Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AXIOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL WORKERS’ PROJECT CULTURE

Ilina A.V. 1
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
The article focuses attention on the necessity of the targeted development of pedagogical workers’ project competencies, which are the core component of the concept of "project culture of pedagogical workers". This aspect is essential in the context of the requirements’ presentation to the professional competence of educators, their implementation of federal state educational standards of general education. The analysis of the axiological component of the concept "project culture" allows us to talk about the polymorphism of the concept of "value", which is important from the point of view of determining the value potential of the project activity. As the starting point, the author points out that the pedagogical workers’ project competence can be considered as their ability and readiness to perform labor functions with the support of professional knowledge and with the use of adequate functional skills and design skills of pedagogical reality. The project culture is manifested in the implementation by pedagogical workers of labor actions acting as project competencies, the totality of which is reflected in professional standards. This understanding allowed the author to define the concept of "project culture of teachers". It is regarded as a professionally significant quality of pedagogical workers, including their value attitude to the project activity, possession of a complex of knowledge, project-oriented skills, and the desire to transform reality and improve their project competencies. The understanding of this concept’s essence has also allowed the author to describe its structure.
project culture
axiology
project competencies
pedagogical workers
additional vocational education
development of pedagogical workers’ project culture

Современное образование существует в условиях смены культурной парадигмы, что, по мнению А.О. Карпова, обусловлено решающей ролью знания и когнитивных способностей человека [1, с. 3]. В данном контексте в условиях обновления технологий и содержания общего образования перед общеобразовательной организацией стоит задача эффективного развития ее кадрового потенциала, т. е. развития профессиональной компетентности педагогических работников, позволяющей им осуществлять педагогическую деятельность в условиях неопределенности, находить инновационные решения возникающих педагогических задач, разрабатывать и реализовывать инновационные проекты в сфере образования. Иными словами, идет речь о необходимости адресного развития у педагогических работников проектных компетенций. В то же время данный процесс часто остается за пределами образовательной практики. Это несоответствие определило необходимость определения концептуальных ориентиров, обеспечивающих развитие проектной культуры педагогических работников, и послужило толчком к написанию данной статьи. Сформулированное выше утверждение также обусловлено и теми вызовами, которые отражены в ряде публикаций как отечественных, так и зарубежных исследователей [2]. При этом все чаще исследователи феномена проектной культуры обращаются к рассмотрению таких понятий, как «ценность» и «культура».

Аксиология (греч. axios − ценный, logos − понятие, учение) как философская дисциплина исследует категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия. Они [ценности] задают направленность и определяют мотивацию человеческой жизни [3]. Соответственно аксиология, изучая различные аспекты, определяющие природу ценностей, применяется для обозначения объектов (процессов или явлений) и их свойств. В то же время имеет смысл использовать данный подход к обозначению абстрактных идей, аккумулирующих общественные идеалы и выступающих, соответственно, как эталон должного. Однако, анализируя аксиологическую составляющую проектной культуры, мы столкнулись с проблемой определения понятия «ценность» из-за разнообразия и противоречивости имеющихся в литературе формулировок и подходов к изучению данной дефиниции.

В частности, в философии ценность, относясь к основным понятийным универсалиям, в самом общем виде рассматривается как невербализуемая составляющая сознания личности человека и представляется в единстве аспектов его будущего, настоящего и прошедшего, которые конституируют его внутренний мир как «уникально-субъективное бытие» [4]. Такое понимание феномена позволяет рассматривать понятие «ценность» как базовую составляющую «при анализе качественных аспектов социальных процессов, социальных и культурных значений определенных явлений действительности» [5, с. 84].

В психологических науках понятие «ценность» рассматривается с различных позиций, а именно ценность может трактоваться как:

  • свойство общественного процесса (явления) удовлетворять потребности (желания, интересы) индивидов;
  • представление о том, что является благом для человека и каким образом этого блага можно достичь;
  • атрибут той или иной исторической эпохи;
  • как отношение субъекта и объекта. Объект понимается здесь как любое содержание, материальное и идеальное, реальное и воображаемое.

В педагогической науке рассматриваемое понятие отождествляется с нравственными и этическими нормами, которые выработаны человеческой культурой и являются продуктом общественного сознания и которые, в свою очередь, присваиваются индивидом в процессе социализации [6]. Собственно, в контексте рассмотрения аксиологических аспектов развития проектной культуры педагогических работников, целесообразно говорить о восхождении личности данных субъектов к более высоким результатам профессиональной деятельности − от менталитета к профессиональной культуре, профессиональной компетентности [7].

Традиционно понятия «ценность» и «культура» рассматриваются в единстве. В частности, в психологии культура представляется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития [8]. Исследователи также отмечают, что рассматриваемая дефиниция может рассматриваться в двух аспектах (дезаксиологическом и аксиологическом) [9], представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение понятий «культура» и «ценность»

В рассматриваемом в статье контексте целесообразно говорить о профессиональной культуре, которая по отношению к педагогическим работникам представляет собой совокупность трех компонентов: образование, профессиональный опыт и квалификация [10]. Таким образом, понимая, что понятие «культура» многоаспектно, можно утверждать, что проектная культура педагогических работников – это своего рода индикатор сформированности у них проектных компетенций, осознаваемых как ценность, к высокой степени овладения которыми должен стремиться каждый педагогический работник. При этом многие исследователи феномена «проектная культура» отмечают, что данный конструкт сопряжен с проектной деятельностью и тем самым обуславливает осознанное формирование человеком окружающей искусственной среды. Указанное понимание позволяет говорить о необходимости совершенствования дополнительного профессионального образования педагогических работников, когда одним из ключевых результатов реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) является овладение слушателями проектных компетенций. В то же время отметим, что дополнительные профессиональные программы ориентированы на развитие различных компетенций педагогов (рис. 2).

Рис. 2. Структура компетенций педагогических работников

Отметим, что в контексте рассматриваемого предмета структура понятия «компетенция» является полиморфной и представляет собой совокупность знаний, умений и способов деятельности, владение которыми позволяет педагогическому работнику осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. При этом именно владение педагогическими работниками проектными компетенциями сопряжено с формированием инновационных образовательных сред.

Для того чтобы определить сущность понятия «проектная культура педагогических работников», рассмотрим соотношение таких понятий, как «профессионально-педагогическая культура» и «проектная культура».

В настоящее время, рассматривая понятие «культура», исследователи выделяют три ее аспекта, в которых она предстает как:

  • совокупность материальных и духовных ценностей;
  • специфический способ человеческой деятельности;
  • процесс творческой самореализации сущностных сил личности.Безусловно, феномен проектной культуры рассматривается в современной науке с различных позиций. Соответственно, понимая многофакторность понятия «проектная культура» и поддерживая точку зрения М.А. Трусковой, проектная культура педагогических работников представляется как профессионально значимое качество педагогических работников, включающее:
  • В рамках рассматриваемого предмета существенное значение имеет третий аспект. Иными словами, проектную культуру педагогических работников целесообразно рассматривать как процесс их самореализации, т.е. как одну из составляющих профессионально-педагогической культуры. Это дает основание рассмотреть базовое понятие с позиции изучения профессионально-педагогической культуры. В работах ряда авторов профессионально-педагогическая культура рассматривается как системное образование, включающее в себя ряд компонентов, хоть и обладающих интегративным свойством целого, но имеющих собственную структуру и избирательно взаимодействующих с окружающей средой. Соответственно, рассматривая понятие «проектная культура педагогических работников», можно утверждать, что сущностью данного концепта является использование педагогами в профессиональной деятельности совокупности проектных способов преобразования педагогической действительности в сочетании с их нормативным содержанием и ценностным смыслом.
  • ценностное отношение к проектной деятельности;
  • владение комплексом знаний, умений и навыков проектного характера;
  • стремление к преобразованию педагогической действительности и совершенствованию своих проектных компетенций [11].

Обобщая представленные позиции, отметим, что к атрибутивным признакам рассматриваемого понятия относятся:

  • сформированность у педагогических работников проектной компетентности;
  • психологическая готовность педагогических работников к проектной деятельности по преобразованию педагогической действительности;
  • сформированность у педагогических работников ценностно-смысловых ориентаций на осуществление проектной деятельности.

В контексте рассматриваемой проблемы компетентность рассматривается нами как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в интериоризации приобретенных компетенций [12]. Соответственно проектная компетентность педагогических работников проявляется в их способности и готовности выполнять трудовые функции с опорой на профессиональные знания и с применением адекватных функциональных умений и навыков проектирования педагогической действительности. Иными словами, она [проектная компетентность] проявляется в реализации педагогическими работниками трудовых действий, выступающих в роли проектных компетенций, совокупность которых отражена в профессиональных стандартах. Описанные позиции позволяют представить концентрическую схему понятия «проектная культура педагогических работников», представленную на рисунке 3.

Рис. 3. Феноменология понятия «проектная культура педагогических работников»

Представленное понимание феномена позволяет рассмотреть содержание понятия «проектная культура педагогических работников» в виде совокупности четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационного, когнитивного, операционально-практического и рефлексивного), описание которых представлено в таблице.

Содержание понятия «проектная культура педагогических работников»

Компоненты

Содержание компонента

Зона влияния компонента

Мотивационный

- готовность педагогических работников к проектной деятельности;

- ценностно-смысловые ориентации на осуществление проектной деятельности;

- мотивация педагогических работников к проектной деятельности;

- мотивация профессионального роста

- обеспечивает развитие у педагогических работников профессионально значимых личностных качеств;

- детерминирует механизмы самореализации педагогических работников в ситуациях специально организованной проектной деятельности;

Когнитивный

- система знаний о проектной деятельности, умений и навыков проектирования;

- интеллектуальная активность, самостоятельность мышления;

- креативность

обеспечивает:

- развитие у педагогических работников профессионально значимых личностных качеств;

- освоение и интериоризацию педагогическими работниками проектных компетенций

Операционально-практический

- процесс проектирования

- обеспечивает применение педагогическими работниками проектных компетенций, личностных качеств;

- демонстрация проектной компетентности

Рефлексивный

- готовность и способность педагогических работников к самосовершенствованию и саморазвитию

- обеспечивает осмысление процесса и результатов проектной деятельности

 

Таким образом, рассмотренные позиции позволяют говорить о том, что развитие проектной культуры педагогических работников, а именно каждого компонента данного понятия, представляется сложным и многоплановым процессом. Соответственно аксиологический аспект в рассматриваемом процессе иллюстрирует проектную культуру педагогических работников с позиции владения ими совокупностью жизненных и профессиональных ценностей. Учитывая рассмотренные нами трактовки понятия «ценность», применительно к проектной культуре ценности – это то, без чего проектная деятельность педагогических работников лишена воспитательного и в целом образовательного смыслов в условиях, когда рассматриваемая деятельность является основополагающей в профессиональной карьере.