Духовно-нравственное воспитание молодежи – это одно из ведущих направлений государственной политики России на современном этапе ее становления и развития. Вопросы повышения уровня духовности, уважения к культурным, нравственным ценностям, искусству приобретают все более актуальное звучание: данная тематика постоянно освещается в СМИ и находит свое отражение в политической деятельности: оно рассматривается как непременное условие становления морально здорового государства, которое могло стать духовно-нравственным ориентиром на мировой арене.
Однако приходится констатировать, что современные молодые люди – это некий продукт прекращения существования Советского Союза и колоссального крушения существовавших ранее идеологических установок. Вне всякого сомнения, нами не ставится цель утверждать, что в советское время жизнь являлась идеальной, но законы психологии личности и общества таковы, что любая утрата нравственных ориентиров и тех идеологем, которые в течение длительного периода времени считались незыблемыми, влечет за собой нравственный кризис в обществе и особенно среди молодых его членов, поскольку у них еще не до конца сформирована способность к качественному критическому восприятию получаемой информации и объективной реальности.
Однако нельзя отрицать, что в последние годы наблюдается тенденция возвращения к духовно-нравственным ценностям, которые в какой-то степени переживают свое возрождение. В частности, одним из пунктов политической повестки дня в современной России является становление российской идентичности, что не представляется возможным без надлежащего патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Усиление значения фестивальной деятельности в России очень прочно вошло в ее жизни и повлияло на формирование позитивного образа отечественной культуры и уважения к культурам других народов. Следует отметить тесное взаимодействие с представителями СМИ и тех организаций, которые оказывают спонсорскую поддержку фестивальной деятельности.
Имеющая место экономическая нестабильность нами рассматривается как один из факторов, влияющих на усиление роли и места фестивальной деятельности в отечественном культурном пространстве, однако вне зависимости от того, как именно развиваются политические и экономические события, фестиваль – это всегда мощное средство для сохранения культурной идентичности и культурного поля страны. Например, именно организация подобных мероприятий нередко является для жителей отдаленных участков и, следовательно, творческих коллективов, учреждений дополнительного образования, на сегодняшний день единственной возможностью заявить о своих способностях за пределами своего населенного пункта.
В настоящее время мы часто наблюдаем тенденцию к формированию порочного образа жизни у современной молодежи – развитие наркомании, алкоголизма, потребленчества, склонности к совершению преступлений и иных нарушений закона, – все это есть следствие нивелирования истинных представлений о добре и зле, отсутствие нравственных жизненных приоритетов, а, соответственно, готовности поставить себя на место другого человека, сопереживать ему, готовности прийти на помощь. Все это способствует массовой маргинализации современной молодежи. С сожалением приходится констатировать, что подобное явление имеет место не только в России, но и во многих других странах мира, даже тех, которые считаются экономически развитыми.
Та массовая культура, которая существует и культивируется в современном обществе, не только не дает возможности пересмотреть свои духовно-нравственные приоритеты в жизни, но и, напротив, создает еще более мощную питательную среду для втягивания их в асоциальный образ жизни, путаницу в духовно-нравственных ориентирах, многие из которых являются ложными. Это, среди прочего, оказывает пагубное воздействие не только на молодежь, но и на детей, которые в силу своих возрастных особенностей еще не достигли способности анализировать получаемую информацию и правильно ее оценивать.
В нашем исследовании представляется ценным указать, что следует вкладывать в понятие «фестивальная деятельность» в масштабах современной Российской Федерации. Отметим, что эти мероприятия по большей мере адресованы именно молодежи, и их цель – предоставить ей возможность продемонстрировать свои достижения в тех или иных видах спорта или искусства (изобразительного, танцевального, музыкального). При этом примечателен и тот факт, что такого рода события всегда являются праздником, включающим в себя несколько крупных массовых мероприятий в формате спектаклей, представлений, концертов, песенных состязаний, которые объединены какой-либо единой идеей и сценарием. Мы рассматриваем современный фестиваль как мощный социальный фактор межкультурного диалога. Если рассматривать современные фестивали, то ее сложно проследить всю их специфику, отличающуюся многообразием и захватывающую все стороны общественных отношений. Общение в рамках фестиваля всегда базируются на принципах межкультурного обмена, а также межнационального и межличностного диалога. На данный момент, очевидно, что фестиваль как культурное мероприятие имеет в данном контексте неоспоримую ценность.
В рамках подобных мероприятий происходит обмен социальным, творческим и духовным опытом, а также рождаются новые совместные творческие продукты. В этом также заключается ценность фестиваля как формата поликультурного диалога.
О социокультурной ценности фестиваля в разное время писали в своих работах многие ученые (Е.Р. Вдовикова, О.М. Климова, Г.В. Куличкина, Т.В. Луданова, Н.С. Мельникова, Ю.В. Орехова и др.). Среди них особо следует отметить те из них, которые внесли весомый вклад в становление и развитие фестиваля как направления социокультурного взаимодействия. К таковым следует отнести работы Климова О.М. «Фестиваль как фактор развития любительского театрального творчества» [1], Луданова Т.В. «Музыкальные конкурсы и фестивали в истории и современности»[2], Куличкина Г.В. и Мельникова Н.С. «Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях полиэтничного региона» [3], Орехова Ю.В. «Фестиваль. Азбука организации» [4], Вдовикова Е.Р. «Участие в фестивальном движении как важный фактор патриотического воспитания» [5] и другие.
Однако, по нашему мнению, наиболее весомой работой в данном направлении является книга А.Д. Жаркова «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» [6].
Следовательно, понятие «фестиваль» нами рассматривается в качестве одной из наиболее ценных форм социокультурной деятельности, которая вбирает в себя проявление инициативности подрастающего поколения и творческого подхода как базовые факторы.
В настоящее время среди российской молодежи существует другая проблема – распределения свободного времени, и именно фестиваль является важным организующим фактором его правильного распределения с тем, чтобы молодые люди получили свое интеллектуальное и культурное развитие. Подобные мероприятия также являются формой культурного отдыха и адресованы не только детской и молодежной, но и взрослой аудитории.
Следует отметить, что фестиваль есть важная форма организации художественного творчества: помимо непосредственной возможности творческой самореализации какого-либо исполнителя или коллектива, подобное мероприятие несет в себе атмосферу праздника и порождает положительные эмоции, демонстрируя действительно достойные и признанные достижения. Фестивали происходят на разных территориальных уровнях – от местного (например, на уровне средней школы) до международного, – фестивали могут быть городскими, краевыми, республиканскими, всероссийскими. И вне зависимости от уровня и статуса фестиваля, он всегда вносит ценный вклад в культурную жизнь того города или региона, где он проводится.
Необходимо также подчеркнуть, что понятие «фестиваль» всегда предполагает обращение к тем или иным организационно-художественным формам его проведения. Если говорить о России, то здесь такие формы в настоящее время находятся в стадии формирования, что связано с постоянно меняющимися социально-экономическими условиями, которые касаются, среди прочего, и организаций, осуществляющих концертную деятельность: творческих коллектовов, ансамблей, оркестров, театров, филармоний. К сожалению, качество их финансирования и материально-технического оснащения во многих случаях далеко оставляет желать лучшего. И здесь следует говорить, скорее, об энтузиазме представителей искусства, который стал главным фактором, позволяющим дать возможность существования данной социальной сферы.
Фестивальная деятельность является организационно-художественной формой существования искусства и спорта, однако подвергнуть ее объективному анализу представляется нам сложным в силу того, что во многих аспектах эта деятельность остается за пределами компетенции специалистов-музыковедов, музыкальных критиков, историков искусств, теоретиков исполнительского мастерства и т.д. Здесь очень сильна и коммерческая, а точнее – финансовая составляющая, и многие фестивали организуются и существуют благодаря спонсорской поддержке коммерческих и благотворительных организаций.
Однако, как уже и было отмечено выше, фестиваль отвечает интересам нравственного воспитания подрастающего поколения, что является одним из приоритетов безопасности государства. Следовательно, нельзя преуменьшать их роль в этом: молодежь должна знакомиться с подлинным искусством, а не с теми суррогатными продуктами, которые активно навязываются молодежной масс-культурой и содержат в себе неправильные ценностные установки и приоритеты, побуждают к моральному и правовому нигилизму.
Практически во всех сферах зрелищного искусства – музыке, живописи, кинематографии, театре и даже телевидении – фестиваль получил широкое признание и распространение. Например, во многих городах России ежегодно проводятся хоровые фестивали, фестивали кинематографии разных стран мира, фестивали-конкурсы песенного искусства.
Интересен тот факт, что фестивали доступны практически любому человеку, и в этом заключается их еще одна ценностная характеристика. Причем подобная доступность, опять же, имеет силу воспитательного воздействия. Мы полагаем, что участие в подобных мероприятиях должнло пропагандироваться и поощряться на уровне руководителей учебных заведений и трудовых коллективов, где работают молодые люди. Еще один важный момент заключается в том, что посещение учреждений социально-культурного типа, соприкосновение с классической музыкой, живописью, памятниками истории способно оказывать положительное психологическое воздействие: это особенно важно в эпоху индустриализации и стрессов. Доказано, что такие мероприятия способны оказывать даже психологическую и психотерапевтическую помощь многим людям.
В правовом поле России существует Закон РФ «Об образовании», в котором описаны правовые и методологические аспекты духовно-нравственного воспитания и личностного развития. Этот закон находит свое применение на всех уровнях существования института государства. В частности, Президентом России В.В. Путиным было поручено профильным ведомствам уделить большее внимание вопросам нравственного воспитания и через это – формированием российской идентичности. Им же была изложена идея введения специального курса культурологии, который должен дополнить школьную программу в целях повышения нравственного самосознания учащихся [7]. Мы находим подобную идею вполне правомерной, оправданной и эффективной.
При этом особое внимание в данном поручении уделялось вопросам социальной интеграции детей, в том числе и тех из них, которые имеют ограниченные возможности здоровья. В этой связи считаем необходимым остановиться на опыте Приморского края по организации социально-культурной деятельности в формате фестивалей, главной целью которых является партиотическое воспитание молодых людей.
Отметим, что постановлением Правительства России от 30.12.2015 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» по инициативе ветеранских организаций был принят даже специальный законопроект о патриотическом воспитании жителей Приморья. Данный законопроект ориентирован на представителей всех категорий социальных и возрастных групп, и его целью является усиление позиций социальной активности и гражданской ответственности [8].
Согласно тексту документа, в понятие «патриотическое воспитание» вкладывается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Приморского края, а также различных институтов гражданского общества и семьи с целью формирования чувства гражданской позиции и ответственности и готовности защиты законных интересов своей Родины.
Также отметим, что решение задач национальной безопасности, обеспечения преемственности поколения жителей России, которые любят свою страну и обладают активной жизненной позицией, вряд ли возможны без надлежащего патриотического воспитания, одним из средств которого и следует рассматривать фестиваль.
Подобным законопроектом также предусматривается возможность получения поддержки государства для некоммерческих организаций, отвечающих описанных выше целям, из средств бюджета Приморского края как субъекта Российской Федерации. Также в регионе предусмотрено создание специальной организации – краевого межведомственного совета по патриотическому воспитанию. Это призвано координировать подобную деятельность.
Здесь следует выделить важную особенность географического положения Приморья: край расположен в Азиатско-Тихоокеанском регионе и является значимым форпостом России. А краевой центр, город Владивосток, получил свою известность как крупный научный, культурный и производственный центр, который по праву следует считать центром культурного развития Приморского края. Соответственно, организация фестивальной деятельности и иных культурных проектов – одна из ключевых задач местной государственной власти.
В качестве примера организации фестивальной деятельности в этом городе рассмотрим фестиваль-форум «Содружество», который уже успел стать весьма значимым мероприятием. Он проводится на базе ВГУЭС (Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) два раза в год и представляет собой форум национальных культур. Главная идея этого фестиваля – девиз «Через познание культур страны становятся ближе». Данное мероприятие в какой-то степени следует считать визитной карточкой города Владивостока, поскольку среди делегатов фестиваля – не только жители Приморского края и Дальневосточного региона, но и гости из государств Азиатско-Тихоокеанского региона – Японии, Китая, Кореи.
Данный фестиваль проводится уже не первый год, и его главная цель – приобщение общественности к проблеме нравственного воспитания молодежи, а также знакомство жителей и гостей Владивостока с культурными особенностями родного края и других соседних народов, благодаря чему, несомненно, будет формироваться уважительное отношение к их культуре, обычаям и истории. Это представляется нам важным в контексте другой социальной проблемы – преодолении такого явления, как ксенофобия, которое, хотя и не приняло массового оборота, однако проявляется на бытовом уровне. Очевидно, что это – глубоко негативное явление, но оно сформировано именно в силу отсутствия верных представлений о культуре и быте иных народов, тем более тех, которые проживают по соседству. Преодолению подобных неверных установок в немалой степени способствует международный феситваль «Содружество».
Если говорить о последнем, недавно проведенном фестивале, то есть все основания утверждать, что он прошел на качественно высоком уровне. Все гости и зрители выразили свое положительное отношение, причем среди них были не только жители городов, но и отдаленных сел и деревень. И тем не менее в данном фестивале каждый нашел что-то для себя по душе.
В свете изложенного выше, можно прийти к выводу о том, что подобные фестивали должны осуществляться на постоянной основе. Это мы объясняем следующими причинами.
- Участники и гости фестиваля создают вместе уникальный культурный симбиоз жителей всего региона, даже из самых дальних его уголков;
- Повышается интерес общественности к подобным мероприятиям и, соответственно, ее приобщение к нравственным и культурным ценностям.
Здесь следует отметить, что существует мнение, что проведение подобных массовых мероприятий должно помочь решению многих проблем, и подобные фестивали не должны ограничиваться только демонстрацией художественной самодеятельности или иных видов искусства, и поле его проведения должно быть расширено. Например, при правильной организации сфера его проведения не будет ограничена каким-либо актовым или концертным залом, филармонией или студенческим культурным центром: подобное мероприятие может охватить весь населенный пункт в целом. А сам фестиваль, несмотря на свою, прежде всего, культурно-массовую направленность, мог бы стать эффективной площадкой для проведения деловых переговоров, симпозиумов, дебатов в сфере культуры и искусства. Кроме того, в их рамках можно осуществлять и выставки предметов народного промысла и произведений прикладного искусства. Подобные мероприятия можно также сделать и частью фестиваля, организовав соответствующую систему поощрения победителей и авторов лучших идей. Однако это, опять же, во многом зависит именно от того, насколько грамотно будут решены организационные вопросы.
Следовательно, фестиваль должен решать задачи реализации художественной практики местных коллективов художественной самодеятельности наряду с основными задачами. Этого можно достичь посредством предоставления возможности таким коллективам демонстрации своих конкурсных или концертных программ, выступлений, с критической их оценкой, основным принципом которой являлись бы исполнительские и творческие качества коллективов. При проведении таких мероприятий общественности стали бы глубже известны местные традиции, и она бы смогла проявить к ним больший интерес.
Особенное значение уделяется в рамках фестиваля-форума людям с ограниченными возможностями, позволяя им в полной мере раскрыться, несмотря на ограничения. Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раскрытии своего творческого потенциала и демонстрации способностей на высоком уровне является одной из приоритетных задач этого форума. Данный опыт крайне важен, особенно сейчас, когда эта тема стала особенно актуальна. В 2014 году в городе Владивостоке начата реализация муниципальной программы «Доступная среда» на 2014–2018 годы, утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 19.09.2013 г. № 2703 [9].
Уже сейчас ВГУЭС обустроен пандусами, подъемниками и удобствами для инвалидов. Данной категории граждан все еще крайне сложно безболезненно влиться в общество, поэтому крайне важна поддержка государства и общества, а также предоставление возможности проявить себя на подобных мероприятиях. Работа с этой категорией граждан особенно важна для духовно-нравственного воспитания молодежи. Общение, помощь и взаимодействие с людьми с ограниченными возможностями для будущего поколения поможет в дальнейшем спокойно принять и продолжить программы для повышения доступности среды. А проведение таких фестивалей способствует раскрытию их личностных особенностей.
Ведь понимание того, что вы можете помочь нашему обществу, помогая таким людям, и дает понять нашим студентам, что нельзя забывать о милосердии, а также о возможности самим сделать мир красивее и светлее. Что и показал форум-фестиваль «Содружество», где студенты смогли проявить себя.
Организацией форума в рамках проекта «ВГУЭС-Сити» и Центра конгрессно-выставочной деятельности «Русский дом» занимались преподаватели и студенты кафедры дизайна и искусств. Благодаря практико-интегрированному обучению, студенты при поддержке преподавателей сами занимаются организацией подобных проектов. Уже на стадии обучения они могут проявить свои качества будущего профессионала.
В рамках форума – фестиваля «Содружество» уже созданы, организованы и разработаны различные социальные культурные проекты по разным направлениям, которые способствуют вовлечению молодого поколения к организации и проведению этих мероприятий духовно-нравственной направленности.
Таким образом, трудно переоценить значение культуры в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Ведь культура является основной объединяющей силой и формирует нацию. Фестивали – актуальная форма социально-культурной деятельности детей и молодежи. Одна из главных задач фестиваля – вклад в духовно-культурную жизнь страны, региона, города. Фестиваль представляет собой важную организационно-художественную форму творчества: несет особую атмосферу праздника, демонстрирует лучшие достижения художественных коллективов и исполнителей. Фестиваль является активатором творческой деятельности и уникальной формой представления художественного творчества для всех групп населения. Сопряженный же с тематикой патриотизма, фестиваль приобретает статус мероприятия, которое способствует развитию духовно-нравственных качеств и чувства единения со своим Отечеством.
В современных условиях социальной и экономической нестабильности, организация фестивальной деятельности является наиболее сложной и важной задачей, стоящей перед государством, ведь фестиваль является активатором творческой деятельности и уникальной формой представления художественного творчества для всех групп населения. Сопряженный с тематикой патриотизма, фестиваль приобретает статус мероприятия, которое способствует развитию нравственных качеств и чувства единения с настоящим и прошлым своего Отечества.