Неизбежным следствием глобализации миропорядка является интернационализация высшей школы, которая представляет собой, таким образом, объективно обусловленный процесс интеграции высших учебных заведений в мировую образовательную среду. За последние 30 лет понятие интернационализации претерпело ряд изменений. От дескриптивных определений Дж. Найт, ориентированных на западную цивилизацию, через идеи М. Сёдерквист, направившие ход интернационализации в русло достижения высоких и благородных целей, академическое сообщество пришло к концепции всеобъемлющей или комплексной интернационализации Э. Джонса, который акцентирует на результатах интернационализации для внутренних потребителей – студентов и преподавателей [1, с. 43-45]. Очевидно, что современный взгляд на интернационализацию вуза делает ее не только инструментом повышения конкурентоспособности университета [2], но и основанием для реализации функции социальной ответственности вуза [3], фактором повышения качества подготовки в университете [4]. Ряд негативных последствий интернационализации, таких как возрастание неравенства среди вузов, игнорирование национальных и региональных особенностей, безудержная коммерциализация, справедливо подвергается критике [5], что заставило исследователей и практиков обратиться к идее внутренней интернационализации [6]. Стратегия внутренней интернационализации позволяет проводить интернационализационные инициативы всем вузам вне зависимости от региона локализации и места в образовательных рейтингах.
Среди внутриуниверситетских уровней интернационализации, безусловно, наиболее важным является уровень обучающихся – студентов и аспирантов. Интернационализацию студенчества с целью повышения качества выпускников даже можно рассматривать в качестве главной цели интернационализации, в достижение которой вносят вклад все прочие составляющие этого процесса. Например, улучшение позиции вуза в международных рейтингах ведет, с одной стороны, к повышению качества абитуриентов за счет привлечения лучших из них, что напрямую связано с повышением качества выпускников. С другой стороны, улучшение рейтинговой ситуации приводит к росту международных связей университета, поскольку вузы предпочитают сотрудничать с вузами, занимающими более высокие либо примерно равные им позиции в образовательных рейтингах. Соответственно увеличиваются возможности для преподавательских обменов, которые ведут за собой повышение качества образовательного процесса, что, безусловно, влияет и на степень интернационализированности студентов, и на повышение качества выпускников.
Формы интернационализации студенчества разнообразны. Единственной внешней формой является выездная академическая мобильность, в том числе краткосрочная – участие в программах, не связанных с получением диплома, практика за рубежом, участие в научных мероприятиях – конференциях, семинарах, встречах по проектам. Современный взгляд на интернационализацию студенчества заставляет обратить внимание на ее внутренние формы: улучшение подготовки по иностранному языку; освоение нефилологических дисциплин на иностранном языке, в том числе обеспечиваемых приглашенными зарубежными специалистами; внедрение интернационального контента в содержание лекций; освоение массовых открытых онлайн-курсов (МООК), разработанных за рубежом; участие в международных программах и проектах собственного вуза; межкультурное учебное и повседневное общение с иностранными студентами в интернациональных по составу группах.
Признано, что наиболее эффективной формой интернационализации студенчества является выездная академическая мобильность. Тем не менее на пути мобильности российских студентов встает немало барьеров. Если в прошлом десятилетии самым сложным был языковой барьер, то в настоящее время ведущим препятствием стал барьер финансовый [7], связанный с резким и невыгодным для выезжающих из России изменением курсов валют, произошедшим в декабре 2014 г. и действующим по сей день. Кроме того, выездная мобильность всегда связана с опасностью «утечки умов», которая имеет место в случае обучения российских студентов в странах с более высоким уровнем жизни. Оба фактора должны побудить руководство российских вузов предпринимать усилия по развитию внутренних форм интернационализации студенчества.
Даже при наличии у вуза политики и стратегии интернационализации, для реализации интернационализационных инициатив недостаточно деятельности работников в рамках, пусть даже и модифицированных, функциональных обязанностей. Об этом свидетельствуют, например, данные исследования Российской ассоциации преподавателей русского языка. Иностранные студенты указывают на явно недостаточную степень их вовлеченности в межкультурное общение со студентами российскими [8, с. 61-62]. Если одна из сторон-коммуникаторов оценивает общение как недостаточное, то вряд ли оно привело к росту компетенций в этой области второй стороны – российских студентов. Это значит, что для обеспечения внутренней интернационализации необходима определенная степень институционализации в рамках международных подразделений.
Кроме того, выездная мобильность остается одним из приоритетов интернационализации российского студенчества. Поэтому вуз должен оказывать поддержку студентам в решении задач преодоления барьеров [9], а не отдавать эту деятельность в среду организаций неформального образования, которые не только мало озабочены проблемой «утечки умов», но зачастую напрямую финансируются зарубежными кругами, заинтересованными в усилении и рафинировании этого потока. Таким образом, существует объективная необходимость создания системы поддержки интернационализации российских студентов, характеризующейся многозадачностью и вариативностью [10]. Эта система опирается на концепцию внутренней интернационализации и направлена одновременно на поддержку контролируемой внешней мобильности.
Система поддержки интернационализации студентов может функционировать в любом вузе, поскольку состоит из трех вариативных моделей, которые реализуются либо независимо друг от друга, либо интегративно. В небольших вузах могут разрабатываться лишь некоторые из моделей, в крупных – возможно существование нескольких параллельных схем в рамках каждой из моделей, например на уровне институтов, высших школ или кафедр.
Суть первой модели интернационализации состоит в привлечении российских студентов к участию в международных краткосрочных программах, реализуемых в собственном вузе. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого эта модель разрабатывается и внедряется уже более 10 лет, поэтому можно говорить о ее эффективности. Компоненты модели получили широкое освещение в работах автора и его коллег, привести которые здесь полностью невозможно [11]. Модель постоянно развивается в соответствии с концепцией постоянного улучшения качества, а также диверсифицируется.
Вторая модель интернационализации выросла из традиционной тьюторской работы с иностранными студентами, обучающимися в университете по основным и дополнительным долгосрочным образовательным программам. Эта работа направлялась различными структурами и имела различные организационные формы, но ее институциализация произошла полтора года назад под эгидой волонтерской студенческой организации Tutor Forces [12]. После этого стала возможной регулярная, широкомасштабная и разнообразная воспитательная работа с иностранными студентами, а также обучение российских студентов в специально организованных школах тьюторов. Таким образом, тьюторская деятельность была встроена в систему интернационализации российских студентов. При реализации второй модели на основе слияния задач адаптации иностранных студентов и интернационализации российских студентов достигается ощутимый синергетический эффект.
Третья модель интернационализации основана на привлечении российских студентов к выполнению международных студенческих проектов [13]. При совместной проектной деятельности с зарубежными партнерами происходит активное совершенствование межкультурных компетенций российских студентов, что является весомым вкладом в их интернационализацию. Выполнение международных студенческих проектов тесно связано с реализацией международных образовательных программ, в форму которых могут облекаться очные встречи участников проекта. Также в проектной деятельности студентов могут быть задействованы компоненты неформального образования.
Характеристики трех названных моделей системы интернационализации российских студентов приведены в таблице.
Сравнение характеристик моделей интернационализации российских студентов
Характеристики |
Модель 1 – участие в краткосрочных международных образовательных программах |
Модель 2 – тьюторинг иностранных студентов |
Модель 3 – участие в международных студенческих проектах |
Длительность |
По сроку программы |
Постоянно |
По сроку проекта |
Количество участников |
От 5 до 20 на каждой программе |
До 60 одновременно |
От 5 до 15 на каждом проекте |
Форма участия |
Волонтерство / практика |
Волонтерство |
Инициативная группа / часть дисциплины основной программы / практика |
Регламентация деятельности |
Требования к реализации программы / задание на практику |
План воспитательной работы и устав Tutor Forces |
Техническое задание и/или рабочая программа дисциплины и/или задание на практику |
Соотношение компонентов формального и неформального образования |
Интеграция |
Преимущественно неформальное образование |
Интеграция |
Выбор участия в реализации модели |
Преимущественно свободный выбор и процедуры отбора |
Свободный выбор и процедуры отбора |
Свободный выбор, либо в составе академической группы |
Возможности для совершенствования межкультурной компетенции |
Высокие |
От низких до высоких |
От низких до высоких |
Тип отношений с иностранными студентами |
Сотрудничество и наставничество |
Наставничество |
Сотрудничество |
Возможности компенсации информационных рисков |
Высокие |
Средние и высокие |
Низкие и средние |
Характеристики, приведенные в таблице, разделяются на две большие категории. Первые пять можно условно назвать организационно-педагогическими, последние четыре – психолого-педагогическими. Сравнение характеристик показывает определенную близость (по пяти характеристикам) краткосрочных программ и проектов. Эта близость может стать еще теснее, если реализация проектов сопровождается проведением образовательных программ [13]. Главное отличие – отсутствие свободы выбора в проектной деятельности, если она реализуется в рамках дисциплин основных профессиональных образовательных программ. Очевидно, что свобода выбора, а также предварительный отбор участников в большой степени способствуют участию в интернационализационных мероприятиях мотивированных студентов. Мотивация служит одной из гарантий успеха этих мероприятий и реализации моделей в целом.
Наибольшие несовпадения наблюдаются в психолого-педагогических характеристиках – для всех моделей их комбинации различны. В условиях возможного отсутствия свободы выбора и групповой работы над проектом некоторые участники студенческого проекта избегают либо лишены иноязычного общения, что снижает у них уровень развиваемой межкультурной компетенции.
Последние две характеристики во многом определяют, какие ценности и в какой степени будут приняты российскими студентами – участниками моделей интернационализации. Речь идет, прежде всего, о ценностях мультикультурализма, корпоративизма и патриотизма. Автор впервые начал рассматривать международные краткосрочные программы в этом аспекте около 10 лет назад, последующие исследования дали новые акценты и подтвердили в целом правоту первоначальных предположений. Если трактовки ценностей мультикультурализма и патриотизма в целом однозначны, то понятие корпоративизма нуждается в пояснении вследствие некоторой его негативной окраски, сложившейся в науке советского периода.
Корпоративные ценности академической среды тесно связаны с понятием корпоративной идентичности, то есть определенной степени отождествления личности студента с обучающим вузом. В структуре корпоративной идентичности выделяются два компонента: когнитивный (знание о вузе, его ценностях, истории, традициях и нормах, осознание себя ее членом) и аффективный (гордость за принадлежность к своему вузу, удовлетворенность членством). Упомянуты только позитивные аттитюды аффективного компонента корпоративизма, которые и формируются у студентов, выполняющих функции тьюторов.
Первые две модели интернационализации характеризуются установлением отношений наставничества российских студентов по отношению к студентам иностранным. Эти отношения в наибольшей степени способствуют формированию у наших студентов ценностей корпоративизма и патриотизма в отличие от проектной деятельности. Если выполнение проектов сопровождается реализацией программ с элементами тьюторинга, то возможности для развития позитивных ценностных ориентаций повышаются.
И укрепление патриотизма российских студентов, и их участие в реализации моделей интернационализации в целом подвергается информационным рискам [14]. В данном случае рассматриваются только контентные риски, связанные с некритическим отношением молодежи к большому объему новой информации, связанной с интернационализацией. Значительная часть информационных рисков определяется участием в реализуемых моделях интернационализации зарубежных преподавателей, которые неизбежно излагают материал, исходя из собственных взглядов, не всегда объективных по отношению к российской истории и политике [15]. В последние годы в связи возрастанием международной напряженности наши студенты сталкиваются и со своими сверстниками, критически или даже враждебно настроенными по отношению к России.
При реализации моделей рассматриваемой системы интернационализации предлагается интегративный подход к компенсации информационных рисков. Деятельность в этом направлении предусмотрена и при подготовке студентов к участию в программах и проектах, и при их выполнении. Во-первых, обязательным является акцентирование российскими преподавателями самой возможности рисков, а также критический анализ информации, предоставляемой зарубежными участниками. Разумеется, исключена директивно-распорядительная манера педагогического общения при компенсации рисков. Во-вторых, тьюторско-наставнические функции российских студентов, оказание ими помощи зарубежным сверстникам неизбежно ставят их в положение авторитетного референта по всем вопросам, связанным с Россией, помогают противостоять негативным аттитюдам. Большую помощь при этом оказывают студенты, уже имеющие опыт тьюторской работы.