Хронологическое исследование научных трудов обнаруживает, что сама идея внедрения понятия педагогического сопровождения отмечена в 90-е годы XX века. Этому предшествовал всплеск новаторских идей 80-х годов, связанных, прежде всего, с возрастающим интересом к принципам свободного воспитания, так называемой индивидуализации личности.
Так, система практической педагогической деятельности О.С. Газмана [1, с. 7] в первую очередь была направлена на разработку форм, приемов и методов педагогической поддержки, которая в тот период не была дифференцирована и рассматривалась с педагогическим сопровождением синонимично. Наиболее ярко специфика педагогической поддержки, так называемой педагогики свободы, с провозглашением приоритета личности, самоопределения и саморазвития, проявилась у автора в воспитательной работе со школьниками. В определенной степени революционная идея была подхвачена ведущими теоретиками и практиками самых различных отраслей педагогики, в том числе она распространилась на весь спектр форм и методов возрастной педагогики школьного, специального среднего и высшего образования. Увлечение концепцией О.С. Газмана привело к образованию в начале XXI века целого педагогического направления, научной школы, наиболее яркими представителями которой являются наши современники, ученые-педагоги Е.А. Александрова, В.И. Богословский, И.Б. Добродеев. Принципы нравственного воспитания, общечеловеческих ценностей, социальной и духовной природы личности, развития творческих и мыслительных способностей в обновленном содержании были положены в основу системы педагогического сопровождения как одной из стратегий современной педагогики постсоветского пространства.
При изучении современного состояния проблемы в источниках научно-исследовательской и методической литературы (Е.А. Александрова, Е.А. Соколова, Д.Г. Петрова и других ученых) нами выявлена закономерность, что наиболее частым является параллельное употребление авторами смежных педагогических понятий «сопровождение» и «поддержка». Поскольку понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как «стратегию и тактику образования XXI века» [2], рассмотрение их сходства и различия позволит нам уточнить и обосновать употребление данных определений в рамках данного исследования. Так, Е.А. Александрова, развивая концепцию О.С. Газмана, расширяет рамки традиционных представлений о профессиональных функциях педагога, а именно воспитывающей, обучающей и поддерживающей, и включает в этот ряд функцию педагогического сопровождения через типы деятельности, прежде всего самостоятельные: «Педагогическое сопровождение отличается от поддержки не столько уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка, сколько возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы» [2]. Кроме того, важнейшим научным результатом Е.А. Александровой явилась обоснованная классификация видов педагогического сопровождения, где предложены его основные направления: аналитическое, консультирующее, координирующее. В этом контексте возрастает роль педагога в качестве индивидуального консультанта.
В работах Е.А. Соколовой трактовка понятий «сопровождение» и «поддержка» выявляет эмпирический уровень исследования проблемы. Автор считает: «Как в педагогической науке, так и в практике, очень многие, если не большинство, рассматривают понятия "педагогическая поддержка" и "педагогическое сопровождение" как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпирическом уровне» [3]. Здесь же сущность педагогической поддержки и сопровождения рассматривается в опоре на индивидуальное саморазвитие.
Казахстанские ученые Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко считают, что принципиальное отличие педагогического сопровождения от поддержки находится в дифференциации методов педагогического взаимодействия, имеющих разные цели. Общее - в направленности на диагностирование, выработку оптимальных условий и решение учебно-воспитательных проблем, возникающих перед субъектом. Так, авторы исследования приходят к выводу: «Функционально методы педагогической поддержки и педагогического сопровождения имеют общие черты, которые объясняются тем, что основным назначением этих методов является помощь субъекту развития в решении проблем» [4].
В качестве примера приведем определение педагогического сопровождения В.И. Богословского применительно к педагогике высшей школы. Так, автор рассматривает педагогическое сопровождение в вузе как систему на основе целостного взаимодействия и дифференцирует научно-методическую, информационную и организационно-управленческую деятельность в качестве компонентов этого процесса: «Научное сопровождение может быть рассмотрено как система, раскрывающая целостное взаимодействие следующих компонентов:
- научно-методического;
- информационного;
- организационно-управленческого» [5].
Наряду с выделением трехкомпонентной конструкции, в работе Богословского сформулированы также виды деятельности при осуществлении научного сопровождения, такие как сбор информации, анализ проблемы, обоснование личного выбора и составление плана, оказание помощи на этапе реализации плана. Автор определяет принципы научного сопровождения, среди которых приоритет научных интересов, ответственность за принятие решения, оказание поддержки субъекту. Результаты теоретической и практической работы В.И. Богословского направлены на обоснование ценностно-смыслового вхождения человека в образовательное пространство. Здесь целостное взаимодействие компонентов педагогического сопровождения направлено на совместное движение (педагог - обучающийся), где обучающийся определяет «выбор оптимальных условий своего профессионального становления». На наш взгляд, такая позиция выявляет сущность педагогического сопровождения и может являться для нас отправной точкой для теоретического исследования и научного обоснования его форм и методов.
Необходимо заметить, что использование современных форм педагогического сопровождения, их активное внедрение в педагогическую практику начиная с 80-х годов, на взгляд исследователя данной темы, скорее связано с их смысловой исторической реконструкцией со времен античной Греции.
Так, возвращаясь к традиционному смысловому содержанию термина, педагог у греков – это ученый, сопровождавший детей своего господина в школу; теперь учитель, воспитатель, сведущий в воспитании (греч. Paidagogos pals (paidos) дитя + ago веду, воспитываю, воспитатель, учитель, преподаватель) [6]. Словарь иностранных слов дает определение педагога, как «ученого, сопровождающего» детей из знатных семей в школу, выполняя одновременно функции воспитателя, наставника, учителя. В данном источнике расшифровано греческое слово paidagogos, которое состоит из сочетания pais, paidos - ребенок, дитя, и ago - веду, воспитываю. Таким образом, следуя традиционному устоявшемуся смыслу слова, педагог в древней Греции - это был ученый, сопровождающий, которому доверяли ребенка; сопровождающий, который выполнял одновременно функции воспитателя, наставника и учителя. Важнейшее значение в этом смысле, на наш взгляд, отводится сформулированному в этом понятии специфическому роду деятельности сопровождающего. Иными словами, педагог - «ученый», «сопровождающий» выполняет определенную деятельность, которую в обобщающем смысловом значении мы можем назвать перемещением, действием или движением. Раскрывая активную деятельностную составляющую сторону понятия «педагог», мы будем рассматривать совместное движение педагога и обучающегося как «форму существования материи, непрерывный процесс развития», перемещение в определенном направлении, или «переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию» [6]. Таким образом, мы можем определить, что уже в исходном значении слова «педагог» заложено активное деятельностное начало, традиционной составляющей которого является сопровождающее (по отношению к обучаемому ребенку) совместное движение (со-движение). Исходя из этого, мы можем рассматривать деятельностную сторону понятия «педагог», где сопровождение ребенка (обучаемого) - это непрерывный процесс, переход из одной стадии развития в другую; особая форма активности, деятельность воспитателя, наставника и учителя, в обоюдном направленном со-движении ведущего (педагог) и ведомого (обучаемый). На наш взгляд, такая реконструкция выявляет сущность педагогического сопровождения и может являться для нас отправной точкой для теоретического исследования и научного обоснования его форм и методов. Эта позиция перекликается с работами В.И. Богословского, где педагогическое сопровождение закономерно рассматривается как деятельность, процесс, источник развития личности и индивидуальности. Автор считает, что в русле педагогического сопровождения «деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность, индивидуальность» [4, с. 50].
Проводя параллель к понятию «педагог» в античной и современной нам европейской традиции, не составит труда увидеть два направления, где первое (ребенок - веду) будет обладать качеством, характерным для сопровождающей деятельности, а второе (педант, от франц. pedant) - обладает скорее авторитарным качеством. По способам постановки целей, позиций, взаимоотношения сторон в педагогике выделяются авторитарная и поддерживающая базовые модели и, на наш взгляд, отнесены к смысловому значению термина «педагог» в греческой и европейской традиции. В уточнении понятийного аппарата исследования этот аспект играет определенную роль, что выражается в принципиальных отличиях базовых стратегий: авторитарной педагогики и педагогики поддержки.
В определении сопровождения Д.Г. Петровой выявлена позиция отказа от авторитарной модели преподавания (здесь мы имеем в виду значение фр. слова «педагог» - pedant) к совместному развивающему творческому диалогу: «Личностно ориентированный подход при организации научно-исследовательской работы студента, основанный на поддержке, признании приоритета личности студента, осознанном отказе преподавателя от жесткой регламентации и контроля его деятельности, безусловно, должен оказать положительное влияние на формирование творческого, инициативного, ищущего педагога, стремящегося развить перечисленные качества и у своих воспитанников. Именно такая система взаимодействия в педагогике и психологии и обозначается термином «сопровождение» [7]. Уточняя сущность понятия «сопровождение», обратимся к его исходному значению. Так, следуя определению С.И. Ожегова, ключевое значение слова «сопровождение», где содержание понятия «сопровождение» раскрывается в значении: «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [8, с. 650], можно обозначить как «ведение человека», иными словами - «человековедение». С философской точки зрения пространства, это процесс, происходящий в двух направлениях: 1) сопровождать кого-то, и 2) быть в сопровождении кого-то. Поскольку человековедение рассматривается в качестве обобщающего смысла всех гуманитарных наук, мы можем сказать, что гуманитарные науки, занимающиеся проблемами человековедения, по сути, исследуют проблемы сопровождения человека в самом широком смысле этого значения. Музыкальная педагогика, как область гуманитарных наук, закономерно исследует проблемы педагогического сопровождения как в рамках конкретной науки - музыкальной педагогики, так и в самом широком, общегуманитарном значении [9, с. 11]. По мнению В.И. Богословского, сопровождение можно справедливо рассматривать как взаимодействие элементов, которое создает возможность их объединения. Такое взаимодействие делает его фундаментальным системообразующим фактором, где педагогическое сопровождение закономерно рассматривать как деятельность - процесс, источник развития личности и индивидуальности.
Определения педагогического сопровождения сформулированы в различных областях педагогики разных уровней образования (школа, дополнительное образование, вуз) и направлений (научное сопровождение, дистанционное сопровождение, сопровождение самореализации). Так, Е.А. Александрова дает следующее определение: «Педагогическое сопровождение – это педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в превентивном научении старшеклассника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и/или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии» [10, с. 75]. Применительно к условиям музыкально-педагогического исследования в этом определении наиболее значимыми являются базовые для вуза искусств индивидуальные траектории обучения музыканта-исполнителя. С.А. Кузьмина определяет, что педагогическое сопровождение в условиях дополнительного образования выражено в «оптимальном сочетании превентивной и оперативной работы педагога, направленной на создание условий для музыкально-творческой деятельности учащихся, посредством которой они могут максимально удовлетворить свои образовательные потребности и реализовать творческие возможности» [11]. Эта позиция позволяет нам рассматривать педагогическое сопровождение в вузе искусств через создание оптимальных условий для исполнительской и творческой деятельности как основ профессионального становления музыканта-исполнителя.
В работе исследователя Л.Н. Бережновой дано емкое и, на наш взгляд, наиболее точное определение педагогического сопровождения в вузе: «Сопровождение в высшей школе понимается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее профессиональному самоопределению студента, его личностно-профессиональному развитию» [12, с. 111]. Это определение является связующей точкой от условий общего и дополнительного образования к условиям высшей школы.
Обратимся к позиции И.Б. Добродеева, где педагогическое сопровождение рассматривается как «деятельность преподавателя, включающая в себя применение новых технологий, организацию, корректировку и контроль выполняемой в индивидуальном режиме самостоятельной работы обучающихся с учетом меры помощи, направленной на стимулирование активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности обучающихся, создание психологического комфорта в процессе обучения, обеспечение различных уровней интерактивного взаимодействия, оперативной обратной связи» [13, с. 12]. В контексте музыкальной педагогики данное определение может стать основополагающим, поскольку отражает позиции системного, индивидуального, деятельностного, психолого-педагогического подхода в обучении музыканта-исполнителя вуза искусств.
С учетом предыдущих определений в контексте общей педагогики и педагогики высшей школы мы уточняем определение педагогического сопровождения применительно к условиям вуза искусств: «Под педагогическим сопровождением в вузе искусств понимается фундаментальный системообразующий фактор в образовательном процессе, особый вид многоуровневого взаимодействия педагога и студента, где обучающийся осуществляет выбор оптимальных условий учебной, исполнительской и творческой деятельности, а значит и своего профессионального становления».
Таким образом, нами впервые введено и уточнено определение педагогического сопровождения музыканта исполнительских специальностей в вузе искусств: «Под педагогическим сопровождением в вузе искусств понимается фундаментальный системообразующий фактор образовательного процесса, особый вид совместного развивающего ориентирующего движения, педагога и студента, последовательная система действий, направленное развитие к новым уровням, через осознанный выбор оптимальных условий учебной, исполнительской и творческой деятельности».
В традиционном понятии слова «педагог» нами выделена активная деятельностная сторона, где сопровождение обучаемого - это непрерывный процесс, переход из одной стадии развития в другую; особая форма активности, деятельность воспитателя, наставника и учителя, в обоюдном направленном со-движении ведущего (педагог) и ведомого (обучаемый).
Нами введена и уточнена закономерность использования значения сопровождения как обобщающего понятия музыкальной педагогики, а именно: гуманитарные науки, занимающиеся проблемами человековедения, по сути, исследуют проблемы сопровождения человека в самом широком смысле этого значения. Музыкальная педагогика, как область гуманитарных наук, закономерно исследует проблемы сопровождения как в рамках конкретной науки – музыкальной педагогики, так и в самом широком, общегуманитарном значении.