Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONALLY ORIENTED APPROACH TO LEARNING ENGLISH AS ONE OF PRIORITY DIRECTIONS OF ENGINEERING EDUCATION

Zarutskaya Zh.N. 1 Savinova Yu.A. 1 Mikhaylov V.V. 1 Lukina O.A. 1
1 NMSTU Nosov Magnitogorsk state technical university
Today, the development of strategies, effective methodological models, and tools for teaching English with a focus on professional communication is an actual task for a teacher of English at a university. Professionally oriented communication helps improve the efficiency of teaching English in a technical university. The earlier the professionally oriented communication of students in English begins, the more motivated students will be at studying it in a university and then to use it in their professional activities. In this article, we attempted to present some techniques that stimulate engineering students to professionally oriented communication in English in the context of the course Foreign Language in Professional Activity at a technical university. Particular attention, in our opinion, should be given to individual work in the process of professionally-oriented learning of English when forming a foreign language communicative competence, since it allows students to develop the need for individual knowledge acquisition and comprehension, thereby providing the increased interest of communication in a foreign language. The main task at organising individual work is the formation of key training competencies based on one's own experience. With reference to the course of professional English, we distinguish three groups of key learning competences. Active teaching methods, used during practical English classes motivate students to enter into the dialogue and the process of professionally oriented communication.
english language learning
professional focus
learning competencies
engineering students

Сегодня система технического образования в России должна быть нацелена на подготовку специалистов, чьи навыки и квалификация отвечают требованиям и потребностям современных промышленных предприятий [1].

Для того чтобы лучше овладеть инженерными знаниями и навыками, студенты инженерно-технического профиля должны обладать компетенцией английского языка, так как в условиях активного международного сотрудничества и необходимости общения в профессиональном интернациональном сообществе владение английским языком значительно повышает конкурентоспособность выпускника технического вуза на рынке труда. Для студентов инженерно-технического профиля, чей родной язык не является английским, овладение английским языком важно не только для их академической жизни, но и для их предполагаемой карьеры. После окончания университета инженерам приходится сотрудничать и общаться с коллегами из разных уголков мира, а для этого они должны хорошо говорить на английском языке. Следовательно, можно утверждать, что английский язык является необходимой компетенцией в жизни молодых людей, и особенно в их профессиональной деятельности, способствуя налаживанию связей, успешному решению проблем профессионального характера и пониманию современного мира.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, степенью ее важности на современном этапе развития российского общества, отсутствием новых подходов и четких критериев к отбору содержания и организации учебного материала и наличием недостаточно эффективной, на наш взгляд, системы преподавания английского языка в техническом вузе, которая не в полной мере обеспечивает профессиональную иноязычную подготовку будущих молодых специалистов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • выявлены организационно-педагогические условия, при соблюдении которых возможно формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов в процессе профессионального образования;
  • представлены приёмы, стимулирующие студентов инженерно-технического профиля к профессионально ориентированному общению на английском языке за счет изменения подходов к организации самостоятельной работы, позволяющей формировать ключевые учебные компетенции на опыте собственной деятельности;
  • рассмотрено творческое применение деловых игр в процессе обучения английскому языку, тематика которых должна базироваться на реальном речевом материале, связанном с будущей трудовой деятельностью студентов;
  • обоснованы применяемые на занятиях по английскому языку активные методы обучения, активизирующие познавательную и творческую деятельность студентов;
  • представлена и опытно-экспериментальным путем доказана значимость модели обучения английскому языку студентов на основе использования умений и навыков совместной деятельности, которая играет незаменимую роль на различных этапах обучения профессионально направленному общению на английском языке;
  • доказана значимость внедрения интерактивных технологий в учебный процесс с целью активизации и стимулирования интереса к изучению английского языка.

Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет Россия входит в группу стран с низким уровнем владения английским языком, а руководители и преподаватели вузов отмечают низкий уровень языковой подготовки студентов [2]. Уровень владения английским языком у студентов «ужасен и никак не соответствует его нынешней роли в мировом научном сообществе», заявляет профессор С. Кутателадзе [3].

Но при этом, несмотря на то что «современного выпускника невозможно представить без свободного владения английским языком в сфере профессиональной и академической коммуникации, которое не только гарантирует широкий доступ к мировым информационным и научно-техническим ресурсам, но и позволяет находить единомышленников в разных уголках мира, воплощать в жизнь свои идеи и проекты» [4], в современном техническом вузе задача достижения высокого стандарта качества в содержании и технологиях высшего профессионального образования с целью формирования уровня обучения, отвечающего интересам инновационного развития российского общества, которая поставлена перед системой образования в государственной программе «Развитие образования на 2016-2020 гг.», не решается в полной мере. Стоит отметить, что сокращение количества аудиторных часов, выделяемых для преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», или полное отсутствие данной дисциплины в некоторых учебных планах вызывает недоумение, так как эта дисциплина в последнее время стала популярна среди студентов инженерно-технического профиля в связи с необходимостью повышения иноязычной подготовки будущего инженера для общения в интернациональном пространстве и студенты начали осознавать, что владение английским языком на должном уровне важно не столько для их академической жизни, сколько для их предполагаемой профессиональной деятельности. «Ведь еще с момента основания отечественной технической школы, которая возникла в России благодаря Петру I, в системе профессионального образования изучению иностранных языков всегда уделялось большое внимание. При этом иноязычная подготовка инженеров всегда была ориентирована на практическое использование иностранного языка в профессиональной деятельности» [5].

Так как иностранный язык является в какой-то мере обязательным условием для участия в жизни общества и любого профессионального сообщества, а именно участия в международных научно-практических конференциях, зарубежных стажировках, научно-исследовательской работе, то необходимо стимулировать молодых людей к изучению английского языка в вузе, создавая для этого благоприятные условия и оказывая содействие в ходе развития навыков использования языка в различных сферах и ситуациях.

Английский язык становится мотивационным фактором обучения, так как при его помощи студент может узнавать что-то новое и о своей профессии. И именно осознание необходимости применять английский язык на практике и результативно общаться в ситуациях, которые возникают на рабочем месте в условиях современного производства, мотивирует студента совершенствовать свои знания и навыки иноязычного общения. Следовательно, профессионально ориентированное общение - это средство повышения эффективности обучения английскому языку в техническом вузе, и чем раньше начнется профессионально ориентированное общение студентов на английском языке, тем более мотивированы будут студенты изучать его в вузе, а в дальнейшем использовать в своей профессиональной деятельности [6]. Поэтому на сегодняшний день разработка стратегий, эффективных методических моделей и технологий обучения английскому языку, ориентированных на профессиональное общение, является актуальной задачей преподавателя английского языка в вузе.

В данной статье мы предприняли попытку представить некоторые приемы, стимулирующие студентов инженерно-технического профиля к профессионально ориентированному общению на английском языке в контексте дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в техническом университете.

Особое внимание, на наш взгляд, в процессе профессионально ориентированного обучения английскому языку при формировании иноязычной коммуникативной компетенции требуется уделять самостоятельной работе, так как она позволяет развить у студентов потребность в самостоятельном приобретении и осмыслении знаний, тем самым усиливая интерес к иноязычному общению. А. Дистервег, выдающийся немецкий педагог-демократ XIX века, говорил: «…знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать» [7, с. 118-119].

Основная задача при организации самостоятельной работы – это формирование ключевых учебных компетенций на опыте собственной деятельности. Преподаватель должен показать, насколько самостоятельная работа важна, интересна и необходима. Тематическая направленность данного вида работы является средством мотивации студентов на поиск, сбор, анализ и творческое применение материала, относящегося к их профессиональной сфере, тем самым вовлекая их в профессионально направленное общение. Студенты должны иметь возможность думать, сопоставлять факты и самостоятельно делать выводы на основе усвоенного ими материала. Все учебные задания должны быть разработаны с целью формирования и развития ключевых компетенций у студентов.

Среди ключевых компетенций в своей работе автор [8] выделяет три группы учебных компетенций применительно к курсу профильного обучения английскому языку:

  • учебно-интеллектуальные компетенции, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач, такие как: проведение различных видов сравнений; классификация полученной информации; формулирование проблемы и определение способов ее решения; выявление существенных признаков объекта; оперирование понятиями, суждениями;
  • учебно-информационные компетенции, помогающие студенту находить, обрабатывать и использовать информацию для решения поставленных задач. К компетенциям этой группы относятся: владение навыками работы с различными источниками информации, использование справочной и дополнительной литературы; подбор и группировка материалов по заданной теме; составление тезисов, конспектирование; подготовка рецензии, доклада или реферата; качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • учебно-коммуникативные компетенции, позволяющие студенту организовать совместную деятельность и работу в команде. Среди этих компетенций можно выделить следующие: выслушивание мнения других; владение различными формами устных публичных выступлений; оценка разных точек зрения; организация совместной деятельности; ведение дискуссии.

«Одним из эффективных методов, позволяющих активизировать устное общение в профессионально ориентированном курсе, является присутствие деловых игр в процессе обучения иностранному языку. Деловые игры должны базироваться на реальном речевом материале, связанном с будущей трудовой деятельностью студентов» [9, с. 469-470], обеспечивая мотивационную составляющую процесса обучения. «Игровой метод заключает в себе богатые обучающие возможности. Игра способна перерасти в обучение, в творчество, <…>, она несёт в себе большой положительный момент в формировании коммуникативной мотивации. Таким образом, игра является инструментом обучения, активизирующим мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интереснее и привлекательнее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком» [10]. Следовательно, использование игрового метода с богатым обучающим потенциалом на занятиях по английскому языку обеспечивает совершенствование устной речи при профессионально ориентированном общении. «Атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий, полилогическая коммуникация – всё это даёт возможность студенту преодолеть стеснительность, снизить скованность, сформировать позитивный образ самого себя, и, что самое главное, ведет к развитию иноязычного коммуникативного потенциала» [11, с. 159].

Применяемые на занятиях по английскому языку активные методы обучения, активизирующие познавательную и творческую деятельность студентов при решении поставленных задач, мотивируют их вступать в диалог и осуществлять профессионально направленное общение. В результате развиваются умения и навыки совместной деятельности, а совместная деятельность играет незаменимую роль на различных этапах обучения профессионально направленному общению на английском языке.

В качестве примера совместной коллективной деятельности студентов мы использовали метод «круглого стола», который заключается в коллективном обсуждении актуальных проблем. Мы разделили студентов на небольшие подгруппы с целью проведения ими самостоятельного изучения определенной проблемы. Студентами были выбраны темы, актуальные для современного производства и для их профессиональной сферы. Например: качество поверхности горячеоцинкованной полосы и толстого листа, причины возникновения дефектов металлопродукции и оценка ее качества, анализ калиброванного проката. Изучив данную проблему детально, члены группы должны были подготовить отчет о выполненной работе и выступить с сообщением на заседании круглого стола, которое оценивалось всеми участниками. В ходе изучения вышеупомянутых проблем был выполнен анализ качества металлопроката, «были проанализированы дефекты, возникающие при производстве» металлопродукции [12, с. 41]. На основании данных, полученных в результате анализа, рассмотрен метод контроля дефектов, и в итоге были предложены корректирующие и предупреждающие действия с целью совершенствования процедуры управления бизнес-процессами. Как результат проделанной работы в рамках круглого стола, изученный материал послужил основой для выступлений студентов на научно-практических конференциях и для написания научных статей.

Приоритетным, на наш взгляд, является внедрение интерактивных технологий в учебный процесс с целью активизации и стимулирования интереса к изучению английского языка. Применение интерактивных технологий гарантирует качество презентации материала, что ведет к высокому уровню его усвоения. Это объясняется тем, что в настоящее время молодые люди в основном обладают визуальным типом восприятия, это значит, что они воспринимают мир в большинстве случаев через глаза, а зрительные образы для них несут больше информации.

В качестве учебного ресурса Интернет позволяет наполнить учебный процесс более содержательным материалом и обмениваться идеями, знаниями и материалами, которые еще не утратили своей актуальности. «Учебные пособия, созданные на основе мультимедийных технологий, имеют ряд преимуществ, а именно – новые возможности презентации учебного материала. Наглядность как зрительная, так и аудитивная играет в наше время значимую роль в интеллектуальной познавательной деятельности студентов и позволяет смоделировать иноязычную среду, что в некотором роде и стимулирует к общению на иностранном языке» [6, с. 23]. Поэтому, несмотря на огромное количество учебных и методических средств, преподавателям неязыковых вузов приходится самим разрабатывать учебные пособия по английскому языку в соответствии с профессиональным профилем будущих специалистов.

Таким образом, ориентация учебного процесса на профессиональную направленность студента и разработка учебных пособий, которые объединяют в себе обучение языку и специальности, вносит весомый вклад в повышение уровня профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста, становясь мотивационным фактором к обучению и способствуя успешному приобретению навыков профессиональной коммуникации.