В образовательных стандартах нового поколения делается акцент на формировании компетентностей. В проектах Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) для всех направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры в группе универсальных компетенций выделена категория коммуникации [1]. В современном процессе коммуникации наиболее эффективным способом передачи информации является визуализация. Как показывают исследования, 90 % информации человек воспринимает через зрение, из текстового описания человек усваивает лишь 70 % информации, а при добавлении картинок результат увеличивается до 95 % [2]. Ещё в 1911 году редактор газеты «Time» А. Брисбэйн рекомендовал коллегам: «Используйте картинку, она стоит тысячи слов» [3]. Визуализация информации называется инфографикой, а спектр ее применения огромен – это реклама, дизайн, журналистика, география, статистика, технические тексты, образование [4-6].
Инфографика – это прежде всего эффективный способ визуального предоставления результата исследований в графическом виде, что позволяет быстро осознавать и понимать сложную и новую информацию.
Во всем мире примерно 60 % населения воспринимает все происходящее вокруг посредством зрения [7]. Таким образом, можно сделать вывод, что применение инфографики в учебном процессе способствует увеличению эффективности восприятия информации.
Для оценки эффективности применения инфографики в учебном процессе вуза была разработана анкета для опроса студентов, представленная на рисунке 1.
Рис. 1. Анкета для опроса студентов
В качестве эксперимента один и тот же материал был представлен в традиционной форме и в виде инфографики. Одна инфографика в среднем заменяет 3–6 слайдов презентации, основная часть инфографики была реализована посредством векторного редактора Adobe Illustrator и растрового редактора Adobe Photoshop. На рисунке 2 представлена инфографика для лекции по теме «Стратегическая роль информационных систем в современной экономике», на рисунке 3 – по теме «Понятие искусственного интеллекта. Этапы развития и направление исследования».
Рис. 2. Инфографика – Уровни конкуренции, стратегии, модели и ИТ
Рис. 3. Инфографика – Искусственный интеллект
Для проведения анкетирования студентам третьего курса (60 человек) было предложено после лекции заполнить электронный вариант анкеты. Из проведенного анкетирования стали очевидны преимущества инфографики в учебном процессе, результаты представлены в таблице.
Результаты анализа анкет
Утверждение |
Традиционная форма проведения занятия (%) |
Проведения занятия с применением инфографики (%) |
1. Лекционный материал был чётко представлен |
97 |
99 |
2. Лекционный материал представлен в интересной форме |
73 |
95 |
3. Лекционный материал был изложен более понятно |
72 |
82 |
4. Лекционный материал был изложен кратко и полно. |
75 |
91 |
5. Информация была более доступна, не зависимо от лингвистической принадлежности. |
32 |
86 |
6. Лекционный материал стимулирует творческое мышление студентов |
45 |
92 |
7. Лекционный материал вызвал у Вас наибольший интерес |
75 |
95 |
8. Лекционный материал занял наименьшее время для понимания и усвоения материала. |
64 |
87 |
Результаты анализа данных, представленные в таблице 1, показывают предпочтение проведения занятий с применением инфографики и позволяют выделить ряд преимуществ инфографики в учебном процессе:
- краткость – представление информации в сжатом виде, что безусловно помогает быстрее понять большой объем информации;
- визуализация – визуализация информации помогает привлечь внимание аудитории и увидеть суть;
- быстрота – инфографика позволяет быстро и легко читать схему, уменьшить количество времени для восприятия информации;
- вовлеченность – инфографика вызывает интерес у аудитории разных специальностей, благодаря чему совместное участие в обсуждении представленной информации и формировании новых идей;
- доступность – информация более доступна для обучающегося, независимо от языка представления материала.
Инфографика имеет законченный сюжет, что позволяет увидеть суть повествования, можно отметить, что современная инфографика больше выглядит как визуальное представление доклада, чем графики в привычном понимании картинки.
Непосредственное применение инфографики в учебном процессе позволит упростить восприятие сложной информации, сделать ее более наглядной, интересной для обучающегося.
Так же из проведенного анкетирования видно, что применение инфографики в учебном процессе помогает решить следующие задачи:
- заинтересовать аудиторию;
- привлечь внимание к изучаемому материалу;
- проинформировать аудиторию;
- применить полученную информацию.
Представление инфографики в учебном процессе можно разделить на следующие форматы:
- Статистическая инфографика – представляет собой статический файл растрового изображения, например, такой как файл с расширением JPG,BMP,PNG и др.
- Инфографика по гиперссылкам – подставляет собой интерфейс карты изображения на языке гипертекста HTML, при наведении на изображения отдельные его части являются декомпозицией или увеличенной копией.
- Анимированная инфографика – представляет собой динамическое представление данных, например, показывает процесс какой-либо химической реакции.
- Видео инфографика – представляет собой видео ряд, например, в учебном процессе может более наглядно демонстрировать процесс работы с программным обеспечением (ПО).
- Интерактивная инфографика – при изучении материала обучающийся имеет тот или иной контроль над изучаемой информацией, данный формат вовлекает обучающегося в работу с материалом на длительный период, нежели статистическая инфографика.
Также был проведен опрос – какой формат наиболее предпочтителен и понятен студентам очной формы обучения, результат представлен на рисунке 4.
Рис. 4. Результат опроса – формат представления инфографики
Проанализировав результаты опроса предпочтения форматов инфографики очевидно, что студенты отдали предпочтение видео и интерактивной инфографике.
Так как в учебном процессе используется онлайн-обучение, то для подготовки материала и большего усвоения материала обучающимися инфографика является необходимым компонентом.
Сложность в разработке инфографики в учебном процессе – это, прежде всего, максимально минимизировать текстовую составляющую доклада, чем меньше будет текста в инфографике (например, в схеме, плакате), тем шире будет аудитория и интерес к ней. Обучающийся по первому впечатлению оценит, стоит ли тратить время на изучение данной инфографики. Конечно, обойтись вообще без текста невозможно, так как он необходим для общего введения и знакомства с темой.
Можно выделить ряд пакетов прикладных программ для разработки инфографики [8]:
- Adobe Illustrator – векторный графический редактор;
- Adobe Photoshop – растровый графический редактор;
- MS Office – интегрированный пакет программ;
- Adobe Premiere Pro – многофункциональный видеоредактор для нелинейного монтажа.
Также есть ряд онлайн-ресурсов для разработки инфографики: Ease.ly, Infogr.am, Piktochart, Venngage, Visual.ly [9].
Естественно, что инфографика – не новая сфера деятельности, есть много исторических примеров инфографики. Диаграммы, графики, визуализация данных, схемы, таблицы это все относится к инфографике, но мы говорим о новом подходе к представлению информации в учебном процессе, то есть визуальное представление доклада, а не части его, используя график, схему и т.д. по отдельности, а совокупность информации.
Внедрение инфографики в учебный процесс вуза привнесет:
- со стороны преподавателя – подачу материала в новой и интересной, информативной форме;
- со стороны обучающегося - интерес к новой форме подачи учебного материала, максимально понятный и легкоусвояемый учебный материал, вовлечение в процесс обучения и развитие творческой составляющей личности.
Бесспорно, инфографика – новый виток в подаче учебного материала, так как основная задача учебного процесса максимально в понятной форме представить информацию (знания) для студента, а инфографика является наилучшим способом для этого.