Сердечно-сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь) на рубеже ХХ-ХХI веков традиционно являются основными причинами летальности в большинстве стран мира. В Российской Федерации до 56% летальных исходов приходятся на сердечно-сосудистую патологию, причем более половины фатальных осложнений кардиологических болезней в мужской популяции приходится на возрастную группу 45-60 лет [1, с. 18; 2, с. 7]. Переломить опасную тенденцию призваны не только высокотехнологические хирургические и консервативные медикаментозные методы лечения данной категории больных, большие надежды возлагаются на профилактические мероприятия, снижающие уровень подверженности отдельных людей и населения в целом факторам риска (ФР) неинфекционных заболеваний, которые являются общими для основных форм сердечно-сосудистых болезней. Важнейшие поведенческие ФР, такие как курение, нездоровое питание, недостаточная физическая активность и избыточное потребление алкоголя, вносят значительный вклад (до 58-65%) в развитие сердечно-сосудистых болезней [2, с. 4-5]. Другие модифицируемые ФР неинфекционных заболеваний, главные из которых - артериальная гипертензия (АГ) и дислипидемия, в значительной степени являются вторичными в отношении поведенческих, поэтому образ жизни и связанные с ним стереотипы поведения оказывают более существенное влияние на здоровье населения [3]. Многие пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми болезнями, недостаточно информированы о влиянии ФР на развитие и прогрессирование кардиальной патологии, считая элементы здорового образа жизни несущественными и неэффективными в предупреждении возникновения хронических неинфекционных заболеваний [2, с. 5].
Стратегия формирования здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятии?, направленных на информирование населения о модифицируемых ФР, создания мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечения необходимых условии? для его ведения, особенно в части поддержания достаточного уровня физической активности и доступности продуктов для здорового питания [2, с. 8; 4, с. 22; 5, с. 18].
Мероприятия по формированию здорового образа жизни реализуются на индивидуальном и групповом уровнях, в основном в рамках первичной медико-санитарной помощи в медицинских учреждениях амбулаторного типа, в первую очередь в школах здоровья [3; 5, с. 18; 6, с. 67].
Достижение эффективного контроля над сердечно-сосудистыми заболеваниями во многом зависит от активного участия самих пациентов, их информированности об особенностях заболевания, понимания целей и задач профилактических мероприятий, приверженности рекомендациям лечащего врача [2, с. 9; 6, с. 67].
Цель работы – оценить влияние образовательных программ «Школы пациента» на течение гипертонической болезни у пациентов городской поликлиники.
Материалы и методы. Исследование проводилось в течение 1 года (с 2016 по 2017 г.) на клинических базах (городских клинических поликлиниках) кафедры поликлинической терапии Ставропольского государственного медицинского университета. В исследование включено 86 больных неосложненной гипертонической болезнью (ГБ) 1 и 2 стадий. Критерии исключения: наличие сахарного диабета и вторичный генез артериальной гипертензии. На момент начала исследования все пациенты имели неконтролируемую артериальную гипертензию. Из них 39 человек посещали занятия в «Школе пациента» – опытная группа, остальные 47 человек – контрольная группа, в которой образовательные программы не проводились. Всем пациентам была назначена базисная терапия гипертонической болезни в соответствии со стадией заболевания: ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, диуретики, бета-адреноблокаторы. Программа «Школы пациента» включала в себя лекции о причинах, особенностях патогенеза и течения гипертонической болезни с использованием наглядного материала, рекомендации в отношении профилактических мероприятий, знакомство со спектром антигипертензивных и липидснижающих препаратов, обучение правилам лекарственной терапии, особенностям немедикаментозной терапии: правильному питанию, физической активности, отказу от курения, нормализации режима труда и отдыха. Результаты оценивались исходно и через 3 месяца по показателям уровня артериального давления (АД) в личных индивидуальных дневниках. Также использована авторская анкета, составленная на основе анализа литературных данных о здоровом образе жизни (рис. 1).
Рис. 1. Опросник на формирование приверженности здоровому образу жизни
Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы Statistica 10.0. Статистически значимыми считались различия при p≤0,05.
Результаты. По истечении 3 месяцев терапии в группе пациентов, посещавших занятия в «Школе пациента», было получено статистически значимое снижение АД (135,1±4,2/82,0± 2,2 мм рт. ст.) по сравнению с контрольной группой, где данный показатель, согласно анализу индивидуальных дневников пациентов, составил 149,6±4,9/88,4±2,4 мм рт. ст., р≤0,05. Благодаря занятиям в «Школе пациента» удалось добиться приверженности больных к терапии, о чем свидетельствует малое количество обострений в опытной группе (19 человек, 48,7%), в то время как 33 (70,2%) больных контрольной группы вновь обратились за медицинской помощью за наблюдаемый отрезок времени, p≤0,05. Также во второй (контрольной) группе отмечены 3 случая госпитализации пациентов в связи с некупирующимся гипертоническим кризом (6,4%), в первой группе подобных ситуаций не отмечалось (рис. 2).
Рис. 2. Частота обострений и госпитализаций по поводу гипертонической болезни
* - различия достоверны при p≤0,05.
По результатам анкетирования среди респондентов 1-й группы (участники «Школы пациента») на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни?» положительно ответили 30 (76,9%) пациентов, в то время как только 12 (25,5%) респондентов 2-й (контрольной) группы отметили, что ведут здоровый образ жизни (p≤0,05) (рис. 3). Отрицательный ответ на первый вопрос анкеты дали 2 (5,1%) представителя 1-й группы и 30 (63,8%) – контрольной группы (p≤0,05). Стремятся к здоровому образу жизни 7 (17,9%) посетителей «Школы здоровья» и 6 (12,8%) респондентов 2-й группы (p≤0,05).
Рис. 3. Ответ на вопрос анкеты «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»
* - различия достоверны при p≤0,05.
Суммарно анализируя ответы на вопросы 2-7 анкеты, посвященные уровню физической активности и приверженности здоровому питанию, отмечена достоверная разница между занятиями физической культурой (утренняя гимнастика, регулярные физические нагрузки, субъективно высокий уровень физической активности) у пациентов 1-й (21 человек, 53,8%) и 2-й (17 пациентов, 36,2%) групп (p≤0,05) (рис. 4). Также пациенты 1-й группы оказались более привержены здоровому питанию (частота встречаемости избыточной массы тела, контроль за калорийностью потребляемой пищи и приверженность различным диетам), нежели респонденты из 2-й группы – 23 человека (59%) и 20 человек (42,5%) соответственно (p≤0,05) (рис. 4).
Рис. 4. Ответы на вопросы анкеты о наличии/отсутствии физической активности и приверженности здоровому питанию
* - различия достоверны при p≤0,05.
Суммарный анализ наличия/отсутствия вредных привычек (курение, регулярное употребление алкоголя) выявил достоверно более низкое наличие вредных привычек (в основном курения) в 1-й группе (6 человек, 15,1%) в сравнении с контролем (16 человек, 44,0%) (p≤0,05) (рис. 5). Злоупотребление алкоголем отрицали пациенты обеих групп.
Рис. 5. Ответы на вопросы анкеты о наличии/отсутствии вредных привычек
* - различия достоверны при p≤0,05.
Итоговые вопросы анкеты об особенностях режима приема антигипертензивных препаратов и модификации образа жизни выявили более высокую приверженность назначенному лечению у посетителей «Школы здоровья» (ежедневно самостоятельный контроль АД, регулярное посещение своего врача, соблюдение режима приема гипотензивных средств) - 36 человек (92,3%) по сравнению с контрольной группой – 32 человека (68,1%) (p≤0,05) (рис. 6).
Рис. 6. Ответы на вопросы о приверженности лечению
* - различия достоверны при p≤0,05.
Выводы
1. Образовательные программы «Школы пациента» оказывают положительное влияние на течение гипертонической болезни, благодаря чему удалось повысить приверженность пациентов рекомендациям лечащего врача, добиться улучшения показателей уровня АД, снизить количество обострений, а также повысить качество жизни больных опытной группы по сравнению с контрольной группой.
2. «Школы пациента» должны включаться в комплексную программу в качестве одного из основных звеньев лечения пациентов с ГБ в медицинских организациях амбулаторного типа.