Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS ON PHYSICAL CULTURE FOR DESIGNING A HEALTH MEDIA IN POLYETHNIC SCHOOL ORGANIZATIONS

Ivanova S.S. 1 Burkhanova I.Y. 1 Samarin D.Y. 2
1 FGBOU IN "Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin"
2 Nizhniy Novgorod MBOU «Gimnaziya № 13»
Recently, the state of health of students in general education organizations is of great concern, therefore it is necessary to pay attention not so much to the process of physical education in schools, but rather to the health-improving environment of the organization that contributes to the formation of a culture of health for students. On the other hand, increasing migratory flows contribute to the increase in the number of schoolchildren of other nationalities in general education organizations, which causes, which leads to certain difficulties in the implementation of professional activities (including the design of the improving environment), especially among young professionals. This created the need for the formation of programs for the training and retraining of teaching staff for work in a multiethnic environment. The article presents the results of a study on the problem of training bachelors in physical education for the design of recreational facilities in polyethnic general education organizations, namely: the components of the model for the preparation of future teachers in physical education for the specified type of professional activity (goal-oriented, theoretical-methodological, informative, technological and effective -senic), developed educational content, consisting of a number of disciplines of variational and invariant type and, as well as the main results of the implementation of the model of bachelor of physical education for the design of improving the environment in a multi-ethnic educational organization.
improving environment
polyethnic general educational organizations
bachelors in physical culture

В настоящий момент в мире ускорились процессы глобализации, усиливающие взаимозависимость стран и культур, и нормой становится жизнь в условиях полиэтнического общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Во многих регионах России в настоящее время усилились миграционные процессы, в связи с чем национальное разнообразие увеличилось и в российских образовательных организациях, что создало необходимость формирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в полиэтнической среде. Потребность в таких кадрах отражена в нормативных документах, регламентирующих деятельность организаций общего и профессионального образования.

Изменение образовательной политики, закрепленное в современном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования нового поколения в большей степени обращены к вопросам сохранения и стратегического восполнения физического, психического и социального здоровья многонационального населения страны [1; 2].

Существует ряд негативных тенденций в отношении здоровья граждан, которые возникают вследствие миграции. К таким тенденциям можно отнести разрыв со своей родиной, «феномен неизвестности» и языковой барьер, которые затрудняют адаптацию в российских регионах, в особенности детей трудовых мигрантов [3]. Преодоление этих тенденций является задачей педагогов, в особенности по физической культуре. Это обуславливает необходимость создания целенаправленной модели подготовки бакалавров по физической культуре к работе в полиэтнической общеобразовательной организации.

Таким образом, целью исследования является разработка, научное обоснование и определение эффективности модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Для исследовательской работы подобраны следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы; опрос, моделирование, проектирование (метод учебных проектов), тестирование, эксперимент и методы математической статистики и графической интерпретации данных.

В результате анализа научной и учебно-методической литературы были изучены теоретические основы подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. В частности, уточнено понятие здоровья, а также сформулировано понятие оздоровительной среды в образовательной организации как совокупности социально-педагогических, индивидуально-психологических условий и физиологических факторов, способствующих оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся [4]. Выявлено понятие «полиэтническая образовательная организация» и рассмотрены её типы [5]. Определены задачи проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, которыми являются:

- создание условий для физической и психической адаптации обучающегося, а также для его адаптации в коллективе;

- обеспечение условий для самоидентификации обучающегося и формирования его социального статуса;

- обеспечение включения обучающегося в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу и создание условий для оздоровления и формирования культуры здоровья.

Выявлены и описаны этапы проектирования такой среды: мониторинговый, целесмысловой, рефлексивно-прогностический, вариативно-содержательный, антропо-технологический и результативный этапы. Обозначены критерии и методы оценки эффективности её функционирования в отношении трёх компонентов здоровья. Такими критериями оказались: идентификация обучающихся, их адаптация и включенность в деятельность.

Определено содержание модели подготовки бакалавров по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации на основе средового, компетентностного, системно-деятельностного подходов. Модель включает в себя целесмысловой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

Целесмысловой компонент дает понятие об объективной цели и субъективных смыслах подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Цель - реализация общественной потребности в таких педагогах, которые были бы способны сочетать в себе определённые компетенции и трудовые действия и могли бы реализовать их в процессе проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Методологический компонент модели представлен подходами и методологическими принципами. Средовой подход позволяет учесть влияние всех факторов окружающей среды и образовательного пространства на формирование всех компонентов здоровья каждого субъекта полиэтнической образовательной организации. Системно-деятельностный подход представляет среду не через совокупность внешних условий, а как взаимодействие определенных субъектов, персоналий, причем это взаимодействие и деятельность носит не случайный мероприятийный характер, а представляет собой целеустремленную систему деятельности, целью которой являются изменения, происходящие с самим субъектом образования и оздоровления. Компетентностный подход позволяет выделить необходимые компетенции, компетентности и трудовые действия, необходимые и достаточные для проектирования будущим педагогом по физической культуре оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Принципы единства теории и практики, культуросообразности и этнопедагогической направленности профессиональной деятельности педагога являются основополагающими для реализации разработанной модели.

Содержательный компонент модели представляет собой образовательный контент подготовки будущего педагога по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. В него входят следующие содержательно-технологические блоки:

1) «Технологии физического воспитания и спорта в полиэтнической образовательной организации»;

2) «Социальное воспитание в полиэтнической образовательной организации»;

3) «Научно-педагогические основы профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной организации»;

4) «Организация педагогической поддержки семьи в полиэтнической образовательной организации»;

5) «Проектные и творческие виды учебно-воспитательной деятельности в полиэтнической образовательной организации».

Все знания, полученные в результате обучения, бакалавры применяют в процессе педагогической практики, реализуемой в полиэтнической образовательной организации.

Технологический компонент представлен диалоговыми технологиями, каждая из которых снабжена частно-дидактическими принципами их реализации: проектные технологии - принципом понимания логики действий; технологии диалогового обучения - принципом организации педагогического диалога; игровые технологии - принципом развития творческой активности. Методы национальной эстетотерапии – принципами диагностики физкультурно-спортивного опыта, физических кондиций и двигательных способностей; сотворчества в двигательной деятельности коллектива; открытия продуктивного деятеля; методы спортивной артпластики – принципами субъектности, рефлексии через интенцию и полипозиционности [6].

Основными критериями реализации модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации являются:

1) учебная успешность [7]: включает овладение образовательными результатами (ОР-1, ОР-2), а также оценку показателя учебной успешности студентов с помощью теста «Определение уровня учебной успешности студента»;

2) педагогическая успешность [7]: включает овладение образовательными результатами (ОР-3, ОР-4), а также оценку показателя педагогической успешности студентов с помощью теста «Определение уровня педагогической успешности студента»;

3) личностная готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной организации выражается в изменении ситуативной тревожности, значимом изменении уровня притязаний и изменений локуса контроля [8].

Выделен и обоснован комплекс педагогических условий, направленных на обеспечение эффективности подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации:

- наличие и эффективное функционирование здоровьеформирующей среды факультета;

- учет этнокультурных особенностей субъектов образовательной среды вуза;

- обеспечение возможности организации педагогической практики студентов в условиях полиэтнических образовательных организаций;

- интеграция вариативного компонента содержания образования, направленного на подготовку бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, и инвариантных компонентов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации заключалась в проведении экспериментального исследования, цель которого - экспериментально доказать эффективность модели подготовки бакалавров по физической культуре к решению задач по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации и выявить педагогические условия, способствующие повышению эффективности этого процесса.

На первом этапе эксперимента был рассмотрен рейтинг наиболее важных задач по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Наиболее важными, по мнению педагогов по физической культуре общеобразовательных организаций, явились:

1) оздоровление и формирование культуры здоровья;

2) организация взаимодействия между представителями различных этносов в учебном коллективе;

3) построение бесконфликтной образовательной среды.

В соответствии с этим были рассмотрены уровни учебной и педагогической успешности студентов, а также уровень их личностной готовности как критериев эффективности внедрения разработанной модели в учебный процесс.

Результаты анкетирования педагогов по физической культуре и студентов бакалавриата показали, что в содержании подготовки не учтены особенности полиэтнических образовательных организаций, и это требует внесения изменений в учебный процесс бакалавриата. Поэтому было принято решение спроектировать и внедрить модель подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации с учетом возможностей, предоставляемых вариативным компонентом образования в вузе, а также уточнить комплекс педагогических условий, который позволит сделать такую подготовку более эффективной.

Для анализа эффективности образовательного контента модели были определены образовательные результаты, которые соответствуют целям освоения содержательно-технологических блоков подготовки бакалавров к проектной деятельности в полиэтнической образовательной организации.

После внедрения образовательной модели в учебный процесс факультета физической культуры и спорта и освоения студентами содержательно-технологических блоков в рамках вариативного образовательного модуля, было проведено контрольное исследование, которое показало следующие результаты:

- произошел достоверный рост уровня овладения студентами всеми образовательными результатами. В наибольшей степени заметно повышение этого уровня в отношении таких профессионально важных видов деятельности, как организация сотрудничества участников образовательного процесса в условиях полиэтнической образовательной организации, а также осуществление проектной и творческой деятельности в целях формирования у обучающихся культуры здоровья, развития творчества в условиях полиэтнической образовательной организации;

- учебная успешность у студентов экспериментальной группы возросла в достоверных пределах по всем показателям;

- педагогическая успешность студентов (все её компоненты) повысилась достоверно и в более широких пределах, чем учебная;

- из всех показателей личностной готовности по результатам внедрения модели наибольшее положительное развитие получил показатель уровня притязаний, значительно снизилась и ситуативная тревожность. Показатели интернального локуса контроля также достоверно изменились в лучшую сторону.

Всё вышеизложенное позволило сделать ряд значимых выводов, подтверждающих эффективность предложенной модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

В рамках внедрения модели был уточнен комплекс педагогических условий и определена степень их влияния на эффективность подготовки бакалавров по физической культуре к профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной организации. Выявленный рейтинг педагогических условий, по мнению субъектов образовательной деятельности факультета физической культуры и спорта, выглядит следующим образом:

- наличие и эффективное функционирование здоровьеформирующей среды факультета - 35%;

- интеграция вариативного компонента содержания образования, направленного на подготовку бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, и инвариантных компонентов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре – 28%;

- обеспечение возможности организации педагогической практики студентов в условиях полиэтнических образовательных организаций – 22%;

- учет этнокультурных особенностей субъектов образовательной среды вуза – 15%.

Проектирование оздоровительной среды образовательных организаций в настоящее время является одной из ведущих задач педагога по физической культуре. Подготовить педагога к этой деятельности призвана система высшего образования. Эта деятельность может быть осуществлена только на основе реализации целевых задач и научно обоснованных образовательных модулей, что в совокупности представляет собой модель подготовки педагога по физической культуре к проектированию оздоровительной среды. Разработанная модель наиболее успешно реализуется в отношении будущих педагогов по физической культуре, осуществляющих профессиональную деятельность в образовательных организациях с полиэтническим контингентом. Результаты теоретического осмысления проблемы исследования, а также анализ результатов экспериментальной части работы позволили определить высокий уровень значимости авторской модели в процессе реализации ФГОС ВО, а также профессионального стандарта «Педагог».