Широкое применение информационных технологий в современном высшем образовании открывает все большие возможности формирования профессиональной компетентности как состоявшегося, так и будущего педагога.
Для выпускника современного педагогического вуза сегодня важна ориентированность на активное освоение способов познавательной деятельности. При этом сам образовательный процесс, направленный на запросы и потребности личности с целью обеспечения возможностей ее самораскрытия, должен наполняться ценностно-смысловым содержанием [1]. Переведенное на язык учебных действий, при использовании эффективных средств обучения, оно приводит к овладению студентами учебно-познавательной компетенцией.
Цели исследования:
- формирование учебно-познавательной компетенции учащихся в процессе обучения;
- получение практических навыков на основе ранее полученных теоретических знаний для успешной ориентации в профессиональной деятельности студентов;
- получение объективной оценки овладения учащимися учебно-познавательной компетенции на основе использования электронного дидактического комплекса.
Задачи исследования:
- провести анализ понятий «учебно-познавательная компетенция», «компетентностный подход», «компетенции» и «компетентность»;
- проанализировать влияние электронного дидактического комплекса на формирование учебно-познавательной компетенции.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, обобщение;
- математические: статистическая обработка данных;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение.
Согласно А.В. Хуторскому учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность знаний, способов логической, методологической, общеучебной деятельности, сопоставимых с существующими объектами познания. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем в процессе выполнения таких операций, как целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка учебно-познавательного процесса [2].
Безусловно, при этом актуализируются вопросы, связанные с отбором и использованием эффективных средств, становящихся мощным инструментом влияния на профессиональное сознание и личность обучающихся в вузе в целом. Одним из таких средств является электронный дидактический комплекс (ЭДК).
Он представляет собой систему изучаемых материалов, заключенных в единой программной оболочке, обеспечивающих освоение теоретической части курса и осуществление практической деятельности студентов [3]. Использование электронного дидактического комплекса позволяет полноценно и качественно производить отбор информации и использовать ее по назначению согласно выделенным модулям учебной дисциплины, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, овладевать коммуникационными технологиями, обеспечивая объективный контроль и самоконтроль.
ЭДК представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию возможностей обучающихся во всех звеньях дидактического цикла: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность [4].
Содержащиеся в ЭДК материалы представлены в виде интерактивных видеолекций, фотографий, иллюстраций, схем, аудиофайлов, которые способствуют динамичности в проведении курса, а также привлечению и удержанию внимания студентов. Все эти факторы в совокупности оказывают как информационное, так и эмоциональное воздействие на обучающихся.
В функциональном плане ЭДК обеспечивает мотивацию студентов к самостоятельной образовательной деятельности, учитывая их интересы и потребности, обеспечивает вариативность обучения в зависимости от уровня подготовки студентов; управляет процессом формирования профессиональных знаний, умений, навыков в зависимости от результата их освоения; способствует проведению мониторинга достижений обучающихся на том или ином этапе образовательного процесса; контролирует достижения обучающихся; корректирует процесс подготовки в зависимости от текущих результатов; стимулирует студентов к творчеству при выполнении заданий для самостоятельной работы; позволяет проявлять собственную позицию касательно изучаемой проблемы [5].
Кроме того, у студентов появляется возможность овладевать содержанием учебной дисциплины в ином формате: совместно с преподавателем составлять собственную программу в подготовке и изучении курса, проводить рефлексивно-аналитическую и коррекционную работу.
Применение ЭДК дает возможность обеспечения достаточно высокого уровня реализации требований, относящихся к процессу обучения (научность, доступность, наглядность, проблемность, последовательность, системность), позволяет увидеть структурно-функциональные связи подачи учебного материала, активизировать дидактическое взаимодействие со студентами, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.
На данный момент ресурс представлен в тестовом режиме [6]. Разработка сайта ведется совместно с компанией ООО «Bytex», г. Саранск.
Представим структуру электронного дидактического комплекса модуля «Теория обучения» предметной области «Педагогика» (рис. 1):
1. Теоретическая часть. Данный раздел содержит базу данных, состоящую из основных и дополнительных источников, предлагаемых для изучения согласно разделу или теме. В целом информация может иметь различные классификационные основания (по жанру, по персоналиям, глоссарий и др.) и использоваться в соответствии с назначением преподавателя. Информация может постоянно обновляться, так как комплекс имеет свойство добавления материалов различных форм (лекции, видео, аудио), которые способствуют усвоению изучаемой темы за счет наличия не только текстовой, но и визуальной информации.
2. Тесты. Раздел представлен в виде тематических тестовых заданий базового и продвинутого уровня. Функциональные возможности работы с тестами подразумевают как обучающий, так и контрольный режимы.
3. Самостоятельная работа. Раздел содержит комплекс элективных учебных заданий, направленных, как правило, на создание продуктов творческой деятельности студентов: кластеров, проектов, презентаций и т.д.
4. Дополнительная информация. Используя внешние источники, студенты самостоятельно могут производить отбор необходимой информации, систематизировать ее и использовать согласно учебно-познавательной задаче.
5. Шкала успеваемости. Данный раздел отображает динамику овладения студентами содержанием учебной дисциплины: успешность выполнения заданий и тестов ЭДК, наличие ошибок и рекомендаций для их исправления, возможность выбора формы текущего и рубежного контроля.
Рис. 1. Структура ЭДК [6]
ЭДК не предполагает жесткие ограничения форм отправляемых результатов. Студенты имеют возможность использовать самые популярные форматы: txt, doc, pdf, jpeg, mp4, ptxt, а также использовать ссылки на внешние сайты и другие источники, хранящие необходимые материалы.
Уникальность ЭДК состоит в том, что комплекс позволяет создавать курсы независимо от их направленности, формы и содержания. Автор курса имеет широкий инструментарий для полноценного создания курса, что позволяет в большей степени задействовать навыки студентов, необходимые для успешного выполнения разнообразных заданий: формулирование проблемных вопросов и построение алгоритмов ответов на них; моделирование учебно-познавательных, профессионально-педагогических, исследовательских задач, выполнение учебно-исследовательских проектов, работа с программными инструментами и др.
При создании курса преподаватель ставит перед собой дидактическую цель, которая обуславливает его деятельность наличными у него средствами [7, с. 32]. Средства обучения составляют среду обучения, которая позволяет обеспечить достижение учебных целей [8]. В такой среде преподаватель является не только источником информации и академических фактов - он помогает обучаемым понять сам процесс обучения, раскрыть механизмы добывания нового знания [9].
При использовании ЭДК учитываются роли (профили), которые отведены участникам курсов: главный администратор, преподаватель (создатель курса), студент, гость.
Роль администратора заключается в поддержании работоспособности комплекса, а также в назначении основных ролей участников ЭДК. Он является связующим звеном между преподавателем и комплексом.
Перед началом работы преподаватель обращается к администрации для получения необходимых форм и инструментов для проектирования собственного курса, осуществляя при этом выбор:
– категории курса (предмет, раздел, тема);
– приватности курса (ограниченное количество участников, закрытый тип представления информации);
– формы (оформление, количество и формат лекций, шаблоны для создания тестовых материалов и др.);
– представления дополнительных материалов (ссылки на внешние источники, дополнительная литература);
− представленного инструментария для самостоятельной работы студентов в рамках ЭДК;
− типа отчетности по курсу.
Роль студента в ЭДК определяется при согласовании администратора и создателя курса. Роль гостя ограничена, доступ распространяется только на посещение ресурса ЭДК, ознакомление со структурой комплекса.
При работе с ЭДК преподаватель создает сценарии, включающие оригинальные, авторские методические разработки, используя творческий подход в профессиональной деятельности при проектировании планов учебных занятий для разных групп студентов. Вместе с тем разработка учебных заданий и методических материалов по их выполнению студентами имеют универсальный формат в применении: функционирование информации осуществляется через Интернет, по локальной сети. Автором курса прописывается последовательность изучения теоретического материала, выстраивается логика организации и проведения практических занятий с включением поисковых, исследовательских учебных заданий (рис. 2).
Рис. 2. Пример тестового курса, представленный на сайте ЭДК [6]
Все это дает возможность приращения когнитивного, деятельностного, рефлексивного опыта обучающихся, связанного, прежде всего, с отработкой навыков целеполагания, структурирования учебного материала, самостоятельного поиска информации в ходе выполнения задач различной сложности. Эффективность их решения во многом обеспечивается развиваемым у студентов умением проблематизировать учебный материал, находить интеграционные и межпредметные связи, формирует метазнание. Оно и есть основание того, что «студент стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор» [10, с. 77].
Активизация познавательной деятельности студентов при использовании ЭДК достигается за счет согласованности содержания и его процессуального обеспечения при соблюдении принципов: проблемности, взаимообучения, адекватности, индивидуализации, исследования изучаемых проблем, самообучения [11].
Принцип проблемности реализуется путем выполнения студентами последовательно усложняющихся, поэтапно-градуированных учебных заданий, приводящих к проблематизации материала: для обучающихся собственное незнание становится очевидным, и это порождает желание преодоления образовавшейся проблемы, что в итоге приводит к самостоятельному активному поиску при работе с учебным материалом ЭДК [1].
В процессе использования ЭДК у студентов формируются умения решать проблемные ситуации, видеть и ставить их самостоятельно, формировать гипотезы для решения, производить их оценку, умело перестраиваться на новые в случае несостоятельности предыдущих; выполнять решение проблемы в соответствии с собственным планом; способность провести анализ полученных результатов и дать грамотную оценку проделанной работе.
Принцип адекватности в большей мере отражает основную идею практико-ориентированного обучения и состоит в требовании обеспечить согласованность учебно-познавательного процесса относительно характера поставленных практических задач в максимально возможной мере. Содержание этого принципа состоит в максимально приближенной к действительности организации деятельности обучающихся. Такой подход в сочетании с принципом проблемности обеспечивает переход от парадигмы «обучение» к парадигме «учение» – от осмысления приобретенной информации к применению полученных знаний на практике.
Назначение принципа взаимообучения состоит в организации учебно-познавательной деятельности студентов, когда приоритетными становятся задачи коллективного смыслотворчества, практической работы, формирования социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.
Структура учебной ситуации, предлагаемой в соответствии с принципом взаимообучения, приводит к необходимости актуализации у студентов целого ряда навыков, необходимых для решения учебной задачи: коммуникативных, организаторских, педагогических. Поведение в таких ситуациях требует изменения сложившихся когнитивных, эмоциональных и поведенческих шаблонов, повышения ответственности за достигнутый результат. Ситуации взаимообучения студентов в целом имеют высокий развивающий потенциал.
Принцип индивидуализации предусматривает как учет характерных для того или иного студента свойств личности, так и проектирование индивидуальной образовательной траектории в осуществлении последовательно решаемых студентами при сопровождении преподавателя профессиональных и личностных задач.
Реализация принципа самообучения осуществляется путем индивидуального активного стремления к деятельности, направленной на пополнение и совершенствование имеющихся знаний, навыков, а также посредством самостоятельного изучения дополнительных материалов (чтение литературы, использование дополнительных ссылок ЭДК, консультирование с преподавателем), что в целом обеспечивает личностный и карьерный рост.
Таким образом, при органичном выстраивании принципов, отборе содержания и технологий в процессе формирования учебно-познавательной компетенции студентов в вузе, становится возможным использование эффективного средства – электронного дидактического комплекса, являющегося качественным инструментом овладения обучающимися когнитивными и операционально-деятельностными умениями, которые, в сопоставлении с реальностью и с учетом субъективного опыта студентов, способствуют профессиональной самоориентации и саморазвитию студентов.
Исследование выполнено в рамках договора на проведение научно-исследовательских работ с ЧОУ ВО «Институт управления, бизнеса и технологий». Проект «Электронный дидактический комплекс в формировании учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования».