Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE DETECTION OF READINESS OF THE TEACHER TO TUTORING ACTIVITIES

Yastrebova K.A. 1 Dorofeev A.V. 1
1 FGBOU VO Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla
The article actualizes the problem of formation of the teacher's readiness for tutoring with students. A modern teacher, according to a professional standard, must have the ability to design an individual educational trajectory of the student. Such skills are associated with the realization of the teacher's tutoring position in teaching his subject. They are noted for the distinctive aspects of the activities of the teacher, curator and tutor. Among the qualities that a teacher-tutor should possess are: the desire to work according to vocation; the ability to contact students; tolerance and self-control; high professional training; professional confidence and high self-esteem; pedagogical flexibility. The motivational, cognitive, operational and reflexive components of the teacher's readiness for the activity of the tutors are described. It is noted that the training of teachers in the distance learning system should focus on distance counseling, the creation of training packages, basic competence in the field of information and communication technologies, objective monitoring methods and parameters for evaluating learning outcomes. Specific features of the use of distance educational technologies for the formation of tutor's position of the teacher on the basis of his pedagogical experience are indicated.
Tutor
tutor support
professional readiness
teacher
educational resource

В условиях внедрения новых стандартов образования существенно повышаются требования к профессиональным и личностным качествам педагога, который должен не просто предоставить ученикам фиксированную сумму знаний, а научить их быть активными и самостоятельными, способными органично адаптироваться к изменяющимся ситуациям жизни и быстро принимать правильные решения. Для педагога немаловажно обладание способностью проектировать индивидуализированные стратегии развития личности учащегося. Важно создавать пространство, в котором ученик приобретает индивидуальную субъектность и становится подлинным субъектом учебной деятельности.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и «Концепции инновационного развития России – 2020» отмечается рост профессиональной и социальной значимости позиции каждого учителя, и это находит отражение в формировании новых требований к педагогической деятельности и ее внутрипрофессиональной дифференциации. Возрастающая роль современного учителя диктует необходимость соответствия педагога новым стандартам, поэтому вполне оправданно, что профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» включает обобщенную трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся» и должность «тьютор» [1].

Тьютор – это сравнительно новая педагогическая профессия. В переводе с английского языка «тьютор» означает репетитор, домашний учитель, наставник. От современного педагога требуются умения анализировать, прогнозировать, организовывать и конструировать процессы формирования субъектности каждого учащегося, т.е. быть компетентным наставником [2]. Тьюторская позиция педагога предполагает такие виды деятельности, выполнение которых способствует облегчению процесса обучения. Актуализируется, таким образом, проблема выявления направлений развития у педагогов готовности к тьюторской деятельности с обучающимися, для решения которой необходимо ответить на вопрос: каковы особенности технологий тьюторского сопровождения?

Президент тьюторской ассоциации России Т.М. Ковалева отмечает, что тьютор – это педагог, осуществляющий сопровождение перехода ученика на его индивидуальную программу образования. Деятельность тьютора связана с созданием условий для сознательного выбора учащимся разных учебных направлений и планирования его собственных индивидуальных программ образования. Основной принцип деятельности тьютора – «расширение» учебного пространства каждого ученика до трансформации его в открытое образовательное пространство [3]. Об обширном практическом распространении тьюторства в России свидетельствует деятельность многих тьюторских центров (например, Центр тьюторского сопровождения процесса образования при Московском институте открытого образования, Ассоциация тьюторов в Томске). Тьюторский подход в обучении нацелен на консультирование учащихся и оказание помощи в выборе персональной программы образования. Тьюторская позиция педагога связывается с ответом на вопрос: как применять результаты учебы и использовать эту персональную программу образования в процессе целенаправленного развития ученика?

Цель исследования – выявить готовность учителей общеобразовательных школ к тьюторской деятельности для последующего проектирования дополнительной профессиональной программы «Методы тьюторского сопровождения обучающихся».

Материал и методы исследования. С целью изучения готовности педагога к тьюторской деятельности по своему предмету проведено анонимное анкетирование участников Республиканского научно-методического семинара «Актуальные проблемы математического образования» (приняло участие 83 учителя). При разработке анкеты учитывали, что тьюторская деятельность включает в себя три составляющие: 1) поддержка (метод педагогической работы, нацеленный на развитие независимости и самостоятельности субъекта в разрешении задач, которые связаны с образованием); 2) сопровождение (педагогическая помощь, обращенная на реализацию персональных образовательных программ, исследовательской деятельности и проектных работ); 3) фасилитация (работа, сосредоточенная на помощи в плане личностного, культурного и профессионального самоопределения ученика) [4]. Соответственно, готовность педагога к тьюторской деятельности в процессе обучения характеризуется тем, что характер и режим занятий педагога и ученика выстраиваются, исходя из потребностей познавательного интереса, способностей восприятия и склонностей обучающегося [5]. Тьютор может выполнять функции куратора, хотя изначально это разные виды деятельности. Отметим ключевые параметры, характеризующие отличия в деятельности учителя и куратора от деятельности тьютора.

Учитель занят воспитанием и обучением ученика. Куратор – посредник между учителем и учеником, его основная цель – качественное обеспечение индивидуальной учебы и сопровождения школьников или студентов. Тьютор решает организационные учебные проблемы, контролирует расписание занятий. Его задача – психологически настроить ученика на продуктивный труд. Педагогам не всегда хочется работать с недобросовестными учащимися, которые не проявляют интереса к предмету. Тогда как тьютор должен найти подход к ученику: понять, что его интересует, чем бы он хотел заниматься. Тьютор помогает ученику найти свой путь в жизни, раскрыть таланты и способности [6]. Для осуществления тьюторской деятельности педагог, помимо эффективной коммуникации, должен обладать такими качествами, как гибкость и переключаемость, способность применять одновременно роль и взрослого (специалистов школы и родителей), и учащегося [4].

Для оценки присутствия тьюторских качеств у практикующих учителей нами разработана анкета, вопросы которой составлены на основе общего профессионального реестра, проекта стандарта профессий, учебных программ повышения квалификации педагогов и переподготовки в области тьюторства. Анкетированием оценивается проявление:

1) мотивации на педагогическую деятельность;

2) умения устанавливать дружеские отношения с учениками, контактность;

3) качеств толерантности, терпеливости, самообладания;

4) профессиональной уверенности и самооценки;

5) педагогической гибкости (ригидности) в деятельности.

Мы полагаем, что определение степени готовности к осуществлению тьюторской деятельности будет способствовать дальнейшему профессиональному росту педагога. Для определения степени готовности и определения приоритетов в последующей подготовке были выделены и соотнесены с показателями и оценкой в баллах три уровня сформированности умений тьюторской деятельности (низкий, средний, высокий). Анкета содержит 38 вопросов закрытого типа, которые допускают только однозначные ответы «да» (2 балла), «нет» (0 баллов) или «иногда» (1 балл). Максимальное количество баллов – 76. В первой части анкеты предлагалось указать педагогический стаж.

Педагоги выбрали один из вариантов ответа, который в большей степени соответствует их мнению. Приведем примеры вопросов анкеты: «Я чувствую себя полезным и нужным?», «Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе?», «Обладаете ли вы способностью применять новые педагогические технологии в собственной педагогической деятельности?», «Теряете ли вы хладнокровие в разговоре с людьми?».

Результаты исследования и их обсуждение. Разделение на уровни готовности педагога к тьюторской деятельности проводилось после подсчета общего количества набранных баллов (низкий уровень, если имелось до 37 баллов, средний – от 38 до 66 баллов и высокий – более 67 баллов). Следует отметить, что никто из участников анкетирования не оценил свои умения тьюторской деятельности на 0 баллов.

Результаты анкетирования показали, что большинство педагогов (83%) имеют стаж педагогической работы более чем пять лет. В соответствии с педагогическим стажем степень присутствия качеств, которыми должен обладать педагог-тьютор, представлена на рисунке.

Показатели готовности учителей к тьюторской деятельности

Высокую степень присутствия качеств, которыми должен обладать тьютор, имеют всего 6% опрошенных. Им присущи самообладание, высокая профессиональная подготовка, глубокое понимание и целостный подход к детям, а также профессиональная гибкость, уверенность, творческая направленность, выраженные познавательные потребности и контактность.

У 91% учителей – умеренная степень проявления тьюторских качеств. Для этой группы характерна профессиональная неуверенность и поэтому рекомендовано совершенствование умений для повышения компетентности педагогов к тьюторской деятельности.

Качествами, которые должны присутствовать у тьютора, не обладают 3% педагогов. Им рекомендовано устранять такие качества, как несдержанность, раздражительность, односторонность к подопечным, упрощенное восприятие учащихся, заниженная личная самооценка, профессиональная ригидность, недостаточная коммуникативность и стереотипность поведения.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что имеется потребность в формировании готовности педагогов к тьюторской деятельности. Соответственно, есть необходимость в разработке методических рекомендаций по формированию уверенной тьюторской позиции учителей общеобразовательных школ. Один из путей привлечения педагогов к тьюторской деятельности – организация курсов повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.

Более половины учителей (по нашим данным – 67%) учились более 15 лет назад, и подготовка к тьюторской деятельности у них невысокая, требующая повышения квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Около половины опрошенных на вопрос «Имеете ли Вы знания в области интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности образования?» ответили «частично имею», при этом 73% учителей главным стимулом в повышении личной квалификации считают интересы воспитанников.

В целом респонденты проявили большой интерес к тьюторской деятельности и указали на потребность в повышении своей квалификации. Более половины учителей отметили, что не обладают качествами, которые должны присутствовать у педагога-тьютора, а 81% хотели бы пройти курсы повышения квалификации по тьюторству. Поэтому разработка дополнительной профессиональной программы, направленной на формирование готовности педагога к тьюторской деятельности с обучающимися, является актуальной и востребованной.

Определение готовности педагогов к тьюторской деятельности – это первый шаг в обозначении главных направлений, проблемных зон и стадий, на которые следует ориентироваться при проектировании дополнительных образовательных программ повышения профессиональной квалификации учителей. Формирование готовности учителя к тьюторской деятельности предполагает ориентировать процесс обучения на:

– приемы, мотивирующие ребенка к обучению (искусно оперировать традиционными методами обучения и новейшими технологиями);

– коммуникативные умения для осуществления стратегий активного слушателя и доброжелательного собеседника;

– психологическую подготовку, чтобы учитель был более внимательным к тому, что он сам говорит, и особенно к тому, что он пишет ребенку;

– овладение информационными технологиями, используемыми для работы с учениками в реальном или дистанционном режиме;

– методы работы в команде, чтобы использовать потенциал детей и других педагогов.

Подготовка учителя к тьюторской деятельности является нелинейным процессом, а потому в его проектировании немаловажная роль отводится принципу многомерности [7]. Принцип многомерности позволяет в полной мере использовать такое преимущество дистанционного обучения, как возможность привлекать к работе над материалами учебных курсов других специалистов, реализовывать индивидуальные потребности учителей в овладении эффективными методами работы с учащимися, разрабатывать программы тьюторского сопровождения своих подопечных.

Основной функциональный ориентир работы тьютора – формирование индивидуальной программы образования для конкретного ученика. Программа непрерывно уточняется и корректируется (в зависимости от совместного рассмотрения продвижений и успехов учащегося на пути овладения знаниями в нее вносятся регулярные изменения). Программа работы тьютора с учеником основана на базовом потенциале его психологических и умственных возможностей, личных и интеллектуальных стремлений, учебно-личностной мотивации.

Образовательные учреждения сталкиваются с неизбежными трудностями, связанными с внедрением тьюторских методик в образовательный процесс. Т.В. Литвинова, в частности, указывает на то, что, несмотря на введение в штат образовательных учреждений должности тьютора, на сегодняшний момент «отсутствует психологический анализ исследуемой деятельности с детальным указанием определенного набора личностных качеств и способностей, необходимых для успешного осуществления деятельности, а также подготовки специалистов данного профиля» [2]. Эта проблема, безусловно, значима, так как тьюторское сопровождение и в дальнейшем будет приобретать актуальность, особенно при решении задач дифференцированного обучения, профильной школы и вариативного содержания образования.

Внедрение методов тьюторского сопровождения в образовательный процесс школы предусматривает психологическую и методическую подготовку учителей к новой роли в открытом образовательном пространстве школы. И формирование этой готовности – достаточно длительный и поступательный процесс. Готовность учителей к выполнению роли тьютора есть комплекс значимых профессиональных знаний, умений и навыков, а также побуждение к этой деятельности, т.е. это динамичное, системное и качественное состояние личности учителя. В этот комплекс нами включаются мотивационный, когнитивный, операционный и рефлексивный компоненты, которые, в свою очередь, определяются качественными показателями и характеристиками.

Мотивационный компонент готовности содержит ценностное отношение учителя к тьюторской деятельности и осознание общественной важности тьюторского сопровождения, удовлетворенность своей трудовой деятельностью, а также осознание необходимости самообразования и саморазвития.

Когнитивный компонент готовности содержит профессионально-педагогические знания, умения и навыки для тьюторской деятельности (сведения о педагогической методологии, специфике, сути и особенностях реализации функций); знание методологии научно-педагогического исследования, основ инновационной деятельности по внедрению научных разработок и презентации проектов.

Операционный компонент готовности содержит умения и навыки, представляющие общее направление поведения педагога, общность способов и приемов для достижения цели тьюторской деятельности; овладение инновационной деятельностью, умение выбирать методы исследования, адаптировать их реальным условиям образовательной практики.

Рефлексивный компонент включает процесс постижения и разбор явлений персональной деятельности и индивидуального сознания. Он характеризуется разрешением какой-либо профессиональной задачи, в результате чего появляется личностно-ценное осмысление сути проблемы.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны и направления, на которые должна ориентироваться подготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Учителя – это взрослые люди с опытом профессиональной деятельности, поэтому процесс их обучения следует основывать на принципах андрагогики. Основная цель дополнительной профессиональной программы для подготовки учителей к тьюторской деятельности – обеспечить ресурс развития тьюторской позиции учителя, помочь ему так выстраивать свою педагогическую работу, чтобы формировалась устойчивая тьюторская позиция. Результатом освоения программы является формирование следующих компетенций: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; способность реализовывать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и социализации обучающихся.

Обучение педагогов методам тьюторской деятельности не исключает использование традиционного офлайн-режима, но акцент делается на онлайн-обучение, как наиболее оптимальном и удобном способе передачи учебной информации. В формировании тьюторской позиции учителя методы офлайн- и онлайн-обучения дополняют друг друга. При онлайн–обучении немаловажное значение должно отводиться вопросам обратной связи (например, мнения участника о курсе, индивидуальное консультирование) и организационным вопросам (например, выполнение заданий, сбор статистических данных слушателей).

Дидактические материалы курса включают: 1) лекционный материал (т.е. полный конспект всего теоретического материала с демонстрируемыми в видеоформате наглядными пособиями); 2) элементы контроля (тестовые задания, задания на дополнение предложений и самооценку); 3) видеоролики (продолжительность до 15 минут), содержащие учебный сценарий информационного блока или навыка (локация, смысловые блоки, раскадровка) и специально подготовленные образовательные наглядные материалы; 4) дополнительные материалы (ссылки на внешние ресурсы сети, учебно-методические материалы и дополнительные учебные видеоролики, не использовавшиеся на занятиях). Формирование личной тьюторской позиции педагога на основе имеющегося опыта профессиональной деятельности предполагает использовать такие современные технологии, как коучинг, метод кейсов и метод проектов, онлайн-взаимодействие и онлайн-опросы, интерактивное взаимодействие участников для обмена опытом. Следующий этап работы при решении проблемы формирования готовности педагога к тьюторской деятельности связываем с внедрением дополнительной профессиональной программы «Методы тьюторского сопровождения обучающихся».