В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание является одним из главных направлений в образовании наряду с гражданским и духовным воспитанием, поддержкой семьи [1].
В патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста специалисты выделяют три компонента: содержательный, эмоциональный и деятельностный. Содержательный компонент патриотизма основан на выводе о том, что знания детей о родине, ее культуре являются важнейшим условием развития патриотизма. Патриотизм не может характеризоваться лишь определенными знаниями, поэтому исследователи (Г.Н. Мусс, Л.Е. Никонова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова и др.) выделяют эмоциональный и деятельностный компоненты патриотического воспитания [2]. Эмоциональный компонент характеризуется проявлением положительных эмоций по отношению к родному городу, стране, соотечественникам. Деятельностный компонент определяется благими поступками и готовностью их совершать для родины.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, чувствительностью, впечатлительностью. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему [3].
Произведения литературы являются отличным источником ярких впечатлений для детей старшего дошкольного возраста. При систематической, целенаправленной работе по восприятию произведений литературы со старшими дошкольниками, в сочетании с правильно подобранными методами воспитания в других видах деятельности (в проектной, игровой, изобразительной), обеспечивается высокий познавательный эффект, воспитание чувств, определяющих мотивацию поступков.
Художественное слово имеет небывалую силу, подчеркивает красоту, колоритность сюжетов, обостряет восприятие, обогащает образы героев, пейзажей, тем самым имеет огромную роль в развитии мыслительных процессов у детей. Потешки, поговорки, пословицы, загадки, стихотворения, сказки, былины, мифы, легенды и пр. несут в себе все великолепие культуры народа и его традиционные образы. Дети дошкольного возраста особенно остро воспринимают эмоциональный посыл сюжета, поступки героев. То, что усваивается в дошкольном возрасте, является основой формирования мировоззрения взрослого человека. Различные явления окружающей жизни впервые встречаются детям на страницах книг. Произведения литературы являются прекрасным источником информации. Восприятие художественной литературы помогает дошкольникам лучше ориентироваться в мире, узнавать значимые для родины факты, события, символы, понятия.
При восприятии художественной литературы дети узнают много новых слов, их речь обогащается. Дошкольники высказывают свое мнение по поводу прослушанного произведения, проводя сравнение и простой анализ сюжета. Давая оценку поступкам героев, дети учатся говорить обоснованно, у них развивается связная речь. При обсуждении литературных произведений с воспитателем в группе, ребенок преодолевает страх выступлений перед публикой, у него ослабляются внутренние психофизические зажимы.
Литература играет важную роль в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Детская книга учит детей различать добро и зло, понимать простые взаимоотношения между людьми, сложный внутренний мир человека.
В работе с произведениями литературы задействованы все познавательные процессы человека: внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Происходит интенсивный интеллектуальный рост. При работе с произведениями литературы у детей совершенствуются внутренние интеллектуальные структуры сознания, появляются новые схемы мышления. Дети строят свои высказывания о героях литературных произведений, учатся последовательно воспроизводить сюжет, тем самым развивается образное мышление, позднее – словесно-логическое.
Неоценима воспитательная роль детской литературы. Нравственные качества личности такие, как умение сопереживать, чувство взаимопомощи, честность, порядочность, ответственность и др. формируются у дошкольников при восприятии художественной литературы. К примеру, произведения А.Л. Барто, В.Ю. Драгунского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Н.Н. Носова, Г.Б. Остера, В.Г. Сутеева, Э.Н. Успенского, Е.И. Чарушина и др. описывают детские проблемы, обычную жизнь ребенка, со своим характером, отношениями с друзьями и близкими. Произведения современных отечественных детских писателей Т.В. Боковой, Э.Э. Мошковской, А. Никольской, А. Орловой, Е.В. Ракитиной, В.А. Степановой и др. также близки к детским повседневным переживаниям. Анализируя поступки героев подобных произведений, дети развивают в себе высокие нравственные качества.
Бережное отношение к природе родины, к животному миру воспитывают произведения Э. Ю. Шим «Не смей», М.М. Пришвина «Ребята и утята», К.Г. Паустовского «Кот-ворюга», Н.Н. Носова «Живая шляпа», Л.Н. Толстого «Птичка», стихотворения З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
В известном произведении якутского писателя Н. Е. Мординова (Амма Аччыгыйа) мы читаем такие слова: «В углу белым пятном мелькает заячья шкурка в руках бабушки Дарьи, смутно виднеется ее худенькая фигура, а голос бодрый и певучий, будто освещает сердца людей чудным светом сказки. Никите и в самом деле кажется, что свет и тепло излучаются из бабушкиного темного уголка, словно сидит она там на сундуке с сокровищами и щедро одаряет людей. Это она старая сказочница, да пылающий камелек согревают и освещают нищую жизнь юрты…Так зимними вечерами старая Дарья рассказывала сказки о зверях и птицах, о небе и земле, о людях и чудовищах, о гадах болотных и рыбах речных, о людях живых и давно умерших» [4, с.39]. Эти слова переносят читателя во времени в теплые и уютные дни детского мира, в котором каждый ребенок чувствует тепло родного дома, любимых людей, атмосферу доверия и традиционности. Произведения литературы обеспечивают преемственность между прошлым и настоящим, передают национальный колорит, описывают быт, обычаи, традиции.
В целях изучения передового педагогического опыта нами обобщен материал детских садов республики. В детском саду № 43 «Улыбка» г. Якутск успешно апробируется проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Проект построен на принципе комплексности и включает работу по патриотическому воспитанию с детьми, с родителями и педагогами. Его целью является воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, развитие уважения, терпимости к людям, независимо от их социального положения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия.
В рамках проекта в ноябре 2017 г. в детском саду проводился тематический конкурс «Дружба народов». Мероприятие было направлено на повышение уровня знаний участников о культуре народов России. Участникам было необходимо изучить культуру одного из народов (эвенки, якуты, русские, буряты, осетины, армяне и др.) и предоставить результаты работы в виде тематического оформления групп, выступления. Родителям предоставили возможность творчески подойти к оформлению приемных помещений. Воспитатели проводили с детьми тематические занятия, разучивали стихотворения, репетировали танцы. Соревновательный характер мероприятия обеспечил активность всех участников. В заключение конкурса, родители делились впечатлениями друг с другом, высказывали слова благодарности педагогическому коллективу детского сада. По отзывам родителей можно было понять, как же не сведущи они были в культуре, например, армян. А ведь армяне давно обосновались в Якутии. В основном занимаются строительством и торговлей. В 2014 г. была построена Армянская апостольская церковь («Сурб Крапет»). Она выступает центром армянской культуры в Якутии. В знак уважения и благодарности двум выдающимся армянам современности рядом с новой церковью сегодня установлены бюсты известного советского и российского исследователя Арктики и Антарктики, крупного учёного-океанолога, государственного и политического деятеля Артура Чилингарова и заслуженного деятеля искусств России и Якутии, самого известного армянина, оставившего заметный след в Якутии, композитора Гранта Григоряна [5].
В другом детском саду № 82 «Мичээр» г. Якутск деятельность по патриотическому воспитанию состоит из трех разделов:
1) Работа с детьми: проведение беседы с детьми «Что я знаю о г. Якутск?», выставка с рассказами детей про своих предков «Жили-были дедушка и бабушка», мероприятие День национального костюма, экскурсия в музей «Галерея Афанасия Осипова», конкурс чтецов «Мой родной край», спортивный праздник «Обугэлэрбит оонньуулара» («Игры предков»), концерт для ветеранов ко Дню Победы, театральное представление по мотивам народного эпоса олонхо «Дьурулуйар Ньургун Боотур» («Нюргун Боотур стремительный»), организация встреч с интересными людьми г. Якутска.
2) Работа с родителями: создание библиотеки «Наши ветераны», организация мини- музея «Боевой славы», выставка поделок «Куклы наших бабушек», круглый стол отцов «Тойон субэ», конкурс «Семья года», консультация для родителей «Любовь к Родине», фото выставка «Байанай биэрдэ».
3) Работа с педагогами: оформление мини-музея, разработка проектов «Семья глазами ребенка и их родителей», педагогический совет нетрадиционной форме, конкурс «Лучший воспитатель», тематическое планирование по патриотическому воспитанию для каждой возрастной группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду № 33 «Теремок» г. Якутска направлена на развитие знаний детей о культуре и быте двух народов: русских и якутов. Детям проводятся развлечения такие, как традиционный праздник славян Масленица и якутский праздник Ысыах, организуются тематические выставки. В старших группах проводится выставка якутских народных игр и игрушек. Среди экспонатов выставки – деревянные коровы – игрушки якутских детей, игра «Тыксаан» с деревянными фишками, «Тырыынка» с прямыми деревянными палочками, «Ытык» с крутящейся мутовкой и др. Детям читают якутские и русские, зарубежные сказки: «Зимовье зверей», «Мышка, воробей и петух», «Красная шапочка», «Три поросенка», стихи А.Л. Барто, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и другие книги. Также присутствуют книги с современными героями мультфильмов.
В детском саду «Сулусчаан» с. Ытык-Кюэль, Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) организован краеведческий мини-музей. Каждый экспонат создан или принесен совместными усилиями педагогов и родителей. В каждой группе есть уголок с народными сказками, иллюстрациями, книгами о родном крае. Раз в квартал организуются тематические выставки «Писатели родного края», «Наша страна», «Путешествие по Якутии», «Животные северного края» и др. Для детей проводятся инсценировки, литературные праздники, дидактические игры, выставки самодельных открыток, посвященных родному селу. В старшей группе начинается обучение национальным якутским играм «Хабылык», «Тырынка» в кружковой работе. На занятиях в подготовительной группе детей знакомят с произведениями якутских писателей, проводятся виртуальные экскурсии по ознакомлению с картинами русских и якутских художников.
В муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Якутска (№3 «Катюша», №26 «Кустук», №33 «Теремок», №89 «Парус», №85 «Золотой ключик») реализуется программа «Семь народов – семь алмазов».
«Семь народов – семь алмазов» – так называется сетевой республиканский проект кафедры дошкольного воспитания и начального образования Института развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия) (научный руководитель – к.п.н. Н.Н. Лебедева). Идея проекта возникла неслучайно: на гербе республики изображены семь алмазов, олицетворяющие семь коренных народов, проживающих на ее территории [6].
В рамках нашего исследования были разработаны вопросы, проведено анкетирование 20 родителей с целью изучения особенностей патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста поликультурного региона в семье.
Ответы родителей позволяют сделать вывод о том, что главным определением патриотического воспитания является воспитание уважения и любви к родине. Лишь один родитель назвал среди прочих характеристик патриотизма – уважительное отношение не только к традициям своего народа, но и других, кто проживает рядом.
Российский герб и флаг, а также государственные символы республики смогли назвать все опрошенные. Двое из опрошенных не смогли вспомнить герб Якутии.
Среди достопримечательностей города родителями были отмечены памятник основателю города П.И. Бекетову, архитектурный комплекс Старый город, развлекательный комплекс «Царство вечной мерзлоты», культурно-этнографическая усадьба семьи Атласовых, Музей мамонта, Музей хомуса, природный центр отдыха Орто-Дойду, смотровая площадка сопки Чочур-Муран, парк Булуус, парк Ленские Столбы. Несколько раз упоминались театры, музеи, памятники.
Единственным национальным праздником, который назвали все родители, является Ысыах, традиционный праздник якутов, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы. По одному разу упоминались главный мусульманский праздник Курбан-Байрам, День республики, День родного языка и письменности, осенины, Николин день.
По данным анкетирования родители знакомят детей с произведениями русской и зарубежной литературы: стихами А.Л. Барто, сказками Братьев Гримм, якутскими сказками. Большого разнообразия произведений детской литературы нами выявлено не было. Один родитель назвал стихи якутского писателя, поэта П.Н. Тобуруокова.
Нами была проведена экспериментальная работа на базе детского сада № 43 «Улыбка» в г. Якутске у 40 детей старшего дошкольного возраста в двух группах. Была проведена диагностика уровня патриотического воспитания по разработанной методике по блокам: «Что ты можешь рассказать о родине?», «Как ты относишься к родине?», «Что ты сделаешь для родины?». Первый блок раскрывает содержательный компонент патриотического воспитания, выявляет знания детей о родном крае – о городе, его достопримечательностях, названиях столиц, улиц, детского сада, группы, народов России, Якутии, литературных произведениях и др. Вопросы по второму блоку выявляют проявление интереса к родине, переживаний за семью, гордости за заслуги соотечественников, восхищения произведениями искусства, природой Якутии и России. Третий блок характеризует детей со стороны проявления готовности проявить заботу о близких, бережное отношение к природе, желанием участвовать в общественной жизни и пр.
Из результатов диагностики следует, что в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста больше внимания стоит уделять таким темам, как «Национальные праздники», «Забота о родном городе» и «Народы нашей республики», «Литература народов Якутии».
В течение с сентября по декабрь 2016 года с детьми экспериментальной группы нами проводилась систематическая работа по восприятию художественной литературы народов Якутии.
В предварительной работе с детьми проводилась ознакомительные беседы о родине, флаге, гербе, основном законе, гимне, основном документе россиянина, карта России, президенты России и Якутии, народы России, о русской культуре, о традиционных праздниках: святки, вербная неделя, масленица и пр. При каждой беседе детям напоминалось о том, что Якутия входит в состав России, о народах, проживающих в Якутии, демонстрировалась карта, фотографии удивительных мест Родины, знаменитых людей, олимпийских чемпионов и пр.
На этапе восприятия художественной литературы детей знакомили с якутскими загадками, пословицами, поговорками, стихами: «Жеребенок» – автор Б. Хабырыыс (Г.Г. Вешников), «Белка», «Жук», «Куропатка» – автор С.П. Данилов, «Синичка» – автор П.Н. Тобуроков; рассказами: «Лепешка бурундука» – автор Н.Г. Якутский (Н.Г. Золотарев), с киргизскими сказками «Кто больше?», «Чолпон», с армянской сказкой «Заказчик и мастер», с бурятской сказкой «Золотая чаша», «Зорикто-мэргэн» и др.
После ознакомления детей с произведениями литературы конкретного этноса проводилась организация проектной деятельности по темам: «Олимпийские чемпионы», «Достопримечательности», «Животные Якутии», «Национальная посуда», «Якутские игры», «Ювелирное дело», «Один день жизни оленевода», «Традиционная одежда эвенков», «Эвенкийский язык», «Бурятские имена», «Киргизский и якутский язык», «Киргизские игры» и др.). Родители совместно с детьми занимались изучением родного края, культурой народов Якутии и России, представляли результаты исследований в виде стендовых презентаций.
С целью подведения итогов проведенного эксперимента была проведена повторная диагностика с детьми экспериментальной и контрольной групп. Динамика результатов исследования свидетельствует об эффективности разработанной системы работы с детьми старшего дошкольного возраста в поликультурной среде. Так, в блоке «Что ты можешь рассказать о родине?» произошли следующие изменения: доля детей с высоким уровнем увеличилась на 76 % (15 из 20 детей), с низким уровнем – сократилась с 61 % (12 детей) до 8 % (2 детей). По блокам «Как ты относишься к родине?», «Что ты сделаешь для родины?» выявлены схожие показатели.
Значительно повысились показатели по разделам первого блока «Народы нашей республики», «Литература народов Якутии». Если в начале эксперимента дети не могли назвать других народов, кроме как якутов и русских, то в конце дети называли украинцев, армян, киргизов, эвенков; смогли назвать хотя бы одну сказку народов Якутии; положительно отзывались об отдельных особенностях других культур.
Воспитание патриотизма должно носить комплексный, системный характер, включать различные виды деятельности, учитывать специфику поликультурного региона.