Актуальность. В условиях растущих требований к специалистам среднего медицинского звена в практическом здравоохранения, требуется новый уровень подготовки специалистов со знаниями научных достижений в медицине. С учётом трёх путей развития карьеры для выпускников медицинских колледжей: исследователи НИИ, клинические лаборанты, лаборанты поликлиник, ассистенты врача - студенты колледжа должны иметь представление о работе исследователя, клинициста и ученого, а также клинициста-учёного. При этом лучше освещены вопросы организации научной работы студентов медицинских вузов на фоне практического отсутствия таковой подготовки у студентов медицинских колледжей. В условиях старения населения возрастает проблема подготовки высококачественных профессионалов, способных решать задачи сохранения и продления социально значимой активности геронтологических групп пациентов. Назрела необходимость повышения уровня подготовки не только практических навыков и клинического мышления, но и знания в области последних научных достижений. Современный уровень технических разработок, используемых в практическом здравоохранении, требует не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и знаний, понимания, адекватной оценки их патогенетического обоснования применения. Всё это может быть реализовано через привлечение обучающихся к участию в научной исследовательской работе.
Цель. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских колледжей для повышения уровня и качества подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена в практическом здравоохранении.
Задачи
- Повышение мотивации к изучению научных достижений в медицине через организацию производственных и преддипломных практик на базах медицинских учреждений с высоким уровнем технического оснащения современным оборудованием.
- Повышение мотивации к самостоятельной научной исследовательской работе на основе изучения современного состояния и организации лечебной работы в учреждениях практического здравоохранения высокоразвитых стран.
- Повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся в медицинских колледжах через создание студенческого научного общества.
- Привлечение обучающихся под руководством ведущих преподавателей к научно-исследовательской работе. Обсуждение и анализ современных достижений в медицине через организацию научных студенческих фестивалей, конференций, дискуссий.
Материал и методы. Материалом для исследования послужили данные современной зарубежной и отечественной научной литературы, на основе которой был проведён анализ состояния вопроса научных исследований в медицинских колледжах.
Результаты собственных исследований. Steadman P.E. et al. (2015) утверждают, что на основе оценки потенциальных возможностей студентов при выполнении профессиональных обязанностей можно в рамках этого круга специалистов выделить группы для включения в перспективные научные исследования [1]. Это позволит в рандомизированных исследованиях охватить весь спектр пациентов для анкетирования и других видов анализа. Анализ доступной литературы и собственные наблюдения показывают, что научные исследования должны проводиться уже на этапе освоения программ школьного обучения. Это подтверждают и данные исследований Knopke H.J., Northrup R.S., Hartman J.A. (1986), которые провели эксперимент в нескольких школах Алабамы с мотивацией школьников на дальнейшее обучение в медицинских колледжах и вузах, выяснили, что эти группы школьников показывают при окончании обучения более высокие результаты по базовым знаниям, а также по результатам вступительного тестирования и возможностям к дальнейшему привлечению к научной работе [2]. Было отмечено, что большинство школьников и студентов, имеющих опыт научно-исследовательской работы, в своих ответах в большей степени отражают научную составляющую философии школы и колледжа, показывают более высокий уровень знаний. В связи с отсутствием научной составляющей в стратегии подготовки к экзаменам, назрела необходимость провести факторный анализ влияния участия в научной работе студентов медицинского колледжа на результаты выпускных экзаменов специалистов [3].
Знание научных проблем и понимание путей их решения способствует лучшему пониманию естественно-научных предметов. Преданность науке и длительная работа в научной сфере, осознание того, что активное участие в медицинских проектах - это редкая и бесценная возможность развивать свои навыки будущего врача-учёного, повышает конкурентную способность и даёт расширение возможностей трудоустройства. Анализ доступной нам литературы по организации научно-исследовательской работы студентов медицинских колледжей показал, что парадигма в разработке и реализации научно-исследовательской работы основана на формировании навыков и умений, недостаточных на современном уровне для повышения конкурентной способности и соответствующего уровня компетенций для современного специалиста среднего звена в практическом здравоохранении [4]. Все требования к уровню подготовки специалистов сосредоточены на реализации знаний и умений, навыков, дающих недостаточный уровень компетенций. Современный специалист среднего звена должен владеть более широким спектром современных научных знаний, должен иметь представления о научных достижениях в сфере медицины и научной техники [5]. Назрела необходимость проведения практических занятий и лекционных курсов с привлечением специалистов, представляющих научные лаборатории и научно-исследовательские организации. Также требуется решение вопроса организации факультативного прохождения производственных практик на базе научных учреждений и лабораторий при ЛПУ. В результате внедрения научно-исследовательской работы в дополнение к учебному процессу мы достигли того, что появилась возможность отбора наиболее одаренной для научных исследований молодежи и подготовки ее к научной деятельности. Также работа в этом направлении способствует повышению мотивации всех студентов к научному поиску и решению многих медицинских вопросов в соответствии с нуждами практического здравоохранения и продолжения повышения уровня профессиональной подготовки. Реализация осуществляется через получение высшего медицинского образования, а наиболее одарённых студентов в дальнейшем - через поступление в аспирантуру [6]. Научные исследования студентов медицинского колледжа часто служат отправной точкой для последующей работы в лаборатории в рамках государственных научно-исследовательских проектов, поэтому большое внимание должно быть уделено студенческим научным поискам, что позволит студентам индивидуально разрабатывать и внедрять процессы и методы научного познания [7].
Мы считаем, что требуются собственные модели организации научных исследований на базе медицинских колледжей с учётом наработанного опыта Ассоциации американских медицинских колледжей, которая играет ведущую роль в поддержке развития и эволюции академической медицины и медицинской науки в Северной Америке, которые подвергаются высокой скорости изменений [8].
С учётом роли дистресса терпимости в отношениях между студентами в ранний период после поступления и их адаптации к новым условиям жизни недостаточные как самоконтроль, так и контроль со стороны взрослых, возможность развития алкогольных проблем и наркомании среди молодёжи для ухода от окружающей действительности и мнимого повышения самооценки, неадаптивные когнитивные схемы могут быть одним из факторов, исключающих риски, связанные с развитием наркомании и алкоголизма. Однако механизм, лежащий в основе этой ассоциации, на современном этапе остается неясным, отсутствует исчерпывающая достаточная стратегия разработки профилактических мер. Знание и понимание реакции организма на эмоциональный стресс могут играть важную роль в регулировании характера этой связи и служат фундаментальной основой для разработки методов ухода от этих серьёзных проблем через привлечение студентов к научной исследовательской работе. Главной составляющей при этом в условиях недостаточной лабораторной базы может служить работа с научной литературой. Это даст для студентов не только представления о научных проблемах, которые предстоит решить, но и понимание значения научных достижений в практическом здравоохранении. Научная деятельность, связанная с находками по литературным данным, ранее неизвестным и решаемым научной командой, позволяет повысить самооценку студента, облегчит его адаптацию к новым условиям в рамках первых этапов обучения, а также даст дополнительную мотивацию к более глубокому изучению исследуемых вопросов по изучаемым дисциплинам. Работа в научной команде развивает коммуникабельность, умение не только общаться на более высоком уровне, но и потребность делиться полученной дополнительной информацией.
Результаты анализа данных литературы и собственных наблюдений свидетельствуют о пределах терпимости и устойчивости к стрессовой ситуации студентов младших курсов колледжа, при этом всё зависит от частично опосредованных отношений между схемами заброшенности, имеет значение и недостаточный самоконтроль при проблемах с алкоголем.
Модифицируемый и провоцируемый условиями первичной адаптации студентов первых курсов к самостоятельной жизни фактор риска развития проблем алкоголизма и наркомании может быть исключен применением эмоциональных стратегий регуляции и контроля через привлечение молодёжи к научной деятельности. Это может служить и более эффективной профилактикой и основой успешного лечения при проблемах развития алкоголизма и наркомании среди молодежи, профилактической мерой для предупреждения суицидов.
Исследования, посвящённые анализу данных по привлечению студентов к исследовательской работе в 9 университетах, показали, что демографические и поведенческие переменные, связанные с уклонением от психологической помощи, когда это необходимо, в группах, занятых исследовательскими проблемами, отличаются от данных по студентам, не участвующим в научной деятельности. Эти группы не только меньше нуждаются в консультационных услугах, но и формат консультационных услуг существенно отличается от запросов студентов, не занятых научной деятельностью. В дальнейшем молодые учёные способны дольше работать без отрыва от учебы. Решение вопроса занятиями в студенческих научных обществах можно реализовать через вовлечение студентов посредством кураторской работы. В научной команде общность интересов, общность разгадки научных проблем индуцируют новый уровень общения и взаимодействия между представителями молодёжи.
В организации научных исследований молодыми учёными следует учитывать многие нелогичные и даже непредсказуемые факторы, которые могут играть важную роль в открытии новых направлений исследований. Они могут включать вопросы эмоциональных решений, лабораторных артефактов, воздействия непредвиденных экзо- и эндофакторов, незапланированные взаимодействия с другими учеными из смежных областей наук. Опираясь на личный опыт, сделан вывод о том, что воздействия таких факторов, часто нелогичных, могут быть значительными в плане получения новых данных [9].
Заключение. Существующие ограничения в традиционных подходах к обучению студентов медицинских колледжей свидетельствуют о недостаточном образовании молодёжи в плане освоения знаний в области научных исследований и привлечения их к научным разработкам [10]. Значение привлечения студентов медицинских колледжей к научной и исследовательской работе на современном этапе медицины диктует необходимость внедрения этих вопросов в учебный процесс. Реализация возможна через внедрение элементов научного поиска в учебный процесс [11]. Также это возможно не только через создание студенческих научных обществ и дискуссионных клубов, научных фестивалей, но и через волонтёрскую помощь ведущих учёных, имеющих и разрабатывающих собственные научные направления, имеющих выдающиеся достижения в области медицины или передовые медицинские технологии, для чтения лекций студентам медицинских колледжей [12]. Студенты, интенсивно участвующие в научно-исследовательской работе, не только приобретают высокую социально-научную значимость, повышают свою личностную оценку, но вовлечение в научную работу является реальной действенной профилактикой от суицидов, распространённых в настоящее время в высокоразвитых капиталистических странах [13]. Активный и хорошо организованный подход к стимулированию студентов медицинских колледжей к участию в научных исследованиях позволяет повысить число студентов, принимающих решения участвовать в исследованиях в дальнейшей их работе, и в конечном итоге увеличит количество врачей-ученых [14]. Кроме этого, студенты должны быть мотивированы через информационные, образовательные и коммуникационные кампании. Предлагаемая нами модель подчеркивает 3 этапа: планирование, реализацию и оценку научной деятельности студентов медицинских колледжей [15].
Глубокий подход к обучению и его результатам в целях успешной сдачи экзаменов должен включать корреляцию между баллами за научную работу и академические успехи. Это даст не только новый потенциал в стиле обучения студентов, следует отметить, что потребуется серьёзная доработка, прежде чем он будет одобрен, как вариант, для общего использования. Разработка национальных прагматических клинических и научных исследований для студентов медицинских колледжей имеет ключевое значение для понимания эффективности повышения уровня образованности среднего медицинского звена через включение в образовательные программы и в контроль качества подготовки выпускаемых специалистов вопросов, дающих представление о последних научных достижениях и диктующих освоение основ участия в научной работе НИИ и вузов, а также лечебных учреждений.
Наши наблюдения следует продолжать для решения вопросов влияния стрессов при отсутствии этнической идентичности и духовности для использования в рамках контроля и регуляции психического здоровья среди студентов колледжа. Анализ результатов показывает, что уровень психического здоровья отрицательно коррелирует с духовностью и не охваченностью в плане научных исследований. Несмотря на то что имеются данные о том, что этнические общины и религиозная принадлежность не влияют на решение проблем общения среди студентов, тем не менее многофакторный дисперсионный и регрессионный анализы показали, что этническая и религиозная принадлежности прогнозируют необходимость использования различных методов привлечения студентов к научной деятельности. Эти решения являются обнадеживающими для повышения конкурентной способности студентов колледжа на рынке труда, однако данные о масштабах проблемы и потенциальные последствия этих парадигм необходимы для того, чтобы выпускники медицинского колледжа имели более широкий спектр профессиональных возможностей, в том числе прохождения карьерного пути исследователя в научном проекте.