZE THEIR OUT-OF-CLASS INDEPENDENT WORK

Zhuk L.G. 1 Tuana E.N. 1
1 Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University
The article concerns free time allocation of students majoring in Linguistics to organize their out-of-class independent work more effectively. A survey was conducted to identify key factors impacting students' free time allocation and its distribution, ways of spending their spare time, external and personal difficulties influencing out-of-class independent work. The results of the survey show that most of the students lack free time. The reasons for it are personal factors (lack of academic diligence, insufficient motivation, overlap with other activities and lack of time management skills) and external factors (a lot of classes, quizzes, and homework, inefficient orchestration of independent work by a lecturer, poor timetable management by the educational organization). To assess the students’ academic workload, their timetable was analyzed. It gave a complete insight into the students’ daily time budget and revealed that freshmen and sophomores have a more overloaded timetable, while juniors and seniors suffer more from the lack of free time due to highly specialized studies. The students’ responses helped to identify potential ways to deal with time management roadblocks that students face while performing out-of-class independent activities within the limited time frame. The results of the survey can help to organize and manage students’ out-of-class independent work more effectively.
out-of-class independent work
higher education
free time allocation
time management

Динамизм и ускорение, вызванные научно-техническим прогрессом в XXI веке, изменили образ жизни и мышления человека. Непрерывный рост объема информации в современном мире требует от человека умения быстро адаптироваться в стремительно меняющихся условиях жизни. Способность воспринимать и осмысливать большой объем новой информации, самостоятельно добывать необходимые знания, «формировать собственные образовательные траектории» [1, с. 59], умение рационально использовать свой бюджет времени при выполнении учебной нагрузки в услових ограниченных временных ресурсов приобретает особую актуальность в настоящее время.

Следствием изменений в обществе стало увеличение доли самостоятельной работы студентов в учебных планах вузов. Окончив школу, учащиеся оказываются в совершенно новых для них условиях обучения: большое количество изучаемых теоретических дисциплин, отсутствие каждодневного контроля домашних заданий, большой объем внеаудиторной самостоятельной работы; семестровое деление учебного года, заканчивающееся зачетами и экзаменами; полуторачасовые занятия (увеличивается объем воспринимаемой информации, а значит и время на ее осмысление и усвоение), новые виды занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). В этих условиях студентам необходимо найти оптимальный баланс между учебой и отдыхом, овладеть навыками самоорганизации и планирования своего бюджета времени. Умение грамотно распоряжаться своими временными ресурсами в условиях дефицита времени является одним из важных показателей успешности любого профессионала.

Изучению бюджетов времени студентов посвящены многочисленные работы. Исследователи обращались к решению следующих вопросов: оценка эффективности организации учебного времени в учебной деятельности студентов (П.Б. Лобанова, О.С. Чаликова) [2]; выявление дезорганизаторов времени (А.М. Павлова) [3]; изучение образа жизни студенческой молодежи (О.Е. Горлова) [4]; уровень сформированности самоорганизации времени (М.А. Реунова [5], И.И. Стрекалова [6]); оценка трудоемкости учебной работы студента (Е.Н. Ковтун, С.Е. Родионова [1]); рациональная организация суточного бюджета времени студентов (В.В. Небесная, Н.А. Гридина) [7].

Как видим, изучение бюджета времени дает широкие возможности для исследования. Это своеобразный индикатор, позволяющий изучить повседневную жизнедеятельность студентов, их образ жизни, умение организовать свое время. Бюджет времени - это распределение всего фонда времени суток (не­дели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности. Изучение затрат времени на учебные и внеучебные виды деятельности студентов позволит нам выявить резерв свободного времени студентов, а также факторы, оказывающие на него наибольшеее влияние. Представление о реальном бюджете свободного времени студентов поможет преподавателю грамотно организовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

Цель данной статьи - изучение бюджета времени студентов-лингвистов I-IV курсов и поиск возможных путей более рациональной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Основные задачи:

  • изучить факторы, влияющие на бюджет свободного времени у студентов-лингвистов;
  • выявить количество времени, выделяемое студентами на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, а также определить основные внешне-организационные и личностно-организационные трудности при ее выполнении;
  • рассмотреть пути преодоления трудностей при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях ограниченных временных ресурсов;
  • статистически обработать и проанализировать полученные результаты исследования.

Для достижения поставленной цели в 2018 году нами было проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика» в Гуманитарном институте Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В исследовании принял участие 171 студент I-IV курсов очной и заочной форм обучения (в том числе – 33 студента первого курса, 32 – второго, 54 – третьего и 52 – четвертого). Основу опроса составили адаптированные под наши цели и задачи анкеты В.В. Небесной, Н.А.  Гридиной [7], М.А. Реуновой [5] и И.И. Стрекаловой [6].

Студентам были предложены четыре блока вопросов, определяющие:

  1. общие сведения о студентах (возраст, пол, форма занятости, условия их проживания и семейное положение);
  2. факторы, влияющие на бюджет свободного времени студентов;
  3. количество времени, выделяемое студентами на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, а также внешне-организационные и личностно-организационные трудности при ее выполнении;
  4. пути преодоления трудностей при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях ограниченных временных ресурсов.

Первый блок вопросов выявил, что подавляющее большинство респондентов (95%) - это девушки в возрасте от 18 до 21 года (78%). Практически половина студентов (45%), обучающихся по направлению «Лингвистика», проживают с родителями. На I курсе эта цифра выше и составляет 62%, однако к IV курсу она снижается в два раза - до 31%. Доля студентов, которые находятся в браке, не столь значительна и составляет 10% от общего числа ответивших, при этом у 3% из них имеются дети.

Большинство участников опроса (65%) в настоящий момент получают одно высшее образование, а треть из них (33%) учатся и работают одновременно, при этом данная цифра увеличивается от курса к курсу и составляет 18% на первом курсе и доходит до 44% на втором соответственно. Совсем незначительная часть студентов (по 1%) получают два и более образования одновременно или подрабатывают время от времени.

Ответы респондентов на второй блок вопросов, выявляющих факторы, которые влияют на бюджет свободного времени студентов, показал, что, по мнению большинства респондентов (71%), свободного времени у них или нет, или его катастрофически мало. При этом наиболее остро нехватку времени ощущают студенты III и IV курсов (74% и 75% соответственно), тогда как на I и II курсах эта цифра составила 68%.

Анализируя причины нехватки свободного времени, респонденты в большей степени объясняют это следующими факторами:

- усталость (63%) и учеба (57%);

- дорога - больше половины опрошенных (53%) тратят на дорогу от дома до университета и обратно в среднем 1-2 часа, еще значительная часть студентов (41%) в основном добирается до университета и обратно домой в течение часа;

- лень и неумение использовать свое время грамотно (38%);

- напряженный ритм жизни (37%);

- Интернет и социальные сети, согласно субъективной оценке участников опроса, в меньшей степени влияют на нехватку свободного времени (25%), при этом на первом курсе данный фактор имеет большее влияние (31%), чем на последующих курсах (от 23% до 25%).

Недостаток свободного времени, по мнению респондентов, приводит к недосыпанию (65%), депрессии, стрессу, апатии (60%), а также агрессивности, нервозности, раздражению (51%) и плохому самочувствию (48%). В среднем время, затрачиваемое студентами на сон, составляет 5-6 часов (52%), а чуть больше трети респондентов (37%) удается поспать 7-8 часов в день.

Основными способами проведения студентами свободного времени являются: просмотр фильмов, прослушивание музыки и Интернет (72%), чтение (64%), друзья (54%). Количество студентов, уделяющих свободное время своим хобби и спорту, с каждым курсом постепенно увеличивается (с 36% на I курсе до 58% на 4 курсе) и в среднем составляет 41%.

Третий блок вопросов был посвящен анализу бюджета свободного времени студентов-лингвистов для выполнения самостоятельной работы по дисциплинам, изучаемым в университете, и факторов, на него влияющих. Анализ результатов анкетирования выявил, что подготовка к занятиям у чуть больше трети (39%) студентов I-IV курсов занимает в среднем 3-4 часа в день. Полученные результаты исследования показывают, что данные показатели в целом укладываются в заявленные требования к трудовой неделе студента, в которой половина времени (20,25 астрономических часов в неделю) отводится на самостоятельную работу [8]. Однако также значителен процент студентов (26%), которые посвящают выполнению домашнего задания по 5-6 часов ежедневно, что примерно в 1.5-2 раза превышает нормы времени, рекомендованные студентам для самостоятельной работы. В этой связи стоит отметить, что дисциплины, связанные с филологией, требуют большего количества часов для самостоятельной работы (чтение художественной литературы, переводы текстов и др.), нежели дисциплины нефилологического цикла [1, с. 60].

По мнению опрошенных, основными внешне-организационными трудностями при выполнении самостоятельной работы являются:

- большой объем самостоятельной работы - 81%;

- большое количество дисциплин за учебный год и большое количество видов контрольно-проверочных занятий - 45%;

- отвлечение на другие виды деятельности - 44%;

- плохая организация самостоятельной работы преподавателями - 34%;

- плохо составленное учебное расписание - 29%;

- условия проживания - 12% и др.

Анализ личностно-организационных трудностей, с которыми сталкиваются студенты при выполнении самостоятельной работы, выявил, что в основном эти трудности связаны со следующими факторами:

- отсутствие у студентов мотивации для выполнения данного вида учебной деятельности - 62%;

- приоритетное выполнение других видов деятельности (не связанных с учебной деятельностью) – 53%;

- неумение организовать свое время - 50%;

- недостаточное трудолюбие и усердие в выполнении заданий самостоятельной работы – 42%.

Четвертый блок вопросов был нацелен на выявление путей преодоления трудностей при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях ограниченных временных ресурсов. Анализ внешне-организационных и личностно-организационных трудностей объясняет желание большинства студентов (68%) познакомиться с основами тайм-менеджмента и улучшить свои навыки самоорганизации. Проведение таких занятий для них в университете, по мнению 72% респондентов, является необходимостью, при этом большую потребность в таких занятиях испытывают студенты I и II курсов (81% и 72% соответственно). Для студентов старших курсов данные занятия являются необходимыми только для 67% опрошенных. С точки зрения участников анкетирования, самоорганизация в большей степени зависит от самого человека, и для этого необходимо работать над собой (76%) и тренировать силу воли (42%), что позволит им быть более эффективными в учебе. Для достижения этой же цели, по мнению респондентов, в университете необходимо внести следующие изменения: четко формулировать задания для самостоятельной работы (54%), уменьшить количество дисциплин, контрольных работ, объем заданий на самостоятельную работу (52%), сделать расписание более равномерным (42%), увеличить количество лекционных и практических занятий (37%) и ввести четкий график выполнения заданий (34%). Совокупность данных мер может помочь преодолеть выделенные трудности, возникающие у студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в условиях дефицита времени.

С целью полного представления суточного бюджета времени студентов-лингвистов была изучена еженедельная учебная нагрузка и проведен анализ расписания, который показал, что наиболее загруженными являются студенты младших курсов. Так, у студентов II курса в среднем учебная нагрузка составляет 36 академических часов, или 27 астрономических часов ((36*45) : 60 = 27) в неделю, а у студентов I курса - 32 академических часа/24 астрономических часа в неделю. Загруженность студентов старших курсов ниже и составляет в среднем 20 академических часов/15 астрономических часов в неделю для III курса и 18 академических часов/13.5 астрономических часов для IV курса. На первый взгляд, может показаться, что эти данные противоречат результатам опроса студентов, согласно которому именно студентам старших курсов в большей степени не хватает свободного времени. Такой результат анкетирования можно объяснить тем, что на старших курсах студенты изучают дисциплины профессионального цикла, пишут отчеты по практике, курсовые и дипломные работы, что, несомненно, требует значительно большего количества времени на подготовку.

Заключение

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

  1. Более трети студентов (39%) тратят на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы в среднем 3-4 часа в день, что в целом соответствует установленным требованиям к трудовой неделе студента.
  2. Большая часть студентов (71%) испытывает дефицит свободного времени. Причинами нехватки времени выступают личностно-организационные (недостаточное усердие в учебе, отсутствие мотивации, наличие других дел, неумение организовать свое время) и внешне-организационные (большой объем дисциплин и контрольно-проверочных занятий, большой объем заданий для самостоятельной работы, плохая организация самостоятельной работы преподавателем, неудовлетворительное составление учебного расписания) факторы. У студентов младших курсов нехватка времени обусловлена в большей степени большим количеством аудиторных занятий. У студентов старших курсов, напротив, наблюдается уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение доли самостоятельной работы (написание отчетов по практике, курсовых и дипломных работ). Условия жизни, форма занятости, семейное положение, формы проведения досуга – эти факторы также вносят существенные коррективы в суточный бюджет свободного времени студента.
  3. Недостаток свободного времени негативно сказывается на физическом самочувствии (переутомление, недосыпание) и психическом состоянии (депрессия, стресс, апатия, раздражительность) студентов. Правильная организация режима учебы, отдыха и сна студентов может положительно сказаться на их работоспособности, внимательности, способности мобилизовать свои силы для выполнения больших объемов учебных заданий в сжатые сроки, предусмотренных учебной программой.
  4. Для эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов преподавателям необходимо принимать во внимание особенности бюджета свободного времени студентов-лингвистов, учитывать большее количество часов аудиторной нагрузки у студентов младших курсов и «невидимую» нагрузку студентов старших курсов вследствие изучения дисциплин профильного цикла и написания отчетов по практике, курсовых и дипломных работ.
  5. В целях более эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимы следующие меры: познакомить студентов с основами тайм-менеджмента, что позволит улучшить их навыки самоорганизации, работать над собой и тренировать силу воли. Преподавателю необходимо усилить мотивацию студентов к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, снабдить учащихся детальными инструкциями и алгоритмами по выполнению типичных заданий, а также ввести четкий график их выполнения.
  6. Регулярное анкетирование студентов позволит осуществлять обратную связь, в результате которой можно определить эффективность и рациональность организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.