В настоящий момент в мире ускорились процессы глобализации, усиливающие взаимозависимость стран и культур, и нормой становится жизнь в условиях полиэтнического общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Во многих регионах России в настоящее время усилились миграционные процессы, в связи с чем национальное разнообразие увеличилось и в российских образовательных организациях, что создало необходимость формирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в полиэтнической среде. Потребность в таких кадрах отражена в нормативных документах, регламентирующих деятельность организаций общего и профессионального образования.
Изменение образовательной политики, закрепленное в современном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования нового поколения в большей степени обращены к вопросам сохранения и стратегического восполнения физического, психического и социального здоровья многонационального населения страны [1; 2].
Существует ряд негативных тенденций в отношении здоровья граждан, которые возникают вследствие миграции. К таким тенденциям можно отнести разрыв со своей родиной, «феномен неизвестности» и языковой барьер, которые затрудняют адаптацию в российских регионах, в особенности детей трудовых мигрантов [3]. Преодоление этих тенденций является задачей педагогов, в особенности по физической культуре. Это обуславливает необходимость создания целенаправленной модели подготовки бакалавров по физической культуре к работе в полиэтнической общеобразовательной организации.
Таким образом, целью исследования является разработка, научное обоснование и определение эффективности модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Для исследовательской работы подобраны следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы; опрос, моделирование, проектирование (метод учебных проектов), тестирование, эксперимент и методы математической статистики и графической интерпретации данных.
В результате анализа научной и учебно-методической литературы были изучены теоретические основы подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. В частности, уточнено понятие здоровья, а также сформулировано понятие оздоровительной среды в образовательной организации как совокупности социально-педагогических, индивидуально-психологических условий и физиологических факторов, способствующих оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся [4]. Выявлено понятие «полиэтническая образовательная организация» и рассмотрены её типы [5]. Определены задачи проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, которыми являются:
- создание условий для физической и психической адаптации обучающегося, а также для его адаптации в коллективе;
- обеспечение условий для самоидентификации обучающегося и формирования его социального статуса;
- обеспечение включения обучающегося в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу и создание условий для оздоровления и формирования культуры здоровья.
Выявлены и описаны этапы проектирования такой среды: мониторинговый, целесмысловой, рефлексивно-прогностический, вариативно-содержательный, антропо-технологический и результативный этапы. Обозначены критерии и методы оценки эффективности её функционирования в отношении трёх компонентов здоровья. Такими критериями оказались: идентификация обучающихся, их адаптация и включенность в деятельность.
Определено содержание модели подготовки бакалавров по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации на основе средового, компетентностного, системно-деятельностного подходов. Модель включает в себя целесмысловой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.
Целесмысловой компонент дает понятие об объективной цели и субъективных смыслах подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Цель - реализация общественной потребности в таких педагогах, которые были бы способны сочетать в себе определённые компетенции и трудовые действия и могли бы реализовать их в процессе проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Методологический компонент модели представлен подходами и методологическими принципами. Средовой подход позволяет учесть влияние всех факторов окружающей среды и образовательного пространства на формирование всех компонентов здоровья каждого субъекта полиэтнической образовательной организации. Системно-деятельностный подход представляет среду не через совокупность внешних условий, а как взаимодействие определенных субъектов, персоналий, причем это взаимодействие и деятельность носит не случайный мероприятийный характер, а представляет собой целеустремленную систему деятельности, целью которой являются изменения, происходящие с самим субъектом образования и оздоровления. Компетентностный подход позволяет выделить необходимые компетенции, компетентности и трудовые действия, необходимые и достаточные для проектирования будущим педагогом по физической культуре оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Принципы единства теории и практики, культуросообразности и этнопедагогической направленности профессиональной деятельности педагога являются основополагающими для реализации разработанной модели.
Содержательный компонент модели представляет собой образовательный контент подготовки будущего педагога по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. В него входят следующие содержательно-технологические блоки:
1) «Технологии физического воспитания и спорта в полиэтнической образовательной организации»;
2) «Социальное воспитание в полиэтнической образовательной организации»;
3) «Научно-педагогические основы профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной организации»;
4) «Организация педагогической поддержки семьи в полиэтнической образовательной организации»;
5) «Проектные и творческие виды учебно-воспитательной деятельности в полиэтнической образовательной организации».
Все знания, полученные в результате обучения, бакалавры применяют в процессе педагогической практики, реализуемой в полиэтнической образовательной организации.
Технологический компонент представлен диалоговыми технологиями, каждая из которых снабжена частно-дидактическими принципами их реализации: проектные технологии - принципом понимания логики действий; технологии диалогового обучения - принципом организации педагогического диалога; игровые технологии - принципом развития творческой активности. Методы национальной эстетотерапии – принципами диагностики физкультурно-спортивного опыта, физических кондиций и двигательных способностей; сотворчества в двигательной деятельности коллектива; открытия продуктивного деятеля; методы спортивной артпластики – принципами субъектности, рефлексии через интенцию и полипозиционности [6].
Основными критериями реализации модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации являются:
1) учебная успешность [7]: включает овладение образовательными результатами (ОР-1, ОР-2), а также оценку показателя учебной успешности студентов с помощью теста «Определение уровня учебной успешности студента»;
2) педагогическая успешность [7]: включает овладение образовательными результатами (ОР-3, ОР-4), а также оценку показателя педагогической успешности студентов с помощью теста «Определение уровня педагогической успешности студента»;
3) личностная готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной организации выражается в изменении ситуативной тревожности, значимом изменении уровня притязаний и изменений локуса контроля [8].
Выделен и обоснован комплекс педагогических условий, направленных на обеспечение эффективности подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации:
- наличие и эффективное функционирование здоровьеформирующей среды факультета;
- учет этнокультурных особенностей субъектов образовательной среды вуза;
- обеспечение возможности организации педагогической практики студентов в условиях полиэтнических образовательных организаций;
- интеграция вариативного компонента содержания образования, направленного на подготовку бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, и инвариантных компонентов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.
Опытно-экспериментальная работа по подготовке бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации заключалась в проведении экспериментального исследования, цель которого - экспериментально доказать эффективность модели подготовки бакалавров по физической культуре к решению задач по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации и выявить педагогические условия, способствующие повышению эффективности этого процесса.
На первом этапе эксперимента был рассмотрен рейтинг наиболее важных задач по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Наиболее важными, по мнению педагогов по физической культуре общеобразовательных организаций, явились:
1) оздоровление и формирование культуры здоровья;
2) организация взаимодействия между представителями различных этносов в учебном коллективе;
3) построение бесконфликтной образовательной среды.
В соответствии с этим были рассмотрены уровни учебной и педагогической успешности студентов, а также уровень их личностной готовности как критериев эффективности внедрения разработанной модели в учебный процесс.
Результаты анкетирования педагогов по физической культуре и студентов бакалавриата показали, что в содержании подготовки не учтены особенности полиэтнических образовательных организаций, и это требует внесения изменений в учебный процесс бакалавриата. Поэтому было принято решение спроектировать и внедрить модель подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации с учетом возможностей, предоставляемых вариативным компонентом образования в вузе, а также уточнить комплекс педагогических условий, который позволит сделать такую подготовку более эффективной.
Для анализа эффективности образовательного контента модели были определены образовательные результаты, которые соответствуют целям освоения содержательно-технологических блоков подготовки бакалавров к проектной деятельности в полиэтнической образовательной организации.
После внедрения образовательной модели в учебный процесс факультета физической культуры и спорта и освоения студентами содержательно-технологических блоков в рамках вариативного образовательного модуля, было проведено контрольное исследование, которое показало следующие результаты:
- произошел достоверный рост уровня овладения студентами всеми образовательными результатами. В наибольшей степени заметно повышение этого уровня в отношении таких профессионально важных видов деятельности, как организация сотрудничества участников образовательного процесса в условиях полиэтнической образовательной организации, а также осуществление проектной и творческой деятельности в целях формирования у обучающихся культуры здоровья, развития творчества в условиях полиэтнической образовательной организации;
- учебная успешность у студентов экспериментальной группы возросла в достоверных пределах по всем показателям;
- педагогическая успешность студентов (все её компоненты) повысилась достоверно и в более широких пределах, чем учебная;
- из всех показателей личностной готовности по результатам внедрения модели наибольшее положительное развитие получил показатель уровня притязаний, значительно снизилась и ситуативная тревожность. Показатели интернального локуса контроля также достоверно изменились в лучшую сторону.
Всё вышеизложенное позволило сделать ряд значимых выводов, подтверждающих эффективность предложенной модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
В рамках внедрения модели был уточнен комплекс педагогических условий и определена степень их влияния на эффективность подготовки бакалавров по физической культуре к профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной организации. Выявленный рейтинг педагогических условий, по мнению субъектов образовательной деятельности факультета физической культуры и спорта, выглядит следующим образом:
- наличие и эффективное функционирование здоровьеформирующей среды факультета - 35%;
- интеграция вариативного компонента содержания образования, направленного на подготовку бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, и инвариантных компонентов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре – 28%;
- обеспечение возможности организации педагогической практики студентов в условиях полиэтнических образовательных организаций – 22%;
- учет этнокультурных особенностей субъектов образовательной среды вуза – 15%.
Проектирование оздоровительной среды образовательных организаций в настоящее время является одной из ведущих задач педагога по физической культуре. Подготовить педагога к этой деятельности призвана система высшего образования. Эта деятельность может быть осуществлена только на основе реализации целевых задач и научно обоснованных образовательных модулей, что в совокупности представляет собой модель подготовки педагога по физической культуре к проектированию оздоровительной среды. Разработанная модель наиболее успешно реализуется в отношении будущих педагогов по физической культуре, осуществляющих профессиональную деятельность в образовательных организациях с полиэтническим контингентом. Результаты теоретического осмысления проблемы исследования, а также анализ результатов экспериментальной части работы позволили определить высокий уровень значимости авторской модели в процессе реализации ФГОС ВО, а также профессионального стандарта «Педагог».