Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY ON TECHNOLOGY LESSONS

Ismailov G.M. 1 Mineev V.E. 1 Bodrova A.S. 1 Ismailova S.S. 2
1 Tomsk State Pedagogical University
2 Tomsk Secondary School № 30
One of the priority social tasks at the present stage of the development of Russian education is the formation of a person capable of creative self-realization. The purpose of the article is to determine the value of the subject «Technology» in the development of creative abilities, the disclosure of the conditions of development of the creative potential of students in the classroom technology. The article considers the relevance of the quality of technology training in the current socio-economic situation in Russia and the requirements for the level of teacher training for the subject «Technology». The issues of the development of students not only theoretical knowledge, but also practical skills and competencies of creative activity, ways to improve the quality of education on the subject of "Technology" in an educational institution and the problems arising from the lack of such a subject for students. It is proposed to develop the motivation and interest of students in the subject of «Technology» by converting classes in technology into creativity lessons, where the student can reveal their creative abilities, develop creative activity skills based on the methodology of productive learning, which includes the use of interactive learning technologies to create a favorable environment in the classroom, which will contribute to the development of creative potential of schoolchildren.
creative potential
labor
development of creative abilities
lesson
technology
work
labor discipline
health technology
pedagogical conditions

Современные социально-экономические условия развития общества формируют требования к системе образования, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые основными целями образования ставят познавательное, общекультурное и личностное развитие учащихся. Особое значение в области духовно-нравственного воспитания является формирование социального опыта в творческой деятельности, а также взаимодействия с другими личностями для удовлетворения культурно-досуговых потребностей [1]. Современной тенденцией развития образования является его гуманизация. Гуманизация образования предполагает концептуальное положение о приоритете личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала [2].

Качество образования, в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, начинает развиваться. Оно повышает не только интеллектуальный уровень обучающихся, но и творческий потенциал обучающегося.

Исходя из этого главной целью современной школы как социального института является переход от освоения учащимися знаний, умений и навыков в рамках конкретных дисциплин к формированию компетенции «научить учиться» при помощи универсальных учебных действий. Наряду с этим важным является и разностороннее развитие детей, в том числе творческое, а также их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности. Целью данной работы является исследование развития творческого потенциала личности на уроках технологии.

Роль технологии в развитии творческого потенциала личности. На основании анализа литературных источников можно сделать вывод, что образовательная область «Технология» – это учебная область, объединяющая знания, полученные из различных предметных областей и демонстрирующая их применение в современном обществе [3; 4]. На уроках технологии важное значение имеет трудовое обучение учащихся. В.А. Сухомлинский считал: «Могучим стимулом, пробуждающим умственные способности, является мудрая работа рук… труд становится основой гармонического развития личности» [4]. Технология выступает как совокупность знаний и умений, полученных не только на уроках технологии, но на всех школьных дисциплинах, и внеклассных работах в том числе.

Первый этап достижения цели развития творческих способностей обучающихся должен идти от уровня подготовленности педагогов. При этом грамотный педагог порой преподает без увлеченности предметом, наряду с тем педагог молодой, знания которого могут уступать первому, заряжает учеников любовью к предмету.

Несомненно, что самые благодатные условия для трудового воспитания возникают на занятиях по предмету «Технология». Этому способствует активное включение обучающихся в производительный и общественно полезный труд.

Мы часто задаемся вопросом: нужен ли в школе такой предмет, как «Технология»? Раньше этот предмет имел название «Трудовое обучение». На уроках труда, независимо от пола, занимались в мастерской, где были различные рабочие инструменты, верстаки. Все строгали, пилили, выпиливали, красили, крутили и прикручивали… А то, что девочки занимались таким трудом наравне с мальчиками, никого не смущало. Главными принципами были: делать все на совесть, выполнять работу до конца и правильно. Современный школьник не хочет стоять у такого станка, ему это неинтересно! Отчасти виновато в этом отношение общества к рабочим специальностям: сейчас непрестижно работать токарем или слесарем, это считается уделом недолжных людей. Такое мировоззрение формировалось годами, и изменить его сразу не получится. При этом правительство во главе с президентом страны старается поднять статус рабочего, и задача школы поменять в обществе отношение к рабочим специальностям.

Мы привыкли в современной жизни пользоваться приборами и техникой, которая сделана на специализированных предприятиях. Обслуживать такую технику могут только соответствующие специалисты, а на уроках технологии можно заглянуть в мир техники, новых производств и, возможно, в будущем стать одним из таких специалистов. Или, например, в связи с отменой уроков черчения, такой предмет можно пройти в условиях уроков технологии, ведь графическая грамотность будущих специалистов очень важна. Важен и тот фактор, что всем известны различные предрасположенности людей, многие просто не склонны к дальнейшему теоретическому образованию, и этот практический тип людей получает возможность самореализации именно на уроках технологии. В дальнейшем такие ученики выбирают профессиональную образовательную организацию согласно этому стереотипу. И получаются из них отличные специалисты в своей области. Школа должна дать таким детям своего рода толчок найти себя, а также заинтересовать оставшуюся часть учащихся [5].

Нельзя забывать и о той важности уроков технологии, в результате которой обучающиеся учатся не только получать теоретические знания, но и практиковаться в ситуациях, имитирующих взрослую жизнь, где они несут ответственность за результат труда, учитывая потребности общества, а не только свои; где есть модель ведения домашнего хозяйства и налаживания быта, что в дальнейшем упрощает задачу решения создания уюта в доме.

Отмена уроков технологии в сельских школах, связанных с выращиванием овощей, цветов и фруктов для собственного обеспечения, в дальнейшем снизило желание молодежи остаться в селе или деревне и связать себя с работой в области сельского хозяйства. В городских школах отменили практику посадки растений и уход в теплицах, принадлежащих школам, для получения урожая и употребления его в школьных столовых. Возможно, это казалось грязным трудом, но ведь сколько сожалений такая отмена принесла сегодня [6]. Отмена такой практики привела к тому, что учащиеся не способны самостоятельно выращивать растения, им проще пойти купить готовую продукцию, чем заниматься ее выращиванием самостоятельно.

В некоторых детских садах воспитанникам демонстрируют сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в теплицах, и дети получают начальные навыки выращивания сельскохозяйственных растений, что в дальнейшем может повлиять на выбор их будущей профессии.

При нагрузках в старших классах, где идет увеличение времени занятий, а, следовательно, также растет нахождение ученика в статичном положении, следует выделить значение уроков технологии. Они не дают развиваться гиподинамии вследствие использования различных видов трудовой деятельности.

И самый главный аспект уроков технологии – это развитие творческого потенциала обучающихся. Стоит заострить внимание на том, что объем умственного труда практически во всех профессиях быстро увеличивается, а практически вся исполнительская деятельность становится автоматизированной, и стоит сказать, что способность человека к творчеству – это одна из важных частей его интеллекта, и задача ее развития – одна из приоритетных задач в воспитательном процессе. Согласно В.А. Сластенину, под творческой имеется в виду способность, которая демонстрирует глубинное свойство индивидов производить оригинальные ценности, находить нестандартные пути решения задач, т.к. современным требованием является развитие творческой личности, способной создавать инновационные продукты [7]. Наряду с этим «через слияние мысли и физического труда, где тонкие движения рук осуществляют такой же тонкий замысел, подростки становятся мудрыми мыслителями, исследователями и открывателями истины, а не потребителями готовых знаний» [4].

Если провести опрос среди школьников и узнать их мнение об уроках технологии, то 99% из опрошенных отвечают приблизительно так: «Да, уроки технологии обязательно нужны в школе, так как они:

  1. Учат вести домашнее хозяйство: готовить пищу, шить одежду, создавать интерьер квартиры.
  2. Воспитывают трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
  3. Сам дух уроков сближает, сплачивает нас.
  4. Уроки технологии – это уроки творчества» [7; 8].

Урок технологии, по мнению большинства школьников, не должен быть скучен. Много теории и мало практики снижают интерес. Отсутствие интересных заданий, выполнение однообразных работ, изготовление некрасивых или ненужных вещей, отсутствие общения навевают скуку и взрослому человеку, не говоря о детях. Вот актуальная проблема уроков технологии, а не пассивность школьников и нежелание трудиться. Процесс формирования умений и навыков желателен в атмосфере созидательной деятельности и творческого поиска. «Если не творчески, то зачем?»

Есть еще ряд вопросов, которые периодически задают взрослые: нужно ли в наше время изучать в школе такой предмет, как «Технология»? Когда в магазине представлен большой ассортимент полуфабрикатов, зачем девочкам учится готовить? Зачем уметь шить и заниматься рукоделием, когда все это можно купить? В приоритете обучение инновационным продуктам, таким как освоение компьютера, бизнес-процессов, второго иностранного языка и т.д.

И все же, если идти в ногу со временем, именно уроки технологии могут дать будущим работодателям грамотный и адаптированный к современным условиям труда персонал. Ошибочно полагать, что знание компьютера в школе как предмета поможет быстро освоить профессию. Это задача профессионально ориентированных учебных заведений, а основная задача детей в школе - выжить в своем социуме, уметь вести себя и находить решения в нестандартных ситуациях, в коллективе. А это всегда было реализовано, в том числе и на уроках технологии.

Что мы можем передать своим детям? Как мы в круговороте получения денег на проживание забыли научить их элементарным азам жизни: как приготовить еду, пришить пуговицу или забить гвоздь? Это негде купить! Зато всегда можно научиться именно в школе, на уроках технологии.

Что даст компьютер ребенку? Знания, но не практику. Погружение в мир гаджетов чревато формированием нехимических форм зависимости, в то же время на уроках технологии обучающегося можно заинтересовать, труд не развивает зависимость, а, развивая творческий потенциал, помогает обрести интерес, возможно, даже на всю жизнь, будь то простое хобби, средство к выживанию или направление в сфере будущей профессии.

Творческий потенциал у обучающихся можно развить, применяя методы, направленные на мотивацию; они показали свою действенность:

– метод «надо – хочу». От учителя требуется создать ситуацию на уроках, чтобы ученик справился самостоятельно с поставленной задачей, осознал этот факт, и ему эта ситуация понравилась, он добился успеха сам и понял, что он хочет продолжать это делать. Так называемая «ситуация успеха»;

– создание ситуации на уроке технологии, когда успех зависит от работы команды учеников, разбить проект на задачи отдельно для каждого члена команды и получить результат. Школьники сами должны разработать план действий;

– разработать несколько проектов и поручить реализовать командам, потом дать задание выявить лучший проект, оценить или презентовать;

– создать идеальный проект и дать его выполнить команде или индивидуально, в зависимости от результата дать возможность все исправить при помощи других школьников, или оценить и обсудить ошибки, а итогом обязательно должно быть поощрение. Здесь важен процесс исследования, любопытства [9].

На уроках технологии педагогами должны применяться некоторые основные принципы, основанные на интересах обоих поколений:

– здоровьесберегающие технологии во всех моментах обучения;

– обучение с учетом личностных особенностей школьника, с правом выбора направления обучения;

– внедрение профессионально ориентированного подхода в обучении;

– использование в обучении национальных особенностей для развития патриотизма и любви к национальной культуре;

– уроки должны носить содержательный и творческий характер;

– формирование у школьников готовности трудиться в сфере материального производства, культуры труда;

– прививание основ труда, технологий для развития творческой направленности;

– привлечение к обучению педагогов, имеющих неординарность, самобытность, уникальность личности. Как сказал Платон, «Творцом может быть каждый, если у него есть то, что его вдохновляет»;

– разработка мотиваций для результативности, таких как аукционы, соревнования или просто конкурсы [10].

Результаты и их обсуждение. Школьный предмет «Технология» – это больше творческий предмет, при всех его целях и правилах. И в первую очередь, он воспитывает творческую, культурную и активную личность в ребенке. Для получения отличного результата нужна не только инициатива учителя, его знания и принципы, но и оснащенная материально-техническая база, наглядные средства.

Для продуктивного развития способностей к творчеству у учащихся в рамках предметной области «Технология» рекомендуются такие виды работ, как вязание, обработка древесных материалов, конструирование и моделирование швейных изделий, вышивка, аппликация, металлообработка, кулинария, художественная обработка материалов [3; 7].

Нестандартный индивидуальный подход может сделать уроки интересными для школьников. Вот несколько примеров:

  1. Задание по обучению девочек видам швов можно разнообразить швами на рисунках ткани, что даст проявить девочкам и фантазию, и свое видение рисунка, а все работы будут разными и красивыми.
  2. При изучении темы «Виды теста» организовать импровизированную ярмарку пряников, с частушками и историями про традиции и обычаи.

Для того чтобы раскрыть у учащихся творческие задатки, нужен индивидуальный подход. Например, давать детям разные по сложности задания, при этом выбор сложности позволить сделать ученику самостоятельно.

Не всегда уровень теоретических знаний соответствует творческим возможностям ребенка, поэтому здесь тоже стоит проявить индивидуальный подход. Возможно, именно предмет «Технология» даст проявить в школьнике с невысоким уровнем обучения лидерские качества, или же креативность, предприимчивость в достижении наилучшего результата труда, или талант в определенном ремесле.

Проведение тематических занятий можно совместить со знаниями из других школьных предметов, закрепив пройденный материал и согласовав тему или дату с учителями, например, истории или рисования. Яркий пример – совмещение техники лоскутного шитья и конструирования. Каждый блок – это новый рисунок в виде квадратов или треугольников. Для стимулирования творческой деятельности в конце прохождения темы можно устроить показ, посвященный Древней Руси и связанным с этим событиям. Это и контрольная работа, и в то же время творческий конкурс, где у школьника проявляется гордость за свою работу, уверенность в самом себе, стремление улучшать продукт своей творческой деятельности, и появляется возможность взглянуть на свою работу со стороны, что позволяет объективно сравнить и оценить собственное творчество.

Способность детей фантазировать и творить можно проявить в основном только в изучении предмета «Технология», где он сталкивается с разнообразными видами созидания. При этом сокращение часов на изучение этого предмета в школе ведет к потере интереса у детей к изучению материальных технологий. Поэтому выходом в данной ситуации может быть разработка более эффектных способов подачи темы или предложение необычных тем к изучению.

Заключение. Развитие творческих способностей личности возможно при условии создания комфортной обстановки для реализации своего потенциала, атмосферы доверия и взаимопонимания. Необходимо помочь реализовать идеи и проекты, предложенные личностью. Они должны быть скорректированы и поддержаны, чтобы у ребенка не возникло негативного мнения и сомнения в собственных силах и способностях.

Независимо от состояния экономики труд был и будет важным звеном в системе выживания и становления жизнедеятельности. Труд как самовыражение личности не поменяет свой статус, поэтому развить эту любовь нам дают уроки технологии, они позволяют детям раскрыть душу, зазвучать, что соответственно дает шанс каждому ребенку развить творческий потенциал. Поэтому этот предмет необходимо оставлять в школах и совершенствовать в духе времени, тем самым развивать потребность в труде и уважение к нему. Развитие творческого потенциала личности на уроках технологии позволит реализовать свои творческие способности в освоении будущей специальности по окончании школы и формировании личности, умеющей созидать своим трудом и использовать свои способности к творчеству, полученные в процессе обучения в различных областях жизнедеятельности общества.