Технологическое образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения студентами компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование полноценной личности, которая способна к самоопределению в современном обществе, ясно оценивает свои внутренние ресурсы, потенциальные возможности и варианты реализации выбранного жизненного пути [1].
Актуальность данного исследования состоит в изучении эффективности формирования художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна: изучение влияния этнической истории, культуры народа мари и других национальностей, представляющих большой научный и практический интерес, на подготовку будущих педагогических кадров.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать условия, обеспечивающие эффективность формирования художественно-технологической компетенции будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования средствами этнодизайна.
Материалы и методы исследования: наблюдение; теоретический анализ необходимой литературы по проблеме исследования; выполнение практических заданий; метод проектирования и реализации условий формирования художественно-технологической компетенции; методы изучения принципов композиции, характерных для той или иной национальности; специальные методы, обусловливающие формирование художественно-технологической компетенции, такие как рефлексия цвета, пропорции, текстуры, формы изделий; обобщение педагогического опыта.
Главной целью современного высшего образования является развитие студента как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности. Проблема формирования художественно-технологической компетенции студентов является одной из основных на современном этапе развития технологического образования. Компетенция - это личностная способность будущего работника решать определённый перечень профессиональных задач. Компетентность – это овладение человеком (учащимся) соответствующей компетенцией, которая включает его личное отношение к ней и предмету деятельности [2]. Художественно-технологическая компетенция - это личностная способность студента решать задачи эстетического и технологического характера; применение обобщенных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.
Формирование художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна – это процесс формирования художественных, технологических знаний, умений и навыков изготовления изделий при помощи средств композиции, характерных для той или иной национальности. Он включает изучение тем по нескольким дисциплинам вариативной части учебного плана, выполнение практических заданий в рамках учебной практики, исследование при выполнении самостоятельной работы и выступление на семинарах. Для достижения высокого результата рекомендуется системный подход к изучению необходимого материала и оттачиванию практических навыков. В результате анализа содержания школьных программ по предмету «Технология», учебных программ СПО и дополнительного образования мы пришли к выводу, что проблема формирования художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна достаточно актуальна. Прослеживается разрозненное изучение национальной тематики по отдельным предметам (дисциплинам). Отсутствует единая система подачи материала, которая включает изучение истории народа, его традиций, быта, костюма и декоративно-прикладного творчества. Не продуманны результаты применения данных знаний, умений, навыков в современной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что одной из основных задач высшего профессионального образования является подготовка компетентных в данной области педагогических кадров.
Тема народности, фольклора, этноса популярна во многих сферах деятельности человека: искусство, мода, литература, средства массовой информации. Актуальность данного направления очевидна. Обращение к национальной культуре марийцев представляет интерес для многих жителей республики, а также за ее пределами и сегодня. Во многих районах сохранились давно вышедшие из употребления изделия декоративно-прикладного творчества, изготовленные в прошлом. Люди с трепетом сохраняют их как память о своих предках, используют их на национальных праздниках и молебнах. Довольно часто мы можем увидеть эти произведения искусства на профессиональных выступлениях фольклорно-этнографических ансамблей, художественных коллективов, на концертах местного и мирового масштаба [3]. Изделия марийских умельцев, художников, модельеров ежегодно выставляются на международных, российских и республиканских выставках, посвященных богатой культуре народов всего мира. Колорит и особую неповторимость марийской культуры воспевали художники, писатели, композиторы не только прошлых лет, но и современные деятели искусства. Повышенное внимание уделяется сценическому костюму, изделиям декоративно-прикладного творчества и аксессуарам. Волнующие образы театральных и литературных героев, представителей эстрадного, народного фольклора украшают своими национальными костюмами ведущие постановки и концертные площадки нашей республики. Исследование национального богатства народа мари представляет огромный интерес не только для изучения исторического наследия, но и для будущего развития всех отраслей народного искусства республики [4].
Понятие «этнодизайн» применяется сравнительно недавно, но довольно часто в современном обществе. Само понятие «этнодизайн» состоит из двух слов: «этнос» и «дизайн». «Этнос» (от греческого – племя, народ) – группа людей, объединившихся в результате длительного совместного проживания на определенной территории. Данная группа характеризуется единым языком, общей культурой и самосознанием. Современная трактовка понятия «этнос» - это исторически сложившийся круг людей, имеющий социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения. Основоположником ключевых основ теории «этноса» был С.М. Широкогоров. Ученый выделял «этнос» как главную форму существования отдельных групп человечества, а в качестве определяющих признаков считал «единство языка, обычаев, уклада жизни и происхождения».
Дизайн от английского design - проектировать, чертить, рисунок, план. В общем смысле - это проектирование эстетических (художественных) характеристик промышленных изделий и товаров, а также конечный результат данной деятельности. Принято считать, что в более широком смысле дизайн определяется не только как художественное конструирование, но должен принимать участие и в удовлетворении социально-технических, технологических проблем производства, потребительского спроса, жизни людей в предметной среде посредством рационального совмещения её внешних и внутренних свойств [5].
Словосочетание «этнодизайн» воплощает в себе художественно-эстетическую, этническую, конструктивную и технологическую составляющую современного проектирования. Данный вид дизайна широко распространен в оформлении интерьера, одежды и аксессуаров. Средствами этнодизайна являются изобразительно-выразительные средства, общие для дизайна и пластических искусств: цвет, пропорция, текстура, форма, точка, объем и пространство, но с точки зрения этнической идентификации. Эти элементы комбинируются на основе исторически сложившихся принципов композиции, характерных той или иной национальности: движения и ритма, симметрии и асимметрии, равновесия и динамики. Гармония родственных и контрастных решений (в цвете, в пропорциях) как типичные средства искусства являются основными и в этнодизайне. Наиболее важным при художественном проектировании «этноизделий» является зависимость формы изделия от конструкции, используемых материалов и технологии производства, так как для изготовления большинства народных изделий использовали природные материалы и особую технологию производства, являющуюся изюминкой той или иной национальности.
Для формирования художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна студентам необходимы обобщенные знания по различным направлениям: национальное декоративно-прикладное творчество, моделирование, основы художественного конструирования, материаловедение, технология. В программу каждой из дисциплин включены темы, связанные с национальным, народным творчеством. На дисциплинах «Национальное декоративно-прикладное творчество» и «Рукоделие» изучается исторически сложившийся богатый диапазон русского народного творчества (Раздел 2. Понятие художественной обработки материалов. Тема 2.1. История развития искусства художественной обработки материалов), национальные особенности в изделиях декоративно-прикладного творчества народов Поволжья (Тема 2.2. Украшение одежды и предметов быта народов Поволжья), финно-угорские и марийские народные мотивы (Раздел 5. Традиционные виды вышивки народов России) и т.д. Дисциплины «Основы художественного конструирования», «Технологический практикум» включают моделирование, конструирование и технологическую последовательность изготовления изделий на основе изучения национальной одежды и предметов декоративно-прикладного творчества, их «этнореконструкции» и «этномодификации». На дисциплинах «Практическое (производственное) обучение по рабочей профессии», «Индивидуальный творческий проект» происходит закрепление полученных знаний, умений, навыков при практическом изготовлении готовых изделий с использованием элементов в национальном стиле. Углубленное изучение темы национальной культуры, этнодизайна возможно и на специальных курсах по конкретной тематике: интерьер, костюм, аксессуары, декоративно-прикладное творчество.
Формирование художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна позволяет студенту эффективно проявлять себя и в научно-исследовательской деятельности. Это подразумевает исследование традиционных технологий по различным параметрам (структура и фактура материала, рабочие инструменты, технологическая последовательность, декоративная отделка), исследование вариантов моделирования и конструирования, проработка возможностей создания реальных объектов современного дизайна с использованием традиционных технологий. Самыми значимыми являются исследования на реальном этнографическом материале. Необходимо ориентироваться на региональные компоненты изучаемого материала. Данный вид исследовательской работы можно проводить в рамках экскурсий в краеведческие музеи (Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева, Национальная художественная галерея, Республиканский музей изобразительных искусств, Музей народно-прикладного искусства, Этнографический музей под открытым небом), в виде мастер-классов от народных умельцев, вышивальщиц и видеоуроков. Материалы национального (этнического) искусства дают практически неисчерпаемое поле для исследований. Данные материалы имеют в основном природную основу, они легко доступны и экологичны. Для их обработки не требуется высокотехнологичное оборудование. Использование средств этнодизайна обогащает профессиональный и личный опыт будущего педагога. К примеру, при изучении в рамках этнодизайна традиционного марийского костюма выявляются некоторые особенности, характерные для жителей отдельных районов Марий Эл: различия в технологии выполнения традиционной вышивки, в цветовой гамме, в технологии изготовления украшений и аксессуаров. Наиболее древний этнографический материал сохранился в сернурских вышивках. Вышивка очень разнообразна, многолика, богата. Выполняется с изнаночной стороны, не нарушая традиционных техник рукоделия бабушек, не искажая знаки, узоры, места расположения мотивов. Вместе с нитью вышивальщица вкладывает в холст положительные эмоции, тепло своего сердца [6].
Исследование собственного наследия, знакомых с детства традиций, приобщение к национально близкой культуре и связанные с этим открытия индивидуально и общественно значимы и придают очевидную воспитательную, нравственную и патриотическую окраску.
Результаты исследования. Для проведения исследования в рамках эксперимента ежегодно определялись контрольная и экспериментальная группы студентов, обучающихся на факультете общего и профессионального образования Марийского государственного университета. В исследовании приняли участие около двухсот человек - студенты 1-3 курсов и преподаватели кафедры теории и методики технологии и профессионального образования в 2015-2018 гг. обучения. В педагогическом эксперименте участвовали учителя технологии школ г. Йошкар-Олы и педагоги средних профессиональных образовательных учреждений. Работа по формированию художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна проводилась в отдельно взятой группе в зависимости от направления и профиля обучения и осуществлялась в рамках изучения дисциплин вариативной части учебного плана как для будущих учителей технологии, так и для педагогов профессионального обучения (по отраслям) (профили: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Сервис»). Формирование данной компетенции можно считать комплексным, так как в процессе работы студентами осуществляются различные виды учебной деятельности: репродуктивный и поисковый методы, эвристический исследовательский метод, демонстрационный метод. Поисковый и репродуктивный методы используются на начальном этапе формирования компетенции (1-2 курсы). Это поиск необходимой информации об истории, традициях и обычаях различных народов; подготовка презентации и выступление с докладом на семинарских занятиях (конференциях). Эвристический исследовательский метод используется при постановке конкретных задач в зависимости от профиля обучения (3-4 курс). По профилю «Технология» акцент делается на проработку материалов, стилистики, конструкции и технологии изготовления изделий народного творчества (костюм, головные уборы, предметы быта и т.д.). По профилю «Дизайн» студенты занимаются исследованием изделий национального декоративно-прикладного творчества, их художественной обработкой, технологией изготовления и применением в современном дизайне (украшения, оформление интерьера, изготовление декораций). По профилю «Сервис» внимание уделяется воспроизведению различных обычаев, национальных праздников, приготовлению традиционных блюд, имеющих особое значение в этнотуризме. Демонстрационный метод используется в процессе всего обучения и формирования художественно-технологической компетенции: от презентации результатов исследований до участия в различных конкурсах, выставках. На старших курсах (в рамках учебных и производственных (технологических) практик) акцент делается на проработку различных технологий, используемых в народном творчестве и в новых направлениях в искусстве. Данное направление позволяет студентам заниматься этнореконструкцией и этномодификацией старинных изделий, применяемых и в наше время. Это умение выполнять современные коллекции одежды на основе национальной, изготовление украшений и предметов быта в этническом стиле, оформление интерьера отдельных помещений в рамках этнотуризма и многое другое. В целом положительная динамика результатов эксперимента подтверждает эффективность процесса формирования художественно-технологической компетенции будущих учителей технологии и педагогов профессионального образования средствами этнодизайна. Полученные результаты исследования дают возможность для дальнейшей работы в данном направлении и могут быть посвящены вопросам разработки программ индивидуального саморазвития художественно-технологической компетенции, разработки методических рекомендаций и учебных пособий для ведущих школ города и учреждений СПО.
Заключение. Основными задачами, которые стоят перед современным профессиональным образованием, являются: научить будущего специалиста разбираться в огромном потоке информации и создать условия для его постоянного саморазвития. Приобретение наиболее широкого базового образования позволит учащимся достаточно быстро ориентироваться на смежных областях профессиональной деятельности. Изменение общественной жизни, развитие науки и техники, активное участие человека в системе общественного и производственного управления предполагает становление социальной позиции личности, высокого профессионализма и богатой духовной культуры [7]. Художественно-технологическое направление подготовки средствами этнодизайна наиболее универсальное для студентов, склонных к решению творческих задач и интересующихся различными видами изобразительного искусства: народными промыслами, художественной обработкой разнообразных материалов. Такое направление подготовки совершенствует не только художественное и технологическое образование учащихся, помогая им определиться в профессиональной деятельности, но и воспитывает чувство прекрасного, любовь к Родине. Заботясь о сохранении национальной культуры сегодня, важно сформировать в людях чувство принадлежности к своему народу, сохранить нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. Использование этнографического материала в качестве объекта способствует возрождению национальных традиций, позволяя пропагандировать национальную культуру: формируется интерес к этнической культуре; формируется эстетический вкус у современной молодежи; воспитывается чувство гордости за художественно-эстетическое и историческое наследие нации.