Обществу на современном этапе необходимы образованные мобильные люди, которые несут ответственность за судьбу страны; способные к самостоятельному принятию решений, умеющие взаимодействовать друг с другом. Все эти задачи решают инновационные процессы, которые реализуются современным образованием. Одним из подходов к организации образовательной деятельности в настоящее время является метапредметность или метапредметный подход, который реализуется через использование деятельностных единиц содержания, так называемых метапредметов, с помощью которых происходит развитие метаспособов и метамышления. Иноязычная приставка «мета-», синонимичная русским «за-», «над-», придаёт этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное». Мыследеятельностная педагогика берет начало в XX веке и опирается на системно-деятельностный подход и теории развивающего обучения, которые отражены в работах В.В. Давыдова, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и многих др. Автор идеи метапредметности и реализации её в учебной деятельности – Юрий Вячеславович Громыко, доктор психологических наук, директор Института инновационных стратегий развития общего образования. Им и разработчиками метапредметов в качестве деятельностных единиц содержания выделены знание, проблема, знак, задача и другие. Эти метапредметы позволяют формировать и развивать универсальные способы деятельности. Результатами метапредметного образования являются сформированные и реализуемые в практической деятельности универсальные учебные действия [1; 2]. Они в свою очередь представляют собой систему учебных действий учащихся, которая предполагает владение навыками планирования и организации самостоятельной работы по освоению новых знаний и умений не только в рамках учебного процесса, но и в определенных жизненных ситуациях [3].
Следует отметить, что формирование универсальных учебных действий начинается ещё на этапе раннего детства, то есть в дошкольном образовании. Метапредметность помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей. Данный подход формирует представления детей об окружающем мире как о системе знаний, которые выражаются в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство), в свойствах живых организмов (биология) [4].
Метапредметный подход находит отражение в стандартах и программах всех ступеней обучения.
Остановимся на рассмотрении проблемы реализации метапредметного подхода в биологическом образовании на разных ступенях его освоения обучающимися.
В настоящее время биология занимает лидирующее положение в естествознании, играет огромную роль в медицине, гигиене, фармакологии, сельском хозяйстве. Современное биологическое образование опирается на знания и достижения в современной науке и технике.
Современное биологическое образование – это важная составляющая общего образования, составляющая общей культуры человека. Оно призвано формировать личность, которая понимает ценность жизни и несёт ответственность за свою деятельность в природе.
Биологические представления в дошкольном образовании интегрированы с естественно-научной составляющей. Дошкольники познают окружающий мир – в результате чего происходит формирование представлений о живых организмах, о взаимосвязи живого и неживого, развиваются экологические знания и умения. Одним из средств использования метапредметности в дошкольном образовании является технология проектной деятельности. Особенностью этой деятельности в дошкольном возрасте является то, что в силу возрастных особенностей дети не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов. Проектная деятельность в образовательном процессе детского сада носит, как правило, характер трёхстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого, в зависимости от возраста детей. Проекты позволяют формировать метаумения:
- коммуникативные: дети работают в группах, совместно с воспитателями, им помогают родители, вследствие чего формируются навыки общения, умение защитить свою работу, высказать своё мнение;
- личностные – формируется воля, самодисциплина, повышается самооценка;
- регулятивные – развивается умение планировать, контролировать свою деятельность; критическое мышление;
- развивается познавательная сфера.
Это происходит за счёт преобразования информации, установления причинно-следственных связей, анализа, обобщения, классификации, сравнения. Вследствие этого развивается теоретическое мышление. Таким образом, современные стандарты дошкольного образования ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155 задают ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках метапредметного подхода, определяют портрет выпускника с развитыми интегративными качествами.
Развитие метаумений продолжается на ступени начального школьного образования в курсе «Окружающий мир». Дисциплина «Окружающий мир» на начальной ступени обучения играет интегрирующую роль, обеспечивая формирование у детей целостной научной картины мира. Этот учебный предмет включает в себя комплекс знаний о живой и неживой природе, природе веществ и социально-культурной действительности. Фактически данный курс является пропедевтической основой для последующего формирования естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин. Он направлен на формирование патриотических чувств, мировоззренческой позиции, ориентирует ребенка на осознание себя гражданином России [5].
Биологическая составляющая этого курса включает знания о представителях различных групп растений, грибов, животных, об их строении, основных свойствах и этапах развития живого, и взаимосвязях живых организмов между собой и с окружающей средой, влиянии деятельности человека на природу, т.е. включает и экологическую составляющую. Также осуществляется знакомство с организмом человека, с факторами, влияющими на здоровье, продолжается формирование гигиенических навыков. В процессе изучения дисциплины эффективно используются различные формы, методы и приёмы развития универсальных учебных действий: защита проектов, интерактивные уроки, занятия, организованные на базе школьных учебно-опытных участков, экскурсии в парк, музей, уроки в форме круглого стола или конференции и др. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке – это индивидуальная, фронтальная, также можно организовать работу в малых группах по 2-5 человек. Интегрированный характер предметной области «Окружающий мир» позволяет осуществлять межпредметные связи всех предметных линий начальной школы и позволяет выделить метатемы, например «Симметричное тело» (математика – изучение геометрических фигур, биология – строение живых организмов, технология – изготовление изделий симметричной формы), «Организм человека и окружающая среда», «Сезонные изменения в природе» и др. На уроках окружающего мира в рамках метапредметных занятий раскрываются метапредметные категории, которые являются универсальными для любого учебного предмета: определение и понятие; рисунок и схема; знание и информация; цель и задача; роль и позиция; модель и способ; содержание и форма; знание и незнание; порядок и хаос; изменение и развитие; простое и сложное.
Учебный процесс с использованием метапредметного подхода способствует дальнейшему развитию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Современный урок становится метапредметным. Из определения Ю.В. Громыко следует, что метапредметный урок представляет собой современный тип урока, в котором на первый план выходит такая организация учебно-воспитательного процесса, в которой личность ребёнка получает возможность всестороннего изучения объектов и явлений природы [4].
Организация метапредметного урока в школе требует от учителя хорошего знания материала традиционных учебных предметов, умения грамотно перестраивать учебный материал вокруг деятельных единиц содержания, использовать разнообразные методические формы и приёмы, быть готовым к импровизации, понимать, какие базовые способности учащихся на данном занятии развиваются.
Биология как учебный предмет играет важную роль в познании обучающимися законов природы, в формировании естественно-научной картины мира, в осуществлении связи между формированием теоретических знаний о мире и применением их в повседневной жизни, навыков здорового образа жизни и элементарных правил оказания первой медицинской помощи, а также в воспитании экологической культуры.
Реализация учебного процесса по биологии с учетом стандартов нового поколения позволяет обучающимся усвоить ключевые биологические компетенции и понять роль и значение биологии среди других наук о природе.
Сформированные и реализуемые учащимися в учебной деятельности и повседневной жизни универсальные учебные действия – это важнейшая задача биологического образования. Универсальные учебные действия являются главным средством к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. В основной школе на уроках биологии и во внеурочной работе при грамотной организации учебного процесса продолжается формирование коммуникативной, личностной, мотивационной и других сфер учеников. Метапредменые умения развиваются при помощи использования интерактивных технологий обучения, которые отвечают требованиям стандарта по развитию универсальных способностей. К таким технологиям можно отнести технологии продуктивного или осмысленного чтения, решение проблемных задач, работу над проектом, дебаты, диспуты, дискуссии и др. Осмысленное чтение подразумевает опору на понимание содержания читаемого материала. Приёмы, которые позволяет реализовать данная технология, – необходимое условие успешности обучения любому школьному предмету. Например, работая с текстом учебника, можно просить учащихся ставить вопросы к абзацам; находить в тексте описание объекта к рисунку в учебнике; искать ключевые слова, объединять их в схему; составлять набор понятий темы; писать план; делать опорный конспект; преобразовывать текст в таблицу; создавать диаграммы и др. После прочтения текста можно давать работу по составлению синквейна, написанию эссе, составлению проблемных вопросов, заполнению «слепых» таблиц и др. Приобретаемые навыки работы с информацией очень важны для формирования информационной культуры личности. Так, при обращении к интернет-источникам важно научить детей понимать, что информация должна подвергаться критическому осмыслению. Необходимо, чтобы сам учитель имел навыки общения с интернет-ресурсами. Работа по формированию информационной культуры учащихся должна быть систематичной. Навыки работы с поисковыми системами, с приёмами извлечения информации и её техническим редактированием учащиеся получают на уроках информатики. Грамотная презентация информации на занятиях по биологии – это показатель самостоятельной деятельности ученика. При работе с интернет-ресурсами важно, чтобы учитель тщательно изучил определённые сайты и информацию, которую они предлагают, прежде чем рекомендовать её для изучения ученикам. Если школа имеет возможность выхода в Интернет, то можно организовывать уроки по работе с информацией с использованием поисковых систем, с просмотром видеоуроков, учебных фильмов, презентаций. Сформированное у учащихся умение самостоятельно вести поиск информации, анализировать её, даёт возможность применять в учебном процессе такие интерактивные технологии, как дискуссии, дебаты и диспуты. Эту формы работы можно применять как на уроке, так и во внеурочное время. Данные технологии позволяют коллективно обсудить какой-либо вопрос или проблему и сопоставить идеи, мнения, предположения. Ценностью дискуссии является то, что знания учащихся, полученные при обсуждении различных точек зрения, при выдвижении гипотез, обмене мнениями, суждениями, становятся личностными, более прочными и убедительными. Привлекать к таким формам работы можно не только учащихся старших классов, но и среднего и начального звена. Такая работа развивает критическое мышление, познавательные и исследовательские умения. Дискуссии и дебаты выстраиваются вокруг метапредметных категорий: «Знание и незнание»; «Знание и информация», «Роль и позиция». На уроках анатомии человека возможно обсуждение вопросов, касающихся здорового образа жизни, организации правильного пищевого поведения, использования сотовых телефонов, гаджетов и их влияния на организм человека и др. В курсе общей биологии дискуссионными являются вопросы экологического содержания, некоторые вопросы из области генетики, теории эволюции, биотехнологии.
Реализация метапредметного подхода в высшем профессиональном образовании способствует подготовке компетентного, квалифицированного бакалавра и специалиста такого уровня и профиля, который способен к продуктивной работе по специальности, готов к непрерывному профессиональному росту, социальной, культурной и профессиональной мобильности. Метапредметный подход в высшем образовании с биологическим направлением подготовки продолжает реализовываться в дисциплинах естественно-научной направленности с биологическим содержанием, например: «Естественно-научная картина мира», «Биологическая химия», «Теория эволюции», «Социальная экология» и др. В образовательной деятельности вуза преподавателями используются различные интерактивные технологии: технология развития критического мышления, диспуты, конференции, семинары, кластеры, мозговой штурм, деловые игры и др. Использование данных технологий обучения предполагает высокий уровень сформированности универсальных учебных действий у студентов и умение использовать их в организации своей учебной деятельности и профессиональной сфере. Особенностью вузовского обучения является то, что студентам приходится самостоятельно перерабатывать большой объем научной информации, требуются навыки реферирования, схематизации и моделирования учебного материала, алгоритмирования учебного содержания. Перед преподавателями вуза стоит проблема развития способностей каждого студента, достижения им как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. В образовательном стандарте заложены ориентиры на формирование у обучающихся ключевых компетенций, которые обеспечат им гибкость и адаптивность в быстро изменяющемся мире [6].
Таким образом, обобщая изложенное выше, полагаем, что личность ребёнка, его планомерное развитие становится приоритетным в процессе образования и воспитания, что основными инструментами достижения таких результатов выступают метаспособы и метазнания, определяющие инвариантную основу образовательного и воспитательного процесса. Именно в результате сформированности метапредметных (универсальных) учебных действий расширится кругозор личности обучающегося, личности, способной самостоятельно и продуктивно мыслить, успешно осваивать изучение различных наук, грамотно организовывать своё самообразование. Человек оказывается готов к эффективной трудовой деятельности в своей профессиональной сфере и возможности перехода между отраслями, сохраняя востребованность на рынке труда [7].
Для обоснования состава универсальных учебных действий, определения их функционала потребовалось глубоко изучить психологические и возрастные особенности личности ученика на разных ступенях образования (исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина и др.), изучить вопросы преемственности формирования и развития основных учебных действий.
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы [8]. Обеспечение преемственности не должно игнорировать задач по целенаправленному формированию универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных.
Необходимо учитывать, что самым острым образом проблема преемственности обозначается при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования и в процессе перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Необходим мониторинг метапредметных достижений и воспитанников дошкольных учреждений, и учащихся начальной школы, и выпускников школы, который позволит проанализировать уровень владения основными компетенциями, определёнными стандартом на каждой ступени образования, и определит в дальнейшем выбор стратегии по развитию универсальных учебных действий на новом уровне. Это требует разработки системы инструментов, которые позволили бы всесторонне изучить вопросы формирования и развития метаумений детей и учитывать эти результаты при переходе с одной образовательной ступени на другую.