Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENT IMPLEMENTATION OF THE CONTENT OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF WEAKLY DEVOTED SCHOOLCHILDREN

Shatunov D.A. 1 Martynova V.A. 2 Semenov D.A. 1 Kornev O.A. 3
1 FGAOUVO "Kazan Federal University"
2 FGAAOUVO "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism"
3 FGAOUVO Kazan Medical University
The work deals with the organizational and pedagogical conditions in the framework of adaptive physical education for students who are hard of hearing. In order to identify the organizational and pedagogical conditions aimed at increasing the effectiveness of the content of adaptive physical education for hard of hearing students, we conducted an analysis of scientific and methodological literature on the direction of research and pedagogical practice. Analysis of scientific and methodological literature showed that the process of physical education is built without taking into account the physical and mental development of children of primary school age. We have identified and proposed conditions under which the training process of this contingent will be effective. The effectiveness of the organizational and pedagogical conditions of the qualitative functioning of the content of adaptive physical education of pupils with hearing impairment was revealed by means of a comparative analysis of the physical preparedness and level of anxiety of pupils of experimental and control groups of primary school age with hearing impairment.
physical culture
pedagogical conditions
hard-of-hearing children

По данным Всемирной организации здравоохранения (2015), более 360 миллионов человек страдают от частичной или полной потери слуха, из которых 32 миллиона – дети в возрасте до 15 лет. Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. Наблюдаемая тенденция вызывает беспокойство педагогов, потому как полное или частичное отсутствие слуха препятствует общему развитию ребенка и его социальной адаптации [1]. К сожалению, современная медицина бессильна в борьбе с нарушениями слуха. В связи с этим практически значимыми являются ранняя диагностика и развитие системы учебно-воспитательной работы с данной категорией детей. В сложившейся ситуации эффективным направлением деятельности общеобразовательных учреждений в развитии ребенка с патологией слуха выступают своевременная педагогическая коррекция, в том числе и посредством физического воспитания [2].

В связи с этим в России и за рубежом уделяют серьезное внимание научным разработкам, направленных на повышение эффективности физического воспитания глухих и слабослышащих детей [3-6].

Вместе с тем учеными и специалистами не всегда принимается во внимание то, что глухие и слабослышащие дети при выполнении физических упражнений могут компенсировать нарушения слуха благодаря интенсификации деятельности зрительного анализатора. Как следствие, недооценивается педагогический потенциал наглядного метода обучения с опорой детей на зрительные сигналы и ориентиры [7].

Поскольку нарушения слуха обусловливают качественное своеобразие физического и психического развития детей младшего школьного возраста, то это должно учитываться при организации процесса адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха и дополнением данного процесса организационно-педагогическими условиями, повышающими его эффективность. Такие условия должны создавать комфортную среду для коррекции физического и психического развития воспитанников.

Выше изложенное определяет цель работы, которая заключается в выявлении организационно-педагогических условий эффективной реализации содержательного компонента программы по адаптивному физическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Методика исследования

Анализ научной литературы и педагогической практики указал на недостатки физического и психического развития детей с нарушением слуха [8-10]. Для эффективной коррекции отстающих показателей физической подготовленности и снижения тревожного состояния учащихся экспериментальных групп образовательный процесс адаптивного физического воспитания был дополнен организационно-педагогическими условиями, направленными на эффективное усвоение материала в рамках данного процесса.

Формирующий педагогический эксперимент осуществлялся на протяжении одного учебного года со школьниками экспериментальных групп (ЭГ1 – девочки 7-9 лет с нарушением слуха; ЭГ2 – мальчики 7-9 лет с нарушением слуха). В отличие от школьников экспериментальных групп, их сверстникам из контрольных групп (КГ1 – девочки 7-9 лет с нарушением слуха; КГ2 – мальчики 7-9 лет с нарушением слуха) в процессе адаптивного физического воспитания таких условий не создавалось.

Повышение организационного компонента адаптивного физического воспитания осуществлялось путем применения на уроках адаптивной физической культуры зрительных сигналов, которые служили в качестве ориентиров для выполнения упражнений, в частности начала выполнения и момента его окончания. В целом данный подход позволял повысить моторную плотность урока, уровень внимания учащихся, организацию и дисциплину на уроке, а также разнообразить двигательные задания, включая моменты состязаний.

Для эффективного функционирования содержательного обеспечения программы по адаптивному физическому воспитанию у учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха мы выявили две группы организационно-педагогических условий: 1) широкое применение наглядного метода; 2) организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

  1. Организационно-педагогические условия, основанные на широком применении наглядного метода:

1) широкое применение наглядного метода – выполнение на уроках по легкой атлетике стартов, прыжков и метаний из различных исходных положений по сигналу включающихся лампочек без зрительного контакта с учителем.  Это способствовало повышению качества усвоения техники разучиваемых упражнений, увеличению моторной плотности занятий, возникновению элементов состязательности, росту разнообразия двигательных заданий. Например, в среднем школьном возрасте, таким образом, осуществлялось обучение бегу с низкого старта - старт с колодок, когда взгляд опущен вниз на лампочки, а не вперед на учителя. В младшем школьном возрасте таким же образом изучалась техника бега с высокого старта.

С помощью данного методического приема осуществлялась на уроках гимнастики дозировка и синхронность выполнения статических и динамических упражнений из исходного положения лежа на животе, в упоре лежа (когда затруднен контакт с учителем).

Применяемые нами ограничители движений (набивные мячи, низкие барьеры, поролоновые прямоугольники, визуальная разметка и т.д.), воздействуя на зрительный анализатор, способствовали выполнению двигательных заданий по заданной амплитуде и траектории движения, повышая тем самым качество усвоения техники разучиваемых движений;

2) развитие свойств внимания осуществлялось посредством максимально быстрого выполнения стартов, прыжков, метаний и других двигательных заданий по включающемуся свету красных лампочек. Это предполагает интенсивное функционирование зрительного анализатора с максимальным сосредоточением внимания на воспринимаемых сигналах и выполняемых двигательных заданиях;

3) формирование ориентировочной основы разучиваемых двигательных действий (легкоатлетических упражнений) с использованием ограничителей движений. Использование ограничителей движений способствует выполнению упражнения по заданной амплитуде и траектории движения, что положительно отражается на качестве усвоения техники выполнения упражнения. Реализация данного положения особо значима, поскольку слабослышащим школьникам свойственны «шаркающая походка» во время ходьбы, слабый вынос маховой ноги во время бега, недостаточные амортизационные свойства стопы (С.А. Королев, 2004);

4) использование модифицированного инвентаря и оборудования, которое позволяет разнообразить двигательные задания, создать облегченные условия для обучения двигательным действиям.

  1. Организационно-педагогические условия, основанные на совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса:

1) организация сотрудничества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида и семьи в вопросах коррекции и оздоровления детей с нарушением слуха;

2) организация совместной деятельности психолога, медицинского работника, педагогического состава и директора коррекционного учреждения посредством регулируемого выполнения отдельных, закрепленных за перечисленными субъектами образовательного процесса функций;

3) дифференцирование педагогических требований и процесса коррекционного воздействия с учетом индивидуальных особенностей показателей физического здоровья, физической подготовленности и тревожности учащихся с нарушением слуха.

Эффективность организационно-педагогических условий качественного усвоения материала в рамках содержания программы по адаптивному физическому воспитанию: мы осуществили сравнительный анализ показателей физической подготовленности и уровня тревожности у школьников экспериментальных и контрольных групп до и после формирующего педагогического эксперимента.

Результаты исследования

Констатирующий эксперимент не выявил достоверной разницы между показателями физической подготовленности у школьников экспериментальных и контрольных групп. Как школьники экспериментальных, так и школьники контрольных групп имели склонность к повышенной тревожности. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблицах 1-4.

Результаты таблицы 1 демонстрируют сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников экспериментальных и контрольных групп. Как показывает констатирующий эксперимент, до проведения формирующего педагогического эксперимента достоверно значимых отличий между показателями десяти двигательных тестов школьников ЭГ и КГ не наблюдалось.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности девочек 7-9 лет ЭГ и КГ в начале эксперимента

Тесты, единицы измерения

 ЭГ (n=10) X±δ

КГ (n=10) X±δ

t

p

В начале эксперимента (сентябрь 2015)

Бег 30 метров, с

7,48±0,19

7,62±0,23

2,03

˃0,05

Челночный бег 3×10 метров, с

11,77±0,34

11,82±0,28

0,51

˃0,05

Прыжок в длину с места, см

116,4±3,6

115,4±4,84

0,83

˃0,05

Наклон вперед из положения сидя, см

3±5,23

4,3±5,37

0,52

˃0,05

Подтягивание, кол-во раз

4,50±1,78

4,30±1,83

0,35

˃0,05

Шестиминутный бег, м

926,7±22,46

930,24±30,88

0,52

˃0,05

Проба Ромберга, с

3,14±2,00

2,82±1,60

0,50

˃0,05

Метание набивного мяча из и. п. сидя, м

2,56±0,56

2,68±0,41

0,67

˃0,05

«Сесть-лечь», кол-во раз

10,9±2,60

11,2±2,86

0,36

˃0,05

Бег змейкой, с

3,65±0,25

3,72±0,31

0,88

˃0,05

 

Таблица 2

Уровень тревожности девочек 7-9 лет ЭГ и КГ в начале эксперимента

Уровни тревожности.

Методика Спилберга

В начале эксперимента (сентябрь 2015)

ЭГ (n=10)

КГ (n=10)

Л.Т.

С.Т.

Л.Т.

С.Т.

Высокая тревожность

8-80%

4-40%

7-70%

2-20%

Умеренная тревожность

2-20%

6-60%

3-30%

8-80%

Низкая тревожность

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 

Данные таблицы 2 свидетельствуют о склонности к повышенной личностной и ситуативной тревожности школьников (по методике Спилберга-Ханина), входящих в состав ЭГ и КГ. Из данных таблицы видно, что девочки экспериментальных и контрольных групп не имеют выраженных отличий в процентном соотношении высокой, умеренной и низкой тревожности.

В ходе формирующего педагогического эксперимента ученикам экспериментальных групп были предложены организационно-педагогические условия эффективного усвоения материала содержательного обеспечения программы по физическому воспитанию школьников с нарушением слуха.

По окончании года реализации в рамках адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха организационно-педагогических условий качественного усвоения изучаемого материала наблюдались следующие изменения, которые  представлены в  таблицах 3-4.

Таблица 3

Изменение показателей физической подготовленности девочек 7-9 лет ЭГ и КГ после эксперимента (Х±δ)

Тесты, единицы измерения

 ЭГ (n=10) X±δ

КГ (n=10) X±δ

t

p

В конце эксперимента (май 2016)

Бег 30 метров, с

7,14±0,14

7,46±0,13

7,68

˂0,001

Челночный бег 3×10 метров, с

11,08±0,27

11,63±0,23

9,44

˂0,001

Прыжок в длину с места, см

120,60±3,44

117,7±3,56

2,50

˂0,05

Наклон вперед из положения сидя, см

5,30±4,74

5,20±5,22

0,04

˃0,05

Подтягивание, кол-во раз

6,00±1,49

5,40±1,27

1,27

˃0,05

Шестиминутный бег, м

972,50±26,84

964,5±24,69

0,94

˃0,05

Проба Ромберга, с

4,51±2,07

3,05±1,38

2,23

˂0,05

Метание набивного мяча из и. п. сидя, м

2,94±0,61

2,76±0,36

0,93

˃0,05

«Сесть-лечь», кол-во раз

11,20±2,78

11,50±3,24

0,34

˃0,05

Бег змейкой, с

3,41±0,25

3,61±0,24

2,51

˂0,05

 

Таблица 4

Изменение уровня тревожности девочек 7-9 лет ЭГ и КГ после эксперимента

Уровни тревожности.

Методика Спилберга

В конце эксперимента (май 2016)

ЭГ (n=10)

КГ (n=10)

Л.Т.

С.Т.

Л.Т.

С.Т.

Высокая тревожность

7-70%

3-30%

7-70%

3-30%

Умеренная тревожность

3-30%

6-60%

3-30%

7-70%

Низкая тревожность

0-0%

1-10%

0-0%

0-0%

 

В конце формирующего педагогического эксперимента были получены следующие изменения по показателям физической подготовленности (таблица 3), в частности наблюдается превосходство показателей ЭГ девочек над КГ девочек (р<0,001) в двигательных тестах «Бег 30 метров» и «Челночный бег», присутствует достоверная разница (р<0,05) между показателями тестов «Прыжок в длину с места», «Проба Ромберга» и «Бег змейкой» что, на наш взгляд, является следствием применения в рамках формирующего педагогического эксперимента группы организационно-педагогических условий, основанных на широком применении наглядного метода.

Соответствующие изменения между показателями физической подготовленности наблюдаются и у мальчиков, входящих в состав ЭГ и КГ.

Результаты таблицы 4 свидетельствуют о том, что за год формирующего эксперимента у девочек экспериментальной группы высокая личная и ситуативная тревожность снизилась на 10%, у их сверстниц из контрольной группы высокая личностная тревожность не изменилась, высокая ситуативная тревожность повысилась на 10%. Некоторое снижение тревожного состояния у школьников экспериментальных групп мы связываем с применением группы организационно-педагогических условий, основанных на организации совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса

Выводы

Выявлены и внедрены в процесс адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха две группы организационно-педагогических условий эффективного усвоения материала в рамках содержательного обеспечения программы данного процесса.

В конце формирующего педагогического эксперимента наблюдается достоверная разница в показателях физической подготовленности между школьниками ЭГ и КГ. Некоторое снижение уровня тревожности учащихся экспериментальных групп говорит о важности таких мероприятий: 1) организация сотрудничества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II вида и семьи в вопросах коррекции и оздоровления детей с нарушением слуха; 2) организация совместной деятельности психолога, медицинского работника, педагогического состава и директора коррекционного учреждения посредством регулируемого выполнения отдельных, закрепленных за перечисленными субъектами образовательного процесса функций; 3) дифференцирование педагогических требований и процесса коррекционного воздействия с учетом индивидуальных особенностей показателей физического здоровья, физической подготовленности и тревожности учащихся с нарушением слуха.