Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABLES OPPORTUNITIES IN VARIOUS AGE STEPS

Evtushenko A.I. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow state pedagogical University
One of the directions for improving the process of social adaptation of childrenwith disabilities is the development of a model of an additional education system that meets the requirements of the Federal state educational standards for childrenwith disabilities and those with mental retardation. Violations of the activity of analyzers, musculoskeletal system, cognitive activity of children with disabilities possibilities justify the necessity of developing the content of additional education aimed at improving the impaired qualities. Materials of domestic research do not fully represent models of additional education for children with disabilities. The article outlines the materials of the research carried out within the framework of the Project “Improving the Qualification of Specialists of Educational Organizations Implementing Adaptable Educational Programs in the Implementation of the Textbook on Social and Household Adaptation in 2017” organized by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
social adaptation
special education
children with disabilities

В настоящее время реализуется совершенствование системы нормативно-правового обеспечения общего, специального и дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Федеральный закон № 273-ФЗот 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы»; Распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15)) [1; 2].

Согласно современным представлениям дополнительное образование, как специфический вид образования, направленное на реализацию образовательных потребностей человека в совершенствовании интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и (или) профессиональных качеств, не предполагает повышение уровня образования. В процессе дополнительного образования происходит развитие творческих способностей детей и взрослых, потребностей в формировании культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья, а также организация их свободного времени. Дополнительное образование детей повышает их адаптированность к жизни в обществе, осуществляет профессиональную ориентацию, а также выявление способностей и потенциальных возможностей обучающихся.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726-р, содержание дополнительных образовательных программ направлено на: а) создание условий, необходимых для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения; б) удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательном, художественно-эстетическом, духовно-нравственном, физическом, исследовательском развитии; в) формирование и совершенствование творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; г) обеспечение духовно-нравственного, правового, патриотического, трудового воспитания; д) формирование культуры здорового образа жизни, безопасности, укрепление здоровья; е) подготовку спортсменов, в том числе из числа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

Согласно Порядку организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, организации реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учетом добровольности, интересов обучающихся, по индивидуальным учебным планам и в объединениях дополнительного образования, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), одноуровневой или разно-уровневой подготовки в форме клубов, секций, кружков, лабораторий, студий, оркестров, творческих коллективов, ансамблей, театров. Занятия в объединениях проводятся в массовых, групповых, подгрупповых и индивидуальных формах технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. Длительность занятий определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы определяется образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возраста, особенностей здоровья.

Нынешняя ситуация характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ОВЗ. В начале 2010 года по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в России насчитывалось 541 825 детей-инвалидов, 1 января 2015 года количество детей-инвалидов составляет 603 074 человек (с учетом численности детей-инвалидов по Крымскому федеральному округу), 1 января 2017 года количество детей-инвалидов увеличивается до 632 273 человек [3]. Данные Министерства образования и науки свидетельствуют о том, в 2014 г. в общеобразовательных организациях доля обучающихся с ОВЗ составляла 3,2 %, детей-инвалидов – 1,7 % от общей численности обучающихся [4]; в 2016 г. данное соотношение составляет: 3,8 % и 1,8 % соответственно [5]. Учитывая тот факт, что общий контингент общеобразовательных организаций (без детей дошкольного возраста) в 2014 г. составлял 14 091 600 обучающихся, 450 931,6 – обучающиеся с ОВЗ / 239 557,2 обучающиеся дети-инвалиды; в 2016 г. контингент общеобразовательных организаций (без детей дошкольного возраста) возрастает до 15 217 400 обучающихся, из них 578 261 обучающихся с ОВЗ, 273 913 обучающихся с инвалидностью. Из общей численности студентов, обучающихся в 2014 г. по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, численность студентов с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов составляла 25 200 человек [4], а в 2016 г. сокращается до 18 400 обучающихся [5]. Обучение студентов с инвалидность и/или с ОВЗ по адаптированным образовательным программам в 2016 г. реализовывалось для 11,2 % обучающихся [5].

Основу современной методологии и концептуальных положений роли дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, согласно которой в психическом развитии и формировании личности детерминирует социальная обусловленность педагогического взаимодействия [6]. К основным положениям данной концепции относятся: а) социальная адаптация детей с ОВЗ – это специально организованный педагогический процесс, прогнозируемый конечный результат которого – гибкое реагирование личности на изменения общественной жизни, в ходе овладения ребенком с ОВЗ опытом культуры, накопленным предшествующими поколениями, с учетом имеющихся возможностей самого ребенка, при обязательном взаимодействии с педагогом, родственниками, ближайшим окружением, сверстниками; б) несмотря на особенности личностного развития детей с ОВЗ, становление у них качеств, значимых для вхождения в общество как равноправных участников общественных взаимоотношений, происходит по тем же закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с нормативным развитием; в) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования зависит не столько от выраженности имеющихся нарушений развития, сколько от наличия специальных образовательных условий; г) педагогическая деятельность педагогических работников, реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы, предусматривает сочетание образовательных, коррекционно-развивающих, психотерапевтических и лечебно-оздоровительных технологий [7]; д) закономерностями социальной адаптации детей с ОВЗ в дополнительном образовании выступают: цель, задачи, содержание, соответствующие запросам общества, государства, требованиям норм морали, традициям; ее результаты опосредованы согласованными действиями различных специалистов, влиянием факторов образования; активность детей с ОВЗ в процессе социальной адаптации будет зависеть от учета их возможностей, интересов, эмоционально-личностного взаимодействия, направленного на формирование оптимистической установки; эффективность социальной адаптации может быть определена степенью самостоятельности, инициативностью ребенка с ОВЗ, содержанием просоциальной деятельности; е) ключевую роль играют три фактора социальной адаптации детей с ОВЗ: 1) разнообразные виды деятельности детей с ОВЗ – учебная, игровая, трудовая, общественная; 2) различные виды педагогической деятельности – управление, социализация, обучение и воспитание, преодоление имеющихся нарушений развития; 3) детский коллектив как общность, способствующая формированию положительных личностных качеств детей с ОВЗ (адекватная оценка общественных процессов, интересы, предпочтения, поступки, одобряемые обществом); ж) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования базируется на системном понимании данного процесса и предполагает реализацию группы общих, частных и специфических принципов; дифференциация их предусматривает: общие закономерности образования, особенности процесса социальной адаптации как вида образовательной деятельности, своеобразие социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования; з) процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает использование урочной и внеурочной деятельности и связанное с ними межличностное взаимодействие со сверстниками с нормативным развитием, способствующим более успешной интеграции в общество [8; 9; 10].

Содержанием процесса социальной адаптации детей с ОВЗ являются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный (потребности, мотивы, интересы к социальному самосовершенствованию, социальные ценности); когнитивный (система социальных представлений и понятий о явлениях и событиях общественной жизни, элементах нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-правовую систему государства, активную социально-правовую позицию); эмоционально-волевой (эмоциональные переживания сущности социальной действительности; волевые проявления, как готовность личности с ОВЗ противостоять возникающим затруднениям при реализации социально-значимых целей); деятельностный (адекватная оценка и самокритичность; соблюдение норм и принятых в обществе правил поведения; осмысленное решениевозникающих проблем; умения и навыки добровольной и осознаваемой социальной деятельности) [11; 12].

Стержневым компонентом модели социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования является цель: достижение успешной социализации детей с ОВЗ. В идеальном виде социализацию можно представить как формирование разносторонне развитой личности, сочетающей в себе нравственные установки, художественные способности и физическое совершенство, готовой к самостоятельной жизни и участию в производительной деятельности. Модель предусматривает реализацию следующих задач: формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями; накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевых проявлений детей с ОВЗ; обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом. Процесс социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает реализацию общедидактических и специфических принципов: природосообразности, культуросообразности, гуманизма, социального партнерства, коллективизма, единства диагностики и коррекции, раннего начала психокоррекционных мероприятий, индивидуализации и дифференциации, учета коррекционно-компенсаторных и лечебно-терапевтических свойств дополнительного образовательного процесса.

Природосообразность определяет необходимость отношения к ребенку как составной части природы, учет его возрастных, половых, физиологических особенностей, а также максимальное использование природных факторов, объектов живой и неживой природы для формирования экологического мышления и природоохранной деятельности. Культуросообразность предполагает использование в процессе социальной адаптации достижений культуры, «введение в культуру ребенка с ОВЗ»: ценности человечества, общенациональные традиции, местные обычаи регионов, территорий. Подчеркивается важность приобщения детей с ОВЗ как к собственной национальной культуре, так и к культуре народов совместного проживания, способствующего формированию понимания, уважения к языкам, традициям, обычаям других национальностей, дружелюбия. Гуманизм определяет отношение к ребенку с ОВЗ как к равноправному участнику образовательного процесса, а не как пассивному объекту внешнего воздействия, с учетом его интересов, потребностей, возможностей. Гуманистический характер дополнительного образования предполагает свободу творчества, активности ребенка с ОВЗ. Воспитывающая, формирующая функция педагога дополнительного образования становится ведущей по отношению к его контролирующей, обучающей и информационной функциям. Социальное партнерство, коллективизм предусматривают создание ученического коллектива, позволяющего детям с ОВЗ расширить социальный опыт, создать условия для продуктивного и комфортного социального самоопределения, адекватного взаимодействия, активизировать социальную адаптацию, самореализацию, творческое самовыражение. Единство диагностики и коррекции в социальной адаптации детей с ОВЗ предусматривает возможность эффективности коррекционно-педагогической работы только на основе своевременного выявления имеющихся отклонений, определения перспектив психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка. Раннее начало психокоррекционных мероприятий предполагает учет сенситивных периодов развития ребенка с ОВЗ. Несмотря на специфику, дети с ОВЗ способны к развитию, которое отличается качественным и количественным своеобразием. Приоритетное значение для успешной социальной адаптации детей с ОВЗ имеют специальные условия, учитывающие компенсаторные возможности организма. Содержание адаптированных дополнительных образовательных программ должно способствовать преодолению присущих детям с ОВЗ одних нарушений развития, либо ослаблению других, благодаря чему более эффективно происходит процесс социальной адаптации. Чем раньше начинается осуществление психокоррекционных мероприятий, тем выше их результаты [13]. Индивидуализация и дифференциация процесса социальной адаптации состоит в вариативности применения педагогом различных форм и методов дополнительного образования с целью достижения успеха в работе с каждым ребенком. Индивидуализация предусматривает разностороннее изучение интересов, потребностей, возможностей каждого ребенка, так как в силу неоднородности проявлений нарушенного развития все дети индивидуальны. Распределение детей с ОВЗ, при фронтальном обучении на условные подгруппы в соответствии с их успешностью в овладении требованиями адаптированной дополнительной образовательной программой, составляет содержание дифференцированного подхода [14]. Учет коррекционно-компенсаторных и лечебно-терапевтических свойств дополнительного образовательного процесса. Недостаточно внимания уделяется коррекционно-компенсаторным и лечебно-терапевтическим свойствам дополнительного образовательного процесса, который в большинстве случаев рассматривается как нечто второстепенное, развлекательное. Специально организованный охранительный педагогический режим дополнительного образования способен не только мобилизовать защитные механизмы организма, активизировать потенциальные, не в полной мере раскрытые возможности, но и повысить готовность детей с ОВЗ к социально значимым поступкам, интенсифицировать познавательные процессы, моделировать положительные эмоциональные переживания, улучшить психическое самочувствие, укрепить соматическое и нервно-психическое здоровье [15].

Выводы. В качестве ожидаемых результатов социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования рассматриваются: повышение качества жизни, востребованности на рынке труда, эффективности трудоустройства; повышение эффективности и результативности расходов бюджетного финансирования посредством внедрения унифицированных подходов к дополнительному образованию лиц данной категории; повышение активности; преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе; оптимизация процесса доступности дополнительного образования, за счет вовлечения в него, помимо государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных организаций, общественных организаций и объединений инвалидов, родителей обучающихся. Прогнозируемыми непосредственными результатами дополнительного образования детей с ОВЗ в социальной адаптации детей с ОВЗ на разных возрастных этапах являются: увеличение количества образовательных организаций, реализующих специальные условия дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; повышение квалификации специалистов, занимающихся дополнительным образованием детей с ОВЗ; профилактика вторичных нарушений социального характера; повышение качества жизни и средней продолжительности жизни лиц с ОВЗ; повышение уровней занятости и образования лиц с ОВЗ; увеличение участия лиц с ОВЗ в различных социальных проектах; внедрение в общественное сознание успешных примеров практического применения принципов толерантного и безбарьерного отношения к лицам с ОВЗ.