Формирование личности ребенка в современном обществе так или иначе сопряжено с развитием самого общества в целом. Поэтому все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в развитии личности ребенка. Разрыв между школой, которая ставит основной своей целью оказание образовательных услуг, семьей, которая в одиночку пытается справиться с воспитанием своего ребенка, и обществом, требующим уже готового успешного профессионала своего дела, провоцирует перекосы в формировании личности растущего человека. Из процесса подготовки специалиста исчезает чрезвычайно важный компонент – воспитание гражданина, способного нести ответственность за свои поступки и обладающего сформированными морально-нравственными качествами. В этой ситуации переходным этапом между еще имеющимися воспитательными возможностями коррекции процесса формирования личности и применением уже правовых мер к сложившейся личности взрослого человека становятся подростки, личностное формирование которых осложнено внутренними противоречиями, связанными с физиологическими особенностями данного возраста [1].
Изучение теории и практики работы с подростками, имеющими отклонения в развитии личности [2], показывает, что имеющиеся методики работы с трудными подростками не учитывают системного характера отклонений в развитии личности вследствие недостаточной изученности проблемы [3], отсутствия разработанной типологизации причин и видов негативных тенденций, что проявляется в недостаточной эффективности традиционно применяемых коррекционных методов. Усилия по формированию личности подростков разрозненны и теоретически не подкреплены [4]. В связи с этим необходимость работы с подростками предполагает создание целого комплекса взаимосвязанных условий, направленных на коррекцию уже имеющихся отклонений в личности подростка, и формирование положительных тенденций личностного развития. Применяемый комплекс мер должен учитывать, во-первых, возможные причины возникновения отклонений в развитии личности подростков, во-вторых, виды негативных тенденций в развитии личности подростков и, в-третьих, опираться на такие базовые характеристики процесса развития личности, как открытость, асимметричность, нелинейность и способность к саморегуляции под воздействием изменяющихся условий. Логика развертывания внутренних процессов самокоррекции в развитии личности подростка, с одной стороны, должна тесно коррелировать с применяемым комплексом организационно-педагогических условий, но, с другой стороны, служить прогностической базой для изменения корректирующего воспитательного воздействия согласно меняющимся тенденциям в развитии личности. Таким образом, эффективное преодоление негативизма в развитии личности подростков становится возможным при выявлении имеющихся негативных отклонений в развитии личности подростков, осуществлении точечного резонансного воздействия на имеющиеся негативные тенденции и их причины и согласовании внешнего организационно-педагогического влияния с внутренними изменениями системы личностных качеств.
Разработка действенной системы организационно-педагогических условий коррекции отклонений в развитии личности подростка предполагает обращение к личности подростка как синергетической системе, для которой характерны: 1) открытость к внешним воздействиям и способность к трансформации под влиянием внешней среды; 2) нелинейность, предполагающая наличие множества путей развития и способов ответных реакций на воздействия извне; 3) неравновесность, при которой положительные качества могут преобладать над отрицательными или задавать тон общему формированию личности; 4) неустойчивость, чувствительность к случайным воздействиям извне; 5) саморегуляция, предполагающая способность к самовосстановлению при создании положительной направленности процессов развития и формирования личностных качеств; 6) саморазвитие как сознательное изменение мировоззрения в сторону морально-нравственного отношения к окружающему миру.
Причины возникновения негативных отклонений в развитии личности подростка
Как показывает практика российских и международных исследований, развитие личности подростка находится под воздействием различных внешних и внутренних факторов. В частности, к внешним факторам воздействия на личность относят действие окружающей среды, культуры и общества [5], семьи и организаций среднего и высшего образования [6], к внутренним факторам – физические и умственные особенности развития [7], эмоциональные и поведенческие трудности в общении со сверстниками [8], академическая мотивация к учебе, успеваемость [9], наследственность [10] и т.д.
Определение причин возникновения отклонений в личностном развитии подростка и, соответственно, возможных путей их преодоления напрямую зависит от решения вопроса о соотношении вклада наследственности и среды в развитие индивидуума. Судя по рассмотренным нами взглядам философов, психологов и педагогов, решение этой центральной проблемы антропологии может быть только диалектическим, т.е. основанным на понимании социокультурного в человеке и его деятельности, как вобравшего в себя и преобразовавшего биологический фундамент его бытия и его активности. Философия понимает развитие человека как процесс становления его личности под влиянием социума и естественных задатков и наклонностей, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Психология в качестве причин возникновения негативных тенденций рассматривает агрессивное воздействие внешней среды, врожденную неуравновешенность, неудовлетворенность потребностей в самоутверждении и т.д., а педагогика - отрицательное воздействие общества, обстоятельств, отсутствие многосторонности интересов и новых представлений; непродуманную систему педагогических воздействий; отсутствие развивающей способности деятельности и т.п. [11]. Рассмотрение причин возникновения негативных тенденций в развитии личности с позиции философии, психологии и педагогики позволило нам объединить их в следующие условные группы: 1) природные, связанные с отрицательной наследственностью; 2) познавательные, вызванные слабой интеллектуальной деятельностью ребенка; 3) педагогические, связанные с недостатками семейного воспитания, недостатками воспитательной и организационной работы в учебном заведении; 4) социальные, обусловленные негативным влиянием общества; 5) потребностно-мотивационные, возрастные, поведенческие, ценностно-ориентационные, индивидуально-психологические, которые мы относим к группе психолого-педагогических причин возникновения отклонений в развитии личности подростков.
Виды отклонений в развитии личности подростка
В современной литературе нет четкого выделения видов и признаков негативных тенденций в развитии личности. Рассматриваются различные виды отклоняющегося поведения, которые не могут точно и полно отражать глубину дезадаптации личности, характеризовать причины ее возникновения, поскольку являются лишь фактором, свидетельствующим о появлении негативизма в развитии личности, его проявлением. Более того, тот или иной вид отклонений в развитии личности может отражаться в возникновении сразу нескольких форм поведения. Разделение «трудных» подростков на типы также не может решить проблемы выявления видов негативных тенденций в развитии личности, т.к. типологизация подростков строится либо на основе проявления одной или нескольких причин проявления негативизма, либо степени / качества проявления негативных тенденций в развитии личности, типа поведения и т.д. Естественно, что эти критерии не могут служить основой для типологизации, претендующей на максимальный учет возможных видов негативных тенденций, поскольку каждый из них рассматривает виды негативных тенденций с какой-то одной стороны, не учитывая всех факторов влияния на развитие и формирование личности. Таким образом, единый комплекс видов и признаков негативных тенденций до сих пор остается неразработанным вследствие отсутствия единой основы типологизации, а также трудности общего охвата многочисленных отклонений в развитии личности подростков. Такой основой могла бы послужить классификация причин возникновения отклонений в развитии личности подростков, позволяющая максимально полно идентифицировать возникающие негативные тенденции в ходе их реверсивной корреляции с внешними и внутренними факторами, совокупно влияющими на личностное развитие подростков, а также проявляться набором релевантных признаков, характеризующих данные негативные тенденции.
Итак, пользуясь нашей классификацией причин возникновения отклонений в развитии личности подростков как основой для типологизации видов и признаков личностных отклонений и не претендуя на ее полную завершенность, мы выделяем следующие виды негативных отклонений в развитии личности подростков: природный, познавательный, педагогический, связанный с ошибками в семейном воспитании, педагогический, связанный с ошибками в учебно-воспитательной работе, организационный, социальный, мотивационно-потребностный, ценностный, поведенческий, возрастной, индивидуально-психологический. Признаки данных видов негативных тенденций представляют собой определенный набор негативных личностных характерологических и поведенческих особенностей, выявляемых при личном контакте с ребенком, с помощью различных опросников и показателей академической успеваемости. Названные выше признаки могут незначительно отличаться друг от друга и характеризовать разные виды негативных тенденций, т.к. причины, вызывающие отклонения в личностном развитии подростков, имеют совокупное влияние, образуя систему внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов воздействия на подростка. Как следствие, возникающие виды негативных тенденций, взаимодействуя между собой, начинают трансформироваться, образуя сложный конгломерат негативных черт характера и отклоняющегося поведения. Таким образом, в личности подростка может находиться целый комплекс различных видов негативных тенденций, что затрудняет процесс перевоспитания, требует постоянной корректировки педагогических воздействий и прогностического анализа коррекционной работы. Идентификация видов негативных отклонений в развитии личности подростков показывает, что:
1) негативные тенденции, возникшие в процессе развития личности, взаимосвязаны и подвержены взаимному влиянию таким образом, что при отсутствии полноценной коррекционной работы усугубляют трудность ребенка, приводя к возникновению новых негативных тенденций в развитии его личности; первичные отрицательные явления возникают вследствие неудач в деятельности и отношениях, недостаточного развития положительных качеств личности;
2) отклонения в развитии личности имеют системный характер. Активность данной структуры отрицательных образований направлена против воздействия извне, что позволяет судить о ее целостности и интегративности в развитии личности, а также ее противопоставленности среде. Таким образом, коррекция рассматриваемых отклонений возможна только при условии организации комплекса мероприятий, в основе которых лежит индивидуально-личностный подход и которые направлены не только на преодоление негативных проявлений в личностном развитии подростка, но и на создание положительных тенденций в развитии личности;
3) негативные образования в развитии личности могут коррелировать с оказываемым извне воздействием, либо усугубляясь и приводя к новым нежелательным отклонениям, либо трансформируясь с учетом нормального развития личности, а также вызывать определенные изменения в состоянии системы в обоих случаях;
4) система негативных тенденций в развитии личности не исключает возможность управления извне. Установление обратной связи с системой позволяет вовремя корректировать оказываемое на нее воздействие. В противном случае неправильное коррекционное влияние может только усугубить и усилить ее противодействие педагогическим мерам.
Таким образом, преодоление негативных тенденций в развитии личности подростка будет эффективным, если системе негативных образований в развитии личности будет отвечать комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков, опирающийся на деятельностный, личностный, ценностный и системный подходы.
Система организационно-педагогических условий как основа коррекции негативных тенденций в развитии личности подростков
Выделение комплекса организационно-педагогических условий коррекции негативных тенденций в развитии личности подростков предполагает опору на следующие методологические подходы: личностный, деятельностный, ценностный и синергетический. Выбор данных подходов был сделан, исходя из следующих положений.
Во-первых, именно в процессе деятельности человек получает жизненный опыт, познает окружающую действительность, приобретает умения и навыки, формируются его умственные, эмоциональные, волевые качества, развиваются способности и т.п.
Во-вторых, именно личностный подход дает возможность субъект-субъектных отношений, а также учета и проведения коррекционной работы по имеющимся в развитии личности подростка видам негативных тенденций, поскольку, не зная с чем он имеет дело, педагог работает «вслепую», что ведет к педагогическим ошибкам и усугубляет личностный негативизм подростка.
В-третьих, качество принятых подростком ценностей может быть критерием нормального развития его личности. Искаженные ценностные ориентации являются следствием асоциального опыта личности и неразвитой системы мотивов и потребностей. Соответственно, при организации работы по преодолению негативизма в развитии личности необходимо предоставить подростку возможность накопить положительный жизненный опыт, развить его мотивационно-потребностные и ценностно-ориентационные качества.
В-четвертых, решение проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности должно опираться на синергетический подход, предполагающий работу с корректируемой открытой, постоянно изменяющейся системой личностных качеств, точечной трансформацией воспитательных воздействий с учетом изменения личности подростка, прогнозированием дальнейших воспитательных мер и подготовкой основы для саморазвития и самовоспитания.
Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность обстоятельств, являющихся результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания и методов коррекции, прямо и опосредованно воздействующих на результат процесса преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка через внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые причины, вызвавшие данные негативные отклонения. В определении учтены две основные составляющие обстоятельств, прямо и опосредованно воздействующих на результат процесса преодоления негативизма в развитии личности подростков: элементы содержания и методы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.
В качестве организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности мы выделили:
- самореализацию в личностно значимой общественно ценной деятельности;
- общение с природой, культурой и искусством с целью раскрытия личностного потенциала и познания окружающей среды;
- регулярную оценку состояния подростка и через нее корректировку работы с ним.
Оценка эффективности использования выделенного комплекса организационно-педагогических условий преодоления отклонений в развитии личности подростков определялась на основе экспериментальной работы с детьми подросткового возраста, результаты экспериментальной работы сравнивались с результатами традиционной работы, проводимой параллельно с контрольными группами подростков. Всего в эксперименте участвовали подростки 4 контрольных и 3 экспериментальных групп (всего 120 подростков), 10 педагогов, психолог. Перед проведением эксперимента были разработаны критерии оценки «трудности» подростка, проведена теоретическая подготовка принимающих участие в эксперименте педагогов. Необходимым и целенаправленным в работе с подростками, имеющими отклонения в личностном развитии, стало использование следующих методов воспитательной работы: 1) организация личностно значимой общественно ценной деятельности и приобретение положительного опыта жизнедеятельности; 2) развитие интеллектуальных способностей и поэтапная замена ложных ценностей; 3) поручения и товарищеская помощь; 4) обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростка; 5) контроль и самовоспитание. В соответствии с принятыми методами были выбраны средства преодоления отклонений в развитии личности подростков и подготовлен план воспитательных мероприятий. В ходе коррекционной работы было важно 1) учитывать три составляющие личности: культурную, социальную и природную; 2) использовать формы и методы работы, направленные на социальную адаптацию, расширение кругозора, умение работать в команде, что способствует самореализации в личностно значимой деятельности, помогает в самовоспитании и саморазвитии; 3) проводить профилактическую работу по сохранению здоровья, развитию физических и умственных задатков; 4) организовать личностно значимую общественно ценную деятельность, включающую в себя творчество и общение с природой, культурой и искусством; 5) поддерживать равноправный, уважительный, творческий диалог между воспитанником и воспитателем. Основным показателем эффективности применяемого комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков стала замена негативных характерологических и поведенческих признаков негативных тенденций на положительные, в частности, из речи подростков экспериментальной группы исчезли жаргонизмы, нормализовались отношения со сверстниками, повысилась академическая успеваемость, наметились положительные тенденции в поведении и т.п. Экспериментальная работа была направлена на начальную коррекцию и не предполагала полного преодоления негативных тенденций в личности подростков, участвующих в эксперименте, поскольку данный процесс не имеет временных границ и может проводиться на протяжении длительного времени.