Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ART AS ONE OF MEANS OF DEVELOPMENT OF AESTHETIC QUALITY OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

Mamedova L.V. 1
1 Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova"
In the studies of teachers and psychologists it is pointed out that the period of junior school age is one of the most crucial from the point of view of aesthetic education and the formation of a moral and aesthetic attitude to reality. It is necessary to take into account what kind of eyes the younger schoolchildren see the world around them and what emotions they experience from what they see. Since all this will contribute to aesthetic development, namely: the level of aesthetic knowledge that is necessary, both for the creation of artistic works, and for the development of figurative language tools, the expansion of vocabulary; aesthetic attitude, which is expressed in the indifferent, emotional, imaginative perception of these works and the aesthetic needs of primary school students. In this paper, the results of the study are presented. The relationship between art and aesthetic education is shown. The methods and techniques used by us in the work are described. The comparative analysis of primary and final diagnostics is carried out.
diagnostics
aesthetic education
junior schoolchildren
art
aesthetic feelings
aesthetic taste
needs

На современном этапе развития образования особое внимание уделяется развитию у детей младшего школьного возраста эстетических качеств. Эстетическое воспитание  является важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, гармонизирует и развивает духовные способности младших школьников, необходимые в различных областях творчества. Кроме формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует «формированию нравственности  школьника, расширяет его познания о мире, обществе и природе» [1, с. 341].

Б.Т. Лихачев отмечал, что период младшего школьного возраста «является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [2, с. 203].

Проведенный анализ педагогической и методической литературы показал, что одним из основных средств эстетического воспитания младших школьников является искусство [2-4]. С помощью искусства можно развивать эстетические знания, эстетическое отношение, эстетическую потребность, вкус ребенка, а также формировать направленность интересов, развивать способность творить. Необходимо отметить, что искусство учит не только слушать и смотреть, но и «слышать, и видеть, а значит чувствовать» [5, с. 38].  

Таким образом, исходя из выше сказанного, целью нашего исследования являлось исследовать особенности развития у детей младшего школьного возраста эстетических качеств средствами искусства.

Данное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе была проанализирована и обобщена педагогическая литература по теме исследования.  В результате проведенного нами теоретического анализа педагогической и методической литературы было установлено, что проблема эстетического воспитания волновала многих выдающихся педагогов и психологов, таких как: Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко, Б.М. Неменский и многих других. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества. Анализируя сущность и понятие эстетического воспитания, можно говорить о том, что  именно эстетическое воспитание влияет на становление творчески развитой личности младшего школьника, которая способна ценить красоту окружающего мира.

Таким образом, в младшем школьном возрасте воспитываются такие качества, как эстетический вкус, идеал, оценка, эстетические чувства, которые способствуют эстетическому воспитанию всесторонне развитой личности.

Обобщая педагогический опыт учителей начальных классов РФ и РС (Я) по эстетическому воспитанию, можно сказать, что воспитать духовную, богатую, творчески направленную личность возможно только в системе постоянного воздействия на нее.

Педагоги в своей работе применяют разнообразные приемы и формы работы по эстетическому воспитанию младших школьников:

1) прием киноискусства включает в себя смежные области искусства, такие как: карикатура, плакат, книжная иллюстрация, живопись, музыка, кукольный театр (Г.В. Караваева, доцент кафедры ПиМНО, г. Глазов);

2) кружок «Дизайн-школы – природа и фантазия» основан на использовании различных технологий: перья птиц, пластилин, гуашь, скорлупа орехов (Е.Б. Филиппова, Ундино-Посельская СОШ, с. Ундино-Поселье);

3) программы эстетического воспитания младших школьников через традиции, обычаи, культуру (О.В. Соколова, СОШ № 37, г. Орел; Е.И. Вологина, СОШ № 1, г. Ленск);

4) форма интегрированных занятий ИЗО с использованием компьютерных технологий состоит из овладения младшими школьниками работы с графическим редактором, выполнения несложных рисунков (Л.Н. Дьяконова, СОШ № 56, г. Оренбург);

5) использование музыкального сопровождения на занятиях по изобразительному искусству (Е.Н. Тимошенко, СОШ № 3, г. Абакан);

6) нетрадиционные приемы в работе на занятиях ИЗО («Притирание», «Изображать можно пятном», «Печатка») использует Г.Д. Фролова, СОШ № 15, с. Казинка;

7) декоративно-прикладное искусство (О.В. Бабарыкина, СОШ № 2, г. Нерюнгри; Т.М. Макарова, СОШ № 15, г. Нерюнгри); сказка как форма декоративно-прикладного искусства (Е.Е. Николаева, Конарская СОШ, с. Конарское);

8) занятия, направленные на эстетическое воспитание через окружающий мир, включают в себя развитие  эстетических чувств, способствующих установлению гармонического отношения к природе (Т.А. Никифорова, СОШ № 46, г. Екатеринбург);

9) интеграция учебной и внеучебной работы позволяет всесторонне развивать личность младшего школьника (Л.В. Аюрова, СОШ № 1, г. Якутск);

10) форма интегрированных занятий эстетического цикла: изобразительного искусства, музыки и литературы (О.С. Власова, СОШ № 18, г. Нерюнгри).

Опираясь на разработанные методические пособия, программы, мы пришли к выводу, что  у младших школьников есть интерес к искусству. Именно посредством искусства ребенок узнает мир, учится видеть прекрасное, оценивать его.  Кроме того, искусство как средство эстетического воспитания обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности, таких как вкус, идеал, эстетические чувства.

На втором этапе исследования был подобран и апробирован во 2 классе гимназии  Алданского района психолого-педагогический комплекс диагностических методик, включающий в себя:  «Анализ эстетических интересов и направленности учащегося» (Н.И. Шевандрин) [6];  «Диагностики эстетических способностей детей» (И.Е. Домогацкая) [7];  «Анализ эстетической потребности в самостоятельном художественном творчестве и в общении с искусством» (О.А. Шаграева) [8]. Диагностика проводилась с целью определения начального уровня развития у детей эстетических интересов, знаний, отношений и потребности.

По методике Н.И. Шевандрина из 25 учеников высокий уровень эстетических интересов показали 32% учащихся. У 5 детей отмечен средний уровень эстетических интересов - 20%. Остальные учащихся показали начальный уровень - 48%.

По методике И.Е. Домогацкой высокий уровень эстетических знаний показали 3 школьника, что составляет 12% от общего числа учащихся. Средний уровень эстетических знаний  выявлен у 7 детей - 28%. Эти школьники знакомы с основными  цветами спектра, смогли назвать несколько фамилий художников, назвали некоторые жанры искусства (портрет, пейзаж, натюрморт). Остальные же 15 учащихся данной группы показали начальный уровень знаний.

По методике О.А. Шаграевой высокий уровень эстетической потребности отмечается только у 7 учеников – 28%. На среднем уровне 5 детей испытывают потребность в искусстве – 20%, начальный уровень отмечен у остальных ребят - 52%. Эти ученики не испытывают потребности к тем видам деятельности, которые имеют отношение к искусству, творчеству.

Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу о необходимости разработки и апробации в экспериментальной группе занятий, включающих в себя метод арт-терапии (традиционные и нетрадиционные техники изотерапии, элементы музыкотерапии), направленных на развитие у второклассников экспериментальной группы эстетических качеств и знаний, воспитание у детей бережного отношения к окружающей действительности и стремление вносить элементы прекрасного во все стороны своей жизни.

Основой построения занятий служили принципы, выделенные И.Я. Лернером [9, с. 55]:

1) принцип ориентировки в зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида изобразительного искусства;

2) принцип приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания;

3) принцип целостного и аналитического подхода к художественным явлениям;

4) принцип ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

В таблице представлено тематическое планирование занятий.

Тематическое планирование занятий

Тема и цель раздела

Темы занятий

Методы и техники

Раздел 1: «Соотношение цвета и пропорции»

Цель: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве; учить детей правильному цветовому подбору; развивать чувство пропорции, размер в изображении; воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке

1.   Беседа «Что такое красота?»

2.   Знакомство со спектрами цвета + вспомогательные тона.

3.   Беседа «Мир искусства»

 

Беседа; чтение и анализ сказки «О царевне Несмеяне»; прием рисование по представлению; исследовательский метод; музыкотерапия (прослушивание голосов птиц, шелест листьев и т.д.)

Раздел 2: «Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства»

Цель: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства; воспитать у детей интерес к народному творчеству, культуре и традициям России; развивать эстетические знания; формировать положительное отношение к народному творчеству

1.   Виды декоративной росписи.

2.   Декоративный рисунок «Хохлома»

Творческий проект; музыкотерапия (прослушивание русской народной музыки); приемы «Верховое письмо» и «Фоновое письмо»; применение визуальных средств

 

Раздел 3: «Календарные времена года (Осень, Зима)»

Цель: показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить детей наблюдать за красотой осенней и зимней природы; воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке; способствовать формированию чувства красоты; развивать эстетический вкус, техническое и художественное мышление;  формирование умения самостоятельно находить решение технических и художественных задач, отвечающих заданному условию; формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни

1.      Листопадный дождь.

2.     Осенняя пора.

3.      Зимняя сказка.

4.      Зимние волшебные сады (сказочные морозные узоры, новогодняя снежинка)

 

 

Беседа по содержанию стихотворения Романа Ругина «Береза»; музыкотерапия (прослушивание шелеста листьев, крика улетающих журавлей; звуков дождя, грозы, метели, бури; музыкальных композиций  Э. Грига); метод анализа репродукции заснеженного леса И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»;  техника рисования с аппликацией с применением сухих листьев и цветов; прием  «Ниткография»; приемы «Рисование свечкой», «Рисование ластиком», «Рисование по клею ПВА»

 

Раздел 4: «Флора и фауна»

Цель: развитие чувственно-эмоционального восприятия явлений природы; развитие эстетических знаний, вкуса, эстетического отношения к окружающей действительности; воспитывать бережное отношение к животному миру; развивать эстетическую потребность

1.    Основы современной флористики.

2.    Чешуекрылые.

3.    Вещая Гамаюн-птица.

4.Пингвинья стая.

5.     Обитатели морского дна

Беседа; прием: рисование + лепка; прием «Рисование солью», музыкотерапия (прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского «Баркарола», «Юмореска» и «Звуки природы» «Шум дождя»;  аудиозаписи К. Сен-Санса «Карнавал животных; прием «Рисование углем» + перья; просмотр и обсуждение видеофильма об Антарктиде; чтение книги Г. Снегирёва «Про пингвинов»; техника папье-маше; техника «Оригами + прием аппликации»;  прием «Рисование мыльной пеной»

 

При составлении занятий и подборе приемов и техник учитывался принцип от простого к сложному. Поэтому занятия строились по трем ступеням.

На первой ступени работы с детьми применяли наиболее  простые виды нетрадиционных техник изображения. Например, рисование нитками, под музыку, рисование углем, рисование солью, рисование ластиком.

На второй ступени работы знакомили детей с такими техниками и приемами изотерапии, при использовании которых необходимо смешивать краску с другими материалами. Например, с  мыльной пеной, с воском или парафином; нанесение  одного изобразительного материала на другой и т.д. На этой ступени школьники учились ориентировочно-исследовательским действиям, осваивали способы работы с нетрадиционными материалами, учились различным видам нанесения краски.

На третьей ступени работы на занятиях использовались смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. Для коллективных работ использовались комбинированные виды изобразительной деятельности: рисование и лепка; рисование и оригами; техника пластилиновой картины; рваная аппликация и т.д. [10, с. 61].

На третьем этапе исследования была проведена итоговая диагностика.  Изменения уровня эстетического развития младших школьников отслеживались по тем же показателям, что и на предыдущих этапах: высокий, средний и начальный уровни. Для осуществления итоговой диагностики мы применили те же методики, что и на первом этапе эксперимента. Контингент учащихся остался неизменным.

Сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику уровня эстетического развития в экспериментальной группе, а именно повышение уровня эстетических интересов, эстетического отношения, знаний и эстетической потребности.

Итак, по методике Н.И. Шевандрина «Анализ эстетических интересов и направленности учащегося» высокий уровень увеличился на 28% по сравнению с первичной диагностикой; средний уровень отмечается у 30% учащихся; количество детей на низком уровне уменьшилось на 38% и составляет 10%.

По методике И.Е. Домогацкой «Диагностика эстетических способностей детей» низкий уровень отсутствует; увеличился средний уровень на 32%, а высокий уровень на – 28%.

По методике О.А. Шаграевой «Анализ эстетической потребности в самостоятельном художественном творчестве и в общении с искусством» начальный уровень выявлен у двоих детей; высокий уровень эстетической потребности отмечается у 15 школьников – 60%; средний уровень наблюдается у 32% учащихся, в сравнении с результатами первичной диагностики увеличился на 12%.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что  эстетическое воспитание - это развитие умения чувствовать, понимать, любить прекрасное во всех проявлениях действительности, в природе, искусстве, отношениях между людьми.

Описанные нами в данной работе методы арт-терапии, приемы и техники выполнения работ способствуют развитию у детей таких эстетических качеств, как эстетический вкус, оценка, восприятие. Следовательно, изобразительное искусство может выступать одним из средств эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и способствовать чувственному восприятию и пониманию природы творческой деятельности человека.