Процессы модернизации современного образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества. подготовку выпускника школы ХХI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающим ей гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития страны. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» целевая направленность современной школы связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование личности, характеризующейся не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора позволит гармонизировать отношения ученика с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.
Для подготовки такого выпускника школы необходимы образовательные учреждения, способные выполнять следующие функции:
- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации;
- развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня.
- социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений, посредством овладения способами преобразования существующей реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовнонравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности.
- обеспечение и охрана здоровья учащихся.
Современные школы ищут различные пути реализации данных функций. Одни из них ориентируются на традиционные требования и условия (обучение знаниям, умениям и навыкам), другие пытаются реализовывать индивидуальные пути в личностно-ориентированной парадигме целевых изменений современного образования (формирование теоретического мышления и деятельностного содержания). Самые яркие их них: Школа человечности (в основе опыт Ш.А. Амонашвили), Адаптивная школа (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде), Русская школа (И.Ф.Гон чаров, Л.Н.Погодина), Школа самоопределения (А.Н.Тубельский), «Материнская школа» ( школа № 1835 г.Москвы) [4], Школа развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленческих навыков (гимназия № 207 «Оптимум» г.Екатеринбурга) и другие. Интересны концепция крупного образовательного комплекса по реализации проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе», «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» [2] и «Технологии системнодеятельностной формы организации диагностики и качества обучения» ( гимназия № 56 г.Санкт-Петербурга), реализация системы многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся (экономикоматематический лицей № 29 г.Ижевска Удмуртской Республики) и другие.
Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области эффективных средств и методов развития личности ученика посредством формирования компетенций убеждают в наличии многообразия решения данной проблемы.
В современной науке встречаются различные толкования понятия компетентностного подхода в обучении учащихся. Наиболее приемлемыми для реальной педагогической практики, на наш взгляд, в компетентностном подходе к обучению учащихся являются идеи Лебедева О.Е. [6, 3-13], утверждающего его значимость с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе. Опираясь на его идеи, мы считаем целесообразным выделить следующие компоненты компетентностей обучающихся:
Общеучебная компетентность, выраженная в высокой информированности учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированности общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности и другом.
Общекультурная компетентность, выраженная в готовности учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества;; умении к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативной, эстетической и этической культуре выпускника и другом.
Общеметодологическая компетентность, выраженная в целеполагании и умении самостоятельно критически мыслить, в навыках анализа ситуаций и умении видеть возникающие в реальном мире проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать собственное поведение и события в окружающем мире.
Таким образом, компетентностный подход, с нашей точки зрения, наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования, так как характеризуется такими умениями, способностями, личностными характеристиками, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт учащихся. В тоже время, компетентностный подход расширяет сферу влияния образования на личность ученика за счет установки на саморазвитие во всех видах жизнедеятельности (познавательной, профессиональной, социальной, личностной) и предполагает качественно иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.
В условиях, когда образование ориентировано на развитие созидательных и познавательных способностей учащихся, система традиционного образования не в состоянии создать условия для успешных личностных достижений в индивидуальном развитии школьника. Возможный вариант показателей компетенций учащихся мы представляем следующим образом.
Вариативные показатели компетенций учащихся
Интеллектуальные компетенции:
- Наличие потребности учащихся (мотива) к познавательной деятельности;
- Умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками для получения новых знаний;
- Владение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности;
- Сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции
- Умение выявить закономерности в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни
Общекультурные компетенции:
- Формирование ценностных оснований на гуманистического характера.
- Умение выявлять, оценивать различные явления действительности с точки зрения ценностных оснований
- Глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям.
- Формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с нормами морали и правил поведения. (этическими и эстетическими нормами).
Методологические компетенции:
- Умение исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания.
- Владение методами научного познания окружающего мира
- Формирование навыков самоопределения, имеющих существенное значение для решения проблем в любых видах деятельности.
- Умение проектировать и планировать собственную деятельность (познавательную, социальную, профессиональную)
- Развитие рефлексивных способностей, самоанализа, самоконтроля своих интересов и возможностей.
Коммуникативные компетенции:
- Знание о средствах, способах, закономерностях общения.
- Владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в реальной жизненной ситуации.
- Знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития.
- Прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками.
- Саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
- Вариативные показатели компетенций учителя
Научно-теоретические компетенции:
- Осознание и ориентация методов научного познания, логики преподавания научных знаний.
- Ориентация в отборе содержания обучения на основе выявления и формирования ведущих идей, понятий, закономерностей, концепций, фактов.
- Понимание сущности целевых ориентаций в современной сфере образования, педагогики, методологии, философии.
- Выявление ключевых компетенций, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета
Методические компетенции:
- Ориентация в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов обучения учащихся, ориентированных на развитие их универсальных способностей.
- Владение и применение продуктивных методов обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования.
- Использование средств обучения в активизации деятельности учащихся и развитии их интересов с целью социальной адаптации к жизни.
- Знание сущности и условий успешного применения активных форм обучения в образовательном процессе.
Личностные компетенции:
- Знание психолого-физиологических, педагогических особенностей в развитии школьников
- Знание психологических, антропологических, культурологических основ науки.
- Владение приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях.
- Широкая эрудиция и кругозор педагога.
- Сформированность гуманистических ценностей личности педагога.
Таким образом, представленные варианты показателей компетенций ученика и учителя предполагают усиление научной, исследовательской, методологической подготовки учителя, формируя его профессиональные компетенции во всех сферах жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров.- М.: АПКиПРО, 2004.
- Бакурадзе А.Б. Управление развитие образовательного учреждения (по материалам проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе», «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» и «Технология системно-деятельностной формы организации диагностики и качества обучения»). - М.: АПКиПРО. -2004.- 34 с.
- Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по материалам проектов «Технология моментального самоконтроля-самотестирования учащимися своих знаний «Символ» и «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся»). - М.: АПКиПРО, 2004. - 32 с.
- Концепция, структура и модель «Материнской школы»(по материалам проекта «Материнская школа») - /Авт.-сост. Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова. - М.: АПКиПРО. 2004. - 28 с.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод.пособие для вузов. - М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. -136 с.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - № 5. - 2005. С.3-13
- Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ.ред. Л.Н.Горбуновой. - М.: АПКиПРО. - 2004.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: Когито-Центр. 2001.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализации. - М.: Когито-Центр. 2002.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ. - 2003