Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE AND THE GTO VALUE IN FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURE CLASSES AND SPORT IN SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Sadykova S.V. 1 Kuzmin A.A. 2
1 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
2 MBEI "Gymnasium № 5 of Buinsk of the Republic of Tatarstan"
In this article, the relationship of subjects of educational processes to the implementation of the RLD (GTO) program in grade school general education curriculum and the perspectives of its effectiveness in the educational system are examined. This article includes the proposed ways of forming a positive relationship between the subjects of educational processes and the students’ innovation and motivation in sport and physical education classes by means of implementing the all-Russian physical and sport program “Ready for labor and defense.” The evaluation criteria for constructing motivation for grade school students’ physical education and sport classes were proposed with a series of indicators: physical education and related extracurricular event attendance, systematic sport classes in DYUSSH, acceptance of RLD standards, and the quality of their execution. According to the results of the experimental program, the number of grade school students with a high level of motivation in physical education and sport classes grew significantly.
all-russian physical-sport program
ready for labor and defense
rld/gto
motivation for physical education and sport

Актуальность. Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для роста и развития детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [1; 2]. Для решения этой задачи и в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания образования, в них, наряду с прочим, были указаны требования к физической подготовленности учащихся. ФГОС нового поколения нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, учитывает динамику и направление жизни, психологические и педагогические рекомендации, разработанные с учетом современных условий и состояний детей и подростков, но в них не предусмотрены требования к физической подготовленности учащихся. Соответственно, ФГОС нового поколения предусматривает формирование физической культуры школьника не через оценку, а его (школьника) вовлеченность в двигательную деятельность. В основу этого решения были положены результаты ряда исследований, указывающих на то, что акцент на сдачу контрольных нормативов без учета вовлеченности школьников в занятия физическими упражнениями является одним из факторов снижения их интереса к физической культуре. Так, исследованиями П.К. Дуркина (2006), С.В. Садыковой (2010) установлено, что на уроках физической культуры учащиеся как с низким, так и с высоким уровнями физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в полной мере [3; 4].

Между тем Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [5] официально введен в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который предусматривает обязательную сдачу контрольных нормативов по физической подготовленности школьниками.

Введенный в образовательный процесс учащихся среднего школьного возраста комплекс ГТО дополнит ФГОС нового поколения требованиями к уровню физической подготовленности и, соответственно, будет стимулировать учащихся совершенствовать физические качества.

Однако остаются нерешенными вопросы: 1) каковы механизмы мотивирования учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО; 2) как сопоставлять шкалу оценивания результатов сдачи норм ГТО (золотой, серебряный, бронзовый знак) с пятибалльной шкалой оценки физической подготовленности, принятой на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Таким образом, формирование мотивации к сдаче нормативов ГТО является актуальной проблемой и требует решения. Качественное решение данной проблемы возможно при участии не только самих школьников, но и их родителей и учителей общеобразовательных школ.

В соответствии с вышесказанным нами было проведено анкетирование родителей учащихся и учителей физической культуры с целью выявления отношения субъектов образовательного процесса к введению комплекса ГТО в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Нами установлено, что почти 60% респондентов (43,7% родителей и 74,2% учителей) сдавали нормативы комплекса ГТО, введенного в действие в 1931 году и претерпевающего изменения вплоть до распада СССР.

Также в ходе анкетирования мы установили, что более 90% опрошенных нами родителей положительно отзываются о необходимости введенного комплекса ГТО в школе и лишь 9,7% респондентов не видят в этом необходимости. Нами установлено, что отрицательно относятся к введению комплекса ГТО те родители, которые абсолютно не заинтересованы в спорте.

О необходимости введенного комплекса ГТО в школе положительно ответили почти 90% учителей физической культуры, считая, что введенный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» повысит интерес и мотивацию школьников к физической культуре и спорту. Видя соответствие между ФГОС нового поколения и нормативами комплекса ГТО, они внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Только 3,2% учителей физической культуры ответили, что во введении комплекса «Готов к труду и обороне» в школе необходимости нет, обосновывая свой ответ тем, что он противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения.

Родители, положительно отзывающиеся об идее введения комплекса ГТО в общеобразовательные школы, убеждены, что это будет способствовать формированию здорового образа жизни, повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом, а также позволит получить дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное заведение.

Негативное отношение родителей учащихся к введению комплекса ГТО подкрепляется фразами «Спорт должен быть по желанию, а не принудительно», «Это будет в ущерб учебе». Эти же родители считают, что введенный комплекс ГТО не может сформировать положительное отношение школьников к физической культуре и спорту. К тому же 3,3% учителей убеждены, что из-за необходимости сдавать нормативы ГТО отношение учащихся к занятиям физической культурой может измениться в худшую сторону.

60,2% родителей, принявших участие в анкетировании, утверждают, что у детей есть желание сдавать нормативы комплекса ГТО. По утверждению 11,7% родителей, дети не хотят сдавать нормативы. Подробный анализ показал, что те родители, которые считают, что во введении комплекса ГТО нет необходимости и он не может изменить отношения школьников к физической культуре и спорту в положительную сторону, ответили, что у детей нет желания сдавать нормативы комплекса ГТО. Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение к введению комплекса ГТО в общеобразовательные школы у школьников формируется самими родителями.

По данным, представленным в Докладе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «О положении детей в Российской Федерации», показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов. Учитывая тенденцию к снижению уровня физической подготовленности школьников, учителя физической культуры (22,6%) сомневаются, что с нормативами справятся более 30% учащихся. 58% учителей считают, что в среднем половина школьников выполнят нормативы. Только пятая часть опрошенных учителей (19,4%) позитивно оценивают возможности школьников относительно сдачи нормативов ГТО.

Для оценки сформированности у учащихся мотивации к физической культуре и спорту мы проанализировали их посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий. Первая форма организации физического воспитания является обязательной, вторая – добровольной. Исходя из этого следует, что учащиеся со сформированным положительным отношением к физической культуре и спорту даже если по каким-либо причинам не посещают уроки физической культуры, протестуя против содержания уроков, их организации или даже личности учителя, посещают внеклассные мероприятия, отвечающие их требованиям по содержанию, организации и др. Однако в ходе анализа было выявлено, что посещаемость различных форм организации физического воспитания учащимися не зависит от вышеуказанных факторов: количество пропусков уроков физической культуры без уважительной причины не больше, чем количество пропусков других форм (дней здоровья и спорта, праздников физической культуры и спорта и др.). Из чего следует, что ссылка школьников на то, что уроки физической культуры не отвечают их потребностям, является не более чем несформированностью их активно положительного отношения к физической культуре и спорту в целом.

С целью формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у учащихся средних классов посредством Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие школьники 14-15 лет, обучающиеся в 8 классе, в количестве 90 человек (48 мальчиков и 42 девочки). Критериями оценки сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников выступили ряд показателей: посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, систематические занятия спортом в ДЮСШ, количество сдававших и сдавших нормативы ГТО школьников.

Учитывая выдвинутые критерии сформированности мотивации к физической культуре и спорту, нами была разработана, обоснована и внедрена в образовательно-воспитательный процесс учащихся средних классов программа, итогом которой является успешная сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Содержание программы носило комплексный характер, обеспечивая не только двигательную активность школьников, но и формируя у них теоретическую базу, навыки самоконтроля и пр.

Для учащихся экспериментального класса была разработана тематика теоретических уроков физической культуры. На этих уроках, помимо тем о здоровом образе жизни, физическом развитии, физическом совершенствовании, были рассмотрены такие, как история зарождения и возрождения комплекса ГТО, нормативы комплекса ГТО и т.п. Практическая подготовка к сдаче нормативов ГТО подразумевала организацию и проведение секций ОФП для школьников со средним и низким уровнем физической подготовленности и спортивных секций; ежемесячного проведения Дня здоровья и спорта, в содержание которого были включены конкурсы по отдельным видам программы ГТО; а также Праздник ГТО, проведенный 24 марта (день, когда был издан Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"»).

Посещение обязательных (уроки физической культуры) и необязательных (внеклассные и внешкольные физкультурно-оздоровительные) форм организации физического воспитания обеспечивало, в большей степени, двигательную активность школьников. Для повышения уровня знаний учащихся, а также формирования навыков самоконтроля для школьников был разработан методический материал – дневник «Будь готов», который обеспечивал индивидуальный подход к каждому школьнику.

Оповещение субъектов образовательного процесса о ходе реализации программы происходило посредством дневника «Будь готов!» и информационных стендов, содержащих все необходимые сведения: нормативы комплекса ГТО, результаты сдачи нормативов комплекса ГТО, объявления о предстоящих мероприятиях, расписание занятий по подготовке к сдаче нормативов ГТО, адрес сайта ВФСК ГТО и многое другое.

По окончании педагогического эксперимента нами было вновь проанализировано отношение родителей учащихся, принявших участие в эксперименте, и учителей физической культуры к введенному в действие ВФСК ГТО. Так, количество родителей, высказывающихся в начале эксперимента негативно о введении ГТО, сократилось вдвое (с 9,7 до 4,9%). Те учителя, которые сомневались, необходимо ли вновь вводить комплекс ГТО в общеобразовательные школы (таковых в начале эксперимента было 6,5%), в конце эксперимента не только согласились с нововведением, но и внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Следовательно, количество учителей, положительно высказывающихся о введении комплекса ГТО в общеобразовательные школы, в конце эксперимента составило 96,8%. В то же время количество учителей, которые считали, что комплекс ГТО противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения и внедрять его в школы нет необходимости, не изменилось.

В равной степени увеличилось количество родителей, которые считают, что их ребенок справится (с 60,2 до 69,6%) либо не справится (с 11,7 до 20,1%) с нормативами комплекса ГТО. Вероятно, изменения во мнениях связаны с тем, что в течение эксперимента учащиеся обсуждали с родителями свои возможности в сдаче нормативов ГТО, а значит родители стали проявлять интерес к физической подготовленности своих детей. Положительные изменения в отношении родителей к введению комплекса ГТО прослеживаются и в увеличении количества родителей, давших письменное согласие на сдачу их ребенком нормативов комплекса ГТО.

Изменения в отношении к физической культуре и спорту отмечены не только у родителей учащихся и учителей, но и у самих школьников. Эти изменения способствовали тому, что повысилась активность школьников в занятиях физической культурой и спортом. Так, почти на треть снизилось количество пропусков уроков физической культуры (с 12,6 до 4,3%), повысилась посещаемость внеклассных форм организации физического воспитания (с 33,9 до 83,9%), увеличилось количество школьников, занимающихся в ДЮСШ (с 26,8 до 51,8%). Следствием этого явилось то, что показатели физической подготовленности школьников экспериментальной группы достоверно выше, чем у школьников контрольной группы (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 8-х классов (мальчики)

Показатели физической подготовленности

Груп-па

I этап (начало эксперимента)

(Хср±Sх)

II этап (конец эксперимента) (Хср±Sх)

tp между I и II этапами

Досто-верность различий

Бег 30 м, с

ЭГ

5,1±0,125

4,8±0,602

3,450

р<0,05

КГ

5,6±0,108

5,3±0,103

7,583

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

2,860 (р<0,05)

3,829 (р<0,05)

-

-

Прыжок в длину с места, см

ЭГ

182,5±4,779

207±3,409

4,018

р<0,05

КГ

169,2±5,422

192,5±5,418

5,482

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

 1,853 (р>0,05)

2,316 (р<0,05)

-

-

Наклон из положения стоя, см

ЭГ

6,5±0,976

12,2±0,976

4,426

р<0,05

КГ

8,8±0,794

9,7±0,570

4,879

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

1,840 (р>0,05)

2,203 (р<0,05)

-

-

Подтягивание из виса, раз

ЭГ

5,5±0,529

12,0±0,842

12,000

р<0,05

КГ

6,0±0,424

8,4±0,881

10,447

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,805 (р>0,05)

2,967 (р<0,05)

-

-

6-минутный бег, м

ЭГ

1318,2±37,703

1395,5±38,408

4,248

р<0,05

КГ

1210,8±42,373

1279,2±37,664

8,240

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

1,894 (р>0,05)

2,161 (р<0,05)

-

-

 

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 8-х классов (девочки)

Показатели физической подготовленности

Груп-па

I этап (начало эксперимента)

II этап (конец эксперимента)

tp между I и II этапами

Досто-верность различий

Бег 30 м, с

ЭГ

5,9±0,094

5,2±0,111

5,327

р<0,05

КГ

6,3±0,228

5,6±0,127

7,761

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

1,926 (р>0,05)

2,648 (р<0,05)

-

-

Прыжок в длину с места, см

ЭГ

155,0±4,150

170,0±2,959

16,133

р<0,05

КГ

143,8±,056

154,8±3,302

6,313

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

2,170 (р<0,05)

3,482 (р<0,05)

-

-

Наклон из положения стоя, см

ЭГ

9,4±1,284

15,2±1,295

29,162

р<0,05

КГ

9,4±1,805

11,2±1,174

3,928

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,016 (р>0,05)

2,299 (р<0,05)

-

-

Подтягивание из виса лежа, раз

ЭГ

11,3±1,184

18,2±1,289

18,177

р<0,05

КГ

11,6±0,704

14,8±0,724

7,946

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,244 (р>0,05)

2,787 (р<0,05)

-

-

6-минутный бег, м

ЭГ

978,3±49,840

1148,6±40,050

24,369

р<0,05

КГ

931,8±23,619

1087,3±30,334

5,418

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,837 (р>0,05)

3,239 (р<0,05)

-

-

 

Сопоставление показателей физической подготовленности школьников с нормативами комплекса ГТО показало, что к концу учебного года увеличилось количество учащихся, сдавших нормативы ГТО, почти вдвое (с 19,4 до 36,4%), в большей степени за счет тех, кто выполнил нормативы, соответствующие бронзовому знаку, т.е. тех, кто в начале учебного года не справлялся с нормативами ГТО.

Таким образом, программа физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, основанная на Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», формирует положительное отношение учителей физической культуры и родителей школьников к введению ВФСК «ГТО», а также способствует формированию активно положительного отношения школьников к физической культуре и спорту, повышению их физической подготовленности и результативности в сдаче нормативов ГТО.