Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE MUSICIANS-PERFORMERS AT THE HIGH SCHOOL OF ARTS

Vorfolomeeva O.V. 1
1 WKSU named after M.Utemisov
We did analyze the research studies on pedagogical accompaniment; highlighted the activity part of the traditional concept "the teacher", which is considered in the synthesis semantic meaning - action, motion, a process, that transforms it into a new element of the system; It found law of using the values of support, not only as a generalized concept of music pedagogy, but also in the humanities value; we proposed consideration of forms and methods of pedagogical accompaniment in a musical informational-educational environment. We have clarified the definition of pedagogical accompaniment musician performing arts disciplines in high school of arts. Pedagogical support logical regarded as the activity - process, a source of development and transformation of personality. Under the pedagogical accompaniment in the arts college we understood the fundamental system-forming factor of the educational process, a special kind of joint developing, orienting movement teacher and student, a consistent system of actions, directed development to new levels, through an informed choice of optimal conditions for educational, performing and creative activity.
pedagogical support
pedagogical support for the student musicians
pedagogical support in the musical educational environment
a historical reconstruction of the concept of "teacher".

Хронологическое исследование научных трудов обнаруживает, что сама идея внедрения понятия педагогического сопровождения отмечена в 90-е годы XX века. Этому предшествовал всплеск новаторских идей 80-х годов, связанных, прежде всего, с возрастающим интересом к принципам свободного воспитания, так называемой индивидуализации личности.

Так, система практической педагогической деятельности О.С. Газмана [1, с. 7] в первую очередь была направлена на разработку форм, приемов и методов педагогической поддержки, которая в тот период не была дифференцирована и рассматривалась с педагогическим сопровождением синонимично. Наиболее ярко специфика педагогической поддержки, так называемой педагогики свободы, с провозглашением приоритета личности, самоопределения и саморазвития, проявилась у автора в воспитательной работе со школьниками. В определенной степени революционная идея была подхвачена ведущими теоретиками и практиками самых различных отраслей педагогики, в том числе она распространилась на весь спектр форм и методов возрастной педагогики школьного, специального среднего и высшего образования. Увлечение концепцией О.С. Газмана привело к образованию в начале XXI века целого педагогического направления, научной школы, наиболее яркими представителями которой являются наши современники, ученые-педагоги Е.А. Александрова, В.И. Богословский, И.Б. Добродеев. Принципы нравственного воспитания, общечеловеческих ценностей, социальной и духовной природы личности, развития творческих и мыслительных способностей в обновленном содержании были положены в основу системы педагогического сопровождения как одной из стратегий современной педагогики постсоветского пространства.

При изучении современного состояния проблемы в источниках научно-исследовательской и методической литературы (Е.А. Александрова, Е.А. Соколова, Д.Г. Петрова и других ученых) нами выявлена закономерность, что наиболее частым является параллельное употребление авторами смежных педагогических понятий «сопровождение» и «поддержка». Поскольку понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как «стратегию и тактику образования XXI века» [2], рассмотрение их сходства и различия позволит нам уточнить и обосновать употребление данных определений в рамках данного исследования. Так, Е.А. Александрова, развивая концепцию О.С. Газмана, расширяет рамки традиционных представлений о профессиональных функциях педагога, а именно воспитывающей, обучающей и поддерживающей, и включает в этот ряд функцию педагогического сопровождения через типы деятельности, прежде всего самостоятельные: «Педагогическое сопровождение отличается от поддержки не столько уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка, сколько возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы» [2]. Кроме того, важнейшим научным результатом Е.А. Александровой явилась обоснованная классификация видов педагогического сопровождения, где предложены его основные направления: аналитическое, консультирующее, координирующее. В этом контексте возрастает роль педагога в качестве индивидуального консультанта.

В работах Е.А. Соколовой трактовка понятий «сопровождение» и «поддержка» выявляет эмпирический уровень исследования проблемы. Автор считает: «Как в педагогической науке, так и в практике, очень многие, если не большинство, рассматривают понятия "педагогическая поддержка" и "педагогическое сопровождение" как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпирическом уровне» [3]. Здесь же сущность педагогической поддержки и сопровождения рассматривается в опоре на индивидуальное саморазвитие.

Казахстанские ученые Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко считают, что принципиальное отличие педагогического сопровождения от поддержки находится в дифференциации методов педагогического взаимодействия, имеющих разные цели. Общее - в направленности на диагностирование, выработку оптимальных условий и решение учебно-воспитательных проблем, возникающих перед субъектом. Так, авторы исследования приходят к выводу: «Функционально методы педагогической поддержки и педагогического сопровождения имеют общие черты, которые объясняются тем, что основным назначением этих методов является помощь субъекту развития в решении проблем» [4].

В качестве примера приведем определение педагогического сопровождения В.И. Богословского применительно к педагогике высшей школы. Так, автор рассматривает педагогическое сопровождение в вузе как систему на основе целостного взаимодействия и дифференцирует научно-методическую, информационную и организационно-управленческую деятельность в качестве компонентов этого процесса: «Научное сопровождение может быть рассмотрено как система, раскрывающая целостное взаимодействие следующих компонентов:

  • научно-методического;
  • информационного;
  • организационно-управленческого» [5].

Наряду с выделением трехкомпонентной конструкции, в работе Богословского сформулированы также виды деятельности при осуществлении научного сопровождения, такие как сбор информации, анализ проблемы, обоснование личного выбора и составление плана, оказание помощи на этапе реализации плана. Автор определяет принципы научного сопровождения, среди которых приоритет научных интересов, ответственность за принятие решения, оказание поддержки субъекту. Результаты теоретической и практической работы В.И. Богословского направлены на обоснование ценностно-смыслового вхождения человека в образовательное пространство. Здесь целостное взаимодействие компонентов педагогического сопровождения направлено на совместное движение (педагог - обучающийся), где обучающийся определяет «выбор оптимальных условий своего профессионального становления». На наш взгляд, такая позиция выявляет сущность педагогического сопровождения и может являться для нас отправной точкой для теоретического исследования и научного обоснования его форм и методов.

Необходимо заметить, что использование современных форм педагогического сопровождения, их активное внедрение в педагогическую практику начиная с 80-х годов, на взгляд исследователя данной темы, скорее связано с их смысловой исторической реконструкцией со времен античной Греции.

Так, возвращаясь к традиционному смысловому содержанию термина, педагог у греков – это ученый, сопровождавший детей своего господина в школу; теперь учитель, воспитатель, сведущий в воспитании (греч. Paidagogos pals (paidos) дитя + ago веду, воспитываю, воспитатель, учитель, преподаватель) [6]. Словарь иностранных слов дает определение педагога, как «ученого, сопровождающего» детей из знатных семей в школу, выполняя одновременно функции воспитателя, наставника, учителя. В данном источнике расшифровано греческое слово paidagogos, которое состоит из сочетания pais, paidos - ребенок, дитя, и ago - веду, воспитываю. Таким образом, следуя традиционному устоявшемуся смыслу слова, педагог в древней Греции - это был ученый, сопровождающий, которому доверяли ребенка; сопровождающий, который выполнял одновременно функции воспитателя, наставника и учителя. Важнейшее значение в этом смысле, на наш взгляд, отводится сформулированному в этом понятии специфическому роду деятельности сопровождающего. Иными словами, педагог - «ученый», «сопровождающий» выполняет определенную деятельность, которую в обобщающем смысловом значении мы можем назвать перемещением, действием или движением. Раскрывая активную деятельностную составляющую сторону понятия «педагог», мы будем рассматривать совместное движение педагога и обучающегося как «форму существования материи, непрерывный процесс развития», перемещение  в  определенном направлении, или «переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию» [6]. Таким образом, мы можем определить, что уже в исходном  значении слова «педагог»  заложено активное деятельностное начало, традиционной  составляющей которого является сопровождающее (по отношению к обучаемому ребенку) совместное движение (со-движение). Исходя из этого, мы можем рассматривать деятельностную сторону понятия «педагог», где сопровождение ребенка (обучаемого) - это непрерывный процесс, переход из одной стадии развития в другую; особая форма активности, деятельность воспитателя, наставника и учителя, в обоюдном направленном со-движении ведущего (педагог) и ведомого (обучаемый). На наш взгляд, такая реконструкция выявляет сущность педагогического сопровождения и может являться для нас отправной точкой для теоретического исследования и научного обоснования его форм и методов. Эта позиция перекликается с работами В.И. Богословского, где педагогическое сопровождение закономерно рассматривается как деятельность, процесс, источник развития личности и индивидуальности. Автор считает, что в русле педагогического сопровождения «деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность, индивидуальность» [4, с. 50].

Проводя параллель к понятию «педагог» в античной и современной нам европейской традиции, не составит труда увидеть два направления, где первое (ребенок - веду) будет обладать качеством, характерным для сопровождающей деятельности, а второе (педант, от франц. pedant) - обладает скорее авторитарным качеством. По способам постановки целей, позиций, взаимоотношения сторон в педагогике выделяются авторитарная и поддерживающая базовые модели и, на наш взгляд, отнесены к смысловому значению термина «педагог» в греческой и европейской традиции. В уточнении понятийного аппарата исследования этот аспект играет определенную роль, что выражается в принципиальных отличиях базовых стратегий: авторитарной педагогики и педагогики поддержки.

В определении сопровождения Д.Г. Петровой выявлена позиция отказа от авторитарной модели преподавания (здесь мы имеем в виду значение фр. слова «педагог» -  pedant) к совместному развивающему творческому диалогу: «Личностно ориентированный подход при организации научно-исследовательской работы студента, основанный на поддержке, признании приоритета личности студента, осознанном отказе преподавателя от жесткой регламентации и контроля его деятельности, безусловно, должен оказать положительное влияние на формирование творческого, инициативного, ищущего педагога, стремящегося развить перечисленные качества и у своих воспитанников. Именно такая система взаимодействия в педагогике и психологии и обозначается термином «сопровождение» [7]. Уточняя сущность понятия «сопровождение», обратимся к его исходному значению. Так, следуя определению С.И. Ожегова, ключевое значение слова «сопровождение», где содержание понятия «сопровождение» раскрывается в значении: «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [8, с. 650], можно обозначить как «ведение человека», иными словами - «человековедение». С философской точки зрения пространства, это процесс, происходящий в двух направлениях: 1) сопровождать кого-то, и 2) быть в сопровождении кого-то. Поскольку человековедение рассматривается в качестве обобщающего смысла всех гуманитарных наук, мы можем сказать, что гуманитарные науки, занимающиеся проблемами человековедения, по сути, исследуют проблемы сопровождения человека в самом широком смысле этого значения. Музыкальная педагогика, как область гуманитарных наук, закономерно исследует проблемы педагогического сопровождения как в рамках конкретной науки - музыкальной педагогики, так и в самом широком, общегуманитарном значении [9, с. 11]. По мнению В.И. Богословского, сопровождение можно справедливо рассматривать как взаимодействие элементов, которое создает возможность их объединения. Такое взаимодействие делает его фундаментальным системообразующим фактором, где педагогическое сопровождение закономерно рассматривать как деятельность - процесс, источник развития личности и индивидуальности.

Определения педагогического сопровождения сформулированы в различных областях педагогики разных уровней образования (школа, дополнительное образование, вуз) и направлений (научное сопровождение, дистанционное сопровождение, сопровождение самореализации). Так, Е.А. Александрова дает следующее определение: «Педагогическое сопровождение – это педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в превентивном научении старшеклассника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и/или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии» [10, с. 75]. Применительно к условиям музыкально-педагогического исследования в этом определении наиболее значимыми являются базовые для вуза искусств индивидуальные траектории обучения музыканта-исполнителя. С.А. Кузьмина определяет, что педагогическое сопровождение в условиях дополнительного образования выражено в «оптимальном сочетании превентивной и оперативной работы педагога, направленной на создание условий для музыкально-творческой деятельности учащихся, посредством которой они могут максимально удовлетворить свои образовательные потребности и реализовать творческие возможности» [11]. Эта позиция позволяет нам рассматривать педагогическое сопровождение в вузе искусств через создание оптимальных условий для исполнительской и творческой деятельности как основ профессионального становления музыканта-исполнителя.

В работе исследователя Л.Н. Бережновой дано емкое и, на наш взгляд, наиболее точное определение педагогического сопровождения в вузе: «Сопровождение в высшей школе понимается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее профессиональному самоопределению студента, его личностно-профессиональному развитию» [12, с. 111]. Это определение является связующей точкой от условий общего и дополнительного образования к условиям высшей школы.

Обратимся к позиции И.Б. Добродеева, где педагогическое сопровождение рассматривается как «деятельность преподавателя, включающая в себя применение новых технологий, организацию, корректировку и контроль выполняемой в индивидуальном режиме самостоятельной работы обучающихся с учетом меры помощи, направленной на стимулирование активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности обучающихся, создание психологического комфорта в процессе обучения, обеспечение различных уровней интерактивного взаимодействия, оперативной обратной связи» [13, с. 12]. В контексте музыкальной педагогики данное определение может стать основополагающим, поскольку отражает позиции системного, индивидуального, деятельностного, психолого-педагогического подхода в обучении музыканта-исполнителя вуза искусств.

С учетом предыдущих определений в контексте общей педагогики и педагогики высшей школы мы уточняем определение педагогического сопровождения применительно к условиям вуза искусств: «Под педагогическим сопровождением в вузе искусств понимается фундаментальный системообразующий фактор в образовательном процессе, особый вид многоуровневого взаимодействия педагога и студента, где обучающийся осуществляет выбор оптимальных условий учебной, исполнительской и творческой деятельности, а значит и своего профессионального становления».

Таким образом, нами впервые введено и уточнено определение педагогического сопровождения музыканта исполнительских специальностей в вузе искусств: «Под педагогическим сопровождением в вузе искусств понимается фундаментальный системообразующий фактор образовательного процесса, особый вид совместного развивающего ориентирующего движения, педагога и студента, последовательная система действий, направленное развитие к новым уровням, через осознанный выбор оптимальных условий учебной, исполнительской и творческой деятельности».

В традиционном понятии слова «педагог» нами выделена активная деятельностная сторона, где сопровождение обучаемого - это непрерывный процесс, переход из одной стадии развития в другую; особая форма активности, деятельность воспитателя, наставника и учителя, в обоюдном направленном со-движении ведущего (педагог) и ведомого (обучаемый).

Нами введена и уточнена закономерность использования значения сопровождения как обобщающего понятия музыкальной педагогики, а именно: гуманитарные науки, занимающиеся проблемами человековедения, по сути, исследуют проблемы сопровождения человека в самом широком смысле этого значения. Музыкальная педагогика, как область гуманитарных наук, закономерно исследует проблемы сопровождения как в рамках конкретной науки – музыкальной педагогики, так и в самом широком, общегуманитарном значении.