Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE METHOD OF IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN THE STUDY OF ENVIRONMENTAL COUNTRY

Vinokurova N.F. 1 Zulkharnaeva A.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin
The article is devoted to the problem of implementing the competence approach in school regional environmental education. The importance of this issue is emphasized by the need for the emergence of a person who is able to ensure the sustainable development of the territory within which he was born and lives. Cultural and ecological competence, as a component of ecological culture and personal quality - is an important condition for harmonious relations between man and nature. Within the local area. The development of cultural and ecological competence presupposes the development of motivational, communicative, information-cognitive, value-normative and practical-creative competencies, as well as the sequence of formation based on the interrelationship between cultural and competence paradigms. In this regard, the study of ecological study of local lore includes three stages, consistently corresponding to the elementary, basic and specialized school: cultural-adaptive, cultural-semantic, cultural-creative. The cultural and adaptive stage is realized in the primary school, with the help of the educational programs "Native land", "Ecological primer" and promotes the development of motivational competence. Cultural-semantic corresponds to the main school, is aimed at the formation of information-cognitive competence in the study of courses "Ecological study of local lore", "Ecological traditions of Nizhny Novgorod region", "Ecological tourism". The cultural and creative stage presupposes the formation of practical and creative competences within the framework of the programs of the specialized school "Ecology of Russia", "Think globally, act locally", "Ecological problems and sustainable development of the region", "Solve environmental problems" (workshop). Communicative and value-normative competences develop contextually at all stages of the sequence. The stages considered ensure continuity and systemic implementation of the competence approach in the study of environmental studies in schools in the Nizhny Novgorod region, ensure its cultural orientation and focus on the development of a set of competencies among students.
educational programs.
sequence of formation of cultural and ecological competence
competency approach
ecological education
ecological study of local lore
ecological culture
structure of cultural and ecological competence

В современных условиях глобального экологического и социального кризиса экологическое образование выступает одним из факторов, обеспечивающих устойчивое развитие. Условием решения данной стратегической проблемы является создание целостного эколого-образовательного пространства, в котором усилия различных регионов были бы не разнонаправленными, а образовывали синергетический эффект [1; 2].

Особая роль в решении этой задачи принадлежит экологическому краеведению, которое, по образному выражению, «позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь». Именно изучение экологического краеведения обеспечивает комплексное влияние на все сферы сознания личности: развитие эмоций, интеллекта и реальной деятельности социально значимого характера [3]. Поэтому именно оно существенно влияет на становление экологической культуры как личностного феномена, создает условия для развития компетентностной личности, способной изучать и оценивать реальное экологическое состояние территории, разрабатывать пути решения экологических проблем.

Значение экологического краеведения очевидно, но его эффективной реализации мешает ряд противоречий, преодоление которых обеспечит «встраивание» экологического краеведения в целостное эколого-образовательное пространство, призванного консолидировать гражданское общество в направлении устойчивого развития на основе экологической культуры с коэволюционными ценностями и соответствующей культурно-экологической компетентностью как социально значимого свойства личности.

Очевидно, что изучение экологического краеведения является важным условием её устойчивого развития. Поэтому необходимо осуществить научно-педагогическое осмысление своей местности как объекта экологического образования для устойчивого развития. Реализацию компетентностного подхода при изучении экологического краеведения в школе важно осуществлять: а) в контексте современных экологических вызовов, согласно известному тезису «Мыслить глобально – действовать локально»; б) с учетом традиций и инноваций в образовательных парадигмах школьного экологического краеведения, что обеспечивает преемственность и выявление особенностей современных требований к развитию экологической культуры и культурно-экологической компетентности; в) на основе системы дидактических принципов, обеспечивающих целостность процесса изучения экологического краеведения [4].

Все отмеченные выше требования предполагают обоснование теоретических и методических основ реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения, что на сегодняшний день является инновационной проблемой.

Важной проблемой в изучении экологического краеведения в школах является методическое сопровождение, в особенности с точки зрения инновационного целеполагания, связанного с объединением стратегической цели формирования экологической культуры со становлением такого нового качества личности, как компетентность [5]. При этом важно методически интерпретировать процесс последовательного становления компетентности при изучении экологического краеведения в начальной, основной и профильной школе.

Данная работа направлена на решение отмеченных выше проблем и противоречий, связанных с изучением экологического краеведения в школе.

Современная экологическая ситуация предъявляет особые требования к школьному экологическому краеведению. Оно призвано не только знакомить учащихся с экологией «малой Родины», но и включать школьников в экологическую деятельность познавательного, эмоционально-ценностного и практического характера. Экологическая деятельность будет продуктивна, если она будет мотивированна, осознанна и содержательна, а следовательно компетентна. В этом случае преодолевается «тотальная социальная апатия», которая выступает барьером эффективной реализации школьного экологического краеведения. В связи с этим приоритетная роль в его развитии отводится формированию компетентности как важного показателя экологической культуры личности.

С этой точки зрения ориентиры школьного экологического краеведения формулируются с учетом идеи триединства целеполагания: цель-идеал, цель-средство, цель-субъект [6]. Цель-идеал – формирование экологической культуры личности - является отражением мировоззренческих идеалов современного общества. Исходя из осмысления структуры категории «культура», целесообразно рассматривать цель-идеал в контексте онтологического, гносеологического и аксиологического компонента. Так, онтологический компонент предполагает раскрытие экологических аспектов своей местности культурологического характера, значимых для личности. Гносеологический компонент направлен на развитие экологического мышления. Аксиологический компонент раскрывается в формировании ценностей устойчивого развития. Коммуникативный компонент предполагает развитие коммуникационных навыков личности с социоприродным окружением. Деятельностный компонент, с учетом понимания экологической культуры как способа деятельности, предполагает адаптацию, осознание, созидательную конструктивную самореализацию в пределах ближайшего окружения [7].

Стратегическая цель – формирование экологической культуры – предполагает анализ ученика как субъекта экологической культуры. В этом контексте субъектный опыт личности и его культурные ориентиры носят мотивационный, познавательный, коммуникативный, ценностно-нормативный, практический характер и являются «личным приобретением», результатом присвоения и перехода во внутренний мир. В связи с этим культурологическая парадигма детерминирует компетентностную парадигму в экологическом краеведении. Компетентностная парадигма позволила сформулировать цель-субъект. Целью-субъектом является культурно-экологическая компетентность, которая проявляется в пяти основных слагаемых компетенциях, предполагающих развитие всех сфер сознания личности (табл. 1).

Таблица 1

Структура культурно-экологической компетентности как цели-субъекта

Компетенции

Базовые качества личности

Уровни развития

Процесс развития

Мотивационные

активность (характеристика ученика как субъекта деятельности)

«надо»

«хочу»

«стремлюсь»

от мотива, заданного извне, к устойчивому внутреннему

Ценностно-нормативные

ценность (внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир деятельности),

норма (рациональный и формальный регулятор поведения)

«хочу»

«нельзя»

«должно»

«нужно»

переход внешнего долженствования во внутреннее нравственное, обусловленное личным побуждением

Информационно-познавательные

междисциплинарные экологические знания

«знаю, что…»

«знаю, как…»

«знаю, почему…»

«осознаю»

«понимаю»

«творю»

от объективно существующих экологических знаний к субъективно окрашенным творческим способам присвоения научного знания

Коммуникативные

коммуникативный опыт

личностный межличностный мультидиалоговый

от демонстрации собственной индивидуальности к обретению многообразия духовных связей и экологических отношений учащихся с окружающей средой своего края

Практико-созидательные

природо- и культуросообразные поступки и деятельность

«умею»

«созидаю во благо гармонии отношений человека и природы»

от владения отдельными методами экологических исследований к созидательному конструктивному экокультурному освоению своего края

 

Цель-средство соотносится со стратегической целью и целью-субъектом и выражается в планируемых результатах учебных программ школьного экологического краеведения.

Последовательность изучения экологического краеведения предполагает ряд этапов (культурно-адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий), основывающихся на процессе экокультурного освоения школьниками территории родного края как реальной социоприродной действительности. Данный процесс включает на первом уровне адаптацию и опыт эмоционально-чувственного изучения экологии своего края; на втором уровне - осмысление и присвоение опыта познания и оценивания экологии своего края; на третьем - созидательную самореализацию и развитие опыта в целом экологическом пространстве.

В этой связи выделенные этапы последовательности соответствуют начальной, основной и профильной школе и способствуют развитию определённого вида компетенций (табл. 2).

Таблица 2

Этапы реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения

Этап

Период обучения

Доминирующая компетенция

Вариативные образовательные программы

культурно-адаптационный

начальная школа

мотивационная

ценностно-нормативная

коммуникативная

«Экологический букварь»,

 «Родная земля»

культурно-смысловой

основная школа

информационно-познавательная

«Экологическое краеведение»,

«Экологические традиции Нижегородской области»,

«Экологический туризм»

культурно-творческий

профильная школа

практико-созидательная

«Экология России», «Мыслю глобально, действую локально», «Экологические проблемы и устойчивое развитие региона», «Решаем экологические проблемы» (практикум)

 

Ценностно-нормативная компетенция является системообразующей в формировании культурно-экологической компетентности как цели-субъекта изучения экологического краеведения. Она последовательно формируется на трех уровнях: уровень переживания и означивания; уровень осознания и «порождение» личностного аспекта и нормативно-регулятивный уровень. Коммуникативная компетенция характеризуется уровнями развития игрового и диалогического опыта на каждом этапе последовательного изучения экологического краеведения.

Первый этап – культурно-адаптационный - соответствует начальной школе. Основная задача этапа – создание единого эмоционально-насыщенного образа, отражающего особенности взаимодействия природы и человека своей местности конструктивного и деструктивного характера. На этом этапе происходит «означивание» личностью разнообразия и уникальности социально-природного окружения, осознание себя как части ландшафта родного края.

Данный этап учитывает психолого-физиологические особенности учащихся начальных классов - нерасчленённое, целостное мышление, образное восприятие. Поэтому учебные программы по экологическому краеведению предполагают комплексный подход в изучении экологии своей малой Родины. Подобным требованиям отвечает учебная программа по экологическому краеведению «Родная земля» [8], которая построена с акцентом на образно-эмоциональное восприятие материала. Она предполагает использование игровой педагогической технологии, экскурсий-погружений в современный ландшафт как «арену» взаимодействия природы и человека своей местности. Системы заданий под рубриками: «Наблюдаю за ландшафтом», «Мои предки - моя гордость», «Творю красоту» и др. Практико-игровую направленность имеет программа «Экологический букварь». Данные программы также способствуют развитию мотивации и познавательного интереса к изучению экологии своей местности.

Культурно-смысловой этап направлен на развитие информационно-познавательной компетенции в единстве с другими видами компетенций. На данном этапе происходит понимание и осознание различных аспектов проявления экологических проблем и факторов формирования экологической ситуации на территории своей местности. Культурно-экологические особенности раскрываются в овладении методами научных исследований, приобщении к экологическим традициям родного края, рациональному природопользованию. Этим требованиям отвечают разработанные авторским коллективом программы по экологическому краеведению для учащихся основной школы. Систематизирующую роль имеет программа «Экологическое краеведение» [9], которая способствует участию в конструктивной деятельности по изучению, оценке и окультуриванию деструктивных ландшафтов на территории своей местности. Программа курса «Экологические традиции Нижегородской области» направлена на изучение исторических аспектов взаимодействия человека и природы своей малой родины, особенностей экологических традиций народов, проживающих в пределах родного края как части культурного наследия [10]. Учебный курс «Экологический туризм» демонстрирует школьникам один из видов рационального природопользования, показывая уникальность и разнообразие природного и культурного наследия, которое создает основу для развития экологического туризма на условиях гармоничного, бережного отношения человека к природному и культурному достоянию.

Спецификой данного этапа является введение экологических практикумов, в рамках которых учащиеся осваивают научно-исследовательские методы и методики мониторинга естественных сред своей местности. Таким образом, экологические практикумы являются «тренажерами» в формировании различных видов компетенций как способности реализовать знания по экологическому краеведению в решении реальных экологических проблем своей местности.

Основная задача третьего, культурно-творческого этапа - самореализация и развитие опыта творческого изучения и принятия решений по экологическим проблемам, а также созидания в целостном экологическом пространстве края. Экологическое краеведение в рамках данного этапа изучается в контексте экологических изменений глобального и общероссийского масштаба, а также новых мировоззренческих идей, раскрывающих особую роль человека в обеспечении устойчивого развития. Основу данного этапа имеет учебная программа «Экологические проблемы и устойчивое развитие региона», которая предполагает изучение школьного экологического краеведения как фактора устойчивого развития региона. Ядром интеграции содержания в этой программе являются экологические проблемы как новая социальная реальность и особый вид знания – проблемно ориентированный. Учебные программы «Экология России» и «Мыслю глобально, действую локально» обеспечивают «вписывание» экологического краеведения в единое эколого-образовательное пространство страны и мира. Развитию опыта исследования, оценки и творческого созидания способствует включение в учебный процесс экологического практикума «Решаем экологические проблемы». Он предполагает лабораторные исследования по прикладной экологии, полевую практику по изучению современных ландшафтов Нижегородской области, разработку творческих проектов по сохранению уникальных ландшафтов и окультуриванию экологически неблагополучных.

Рассмотренные этапы обеспечивают преемственность и системность в реализации компетентностного подхода при изучении экологии своей местности в школах Нижегородской области, обеспечивают его культурологическую направленность и формирование у школьников культурно-экологической компетентности. Это соответствует современным требованиям к развитию образовательных систем различной масштабности, в том числе к развитию школьного экологического краеведения.