Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXCURSION AS EFFICIENT FORM OF ECOLOGICAL EDUCATIONS

Kovalev R.S. 1 Tarasova E.V. 1
1 Vladivostok State University Economics and Service
In article theoretical approaches and provisions of implementation of the concept of upgrading of ecological education of school students by means of excursions are analysed. Importance of general ecological education as integral part of sustainable development of the state is shown. Kinds of ecological excursions on character of solvable pedagogical tasks are considered. Need of inclusion of ecological excursions as efficient form of ecological education in educational process within the systemic and active approach in education accepted by the Federal state educational standard of the general education as during ecological excursions school students are the fissile participants of educational process receive practical skills of behavior in a surrounding medium is shown. Often ecological knowledge which the school student acquires in the course of direct communication with the nature during the excursions and travel become a basis of formation of motivation of its participation in different types of activities for preservation of a surrounding medium. In article features of ecological education in Primorsky Krai and a way of implementation of the law «About Ecological Education in Primorsky Krai» are studied. The most popular ecological excursions organized within the municipal program «Environmental Protection of the City of Vladivostok for 2014-2019» are described. The model of ecological education on the example of the city of Partizansk of Primorsky Krai is considered. Concrete material of practice of implementation of ecological projects in the city of Partizansk in 2016 - 2017 is presented to their role in article, in development of key competences of school students.
forms of ecological education
an excursion for children
an ecological excursion
kinds of excursions on character of solvable pedagogical tasks

29 декабря 2012 года в нашей стране был принят Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ. Именно этот документ стал главным регулятором отношений в сфере преподавания и обучения. В статье 3 настоящего Закона представлены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», один из которых сформулирован следующим образом: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. Таким образом, необходимость экологизации образования в нашей стране осознается на государственном уровне. Это подтверждают и слова председателя правительства РФ Д.А. Медведева, представлявшего российскую делегацию на конференции «Рио+20»: «Общество, экономика и природа – неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу» [2].

По мнению А.Н. Захлебного, одним из важнейших средств решения образовательных задач, вытекающих из «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», является федеральный государственный образовательный стандарт. Cогласно ФГОС среднего общего образования, у выпускников школы должно быть сформировано экологическое мышление, навыки здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных ситуациях природного и техногенного характера [3, с. 3].

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1].

В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций или правительств субъектов РФ, касающиеся вопросов экологического образования.

Проблемы методики обучения, введения новейших форм и средств экологического образования для школьников стоят особенно актуально. Экскурсии занимают небольшое место в системе образования, что связано с избыточной теоретизацией образования.

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности использования экскурсий для повышения уровня экологического образования у школьников.

В настоящее время проблемы экологии и проблемы устойчивого развития – суть одно целое. В этих условиях основная задача педагога – научить детей воспринимать окружающий мир на основе идеи единства и взаимосвязи живого и неживого, на восприятии себя частью целостной географической оболочки. Принятие и глубокое понимание этого постулата составляет, на наш взгляд, основу экологической культуры личности.

Невзирая на всеобщее образование, в России уровень экологической культуры большинства по-прежнему находится на невысоком уровне.

Причиной этому является:

- отсутствие конкретной государственной политики;

- отсутствие достойного природоохранного образования в школьной программе;

- отсутствие конкретных и упорядоченных данных для населения;

- отсутствие пропаганды правильного отношения к природе.

В программе средней школы нет уроков экологии, поэтому основная работа по экообразованию и воспитанию ведётся не в рамках ФГОС, а в рамках внешкольной работы, которая в настоящее время практически никак не поддаётся учёту и систематизации.

Формы экологического образования представлены на рис. 1.

Разные образовательные формы дают возможность раскрыть мир природы через разнообразные виды чувств, характерные для всего живого, предоставить примитивные познания о неживой и живой природе, развить познавательный интерес.

Рис. 1. Формы экологического образования

Как показывает практика, наиболее эффективными формами экологического образования являются экскурсии, походы, экологические экспедиции. Для более продуктивной работы следует разнообразить лекционную часть экскурсии различными образовательными играми, конкурсами, анимационными программами, что позволит в свою очередь более эффективно сформировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию школьников, укрепить здоровье детей, а также привить бережное отношение и любовь к природе через экскурсии.

Экологическая направленность обучения детей предоставляет возможность активно приобщаться к исследовательской работе своего края. Совместные путешествия, походы, экскурсии являются наиболее оптимальным средством развития у детей верного миропонимания, глубокого понимания нравственных ценностей и основ социального образа жизни. В ходе их проведения дети знакомятся с окружающей природой, закономерностями её развития, посещают находящиеся неподалеку исторические места, узнают историю и географию своего региона. Экскурсия для детей - это форма учебно-воспитательной работы, которая дает возможность осуществить мониторинг и изменения объектов, предметов и явлений в естественных условиях.

По мнению В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, «экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» [4].

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий (рис. 2).

Рис. 2. Разновидности экскурсий по характеру решаемых педагогических задач

Природоведческая экскурсия решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление взглядов о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. Экологическая экскурсия ориентирована на освоение ребенком различных биоценологических взаимосвязей в мире природы. Поездки на сельскохозяйственные объекты могут помочь школьникам освоить представления о труде людей. Поездки эстетического характера могут помочь ребёнку научиться воспринимать красоту природы и формируют культуру его эмоций.

Вместе с тем использование абсолютно всех видов экскурсий ориентировано на воспитание любви к природе и осмысленное, бережное отношение к ней [5, с. 184].

Во время проведения экскурсии школьники не должны быть бездейственными слушателями, и задача учителя – предоставить возможность каждому ребенку проявить себя исследователем, открывателем природных связей и закономерностей.

Учащиеся должны не приобретать готовые знания, а обнаруживать их без помощи других, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующей их на поиск. А результаты этих поисков могут быть отражены на уроках самых различных дисциплин: географии, природоведения, экологии, рисования, труда и даже музыки. Это даст возможность мотивированно и обоснованно привести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы [4].

В образовательных учреждениях Приморского края экологическое образование и воспитание осуществляется в соответствии с Законом Приморского края «Об экологическом образовании в Приморском крае», программами и планами работы образовательных учреждений [6].

В учреждениях дополнительного образования реализуются специализированные образовательные программы в области экологического воспитания.

Преподавание основ экологических знаний в общеобразовательных учреждениях ведётся через предметы «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «География», «Химия» и «ОБЖ».

В 2014 году было проведено 50 мероприятий по экологии в государственных краевых учреждениях культуры Приморского края с общим охватом людей – более 50 000 тысяч человек [7]. В 2015 году таких мероприятий было 24, с охватом людей - 9 391 человек [8].

Экологические экскурсии в 2017 году проходят для школьников и студентов г. Владивостока. В рамках Года экологии молодые горожане знакомятся с работой очистных сооружений МУПВ «Спецзавод № 1», КГУП «Приморский водоканал», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Экскурсии организованы в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Владивостока на 2014-2019 годы». Одна из подпрограмм данной программы - «Экологическое просвещение, образование и информирование населения». Именно эта подпрограмма и предусматривает систематическое проведение в школах и вузах города экологических уроков, экологических экскурсий, акций по санитарной очистке территории города Владивостока и раздельному сбору отдельных видов отходов. В ходе экскурсии на комплексе по переработке и утилизации твердых бытовых отходов Спецзавода подросткам демонстрируют работу оборудования по сортировке и переработке ТБО. На заводе «Кока-Кола» и комплексе очистных сооружений «Примводоканала» школьников и студентов знакомят с технологией очистки вод и принципом работы очистных сооружений [9].

Многие туристские агентства разрабатывают и проводят различные экологические экскурсии в городах Приморского края. Организацией экскурсий для детей с целью экологического просвещения занимаются и «Центры детского творчества» как с помощью государственного финансирования, так и за счет родителей.

Рассмотрим модель экологического образования на примере города Партизанска Приморского края. В 1958 году в целях повышения качества экологического образования школьников в г. Партизанске было создано МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов». В настоящее время «Станция юных натуралистов» имеет свои подразделения в разных школах города (рис. 3).

Рис. 3. Образовательное пространство МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов»

Количество воспитанников за 2015–2016 учебный год естественно-научного направления составляет 546 человек, что говорит о высокой востребованности данного направления [10, с. 2]. Кроме этого, на базе «Центра детского творчества» Партизанского городского округа было организовано большое количество экскурсий и походов познавательной и эколого-биологической направленности, которые приобщают детей заботиться о родном крае. В 2016 году было издано положение о проведении экологического марафона в Партизанском городском округе. В марафоне принимали участие учреждения общеобразовательных школ (ученики 6–11 классов), учреждения дополнительного образования детей, общественные детские объединения, учреждения начального профессионального образования и среднего специального образования Партизанского городского округа. Марафон проходил в несколько этапов:

- I этап. Акция «Экологическая экскурсия». Участникам экомарафона предлагалось побывать в туристическом походе выходного дня на выбранном ими природном объекте;

- II этап. Акция «Ненужную бумагу, пластик - на нужное дело!». Командам, участвующим в экомарафоне, предлагалось собрать как можно больше макулатуры и пластиковых отходов;

- III этап. Акция «Убирать мусор – не стыдно, стыдно жить среди мусора». Участникам экомарафона предлагалось провести уборку мусора на одной из территорий общего пользования Партизанского городского округа, ни за кем не закреплённой для уборки и содержания;

- IV этап. По результатам предыдущих этапов среди участников был проведен творческий конкурс по разработке средств наглядной агитации в области охраны окружающей среды: плакатов, информационных щитов.

Во время сбора мусора школьники узнали о проблемах размещения отходов, о способах переработки твердых бытовых отходов, о концепции безотходного производства и о возможности использования отходов в качестве сырья и энергии. Ребята узнали об экологических проблемах города Партизанска, о том, какие меры разрабатываются для улучшения состояния природных ресурсов и уменьшения загрязнения окружающей среды вредными и опасными веществами, о том, какую пользу природе могут принести они сами.

В рамках проведения экологического марафона командам предлагалось провести экологическое расследование, то есть расследовать причину образования свалки, определить место несанкционированного сброса загрязненных сточных вод, место выброса загрязняющих газов в атмосферный воздух без очистки [11, с. 3].

После проведения перечисленных мероприятий количество школьников, занимающихся в МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», увеличилось почти вдвое, прежде всего за счет учащихся 6-9 классов. В настоящее время школьники сами участвуют в разработке экскурсионных маршрутов экологической направленности. Воспитанниками МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» в 2017 году было разработано 8 экскурсионных маршрутов экологической направленности и инициировано проведение 16 экологических экскурсий в разных школах города Партизанска.

Таким образом, экскурсия как одна из форм экологического образования способствует развитию естественного стремления детей к познанию мира. Именно во время проведения экологических экскурсий школьники не просто принимают информацию, но являются активными участниками образовательного процесса, получают практические навыки поведения в окружающей среде. Часто экологические знания, которые школьник усваивает в процессе прямого общения с природой во время экскурсий и путешествий, становятся основой формирования мотивации его участия в различных видах деятельности по сохранению окружающей среды.

Всеобщее экологическое образование является неотъемлемой частью устойчивого развития государства. В рамках системно-деятельного подхода в образовании, принятого федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, экскурсия, как эффективная форма экологического образования, может быть интегрирована в образовательный процесс.