Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHER: DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND METHODICAL DOCUMENTS IN THE PROCESS OF PREPARATION FOR THE LESSONS

Shurygin S.V. 1 Ponomareva O.N. 1 Grachev I.I. 1
1 Branch of federal state fiscal military educational institution of higher professional education «Military academy of logistics named after general A.V. Hruliov», Penza Artillery Engineering Institute
The article introduces the accumulated experience on development of the educational and methodical documentation (EMD) in the pedagogical process of the military educational organization. Variants of substantial filling of plans of the teacher self-training of different types of lessons (a lecture, a seminar) in the process of studying the subject «Ecology» have been given. It has been offered to use the given lessons plans examples as «a cliché» for identification of the level of the teacher’s professional competence. According to the authors the pedagogical reflection is shown in the teacher’s choice of methods and ways of training, organization and activization types of educational cognitive activity of students. The component characterizing the used technical and multimedia tutorials is also informative. The various types of tool and communicative activity of the teacher noted in the plan as the using visual aids, electronic educational resources, other didactic materials (such as interactive case-studies etc.) are a significant component of the professional competence. The applied value of the offered experience is the broad realization in educational practice of high and higher vocational school
higher education
military education
the educational process of the military institution
environmental education
teacher competence
preparation for lessons.

Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя в военной образовательной организации начинается с изучения учебно-методических документов (УМД) по назначенной учебной дисциплине (УД). В соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства обороны РФ, Министерства образования и науки РФ в каждом военном вузе локальными нормативными актами утверждаются формы УМД. Архиответственная задача стоит перед авторами УМД, которые разработали учебную программу УД, тематический план УД, методическую систему преподавания УД (формы, методы, средства обучения) [1-3]. Методологическая база представляемых материалов охарактеризована в монографии «Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (авт. О.В. Евдокимова, О.Н. Пономарёва, И.И. Грачёв; под общ. ред. О.Н. Пономарёвой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015). Монография выполнена в рамках КНИР «Подготовка» по теме «Разработка и обоснование направлений (путей) развития и совершенствования подготовки специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ» (2013–2015 гг.).

Актуальность. Отличительная особенность (аспект военной дидактики) подготовки преподавателя в военном вузе (в гражданских вузах эта процедура добровольна к исполнению) – обязательное оформление разработанного плана проведения каждого занятия (лекционного, семинарского, лабораторного, практического, группового, тактико-специального занятий; штабной тренировки, занятий для самоподготовки и др.) в соответствии с ФГОС высшего военного образования и квалификационными требованиями к выпускнику. Именно этот элемент комплектации УМД требует теоретико-дидактической помощи (и не только начинающим преподавателям). Если, например, три зачётные единицы освоения УД предполагают 72 аудиторных часа, то педагог обязан подготовить в комплекте УМД 36 планов проведения (двухчасовых) занятий. Как правило, трудности в (само)подготовке к занятиям испытывают те преподаватели, которые имеют сравнительно небольшой опыт (и/или навыки) профессиональной рефлексии и испытывают сложности как в теоретико-дидактическом анализе собственной деятельности, так и эффективном применении конкретных педагогических технологий на практике [3-5]. Все компоненты УМД, в том числе и сконструированный «План проведения занятия», должны быть выполнены в «едином ключе», однако содержание материалов УМД не только допускает, но и предполагает его творческое использование с учётом специфики проведения типов занятий на различных кафедрах.

Цель работы: предложить формат плана (само)подготовки преподавателя военного вуза по проведению учебных занятий (лекционного и семинарского). Сущность – в конвергентном подходе: теория и методика профессионального образования (модель обучения – формы-методы-средства) подкреплена прикладным аспектом реализации в педагогическом процессе по УД «Экология» (аналогов в российском экообразовании не имеется) [3; 4].

Научная новизна и практическая значимость. Представляемые нами материалы:

– презентация дидактического опыта филиала ВА МТО в г. Пензе по УД «Экология» (последнее издание учебного пособия по экологии для военных вузов в общероссийском образовательном пространстве произошло в 2008 г. – тираж около 2 тыс. экз.; учебно-методическое пособие по этой дисциплине подготовлено нами – 2017 г. – см. в макете);

– структура составного компонента УМД «План проведения занятия».

Результаты и обсуждение. Профессиональная подготовка военных специалистов предполагает как конечный итог профессионально-экологическую готовность к осуществлению природоохранной деятельности [2; 4; 6]. Это обусловлено особенностями функционирования военно-профессиональной сферы и потому требует соответствующей работы обучающих [1; 4; 5]. Каждое воинское подразделение как военно-техническая экосистема (в мирное время – эколого-тыловая система) – объект или совокупность объектов природопользования, а также сложный высокотехнологичный комплекс разнообразных источников загрязнения, в том числе тех, которые отнесены к повышенным категориям опасности как для населения, так и для окружающей среды.

Нынешняя социально-политическая обстановка на планете далека от идеала, идут реальные военные действия за ресурсы. Это означает, что подготовка военного специалиста должна базироваться на междисциплинарных связях в соответствии с требованиями ФГОС 3+ [2; 4; 6]. По УД «Экология» были подготовлены УМД (программа, тематический план, комплекс лабораторных и практических занятий, разнообразные типы заданий /тестовых – ТЗ; кейсов – КЗ для процедуры оценивания/ и др.) [2-4].

Представляем фрагменты УМД по УД «Экология» для (само)подготовки преподавателя. Время, отводимое на изучение дисциплины, – 108 часов (3 зачётные единицы): обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа; самостоятельной работы обучающегося – 36 часов. Изучение дисциплины – 8-9 семестр.

Цель изучения УД – формирование экологической культуры обучающихся, предполагающей: формирование представлений о человеке как части природы и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы; формирование знаний, необходимых для правильной оценки экологической обстановки, принятия решений по ней в военно-профессиональной деятельности и обеспечения экологической безопасности.

Далее по тексту – макет плана проведения занятий с содержательным наполнением.

Филиал ВА МТО (г. Пенза), ПЕНЗЕНСКИЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

кафедра _________________________________

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник_____ кафедры

_____________________________________

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

«____» ___________ 20 __ г.

 

Учебная группа

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

 

 

 

 

П Л А Н

проведения лекции № 3 по учебной дисциплине «Экология»

 

Тема 1.      Основы экологии и природопользования

Занятие 4. Экология популяций и сообществ организмов

Учебные цели: изучение основных понятий экологии; изучение экологических факторов воздействия и их влияния на окружающую среду.

По завершении занятия курсанты должны знать:

– основные понятия экологии («популяция», её структура; «биоценоз», его структура);

– факторы воздействия на окружающую среду (абиотические, биотические, антропогенные)
            и характер их воздействия на живые организмы.

(определяются с учётом ФГОС и квалификационных требований)

Воспитательные цели: формирование у курсантов системных знаний, необходимых для правильной оценки экологической обстановки и принятия решений по ней, а также воспитание чувства личной ответственности за свои действия в деле сохранения окружающей среды.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Наглядные пособия: пирамиды популяций, модель биоценоза.
  2. Аудиовизуальные средства обучения – мультимедийная презентация (ММП), видеофрагменты электронного уч. пособия.
  3. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Мастушкин М.Ю. Экология. Военная экология: учебник для вузов Министерства обороны РФ /  под общ. ред. В. Гутенева. – М. – Волгоград: Принт Терра, 2008. – 720 с.
  2. Экология: уч. пособие / О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина, Д.А. Шпынев, И.И. Грачёв; под общ. ред. О.Н.Пономарёвой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. – 334 с. – Главы 2, 3.
  3. Экология. Сборник задач и упражнений: уч. пособие / О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина, Д.А. Шпынев; под общ. ред. О.Н. Пономарёвой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 258 с. - Главы 2, 3. – Тестовые задания (ТЗ): 2.1.1-2.1.5; 2.2.1-2.2.4; 2.3.1-2.3.3. Кейс-задания (КЗ) 6.38-6.47.
  4. Шпынев Д.А., Пономарёва О.Н. Экология [Электрон. ресурс]. – Пенза: ПАИИ, 2016. – § 1.3.-1.4.

Дополнительная:

  1. Экология. Хрестоматия / сост. О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина. – Пенза, 2017. – С. 18-31; 74-82; 119-133; 284-318.
  2. Экология: учеб.-метод. пособие для преподавателей / О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина, Е.В. Колесова; под общ. ред. О.Н. Пономарёвой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 222 с.

п/п

Содержание лекции

Время (мин)

Методы обучения (МО)

(способы и приёмы

активизации учебно-

познавательной деятельности)

ТСО, наглядные

пособия и

другие

дидактические материалы

1

2

3

4

5

1.

Вводная часть 

Проверка готовности учебного отделения к занятию. Контрольный опрос по материалу предыдущего занятия, панорама литературы по изучаемой теме, обоснование актуальности рассматриваемых на занятии учебных вопросов

12-15

Словесные МО

(рассказ с элементами проблемной беседы),

методы контроля

ТЗ и кейс-задания
из списка литературы № 3

2.

Основная часть

Первый учебный вопрос

Понятие о популяции (определение, параметры популяции – параметры популяций: «численность», «рождаемость», «смертность», «плотность», «прирост» и др.; структура популяций – возрастная, половая, пространственная и др.; пирамиды численности популяций и др.).

 

Второй учебный вопрос

Понятие о биоценозе (определение и структура биоценоза – пространственная, видовая, экологическая; отношения организмов в биоценозах – конкуренция, хищничество, паразитизм и др.; понятие об «экологической нише»; закономерности распространения сообществ

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Словесные МО

(рассказ с элементами проблемной беседы),

наглядные МО (видеоряд презентации), работа с учебной книгой (№ 3 – список осн. литературы)

Мультиме-дийная презентация

(ММП);

электронные

образователь-ные ресурсы (ЭОР) – электронное учебное

пособие;

п.п. 1.3-1.4

3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Ответы на возможные вопросы курсантов. Выдача курсантам задания для самостоятельной работы

До 10

Методы контроля

 

4. 

ВСЕГО:

90

 

 

ПЛАНОВАЯ ТАБЛИЦА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(должность, учёное звание, учёная степень, воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия преподавателя)

               «____» ___________ 20 __ г.

 

Филиал ВА МТО (г. Пенза),  ПЕНЗЕНСКИЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

кафедра   _________________________________

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник_____ кафедры

___________________________________

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

«____» ___________ 20___г.

 

Учебная группа

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

 

 

 

 

 

П Л А Н

проведения семинара № 2 по учебной дисциплине «Экология»

Тема 1.      Основы экологии и природопользования

Занятие 5. Элементы экологии популяций  и сообществ организмов

                       (наименование темы в соответствии с тематическим планом)

Учебные цели: формирование и развитие у курсантов научного мышления, умений и навыков участия в дискуссии, умений аргументированно излагать и отстаивать своё мнение.

(определяются     с    учётом    ФГОС    и     квалификационных    требований).

Знать:  основные понятия экологии и природопользования.

Уметь: ориентироваться в новой научно-технической информации общенаучного и прикладного характера.

Владеть: навыками работы с нормативной, научно-технической документацией и справочной литературой по вопросам обеспечения экологической безопасности различных видов военной деятельности. 

Воспитательные цели: формирование у курсантов системных знаний, необходимых для правильной оценки экологической обстановки и принятия решений по ней, а также воспитание чувства личной ответственности за свои действия в деле сохранения окружающей среды.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Наглядные пособия: пирамиды популяций, модель биоценоза.
  2. Аудиовизуальные средства обучения – мультимедийная презентация (ММП), видеофрагменты электронного уч. пособия.
  3. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Экология: уч. пособие / О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина, Д.А. Шпынев, И.И. Грачёв; под общ. ред. О.Н. Пономарёвой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. – 334 с. – Главы 2, 3, 8.
  2. Экология. Сборник задач и упражнений: уч. пособие / О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина, Д.А. Шпынев; под общ. ред. О.Н. Пономарёвой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – С. 258. –

     Главы 2, 3. – Тестовые задания (ТЗ): 2.1.1-2.1.5; 2.2.1-2.2.4; 2.3.1-2.3.3.

     Кейс-задания (КЗ) 6.32, 6.38-6.47.

  1. Шпынев Д.А., Пономарёва О.Н. Экология [Электрон. ресурс]. – Пенза: ПАИИ, 2016. – §§ 1.1.-1.4.

Дополнительная:

  1. Экология. Хрестоматия / сост. О.Н. Пономарёва, О.Н. Васина. – Пенза, 2017. – С. 18-31; 74-82; 119-133; 284-318.

ПРИЛОЖЕНИЕ: задание к семинару.

ПЛАНОВАЯ ТАБЛИЦА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

п/п

Содержание семинара

Время (мин.)

Методы обучения

(способы и приёмы

активизации учебно-

познавательной деятельности)

ТСО, наглядные

пособия и

другие

дидактические материалы

1

Вводная часть 

Проверка готовности учебного отделения к  занятию: проверочная работа - «летучка» на знание терминов по тематике «Экологические факторы и их классификация», «Элементы экологии популяций и сообществ организмов»; выполнение ТЗ

До 12 мин

Практические МО (решение упражнений), методы контроля

ТЗ из списка литературы № 3

2

Основная часть

Заслушивание реферата (сообщения) 

1. Особенности демографической структуры популяции человека (по странам мира).

2. Проблемы народонаселения.

Ответы на вопросы.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 

1. Характеристики популяции. Динамика популяций.

2. Отношения организмов в биоценозах.

 

В ходе семинара

– результаты работы в малых группах
на самоподготовке докладываются при общем обсуждении;

– решение тестовых заданий и кейс-заданий из пособий (см. литературу № 2, 4)

– выполнение (с дискуссией) кейс-размышлений по «Азбуке народной мудрости» (№ 2 – список  литературы) – стр. 250-255

 

 

каждое – до 7 мин

 

 

 

 

 

35

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесные  МО (рассказ
с элементами проблемной беседы),

наглядные МО (видеоряд презентации), работа с учебной книгой (текст из хрестоматии);

практические МО

(решение упражнений);

интерактивные МО (дискуссия, решения кейс-заданий и кейс-размышлений – № 2, 4 из списка литературы)

ММП;

ЭОР – электронное учебное

пособие;

п.п. 1.3-1.4

3

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Ответы на возможные вопросы курсантов. Выдача курсантам задания для самостоятельной работы

До 6 мин

Методы контроля

ТЗ и кейс-задания
из списка литературы № 3

 

Всего:

90

 

 

 

______________________________________________________________________________________

(должность, учёное звание, учёная степень, воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия преподавателя)

               «____» ___________ 20 __ г.

 

Обратимся к графе «Методы обучения». Как показывает наш многолетний опыт преподавания и работы в диссертационных советах по педагогическим специальностям (13.00.02; 13.00.08), аргументированное применение методов и приёмов обучения с высокой степенью достоверности характеризует реальный педагогический опыт преподавателя [3-5]. Анализ применяемых педагогом дополнительных материалов по изучаемой УД – ещё один значимый индикатор воспитательной деятельности педагога военной школы, поскольку важно формировать у курсантов опыт эмоционально-ценностного отношения – ОЭЦО (к Природе, другим людям, Труду, Профессии, Отечеству, Миру целом). В нашем случае – впервые в российском экологическом образовании для военного вуза подготовлен комплект хрестоматийных текстов, «работающий» на формирование ОЭЦО (статья готовится к печати).

Заключение. Профкомпетентность преподавателя – соответствующий уровень педагогической культуры [1; 4; 6]. Проверяющий при осуществлении контроля занятий знакомится в том числе и с планом проведения занятий по УД. Уточняющий «нюанс» – интервьюирование преподавателя на понимание им сущности педагогической деятельности по конкретной УД на основе представленного плана занятия. Например, можно предложить преподавателю аргументировать его выбор подходов к построению занятия и достижению результатов обучения. В соответствии с современными требованиями к осуществлению образовательного процесса следует обратить внимание на оснащение занятия (по плану) электронными образовательными ресурсами, владение преподавателем соответствующими приёмами включения электронных учебных пособий в деятельность обучающихся [7-9].