Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUNCTIONAL FEATURES OF PRIVATE TUITION AND CLASSES IN A SMALL GROUP IN THE PIANO CLASS

Khmelnitskaya O.N. 1
1 Belgorod State Institute of Arts and culture"
In connection with the desire to learn in the piano class, it is important to study the potential of various forms of organizing piano lessons. The paper analyzes the use of piano lessons various forms in historical retrospect, takes into account the experience of past teachers in introducing not only individual and group lessons. Their functional characteristics are determined by the factors that make up both the external and internal aspects of the concept of "training organization form," and are related to the number of students presenting at the class, the nature of the interaction between all participants in the class and the level of feedbacks determined by the first two factors. Private tuitions, that is, classes in which one student is present, are characterized by dialogical interaction and the highest level of feedback. Therefore, they are universal, irreplaceable in the student preparation in the piano class. Group sessions can be rationally used in the environment of professionally trained listeners for the transferability of generalized theoretical and practical knowledge. Classes in the group (small group), attended by 2-5 people, due to their diverse interaction and high level of feedback, are characterized by the possibility of using interactive teaching methods, organizing new activities that contribute to the active development of students in the music and performing class.
piano
music-performing class
teaching organisation forms
private tuitions
classes in a small group

Повышению эффективности обучения учащегося-пианиста посвящено немало работ исследователей в области музыкальной педагогики. Одним из действенных путей оптимизации фортепианного обучения является включение в образовательный процесс групповых фортепианных занятий [1].

Индивидуальный урок – это традиционная и, по мнению многих педагогов-музыкантов, единственно возможная форма проведения занятий по фортепиано. Но история фортепианной педагогики доказывает и нечто иное: начиная с середины девятнадцатого века практиковались занятия, на которых одновременно присутствовало много учащихся. Такие великие музыканты, как Ф. Лист, А. Рубинштейн, Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз и многие другие, проводили занятие с учеником в присутствии других учащихся класса. Теоретические исследования в этой области начались в 20-е годы прошлого века. Именно в этот период неиндивидуальные занятия получили названия индивидуально-групповых или коллективно-индивидуальных. Педагоги и исследователи видели различный потенциал индивидуально-групповых занятий и предлагали следующие варианты их применения – например, проводить в фортепианном классе только групповые занятия, сохраняя, однако, индивидуальный подход к каждому учащемуся (А. Войтоловская, Г. Яковлева), чередовать индивидуальные и групповые занятия (М. Фейгин, Е. Эфрусси, М. Баринова), применять групповые занятия только в начальный период обучения (В. Михелис, Ж. Чистосердова) и т.д. Несмотря на недостаточную разработанность проблемы на тот период и различные подходы к применению неиндивидуальных занятий в фортепианном обучении, исследователи пришли к выводу, что с их помощью можно пробудить интерес к обучению, оптимизировать начальный этап освоения музыкальных знаний, передавать учебную информацию сразу нескольким учащимся.

Временно мы объединим все неиндивидуальные занятия одним термином – «групповые» на основании внешнего, количественного признака, свидетельствующего, что на уроке присутствует больше, чем один учащийся. Виды групповых занятий могут быть различными: мастер-классы, открытые уроки, занятия в малой группе (мелкогрупповые). Главным преимуществом групповых занятий является возможность применения интерактивных методов обучения, организации разнообразных видов деятельности, которые создают условия для решения многих учебных и творческих задач. В то же время современная практика показывает, что групповые занятия применяются сейчас очень редко, в основном в начальный период обучения игре на фортепиано или на семинарах и мастер-классах. Что же затрудняет рациональное использование потенциала неиндивидуальных занятий (групповых и мелкогрупповых) в учебном процессе, если практический опыт педагогов-музыкантов доказал их эффективность? Причиной является, на наш взгляд, недостаточная изученность общих закономерностей и функциональных особенностей индивидуальных и групповых занятий. Это и является целью написания данной статьи.

Понятия – индивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия – относятся к формам обучения, где каждая из форм несет в себе определенный функциональный потенциал. Проанализировав различные определения форм обучения, мы пришли к выводу, что в дидактике преобладают несколько подходов к этому понятию. Так, форма обучения:

1) отражает «внешнее выражение согласованной деятельности учителей и учащихся… классифицируется по различным основаниям, например по количеству обучаемых, месту, где происходит обучение-воспитание, продолжительности занятий и др.» [2, с. 457];

2) обозначает структуру общения между обучающими и обучаемыми [3, с. 73].

Таким образом, одни авторы понимают форму обучения как выражение внешней организации учебного процесса, а другие – как отражение внутренних взаимосвязей, отражающихся в порядке общения и взаимодействия участников процесса. Это противоречие имеет свое объяснение. Дело в том, что в философии понятие «форма» (от лат. forma) рассматривается в разных контекстах: с одной стороны, «форма» обозначает наружный вид, внешнее очертание, «связь данного объекта с другими» [4, с. 363], с другой – употребляется в значении «способа выражения и существования содержания» [4, с. 363]. Функциональные особенности индивидуальных, мелкогрупповых и групповых занятий, по нашему мнению, определяются факторами, составляющими как внешнюю, так и внутреннюю стороны понятия «форма организации обучения». Это:

- количество учащихся, находящихся на занятии;

- характер взаимодействия между всеми участниками;

- уровень обратных связей, складывающихся на занятии.

Данные факторы тесно взаимосвязаны между собой. Обратные связи детерминируются характером взаимодействия. Нет взаимодействия, нет общения, нет и сигналов о правильности понимания учебного материала. В свою очередь, возможность и качество взаимодействия определяются количеством участников учебного процесса.

В связи с действием вышеуказанных факторов складывается своеобразная характеристика каждого из занятий, которая находит свое отражение в следующих проявлениях:

- особенности подачи учебного материала;

- качество усвоения различного учебного материала, в т.ч. формирование умений и навыков;

- уровень обратных связей или контроль за качеством усвоения;

- возможности использования различных методов обучения;

- возможности управления учебным процессом;

- уровень сложности организационной деятельности.

Индивидуальное, мелкогрупповое и групповое занятия в большей или меньшей степени обеспечивают функционирование этих механизмов. Но важнейшим критерием эффективности использования различных форм обучения становится получение оптимального результата при рациональных временных затратах. Допустим, что мы за один урок решили дать навыки начальной игры на фортепиано группе учеников одновременно. Опираясь на собственный педагогический опыт, мы можем прогнозировать, что результат будет отрицательным. Другой пример. В определенный период учебного времени педагогу необходимо передать ученикам одну и ту же информацию (например, начальные теоретические знания). Если педагог повторяет эту информацию каждому ученику на индивидуальном уроке, то он не только затрачивает много времени, нерационально его использует, но и лишен возможности передать знания в более увлекательной форме.

Причиной этих педагогических ошибок является незнание функциональных особенностей индивидуальных и групповых занятий.

Остановимся подробнее на факторах, составляющих функциональные особенности различных форм занятий.

Количественный состав присутствующих на уроке учеников является внешним отличительным признаком индивидуальных, групповых занятий и занятий в малой группе. Количество присутствующих на занятии учащихся зависит от конкретных целей и задач, которые ставит учитель, и прогнозов об их достижимости в данном составе: «постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков» [5, с. 266]. Также количественный состав зависит от возможностей преподавателя по организации учебной деятельности с таким составом учащихся. Не являясь определяющим в понимании сущности занятий (так, несмотря на присутствие слушателей, занятие остается индивидуальным, если цели, поставленные педагогом, касаются только одного ученика), количественный показатель является значимым компонентом процесса взаимодействия, определяет его возможности и потенциал.

На индивидуальном занятии по фортепиано присутствует один ученик, или присутствует группа, но педагогическое воздействие направлено на одного учащегося. Групповые занятия, на основании изучения источников, можно разделить на две подгруппы: 1) группы, в которых присутствуют от шести-семи до нескольких десятков человек (групповые занятия), и 2) группы, в которых работают два-пять человек (занятия в малой группе, или мелкогрупповые).

Взаимодействие мы трактуем как общение участников учебного процесса в результате совместной деятельности и по поводу этой деятельности. Существует несколько видов взаимодействия (прямое, фронтальное, многостороннее, т.е. взаимодействие между всеми участниками занятия, монологическое, диалогическое и др.). В основе всех лежит механизм общения, заключающийся в том, что реальное общение может происходить только в паре или в группе. Чем больше группа, тем реже может высказаться (а значит – и быть выслушанным) каждый член группы при многостороннем взаимодействии. Это приводит к тому, что интенсивность обратной связи снижается, и педагогу становится сложнее определить уровень усвоения материала учащимися.

Проследим, как сопрягаются в теории и практике проведения индивидуальных, групповых и мелкогрупповых занятий факторы количества, взаимодействия и обратных связей.

На индивидуальных занятиях взаимодействие осуществляется в виде диалога с учеником, а чаще - монолога со слушателем, в роли которого выступает ученик. Анализируя индивидуальные занятия, В.П. Сраджев отмечает: «Преподаватель ставит цель перед юным пианистом, объясняет, как лучше ее достичь, и руководит этим процессом. В результате на уроке не только пополняются знания, осознаются новые цели, но и осваиваются технологии их достижения… Достоинства таких занятий – высокая эффективность освоения различных навыков и умений, адресное обретение знаний» [6, с. 22]. При таком виде взаимодействия обратная связь, т.е. информация о точности понимания и осознания, успешности или неуспешности выполнения заданий, осуществляется на глазах педагога, давая ему возможность варьировать применяемые методы работы. Индивидуальное занятие позволяет учитывать уровень подготовки, способностей, личностных особенностей ученика. Но индивидуальные занятия имеют ряд недостатков, которые можно успешно компенсировать на групповых и мелкогрупповых занятиях. Например, всем учащимся знакомо чувство вдруг появившегося волнения, когда в класс, где проходит индивидуальный урок, входит посторонний человек и начинает слушать исполнение. Волнение объясняется отсутствием практики и привычки играть при слушателях. Зачастую активность педагога подавляет формирование самостоятельности учащегося, а преобладание репродуктивных методов служит препятствием к развитию его творческой инициативы.

На групповых занятиях (6-30 человек) субъектом педагогического воздействия становится вся группа, и реализуется в основном фронтальное или монологическое взаимодействие. В музыкальной педагогике, по словам В.П. Сраджева, групповое обучение «чаще всего связано с высокопрофессиональной педагогической работой ведущих или даже выдающихся музыкантов. В его основу положена идея освоения репрезентируемых знаний не одним, а сразу многими слушателями» [6, с. 30]. Именно этот вид групповых фортепианных занятий имеет более чем полуторавековую историю. По свидетельству очевидцев, на этих занятиях присутствовало так много человек, что иногда не хватало места всем желающим. Одна из причин многолюдности занятий крылась в том, что данный количественный состав был оправдан высоким уровнем исходной подготовки слушателей, желанием учеников обогатиться обобщенными музыкальными идеями, касающимися интерпретации, стиля, и, наконец, всего того, что касалось творческих идей самого мастера. А.П. Бородин, описывая занятия Ф. Листа, на которых ему довелось присутствовать в качестве слушателя, отмечал: «Собственно на технику в узком смысле он обращает ужасно мало внимания, а главным образом упирает на передачу характера пьесы, экспрессию. Это объясняется… тем, что за очень редкими исключениями у него все ученики уже с вполне выработанной техникой…» [7, с. 83]. Что касается особенностей взаимодействия на подобных занятиях, то в основном (опираемся на высказывания очевидцев) это было монологическое общение: маэстро выступал перед слушателями. Сохранились воспоминания об уроках выдающихся музыкантов-педагогов Л. Николаева, В. Сафонова, А. Есиповой, Н. Метнера, подтверждающие это. Известный российский пианист В. Крайнев так описывает занятия в классе своего педагога Г.Г. Нейгауза: «Урок превращался в спектакль, благо от "публики" не было отбою. Он (Г.Г. Нейгауз – О.Х.) рассказывал о художниках, читал стихи тут же, по случаю исполняемого произведения, подкреплял словами нужный образ» [8, с. 168]. В нынешнее время эта форма применяется на семинарах, мастер-классах и т.д. Обратная связь на групповых фортепианных занятиях очень слаба или практически отсутствует. Маэстро может обращаться к слушателям, задавать им вопросы, привлекать к участию в процессе, но количество присутствующих не позволяет получить достоверную информацию о качестве понимания и усвоения всеми. Для учащихся-инструменталистов начального периода обучения такое взаимодействие не представляется рациональным и эффективным, т.к. затруднено непосредственное общение, нет времени для формирования навыков, отсутствуют обратные связи и управление осложнено большим количеством учеников.

Занятия в малой группе, или мелкогрупповые (2-5 учеников), «нацелены на воспитание, обучение, развитие нескольких учеников на основе их коллективного взаимодействия» [6, с. 29]. Это наиболее благоприятная форма для использования всех видов взаимодействия, в том числе – многостороннего, при котором осуществляется общение между всеми участниками учебного процесса. Занятия в малой группе по нескольким позициям являются промежуточными между индивидуальными и групповыми. Здесь становится возможным использование сильных сторон как индивидуальных занятий (непосредственное общение, индивидуальный подход к каждому учащемуся, высокий уровень обратных связей, использование положительных сторон репродуктивной деятельности), так и групповых (передача обобщенной информации, экономия времени). Но занятия в малой группе обладают еще, благодаря небольшому количеству учащихся и многостороннему взаимодействию, таким преимуществом, как возможность организации различных видов деятельности, моделирования специальных учебных ситуаций, проведения игр. Слушая и оценивая чужое исполнение, учащийся развивает аналитическое мышление, играя перед товарищами – освобождается от «сценобоязни» и воспитывает эстрадную выдержку [9]. Использование игр значительно активизирует психологические механизмы внимания, интереса, мышления. За счет присутствия нескольких учащихся происходит изменение атмосферы урока, возникает дух состязательности и, как следствие, повышается уровень мотивации. В методической и научной литературе примеры использования мелких групп касаются только начального или школьного периода обучения. И это имеет свое объяснение: задачи начального периода обучения требуют налаживания прочных обратных связей, а это возможно только в небольшой группе. Кроме того, на занятиях в малой группе значительно активизируется взаимодействие учащихся между собой. Описание такого рода взаимодействия мы находим у М. Чегодаевой, Т. Беркман, А. Войтоловской, А. Моздыкова и др. Вот какие положительные стороны занятий они отмечали: «На определенном этапе учебной работы создавалась ситуация, при которой учащийся одновременно выступает в двух ролях: исполнителя и члена компетентного жюри. Показательные выступления ученика с последующим совместным их обсуждением создают прецедент исполнительско-педагогической ситуации» [10, с. 21]. А. Войтоловская отмечала: «…дети, занимающиеся в коллективах, обнаруживают и усиленную эмоциональную восприимчивость, и подражательность, и повышенную работоспособность, и творческую деятельность…» [7, с. 21]. Подобные высказывания мы встречаем и у других авторов.

Таким образом, количество учащихся, присутствующих на занятии, и специфика взаимодействия между ними определяют функциональные особенности индивидуальных занятий и занятий в малой группе (мелкогрупповых). Индивидуальные занятия, для которых характерными являются диалогическое взаимодействие и высокий уровень обратных связей, являются универсальными, незаменимыми в подготовке учащегося исполнительского класса. Но значительно оптимизировать процесс обучения помогут также групповые занятия и занятия в малой группе. Групповые занятия можно рационально использовать в среде профессионально подготовленных учащихся и слушателей для передачи обобщенных знаний. Занятия в малой группе, благодаря многостороннему взаимодействию и высокому уровню обратных связей, отличаются возможностью организации разнообразных видов деятельности, применения активных и интерактивных методов обучения и позволяют решать самые разнообразные задачи обучения и развития учащихся.