Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NATIONAL STUDY OF CLASSICS IN THE CONTEXT OF CULTURES DIALOGUE: ON THE MATERIAL OF YAKUT LITERATURE

Sivtseva-Maksimova P.V. 1
1 North-East, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The topicality of the research is determined by the increase of scientific basis significance of fiction analysis in school teaching. Theoretical problems as the notion of genre, verse features and the specificity of author’s nature promote the development of reading abilities due to the study of the real literary facts in the context of cultures dialogue. The article presents the works from the school curriculum as a subject of in-depth practical poetics’ analysis in comparative perspectives of the content and form. The research objective is to discover that the creation of the author's style based on folk poetics and clearly focused on the experience of other great literature belongs to the poet of national tradition. In high school, theoretical knowledge expands the range of classics’ heritage perception, reveals the complicated options and forms of analysis as the definition of verse features, the strong position of the literary text. The article shows the works’ significance in the history of literature as the part of spiritual culture on the basis of comparable and comparative research. It has been proven that the theoretical bases of analysis aims at disclosure of creativity esthetics and assists the development of a reader’s interests at the intellectual level.
poem
Title
genre
comparative analysis
text perception

Вопросы теории литературы перед школьниками ставятся в процессе практического анализа произведения. Например, для проверки знания текста и его начальной читательской интерпретации такие категории художественности, как тема, идея, образы, а также определения различных функций пейзажа и самого образа природы являются обязательными и в целом традиционными составляющими в заданиях по литературе. Ответы на них основываются на читательских оценках и систематизации содержания произведения. Более скрупулезное проникновение в структуру текста связывается с аспектами анализа форм художественности: проблемами сюжета и композиции, мотивов и деталей. В этой связи в данной условной иерархии отмечаем такое понятие, как целостное восприятие произведения, а именно представление динамического единства его содержания и формы – его жанровой характеристики.

Жанр выступает определением конкретного художественного создания и заключает в себя классификационную определенность, историческую закономерность литературного процесса, главной особенностью которого является именно диалогичность: и не столько фольклора и литературы как основная характерность национальной словесности, сколько взаимосвязь литературных явлений в целом. Ибо автор, определяя жанр своего произведения, обращается к существующим в литературе нормам, учитывает моменты традиционности всегда в более широких аспектах: он создает свою систему образов восприятия мира и времени, будучи свободным творцом, и в этом заключается начало диалога – авторское определение произведения как части художественного процесса. В этом плане читатель в уточнениях жанров – «роман», «комедия», «поэма» и т.п. – конкретизирует первоначальные стратегии восприятия, дополнительно учитывая и название произведения. Ибо «заглавие призвано подчеркнуть единство художественного текста, где слова уже прошли через фильтр творчества», потому что «заглавие, жанровый подзаголовок, эпиграф и другие возможные компоненты заголовочного комплекса» являются сильными позициями текста [1, с. 75].

Цель и задачи данного исследования: представить художественные черты национальной классики на основе углубленного практического изучения ее жанровых особенностей в аспектах диалога культур. В этом ракурсе подтвердить, что вопросы теории литературы расширяют сведения о художественном произведении и способствуют формированию читательского опыта на основе повышения интереса к литературе как к предмету исследования.

Материалы и методы исследования. Если в этом ракурсе представить поэмы якутского писателя Алексея Елисеевича Кулаковского (1877–1926), то первым неоспоримым показателем диалога культур выступают проблематика и жанровые особенности произведений. Поэзия А.Е. Кулаковского, основанная на образах и поэтических принципах устной традиции, через концепцию автора дает первые самобытные образцы национальной литературы. Авторская позиция в жанровом аспекте поэм получает национально-самобытное решение через эстетический коэффициент категории лирического героя, где особо значимым принципом художественности выступает монологическая форма, истоки которой находятся в поэтике народных песен и эпических сказаний. Художественное наследие поэтов начала ХХ века выступает самостоятельным этапом в развитии якутской литературы. Их творческие поиски определили основные тенденции развития литературы как духовной культуры народа. Значимость содержания и авторской идеи в их произведениях подтверждается и тем, что значительные произведения национальной классики (поэма «Сон шамана», в первую очередь) прошли несколько этапов идеологического остракизма. В поэмах А.Е. Кулаковского выражается народная вера в благополучие как залог жизни в контексте общероссийских духовных исканий, в чем заключается реальный показатель диалога культур.

Одним из важнейших инструментов для решения поставленных в данной статье задач является преподавание в школьном курсе основ теории литературы, что во многом позволяет приоткрыть перед читателем внутренний мир писателя, помогает заинтересовать их художественной структурой, особенностями авторского стиля. Это выступает доказательной базой диалогических основ российского литературного контекста начала ХХ века. Жанровая специфика поэмы классического типа в данном ракурсе представляет материалы исследования в сопоставительных анализах ее теоретической характеристики с национальными особенностями художественного творчества как части духовной культуры.  Доказательство. Якутская литература ХХ века – это особое духовное достояние социально-философского характера и время становления и развития самобытной национальной и региональной художественной культуры, отразившей острые противоречия между эстетическими концепциями едва ли не самого сложного и драматического периода в истории народов России в целом. Главными особенностями литературной жизни Якутии с самого начала ее зарождения являются постоянная живая связь с богатыми фольклорными традициями и такое же постоянное активное стремление к освоению художественных норм русской культуры. Истина прошедшего столетия заключается в данном ракурсе в том, что творчество писателей заложило устойчивые литературные традиции. А накопленный за целый век самобытный опыт, сохраняющий реальные тенденции к развитию, переходит на качественно новый уровень в ХХI веке.

В истории якутской художественной литературы наследие А.Е. Кулаковского имеет особое значение. Наполненность его произведений общественно-политическими идеями, социально-философскими сопоставлениями фактов времени и жизни общества стала непревзойденным новаторством автора как создателя новой литературной традиции. Именно поэтому художественное освоение действительности в эпической поэзии А.Е. Кулаковского равняется стилю эпохи в индивидуальном преломлении, способном становиться достоянием различных художественных систем и даже полярно противоположных, на первый взгляд, стилистических тенденций в истории всей якутской литературы.

В этом ракурсе можно назвать поэмы «Дары реки» (1909), «Сон шамана» (1910), «Наступление лета» (1924), стихотворение «Спор между умом и сердцем» (1912). Масштабные проблемы и сопоставления, определяющие поэмное начало его творчества в целом, раскрываются в смысловой значимости образов.

Теоретические вопросы на уроках литературы сопровождают углубленное изучение художественного произведения на основе филологических анализов. Одними из них выступают практические выявления аналогических типов и форм произведений в истории различных литератур. В данном направлении подчеркивается необходимость углубленного изучения литературного процесса в ракурсах культурной парадигмы. Известный литературовед  Н.С. Надъярных правомерно отмечает, что «диалог культур начала ХХ века» по своему духовному и социальному значению – это  «живительный контакт», выступающий «безусловным цивилизационным стражем, ограждающим национальные духовные обретения от безумствующего мира, сильным противоядием изоляционизму и всеобщей унификации» [2, с. 33].

По отношению к  творчеству А.Е. Кулаковского – это обращение к жанру поэмы как к форме и способу выражения социальной проблемы народа в историко-культурном контексте.  В его художественном наследии обращение к традициям русской классической литературы определяется выбором именно литературного жанра, подтверждается диалогом культур в форме естественной необходимости согласовывать параметры национальные с общероссийскими и мировыми. В якутских поэмах начала века в целом (произведения А.И. Софронова, П.А. Ойунского) оригинальные образы фольклорного, мифологического характера приравниваются к художественным открытиям, отличающимся от их естественных социальных значений. Эпические описания в поэмах или лирические картины пейзажа в поэмах национальных классиков приобретают особую художественную функцию. Их можно приравнивать к «реализации авторского мировидения в ракурсах восприятия приемов и методов литературы». В этом плане «естественный и необходимый для словесности диалог культур на уровне традиционных типологических аналогий подтверждает, что поэтические контексты получают реальное оформление в классических формах литературы – в жанровых границах и возможностях поэмы» [3, с. 188].  

На особенностях поэтического наследия А.Е. Кулаковского раскрываются новые возможности сопоставления крупных стихотворных произведений с традиционной системой образов в народных песнях, где следует находить жанровые параметры поэмы как литературной формы при активном участии школьников на первичных уровнях анализа художественного произведения. Теоретические ракурсы изучения классики в дальнейшем пошаговом углублении анализа выявляют реальные параметры диалога культур на примерах значительных произведений родной литературы.   

Поэмы на уроках якутской литературы в школах и средних специальных учебных заведениях занимают особое место, что отмечается в монографии С.К. Колодезникова следующим образом: «Лироэпический жанр в якутской поэзии является одним из излюбленных, он берет свое начало в устном народном творчестве. Поэтому он широко представлен в программе якутской литературы поэмами А.Е. Кулаковского… А.И. Софронова…» [4, с. 113]. Таким образом, их произведения изучаются школьниками в формах «сильных позиций» истории родной литературы.

Одним из главных показателей наследия классиков в этом плане воспринимается диалогическое начало. Оно как двигатель литературного процесса отражается в поэтике произведений: например, фольклорная образность не затмевает, а усиливает связь их творчества со своим временем. Каждое произведение основоположника якутской литературы - это фрагмент действительности. В его по­эзии, зарождавшейся в условиях особой литературной ситуации, можно увидеть сосуществование разных жанровых элементов, ко­торые подлежали кристаллизации, установлению. Но остается тот неоспоримый исторический факт, что современная якутская литература начиналась с поэзии, с классических поэм А.Е. Кулаковского, созданных на основе диалектического движения социально-философских идей и поэтической мысли, закрепленных словом. В целом изучение его произведений равняется современным актуальным проблемам в исследовании словесности. Именно в этих параметрах национальная классика в программах по литературе в старших классах представляется одним из значительных и потому ответственных предметов исследования по отношению к работе учителя. По отношению этого вопроса к творческой работе школьников анализ произведений родной литературы может приравниваться к заданиям интеллектуального уровня на основе выявления интересов и способностей каждого ученика индивидуально. Как подчеркивается в специальных выступлениях методистов, «педагог, осуществляющий диалог русской и родной литератур в процессе образования, должен опираться на ведущие дидактические принципы обучения: прочность в обучении, систематичность, последовательность, сознательность и активность учащихся, научность преподавания... переход от обучения к самообразованию, связь обучения с жизнью» [5, с. 43-49].

Указанная последовательность в параметрах педагогических задач определяется именно характеристикой познавательной компетентности, основанной на развитии самостоятельной интеллектуальной работы школьников. В данном ракурсе значительно умение преподавателя ставить перед учениками старших классов содержательные интересные проблемы, способствующие развитию их стремлений к интерпретации художественных текстов как эстетически оформленные содержательные информации. Таким образом, обращения к диалогу культур на уроках литературы можно представить неотъемлемой частью его существенного содержания, аргументирующего «уровень логических обобщений», которые непосредственно «влияют на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников». На уроках литературы «углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность школьников в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики писателя и его роли в развитии... литературы. Расширяется воздействие художественного произведения на духовную сферу учащихся, увеличиваются требования к владению способами анализа, создаются предпосылки для постепенного соотнесения изучения конкретной темы с общей концепцией курса литературы» [6].

В методике изучения систематического курса литературы в старших классах углубленный анализ произведений связывается с обобщающим этапом конкретной темы. На уроках обобщающего типа «своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию учащимися знаний по истории и теории литературы, в их сознательном отношении к выбору вариантов анализа» [6]. Анализ конкретного произведения в практическом преподавании представляет «промежуточное положение между историей и теорией литературы. Аналитику нужно уметь не только на время... извлечь текст из историко-биографического контекста его возникновения... не только соотнести со шкалой теоретических категорий, но и затем вернуть свой аналитический результат в исторический контекст – для более глубокого постижения и того и другого: и произведения, и исторического контекста» [7, с. 56].

В этом ракурсе эстетическая ценность наследия А.Е. Кулаковского заключается в его бережном отношении к художественным традициям национальной словесности, что отражается в исконно национальных образах и стиле его произведений. Но в структуре, характерных особенностях формы отдельных образов и произведения в целом отражается прежде всего межлитературное начало. Заглавие, имя автора, эпиграф, посвящение, предисловие (пролог), эпилог – это коммуникативный дейксис, в определенной степени сообщающий исследователю о времени создания, особенностях темы и структуры классического произведения. Оригинальное заглавие «Сон шамана», в восприятии современного читателя, заключает в себе жанровый код произведения – эпического рассуждения, равного предсказанию будущего или постановке глобальной национальной проблемы. Имя автора «Өксөкүлээх Өлөксөй» дополняет дейксис, актуализирующий код словосочетания особенным духовным значением с акцентом на роль говорящего как семантическое пространство высказывания. В этом художественном единстве большого времени и реального пространства основывается жанровое начало поэмы А.Е. Кулаковского, где раскрывается присутствие автора в произведении, равное литературности создания классика национальной словесности. Это подтверждается динамической взаимосвязанностью фольклорных элементов (тропы, стиховая организация) с жанровыми принципами поэмы как способа изображения действительности по форме литературного произведения. В произведениях А.Е. Кулаковского авторское начало имеет особое значение не столько самобытностью постановки проблемы, сколько его мастерством находить существенный подход к форме, что заключается в определении закономерностей мотивов и логической взаимосвязи частей целого. В поэме «Сон шамана», созданном на диалектическом движении мысли, открываются новые (литературные) возможности воспроизведения традиционных образов в контекстах реального времени, что раскрывается в сюжете, сложенном из мотивов эпического размышления о судьбе своего народа.

В этом плане следует уточнить, что если в поэзии классиков целый ряд их стихотворений более четко представляет генетическое родство с песенной формой устного народного творчества, то социально-философская основа поэм подтверждает жанровые поиски авторов как создателей литературных произведений. Эпическая поэзия А.Е. Кулаковского раскрывает реальные проблемы в исторической судьбе народов в начале ХХ века. Лирические поэмы А.И. Софронова основываются на размышлениях о нравственности в процессе коренного переустройства общественных отношений, что получило образное воплощение в формах выражения любви к родному краю, раскрытия души лирического героя.  Таким образом, эволюция жанровой системы в данный период происходит в естественном взаимодействии фольклорной поэтики с новыми литературными формами и приемами, представленными в истории якутской словесности авторскими предпочтениями поэмного начала творчества в целом.

Заключение. Закономерности установления литера­турных норм в творческом наследии А.Е. Кулаковского и его современников могут определяться приоритетом авторского начала. В их произведениях, отражающих исторические события в Якутии в контексте общероссийских духовных исканий начала ХХ века, основная идея автора соотносится с индивидуальной ориентацией на жанровые формы поэмы как выбора пути и методов творчества. В этом плане обращения к поэтике фольклора «дополняются» поисками новых художественных форм, соответствующих содержанию и идее произведений. Эпические картины времени или лирико-психологические монологи-размышления личности, «теряющего» привычный уклад жизни общества, – все это нуждается в особых систематизациях образного воплощения задуманного.

Выводы. Теоретические проблемы как понятие жанра, особенности стиха и аспекты авторского диалога с читателем (можно определить как пафос или модус художественности) в преподавании литературы в старших классах открывают перед школьниками сразу несколько ракурсов в анализах произведения. Художественная значимость крупных форм заключается в их оригинальных сопоставлениях с примерами из русской классики: поэту национальной традиции принадлежит создание авторского стиля, основанного на фольклорной поэтике и вместе с тем четко ориентированного на опыт другой большой литературы. Это в целом определяется временем создания произведений, социальной и политической обстановкой в стране, но в то же время проявлением творческой свободы талантливой личности. Далее теоретические проблемы исследования классики в контексте диалога культур дают свободу интерпретации и читателям: расширяют диапазон восприятия художественного наследия классиков национальной литературы, ибо их обращения к другим опытам – это на самом деле творческие поиски оригинальных мыслителей, которые прежде всего являются носителями национальной духовности.