Новые федеральные государственные образовательные стандарты в области инженерного дела, технологий и технических наук свидетельствуют о необходимости системных преобразований профессиональной подготовки инженерных кадров. Перед образовательными организациями высшего образования стоит задача создания условий для подготовки специалистов, обладающих широким спектром личностных и профессиональных компетенций, владеющих развитыми коммуникативными навыками, высокой информационной культурой. Степень достижения результатов образования зависит от разных факторов и условий, однако приоритет отдается использованию активных технологий обучения проектно-исследовательского характера и информатизации образовательного процесса [1].
На фоне процессов интенсивной глобализации и межкультурного взаимодействия усиливается значимость владения деловой иноязычной коммуникативной компетенцией в сфере профессиональной деятельности. Необходимость поиска, анализа и оценки будущими инженерами больших массивов информации профессионального содержания, часть из которых представлена на иностранном языке, а также использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности делает актуальным применение электронного обучения в профессионально-иноязычной подготовке. Согласно ФГОС ВО 3++ создание информационно-образовательной среды средствами информационно-коммуникационных технологий является обязательным условием реализации программы бакалавриата [2]. Однако анализ современного положения в высшей школе, обзор научной педагогической литературы по вопросам иноязычного профессионального образования показали, что в обучении студентов преобладают традиционные технологии обучения, потенциал электронного обучения, реализуемого в электронной информационно-образовательной среде университета, в профессионально-иноязычной подготовке используется несистематично.
Цель исследования. Проблема формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности с использованием технологий электронного обучения исследована не в полной мере и требует дальнейших решений, что обусловило цель данного исследования – теоретическое обоснование технологий формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности на основе электронного обучения, их практическая реализация и экспериментальное исследование эффективности.
Материал и методы исследования. По целевым установкам дисциплина «Иностранный язык» соответствует универсальным компетенциям УК-4 (способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)) и УК-5 (способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах). Таким образом, в составе универсальной деловой коммуникативной компетенции можно выделить иноязычную, которая ранее рассматривалась как профессионально-иноязычная компетенция, формируемая с помощью предмета «Иностранный язык» и предметов профессионального цикла [3-5].
При определенных педагогических условиях дисциплина «Иностранный язык» может воздействовать на формирование ряда других универсальных и общепрофессиональных компетенций, освоение которых предусмотрено в рамках базовой части программы: УК-1 (системное и критическое мышление), УК-2 (разработка и реализация проектов), УК-3 (командная работа и лидерство), УК-6, -7 (самоорганизация и саморазвитие), УК-8 (безопасность жизнедеятельности), ОПК-1 (теоретическая фундаментальная подготовка), ОПК-2 (информационная культура), ОПК-4 (работа с нормативно- правовой документацией). В связи с этим особую актуальность в системе инновационного инженерного образования приобретает подход к языковому образованию как инструменту формирования важных личностных качеств и профессиональных компетенций будущих инженеров, фактору развития учебно-познавательной и профессиональной мотивации, средству достижения профессиональной самореализации.
Значительным потенциалом для решения проблемы повышения качества языкового образования в условиях сокращения количества аудиторных занятий обладают инструменты электронного обучения: компоненты информационно-образовательной среды (вики, форум, чат, глоссарий, портфолио, онлайн-объявления, задания, тесты); учебные интернет-ресурсы (hotlist, multimedia scrapbook, treasure hunt, subject sampler и webquest), образовательные ресурсы сети Интернет, новые интернет-сервисы, такие как вики-страница, сайт и блог преподавателя [6]. Электронное обучение на современном этапе позволяет перенести акцент от компьютера как технического средства обучения к реальной языковой деятельности через сеть Интернет.
Г.А. Кручинина и Л.А. Петрукович, рассматривая преимущества компьютерных технологий при обучении иностранным языкам, выделяют их основные аспекты: создание условий естественной иноязычной коммуникации; построение личностно ориентированного обучения; создание индивидуальной траектории обучения [7; 8]. Электронное обучение позволяет реализовать различные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, значительно разнообразить и обогатить как формы (лекции, практические занятия, олимпиады), так и методы обучения (проектные, исследовательские, интерактивные, игровые), изменить структуру педагогического взаимодействия. Сеть Интернет превратилась в среду, в которой можно вести полноценное формирование универсальных и (обще)профессиональных компетенций.
В результате анализа сложившейся практики использования в качестве желаемого результата иноязычной подготовки коррелирующих понятий «компетентность» и «компетенция» установлено, что в педагогическом дискурсе применяются оба этих термина. При этом первое определяется как интегральное личностное качество человека, последнее в большей мере отражает его реальную способность успешно выполнять профессиональную деятельность. Поскольку результаты достижения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования измеряются в терминах компетенций, в нашем исследовании в качестве цели обучения иностранным языкам мы определяем деловую иноязычную компетенцию, понимая под ней способность будущих специалистов успешно решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности в реальном и виртуальном иноязычном социокультурном пространстве; выполнять поиск, анализ и оценку информации, необходимой в профессиональной деятельности, работать с технической литературой и документацией на иностранном языке в профессиональной области; готовность использовать иностранный язык для самообразования в течение всей жизни.
В русле современных тенденций развития профессиональной лингводидактики понятие компетенции в языковом образовании рассматривается с позиций усиления ценностных, мотивационных, психологических и культурологических факторов, акцентируется внимание на повышении уровня осознания студентами потребности в знании иностранного языка и его использования в будущем для успешной деловой коммуникации, в том числе и в виртуальной среде, необходимости углубленной работы над иностранным языком для расширения своих профессиональных возможностей [9-11].
Авторами выделяются различные компоненты профессиональной компетентности, формируемой в ходе профессионально-иноязычной подготовки: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-волевой [3], когнитивный, межкультурный, иноязычный коммуникативный, операционально-деятельностный и мотивационно-ценностный [12].
Основываясь на анализе подходов к модели иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ВО нового поколения (3++), и с учетом специфических особенностей обучения иностранному языку технологиями электронного обучения мы считаем целесообразным выделение следующих компонентов деловой иноязычной коммуникативной компетенции:
– мотивационно-ценностный (интерес к профессионально-иноязычной подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры);
– когнитивно-деятельностный (объединяющий деловую иноязычную компетенцию в сфере профессиональной деятельности и универсальные (надпредметные) компетенции, представляющие собой профессионально-важные качества, способности и умения инженера);
– эмоционально-волевой (формирование чувства ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной деятельности, инициативность);
– рефлексивно-оценочный (способность к оценке целей, процесса и результата учебной деятельности, адекватное восприятие собственных способностей).
В исследовании по формированию деловой иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее компонентов у студентов неязыковых направлений подготовки мы использовали преимущественно личностно ориентированные технологии с применением инструментов электронного обучения: «развитие критического мышления через чтение и письмо», технологии модульного обучения, проектного обучения, проблемного обучения, case study, технологии проведения учебных дискуссий.
Для реализации этой задачи мы интегрировали в образовательный процесс ресурсы информационно-образовательной системы Tandem E-learning на основе платформы Sakai. Наличие широкого ряда динамических элементов образовательного портала предоставляет возможность не только индивидуализировать обучение, но и сделать его коллективным, использовать не только учебно-методические материалы, подготовленные преподавателем, но и образовательные ресурсы сети Интернет, тем самым повышая эффективность учебно-познавательной и творческой деятельности студентов.
Особое значение при формировании деловой иноязычной коммуникативной компетенции в электронном обучении имеет метод проектов. Являясь личностно ориентированной технологией, включающей совокупность проблемных, поисковых, исследовательских методов, метод проектов может использоваться как дидактическое средство обучения; в более широком контексте - как средство формирования активной, самостоятельной позиции обучающихся [13]. При создании условий для выполнения групповых творческих и исследовательских проектов особенно эффективными оказываются вики-технологии.
Темы групповых проектов, разработанных нами для организации учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов: «Smart-образование» (как достичь успеха в обучении: наши рекомендации), «От открытий к инновациям» (презентуем инновационный продукт), «Сфера инженерии» (создаем руководство), «Достижения современной инженерии» (участвуем в форуме), «Цифры» (пишем деловое письмо). Данные проекты представлены с помощью мультимедийных средств в информационно-образовательной среде университета, обеспечивая интерактивность, сетевое взаимодействие, доступ к виртуальному мультиязычному культурному пространству. Проектная деятельность осуществлялась студентами в информационно-образовательной среде, а также включала аудиторные выступления с презентациями. Важным результатом использования проектной деятельности с применением электронного обучения явились повышение мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, работе в команде, готовности использовать иностранный язык для решения профессиональных задач и для самообразования.
Использованные нами методы исследования: изучение и анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования, нормативно-правовых документов; изучение педагогического опыта формирования профессионально-иноязычной подготовки студентов с использованием информационно-коммуникационных средств; сравнение, обобщение и систематизация; беседы, опытная работа; педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, методы математической статистики.
Результаты исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) со студентами по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство», 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника». Для проведения педагогического эксперимента были определены контрольная группа (КГ, n = 60), в которой изучались иностранные языки по традиционной технологии, и экспериментальная (ЭГ, n = 64), где в работе с будущими бакалаврами использовались личностно ориентированные технологии с применением электронного обучения, а также разработанное нами учебное пособие по английскому языку для студентов «English for Future Engineers. Discovery Projects».
Исследование уровней сформированности компонентов деловой иноязычной коммуникативной иноязычной коммуникативной компетенции проводилось с помощью адаптированной методики, разработанной Г.А. Кручининой, Е.Б. Михайловой, Н.В. Патяевой [3; 4]; определение уровня сформированности когнитивно-деятельностного компонента проводилось на основании тестирования и экспертной оценки. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента у студентов экспериментальной и контрольной групп примерно одинаковы (разница между показателями статистически недостоверна). В ходе исследований у студентов экспериментальной группы был выявлен статистически достоверно более высокий уровень сформированности деловой иноязычной коммуникативной компетенции. Некоторые из результатов контрольного этапа экспериментального исследования представлены в таблице.
Степень сформированности компонентов деловой иноязычной коммуникативной компетенции
Компоненты деловой иноязычной коммуникативной компетенции |
В результате профессионально-иноязычной подготовки студентами |
Педагогический эксперимент |
||||
среднее значение |
доверительный интервал |
достоверность различий |
||||
Мэ |
Мк |
Мэ |
Мк |
Мэ / Мк |
||
мотивационно-ценностный |
проявляется желание управлять процессом подготовки в условиях электронного обучения |
4,4 |
2,7 |
0,16 |
0,34 |
* |
когнитивно-деятельностный |
проявляется умение понимать текст, связанный с будущей профессиональной деятельностью |
4.5 |
3.9 |
0,18 |
0,27 |
* |
проявляется умение осуществлять деловую коммуникацию в письменной форме |
4.0 |
3.4 |
0,21 |
0,31 |
* |
|
проявляется умение осуществлять деловую коммуникацию в устной форме |
4.2 |
3.8 |
0,17 |
0,22 |
* |
|
проявляется умение понимать устные сообщения на профессионально-деловые темы |
4.1 |
3.5 |
0,22 |
0,23 |
* |
|
эмоционально-волевой |
осознается необходимость использования технологий электронного обучения в высшем образовании |
4,7 |
3,0 |
0,14 |
0,21 |
* |
рефлексивно-оценочный |
осознаются текущие и будущие потребности в высшем образовании с применением электронного обучения |
4,6 |
3,9 |
0,15 |
0,38 |
* |
Примечание: М - среднее значение оценки привлекательности (в баллах по пятибалльной шкале, где 1 балл – наименьшее значение оценки, 5 баллов – наивысшее). Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа.
* Достоверность различий показателей в контрольной и экспериментальной группах p <0,05.
Выводы. Обобщив полученные нами количественные данные, мы осуществили качественный анализ результатов эксперимента. Согласно экспериментальным данным, представленным в таблице, обучение будущих бакалавров с использованием разработанных нами технологий формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности на основе электронного обучения оказало положительное влияние на формирование всех ее компонентов, что свидетельствует об эффективности применяемых технологий и повышении качества языкового образования.