Особенностью современного высшего образования является интернационализация учебного процесса, повышение академической мобильности студентов и преподавателей, использование современных информационно-образовательных технологий и дистанционных форм обучения [1]. Вузы, эффективно реализующие экспорт образовательных услуг, имеют конкурентные преимущества и экономическую выгоду. В государственном масштабе обучение иностранных студентов повышает международный престиж российского образования и имеет определенное геополитическое значение, так как формирует за рубежом контингент граждан, доброжелательно настроенный к России [2]. Для реализации указанных направлений необходимы высококвалифицированные преподаватели, владеющие английским языком, современная материально-техническая база, информационно-библиотечные ресурсы, а также система адаптации иностранных студентов.
В настоящее время в медицинских вузах России на английском языке обучается значительный контингент иностранных студентов, и их количество ежегодно увеличивается. Медицинский институт Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева осуществляет подготовку иностранных студентов более 25 лет. В 2014 году для иностранных студентов специальности «Лечебное дело» преподавание учебных дисциплин было организовано на английском языке. Перед этим необходимо было решить несколько достаточно сложных организационных вопросов. Во-первых, подготовить преподавателей к чтению лекций и проведению занятий на английском языке. Во-вторых, подготовить необходимые учебно-методические материалы (мультимедийные презентации, учебные пособия, методические рекомендации, тестовые задания) и приобрести учебную литературу для студентов. В-третьих, разработать систему адаптации и кураторства для иностранных студентов.
Для подготовки к реализации учебного процесса на английском языке были проведены определенные организационные мероприятия:
- преподаватели прошли ФПК по английскому языку для академических целей, а также интенсивный курс английского языка в Мордовском государственном университете;
- преподаватели, показавшие наиболее высокие результаты на предыдущем этапе, прошли языковую стажировку по направлению «General English & Medical English Programme» в Dublin City University (Дублин, Ирландия), а также посетили с целью обмена опытом кафедру анатомии в Royal College of Surgeons in Ireland (Дублин, Ирландия);
- приобретены современные анатомические препараты, изготовленные методом полимерного бальзамирования, а также учебники по анатомии на английском языке.
Среди студентов, обучающихся на английском языке в Медицинском институте Мордовского государственного университета, основной контингент составляют граждане Индии, Йемена, Ирака, Египта, Судана, Бангладеш, Вьетнама и других стран (рис. 1).
Анатомия является базовой дисциплиной в структуре медицинского образования, однако подход к преподаванию анатомии в России и за рубежом существенно отличается. В российских медицинских вузах анатомия преподается по системному принципу (сначала изучается костная система, затем суставная система, мышечная система, пищеварительная система, дыхательная система, мочеполовая система, сердечно-сосудистая система и т.д.). В зарубежных медицинских вузах анатомия преподается по регионарно-топографическому принципу, т.е. по областям (анатомия головы, шеи, верхней конечности, нижней конечности, груди, живота и т.д.). По этой причине зарубежные учебники и атласы в определенной степени не совпадают с российской учебной программой по анатомии, на что также указывают преподаватели других вузов, столкнувшиеся с подобной проблемой [3; 4]. В связи с этим преподавателями кафедры была проделана огромная работа по разработке собственного комплекса учебно-методических материалов по анатомии на английском языке в крайне ограниченные сроки. При этом преподаватели продолжали выполнять всю текущую учебно-методическую, научную и внеучебную работу в полном объеме.
Для реализации учебного процесса по анатомии на английском языке преподавателями были подготовлены рабочая программа, мультимедийные лекции и тестовые задания по всем разделам анатомии, учебные пособия по разделам «Остеология», «Краниология», «Синдесмология», «Миология», а также электронные учебные издания на английском языке. В настоящее время продолжается разработка новых тестов и учебных пособий, дополнение лекций, повышение языковой квалификации преподавателей.
Рис. 1. Зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии
профессор Плотникова Н.А. на занятиях с иностранными студентами
Для улучшения восприятия учебного материала иностранными студентами очень важна наглядность образовательного процесса [5; 6]. Демонстрация анатомических образований на учебных и музейных анатомических препаратах, а также использование мультимедийных презентаций помогают лучше понять и запомнить строение того или иного анатомического образования. Поэтому при чтении лекций и проведении лабораторных занятий используются наглядные мультимедийные презентации, натуральные анатомические препараты, а также современные муляжи и модели (рис. 2, 3). Для повышения мотивации студентов к изучению предмета организуются экскурсии в музей кафедры, где собрана большая коллекция эмбриологических, тератологических и анатомических препаратов.
Рис. 2. Доцент кафедры нормальной и патологической анатомии
Рыбаков А.Г. на занятиях с иностранными студентами
За три семестра изучения курса анатомии студентам необходимо сдать семинары по 15 контрольным точкам (по 5 семинаров в каждом семестре). Для сдачи семинара по каждой контрольной точке студенты сначала проходят компьютерное тестирование, а затем устный опрос по анатомическим препаратам. Компьютерные тесты разработаны в программе MyTest, которая позволяет чередовать тестовые задания и предлагаемые варианты ответов в случайном порядке, что достаточно важно для объективной оценки уровня знаний студентов. Каждый вариант теста включает 10 вопросов по 4 варианта в каждом вопросе. Количество правильных вариантов ответа варьирует от 1 до 4. Время обдумывания ответа на каждый вопрос ограничено одной минутой. Тест успешно пройден, если доля правильных ответов не менее 70%.
Рис. 3. Доцент кафедры нормальной и патологической анатомии
Кадыров А.Ш. на занятиях с иностранными студентами
В соответствии с балльно-рейтинговой системой, принятой на кафедре, после прохождения всех контрольных точек студент может набрать от 30 до 60 баллов, составляющих текущий рейтинг. В балльно-рейтинговой системе также учитывается посещаемость лабораторных занятий и лекций (максимум до 10 баллов).
Студент также может получить дополнительные баллы за участие в учебно-исследовательской работе, подготовку и выступление с докладом на студенческой научной конференции.
Экзамены по анатомии у иностранных студентов, обучающихся на английском языке, проходят в 2 этапа:
1. Тестирование (каждый студент получает 25 письменных тестовых заданий с возможностью множественного выбора). За один правильный тест студент получает 1 балл. Следует отметить, что тесты являются индивидуальными, так как все студенты получают разные вопросы, предлагаемые варианты друг у друга не совпадают и не повторяются. Максимум по тестированию – 25 баллов.
2. Устный этап экзамена по билетам и анатомическим препаратам (в билете 5 вопросов), 1 вопрос – 1 балл. Максимум по билету – 5 баллов.
Итоговый балл составляют: текущий рейтинг + посещаемость + экзамен + дополнительные баллы.
Итоговые баллы соответствуют экзаменационным оценкам:
неудовлетворительно – 0-50,9 балла;
удовлетворительно – 51-70,9 балла;
хорошо – 71-85,9 балла;
отлично – 86-100 баллов.
Необходимым условием успешного обучения иностранных студентов является интеграция обучающихся в информационно-образовательную среду вуза. Информационно-образовательная среда Мордовского государственного университета охватывает все структурные подразделения университета и позволяет студентам постоянно находиться в общем информационном поле, обеспечивая непрерывную связь с преподавателями и кураторами. Иностранные студенты через систему личных кабинетов могут пользоваться материалами электронного учебно-методического комплекса «Анатомия» на английском языке, разработанного преподавателями кафедры и размещенного Центром развития дистанционного образования в системе управления электронным обучением LMS MOODLE.
Важным моментом, влияющим на результаты учебы иностранных студентов, является адаптация (медико-биологическая, климатическая, психологическая, педагогическая, социально-бытовая, языковая и этнокультурная) [7].
Организационная и адаптационная работа с иностранными студентами ведется совместно с Управлением международных связей и Управлением по внеучебной работе. Для помощи иностранным студентам в организации учебной и внеучебной работы назначаются кураторы академических групп и общежитий. В университете и институте регулярно проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия (День знаний для иностранных студентов, Огаревский колорит, День Гиппократа, Студенческая весна, Спартакиада иностранных студентов и др.). Для студентов-иностранцев издан «Путеводитель первокурсника» на английском языке.
Необходимо также отметить, что в процессе учебной и внеучебной работы с иностранными студентами выявилось несколько проблемных моментов.
Во-первых, иностранные студенты чаще, чем российские студенты пропускают занятия по болезни, что отрицательно сказывается на результатах их учебы. Отчасти это связано с климато-географическими причинами, так как большинство иностранных студентов являются представителями теплых стран. Приезжая в сентябре на обучение в Россию, они оказываются в начале холодного сезона и физиологически не всегда успевают пройти акклиматизацию. Кроме того, несмотря на разъяснительные беседы кураторов, многие иностранные студенты (в силу привычек или молодежной моды) не носят зимой головные уборы, теплую одежду и обувь, вследствие чего простужаются.
Во-вторых, отдельные студенты имеют достаточно завышенную самооценку уровня собственных знаний. Возможно, это связано с особенностями восточного менталитета или воспитания. Подобные студенты считают, что независимо от уровня знаний заслуживают только высших баллов и в отдельных случаях провоцируют конфликтные ситуации. Подобные проблемы также отмечают преподаватели других вузов, работающие с иностранными студентами [8; 9]. Одним из способов решения данного вопроса является обязательное использование компьютерного тестирования, как первого этапа оценки уровня знаний студентов. Студент, получивший низкий балл, не будет спорить с компьютером и заявлять, что его не понимают или задают сложные вопросы. По понятным причинам важно регулярно перерабатывать тесты и дополнять новыми заданиями банк контрольно-измерительных материалов.
Таким образом, организация обучения иностранных студентов на английском языке является важным и перспективным направлением развития международной образовательной деятельности университета. Важными мероприятиями на этапе организационного периода являются языковая подготовка преподавателей, обеспечение учебной литературой, разработка комплекса собственных учебно-методических материалов на английском языке, а также система адаптации и кураторства иностранных студентов. Особое место в преподавании анатомии иностранным студентам занимает наглядность образовательного процесса. При чтении лекций и проведении лабораторных занятий используются мультимедийные презентации, натуральные анатомические препараты, а также современные муляжи и модели. Необходимыми условиями организации учебного процесса являются обязательный контроль знаний с использованием тестирования и опроса по анатомическим препаратам, а также применение балльно-рейтинговой системы. Наличие у студентов глубоких теоретических знаний и практической подготовки по нормальной анатомии является основой для изучения топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической анатомии и клинических дисциплин на старших курсах.