Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVENT ORGANIZATION PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING AS FACTOR FOR DEVELOPMENT OF PUPIL’S INTEREST TO THE TEACHING PROFESSION

Gavrilova O.M. 1
1 Federal state-financed educational institution of higher professional education "Krasnoyarsk state pedagogical University named after V. P. Astafiev"
Eventfulness as an active form of educational process takes the leading place in modern pre-professional pedagogical preparation. This is an important requirement of the society for the training of a “new teacher” in the system of pedagogical education The purpose of this study is to reveal the relationship between the organization of events on the basis of educational space "school – pedagogical University" and the choice of the teaching profession by high school students. The paper describes the practical experience of implementation of educational events for the pedagogical network lyceum based on KSPU named after V. P. Astafiev. There are techniques of preparation and conducting of educational events of pedagogical pattern considered: educational quest "Dedication to students", Educational battle, Lyceum intellectual Christmas, a Great educational game. The final survey of students showed that the inclusion of educational events in the curriculum of the Lyceum become bright and memorable moments for high school students. This reveals their personal potential and forms a new look at the activities of the teacher. The performance of our proposed approach to the design of educational network space is affirmed by the following fact: more than a half of the Network Lyceum graduates entered the pedagogical University in 2017.
сhoice of pedagogical profession
pre-professional pedagogical training
educational event
educational quest
pedagogical battle.

Современное общество в качестве одного из запросов к образованию выдвигает подготовку «нового» учителя, умеющего организовывать образовательный процесс с использованием инновационных технологий, быть готовым работать в постоянно меняющихся условиях, обучать, развивать и воспитывать подрастающее поколение с учетом новых требований ФГОС. Широкие возможности современного информационного пространства, инновационные методики, используемые в образовании, несомненно, способствуют совершенствованию всех его системных компонентов и процессов: от процесса подготовки педагогических кадров в колледжах, университетах - к образовательному процессу в среднем звене, в ходе которого идет профессиональное становление педагога, а также развитие у молодого поколения интереса к педагогической профессии на этапе допрофессиональной подготовки. Однако, с нашей точки зрения, условия организации образовательного процесса в рамках профильной старшей школы и повседневный опыт школьников недостаточны, чтобы выбор педагогической профессии был вполне осознанным и соответствовал бы реальному пониманию молодыми людьми глубины содержания профессиональной деятельности учителя. Важно уже на начальном этапе профессионального самоопределения школьников осуществлять педагогическую поддержку этого выбора: создавать широкое мотивационное поле для стимулирования самостоятельности молодых людей, обеспечивать им разнообразные варианты профессиональных проб. В современной допрофессиональной педагогической подготовке особую значимость приобретают деятельностные формы организации образовательного процесса, где учителя и ученики являются субъектами взаимодействия и совместного развития. И в этом контексте целесообразно рассматривать организацию учения и воспитания на допрофессиональном этапе как образовательное со-бытие.

Используя понятие «со-бытие», мы отталкиваемся от философского толкования со-бытия как бытия совместно с другими (по Хайдеггеру), понимания его диалогической природы (по М. Бахтину) и наличия как минимум двух коммуницирующих сторон, имеющих возможность созидания своего бытия, понимаемого как бытия не рядом, а вместе (по В.И. Cлободчикову). Аксиологический аспект со-бытийной образовательной общности обозначен В.И. Слободчиковым как единство ценностно-смыслового понимания необходимости выстраивания в разных возрастных периодах адекватных форм образования молодого поколения, становящихся на всем своем протяжении тем настоящим жизненным пространством, в котором обретается собственная, индивидуальная субъектность в деятельности и формируется личностная позиция во встречах с другими [1].

Инновационной формой допрофессиональной педагогической подготовки в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева стал образовательный проект для старшеклассников «Сетевой педагогический лицей», разработанный в рамках Программы стратегического развития университета на 2012-2016 гг. [2]. Одной из особенностей этого проекта является принцип разновозрастного объединения обучающихся: учебные группы формируются не по возрастам, а по интересам, поэтому в одной группе могут заниматься учащиеся 9, 10 и 11-х классов. Событийная организация образовательного процесса Сетевого педагогического лицея является одной из ведущих идей по формированию у лицеистов интереса к педагогической профессии.

Проектируя систему педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников к выбору педагогической профессии, мы опираемся на компетентностный, информационно-деятельностный, аксиологический подходы [3; 4]. Данная статья посвящена одному из аспектов проблемы педагогического сопровождения – выявлению взаимосвязи между событийной организацией образовательного процесса внутри сетевого образовательного пространства «школа – педагогический университет» и степенью включенности старшеклассников в деятельностные формы этого пространства.

«Событийность» рассматривается нами с двух позиций. Первый ракурс, концептуальный - как сквозная линия организации жизнедеятельности и построения образовательной траектории старшеклассников, включившихся в систему допрофессиональной педагогической подготовки. Второй ракурс, более узкий - как равноценная организационная форма наравне с элективными курсами, направленная на развитие личностных качеств и компонентов профессионально значимых компетенций обучающихся, связанных с педагогической профессией. Разнообразие форм и тематики ежегодных образовательных событий Сетевого педагогического лицея (образовательные квесты, батлы, интеллектуальные игры, педагогические игры) продиктовано логикой создания мотивационного поля для формирования у старшеклассников интереса к педагогической профессии [4]. Хронологически события в Сетевом педагогическом лицее выстраиваются в следующей последовательности: традиционно учебный год открывается образовательным квестом «Посвящение в лицеисты», в ноябре, как правило, проводится «Педагогический батл», в декабре - «Интеллектуальное лицейское рождество», в мае - «Большая педагогическая игра».

Quest в переводе на русский язык означает «поиск». По своей сути квест – это игра, в которой всегда предполагается наличие последовательных заданий, после выполнения которых необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, записку, чтобы можно было двигаться дальше. Сложность подбираемых заданий должна соответствовать возрасту и целевым ориентирам участников. По количеству участников различают: квест для одиночных участников, квест - командная игра. По месту проведения квеста можно выделить следующие его разновидности: реалити (в реальных условиях, например в настоящем лесу или в пещерах), имитационные (в обычных помещениях с применением тематических атрибутов) и виртуальные (web-квест), в которых все содержание разворачивается на просторах Интернета. По содержанию материала можно выделить: квест - интерактивная дидактическая игра (он же - образовательный квест или его разновидность - интеллектуальный квест), квест-экскурсия, квест-проект. Форма «образовательный квест» стала популярна в современной практике работы со школьниками как способ повышения интереса к естественным и точным наукам, формирования здорового образа жизни, развития интереса к соблюдению пожарной безопасности и др. [5; 6].

Образовательный квест «Посвящение в лицеисты» используется нами в Сетевом педагогическом лицее для запуска годового цикла образовательной программы. Цель квеста – познакомить лицеистов с предметными блоками элективных курсов на учебный год. Проходя станции-презентации и выполняя на них специальные задания, каждый лицеист планирует свою будущую учебную траекторию на год, соотнося свои интересы с предложенными курсами и правилами выбора количества базовых курсов и курсов по выбору. На каждой станции квеста предлагаются вопросы или задания, выполняя которые лицеист делает осознанный выбор курсов своей будущей учебной деятельности. Например, на станции «Историческая» школьники заполняют карту важных исторических событий в жизни университета, соотнося их с событиями в истории России, тем самым обозначая свой интерес к выбору курса по данному направлению. На станции «Психологическая» на примере нескольких упражнений лицеистам обозначается важность психологической подготовки будущего учителя как необходимого компонента для саморегуляции и эффективного взаимодействия с другими. На станции «Тестовая» старшеклассники заполняют ориентационную анкету, анализ которой позволяет педагогам определить стартовый уровень компонентов компетенций, на развитие которых в дальнейшем будет ориентирован целостный педагогический процесс в течение учебного года. Образовательный квест в данной версии – удачная организационная форма, создающая позитивный эмоциональный настрой учащихся Сетевого педагогического лицея на предстоящий учебный год.

Еще одна форма событийной организации допрофессиональной педагогической подготовки - это «Педагогический батл». С момента запуска проекта «Сетевой педагогический лицей КГПУ им. В.П. Астафьева» Педагогический батл стал межшкольным образовательным мероприятием, затрагивающим проблемы воспитания и образования молодого поколения. Педагогический батл проводится как инновационная форма молодежной дискуссионной площадки, на которой не только демонстрируется искусство дебатов и оттачивается ораторское мастерство участников, но и формируются умения работы в группе при обсуждении тематических вопросов. Тематика батлов задается, исходя из актуальных вопросов образовательной действительности. В нашем проекте обсуждались такие темы: «Недетские вопросы о школе - 2030», «Возможно ли воспитание без наказания?», «Недетские вопросы о профессии учителя», «ЕГЭ или портфолио?», «О семейном воспитании».

При подготовке и проведении батла обязательно учитывается принцип соревновательности как необходимый компонент организации познавательной деятельности старших подростков.

Основные этапы подготовки и проведения батла следующие:

  • определение тематики и ведущих понятий, по которым будет организована содержательная дискуссия;
  • разработка домашнего задания, при этом задание может быть как одинаковым для всех команд, так и разным (например, в батле «Недетские вопросы о профессии учителя» команды готовили профессиональный портрет учителей разных предметов: физики, истории, биологии, литературы, информатики, английского языка);
  • подборка или создание видео- и аудиоматериалов (так, например, по теме батла «Недетские вопросы о школе - 2030» нами были специально отсняты видеовопросы);
  • создание подробного сценария мероприятия и презентации-сопровождения;
  • подготовка места проведения и подбор реквизита (очень важна расстановка столов в аудитории / актовом зале, пространственно задающая дуальный характер разворачивания содержания).

Содержательный материал батла как образовательного события должен обеспечивать возможность ведения конструктивной дискуссии, в ходе которой участники поочередно отстаивают позиции «за» и «против». Тренировка умений увидеть две стороны одного явления, а также переход на противоположную позицию рассматривается нами как возможность демонстрация дуальности окружающего мира, в котором нет однозначной трактовки окружающей действительности. Отдельные задания могут быть сформулированы так, чтобы стимулировать использование старшеклассниками интернет-ресурсов непосредственно в ходе реализации образовательного события, тем самым подчеркивая роль Всемирной сети как современного информационного источника в противовес его развлекательной функции.

Организаторам образовательного события важно учитывать роль учителей-кураторов, на которых ложится основная нагрузка на подготовительном этапе батла. Через взаимодействие учителя как наставника со своими подопечными-лицеистами закладывается понимание сути происходящей дискуссии и отрабатываются умения отстаивать разные точки зрения.

Технология проведения батла позволяет педагогу одновременно удерживать две позиции: вести дискуссионную площадку, находясь внутри образовательного события, и в то же время «выходить» вовне на позицию эксперта-исследователя. Вторая позиция имеет целевой ориентир - проведение экспресс-диагностики групповой работы. В этой роли педагог заранее должен сформулировать ключевые вопросы для наблюдения: Как организуется работа группы? Кто берет на себя роль лидера? В каком стиле этот лидер работает с командой? и т.п. Формулировка одного из заданий батла может иметь вид блиц-опроса. После группового обсуждения, не предполагающего возможности «подсмотреть» мнение другой команды, необходимо представить результат, полученный в ходе мини-дискуссии и являющийся своеобразным компромиссом между индивидуальным и групповым решением. Такой импровизированный социологический блиц-опрос, например о ценностях семейного воспитания, становится кульминационным моментом в подведении итогов дискуссии и отражает всю палитру мнений участников о том или ином педагогическом явлении.

Другая разновидность образовательного события для учащихся Сетевого педагогического лицея - «Интеллектуальное лицейское рождество», которое обычно проводится в предновогодние дни. В практике ежегодного проведения этого события обязательным его компонентом является творческая визитка-поздравление всех участников, форма которого определяется учащимися самостоятельно: это может быть песня, танец, мини-сценка или видеоролик. У старшеклассников очень популярен именно медиаформат, и в последнее время он наиболее активно используется, особенно после изучения лицеистами одного из элективных курсов «Медиашкола». Так, применение результатов одного образовательного курса для создания новых продуктов наглядно демонстрирует старшеклассникам взаимосвязь всех блоков образовательной программы Сетевого педагогического лицея. Вариативным компонентом события «Интеллектуальное лицейское рождество» является образовательное путешествие по странам или интеллектуальная викторина. Для викторины, как правило, придумываются или подбираются готовые тематические вопросы (по правилам популярных игр «Что? Где? Когда?» или «квиз»), связанные с символами Нового года, Рождества, зимы. В одном из вариантов сценария «Интеллектуального лицейского рождества» нами была использована тема образовательного путешествия по разным странам, в подготовке которого приняли участие студенты факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева. Каждая команда школьников заранее готовила презентацию выбранной страны в контексте рождественских традиций. Именно благодаря студентам событие получилось ярким и разнообразным по количеству игровых станций - стран.

В ряду образовательных событий Сетевого педагогического лицея «Большая педагогическая игра» является своеобразным подведением итогов учебного года. На подготовительном этапе «Большой педагогической игры» каждая команда от школы-участника готовит театрализованный отчет о результатах изучения элективных курсов и использовании полученных знаний и умений для выполнения итоговой творческой работы. В качестве одного из заданий «Большой педагогической игры» может стать разработка проекта на заданную тему (в рамках события и по предложенному алгоритму). Так, в 2017 году таким тематическим заданием для команд стала презентация анонсов образовательных элективных курсов как модели будущей годовой образовательной программы для самих лицеистов. При этом командам за определенное время необходимо было придумать название и идею будущего курса, предложенного от имени разных сетевых партнеров: например, образовательная экскурсия в парк флоры и фауны, танцевальная мастерская в школе танца, выставка бук-трейлеров в библиотеке, сказочная гостиная в детском саду, игровая мастерская в лицее, физкультразминка в спортшколе. Подготовка и презентация старшеклассниками выполненного задания демонстрирует уровень командной сплоченности и степень владения ключевыми педагогическими понятиями, которые они освоили в течение учебного года.

Рефлексия по отношению к полученным результатам событийной организации образовательного процесса является важным этапом педагогической деятельности. Так, Н.В. Волкова в качестве одной из характеристик феномена событийности в педагогике выделяет характеристику, связанную с порождением личного отношения к педагогике и педагогической деятельности [7]. Проведенное нами по итогам учебного года анкетирование учащихся Сетевого педагогического лицея показало, что включение в программу обучения образовательных событий, профессиональных проб создает яркие и запоминающиеся моменты для старшеклассников, раскрывает их личностный потенциал и способствует формированию нового взгляда на деятельность учителя. Более 60% старшеклассников, обучающихся в Сетевом педагогическом лицее, отметили, что участие в образовательных событиях способствовало закреплению их интереса к продолжению участия в образовательном проекте КГПУ им. В.П. Астафьева. Наряду с предметными элективными курсами психолого-педагогического блока, профессиональными пробами, образовательные события способствуют формированию ценностного отношения к педагогической профессии. Так, более половины одиннадцатиклассников - выпускников Сетевого педагогического лицея в 2017 году поступили в педагогический университет.

Таким образом, внедрение деятельностных форм в виде квестов, батлов, педагогических игр и т.д. в допрофессиональную педагогическую подготовку, реализованную в рамках сетевого образовательного пространства «школа – педагогический университет», является одним из ведущих факторов, влияющих на личностное развитие старшеклассников и осознанный выбор ими педагогической профессии.