В настоящее время электронные музыкальные инструменты признаны эффективным средством музыкального обучения и воспитания как в рамках образовательных учреждений общего и дополнительного музыкального образования, так и в системе высшего музыкально-педагогического образования. Сейчас в музыкально-педагогической деятельности наметились две тенденции, связанные с обучением игре на клавишном синтезаторе: с одной стороны, более широкое его применение, а с другой – явная недооценка специфики электронного музыкального инструментария, непонимание его возможностей и вследствие этого – недостаточное использование его преимуществ. Процесс исполнения на синтезаторе имеет ряд существенных особенностей, поэтому музыкант, мало знакомый с этим инструментом, испытывает целый ряд затруднений, порождающих многочисленные ошибки и неудачи. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения сущности и структуры электронного музицирования, разработки методики формирования необходимых умений и навыков [1].
В условиях вузовской подготовки будущих учителей музыки вопросы обучения игре на клавишном синтезаторе решаются в процессе освоения таких дисциплин, как «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)», «Класс основного музыкального инструмента (синтезатора)», «Класс электронного музыкального инструмента». Следует отметить, что содержание этих предметов требует дальнейшей разработки, в частности, уточнения методов формирования необходимых умений и навыков в условиях электронного музицирования [2]. Поэтому целью данного исследования стал анализ уровня сформированности умения читать с листа на клавишном синтезаторе в процессе подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузе.
Феномен музицирования имеет сложную структуру и включает различные формы музыкально-творческой деятельности. В данном исследовании мы опираемся на структуру, предложенную О.И. Филатовой, которая, анализируя педагогические и музыкальные основы музицирования, относит к нему следующие шесть позиций, «изложенные в последовании постепенного усложнения творческих заданий: чтение (нот) с листа, подбор (мелодий) по слуху, транспонирование, аранжировка, импровизация и (любительское) сочинительство» [3, с. 147].
Принимая за исходные первые две позиции – чтение с листа и подбор по слуху – О.И. Филатова рассматривает их «как самостоятельные русла развития нововременной (нотной, письменной) и донововременной (донотной, дописьменной) традиции» [3, с. 147]: 1) чтение с листа, транспонирование, импровизация; 2) подбор по слуху, аранжировка, сочинительство. Автор представляет музицирование как «свободное звукотворческое волеизъявление» [3, с. 147], как основу профессионализма, позволяющую освоить музыкальную специальность. В ряду перечисленных компонентов, на наш взгляд, особую роль в процессе подготовки учителей-музыкантов в вузе играет умение читать с листа.
С точки зрения Т.И. Карачаровой, «чтение нот с листа – многосоставное интегративное умение, сложно организованный процесс, обеспечивающийся взаимодействием различных навыков и психофизиологических механизмов, составляющих единый функциональный ансамбль» [4, с. 128]. Отметим, что игра с листа является важнейшим и необходимым умением, одним из наиболее профессионально-развивающих видов и форм работы музыканта. По мнению К.А. Цатуряна, «педагогическая и психологическая роль чтения с листа заключается … в необходимости слышать все попутно, в мгновенной самооценке и коррективах» [5, с. 43], «прочесть музыкальное произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки» [5, с. 23]. При усвоении максимального объема информации в кратчайшее время чтение с листа является одним из наиболее доступных и перспективных путей, способствующих общемузыкальному развитию учащихся. Однако при всей значимости, вопрос игры с листа на синтезаторе остается вне зоны внимания исследователей.
Научно-методическая и учебная литература, посвященная электронному музицированию, имеет два направления. В первом акцент делается на изучении аппаратуры, музыкальных компьютерных программ, технических и художественных возможностей электронного инструментария. Данное направление представлено работами П.Л. Живайкина, Р.Ю. Петелина и Ю.В. Петелина, В.О. Белунцова и др. Второе направление составляют работы в области теории и практики музыкального обучения (И.М. Красильников, И.Б. Горбунова, О.А. Подкопаева, А.А. Апасов, С.С. Важов, В.Г. Пешняк, И.Г. Шавкунов и др.).
В настоящее время известен ряд отечественных исследований, в том числе диссертационных, посвященных различным аспектам электронного музицирования. Ведущим специалистом в этой сфере музыкального образования является сотрудник ИХО РАО, доктор педагогических наук И.М. Красильников, разработавший концепцию электронного музыкального творчества как вида учебно-художественной деятельности. И.М. Красильниковым определена дальнейшая перспектива развития музыкального образования, строящаяся на базе новых музыкальных средств, связанных с электроакустикой, электроникой, компьютерными технологиями и расширяющих сферу музыкальной деятельности учащихся. Большой интерес представляют его работы, посвященные вопросам электронного музицирования: структуре деятельности исполнителя, развитию техники игры на клавишном синтезаторе, аранжировке музыкальных произведений различных жанров и т.д. [6].
Автором дисциплин «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)» и «Компьютерная аранжировка и композиция», а также учебно-методической литературы по этому направлению является профессор РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбунова [7].
В последнее время внимание педагогов и методистов привлекают отдельные аспекты электронного музицирования. В диссертационном исследовании А.А. Апасова «Музыкально-компьютерные технологии как основа приобщения студентов педагогического вуза к композиции и аранжировке» анализируются принципы и методы использования данных форм музыкально-творческой деятельности в процессе подготовки учителей музыки [8]. В диссертационном исследовании Т. И. Карачаровой «Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста» в качестве метода предлагается игра в ансамбле с синтезатором с использованием ритмо-стилевой функции [4].
Еще одним аспектом изучения проблемы является определение развивающего потенциала электронных инструментов в системе подготовки учителей музыки. Целью диссертационного исследования О.А. Подкопаевой стала разработка теоретических и методических оснований развития музыкального мышления студентов в процессе аранжировки и исполнения музыки на клавишном синтезаторе [9]. Однако такой компонент, как чтение с листа в условиях электронного музицирования, никогда не становился темой исследования.
Достаточно широко представлены учебные пособия и самоучители игры на синтезаторе (В.Г. Пешняк, И.Г. Шавкунов, С.С. Важов, Б.А. Поливода [10] и др.), но в них также не освещаются вопросы, связанные с игрой с листа.
Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что исследования, посвященные целенаправленному формированию приемов, навыков и умений, составляющих комплекс чтения с листа на клавишном синтезаторе, в отечественной педагогической науке практически отсутствуют. По нашему мнению, в процессе вузовской подготовки такая задача может быть успешно решена в рамках дисциплины «Класс дополнительного музыкального инструмента (синтезатора)», которая своей целью ставит формирование у студентов умений и навыков, позволяющих широко использовать синтезатор в будущей практической деятельности [2].
Для последующей разработки целенаправленных приемов, навыков и умений, составляющих комплекс чтения с листа на синтезаторе, возникла необходимость определить предварительный уровень сформированности этого умения. В рамках пилотажного исследования, проведенного в течение трех лет на базе музыкально-педагогического факультета ТГПИ, нами были протестированы студенты дневного и заочного отделений, уже овладевшие приемами игры на синтезаторе при изучении курса дополнительного инструмента. Всего в исследовании участвовали100 студентов, которые выполнили в сумме 500 тестовых заданий.
Для прослушивания были выбраны 5 песен из школьного репертуара с уровнем трудности ниже уровня, изучаемого в классе дополнительного инструмента. Их фактура представляет собой одноголосную мелодическую линию с аккордовым сопровождением и буквенно-цифровыми обозначениями гармонии.
Далее нами был выявлен ряд компонентов исполнения, подлежащих оцениванию при чтении с листа и присущих исполнению на синтезаторе: звуковысотный, метроритмический и гармонический. Для определения степени значимости компонентов исполнения был использован метод коллективной экспертной оценки. В экспертизе приняли участие преподаватели музыкально-теоретических и индивидуальных дисциплин кафедры истории и теории музыки и кафедры хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета ТГПИ. На основании результирующего ранжирования наиболее значимый компонент – гармонический – получил ранг 1, метроритмический – ранг 2, а звуковысотный – ранг 3.
Студентам был предложен следующий вариант: исполнение звуковысотной линии с аккордами в режиме автоаккомпанемента. Перед исполнением необходимо было зрительно ознакомиться с текстом, вспомнив и применив основные принципы чтения с листа, известные из курса основного и дополнительного музыкального инструмента (в том числе принципы упрощения гармонии). Педагог не анализировал особенности данного произведения, предполагаемые трудности и возможные пути их преодоления.
Каждый исполнитель выбирал стиль и тембр в соответствии с характером и жанровой основой произведения. Условием выбранного стиля было наличие четкой ритмической пульсации, достаточно простая фактура сопровождения и отсутствие неаккордовых звуков в гармонической поддержке. (Темп произведения был указан в тексте.) После внимательного предварительного ознакомления с текстом студент один раз играл произведение. Необходимым требованием было исполнение произведения до конца. В процессе исполнения в протоколе фиксировались ошибки, которые затем были классифицированы в соответствии с тремя указанными компонентами.
Для анализа чтения с листа на клавишном синтезаторе были разработаны следующие критерии: правильность прочтения звуковысотной линии, метроритмическая точность и правильность прочтения буквенно-цифровых обозначений гармонии. Учитывались количество и характер остановок, наличие повторов – возвращение или исправление неверно сыгранного, совпадение или несовпадение сильных долей мелодии и автоаккомпанемента, прочтение буквенно-цифрового обозначения, упрощение сложных аккордов, чистота исполнения мелодической линии.
Далее была определена система оценок. На ее основе по результатам исполнения были определены 4 уровня чтения с листа: высокий (от 0 до 2-х ошибок в каждом из компонентов), средний (от 3-х до 4-х ошибок), низкий (от 5 до 6 ошибок) и очень низкий (7 и более ошибок).
Результаты тестирования были сведены в таблицы, которые позволили проанализировать соотношение умеющих и не умеющих читать с листа.
Проведенное нами исследование выявило значительную разницу показателей сформированности исследуемого умения у студентов дневного и заочного отделений (Таблица 1).
Таблица 1
Количество ошибок в процессе исполнения
Группы Компоненты |
Вся группа |
Группа ОЗО |
Группа ДО |
|||
Название компонента |
Количество ошибок |
% |
Количество ошибок |
% |
Количество ошибок |
% |
Метроритмический |
2431 |
37, 58% |
839 |
35,22% |
1592 |
38,96% |
Гармонический |
2215 |
34, 25% |
890 |
37,26% |
1325 |
32,43% |
Звуковысотный |
1822 |
28, 17% |
653 |
27,42% |
1169 |
28,61% |
Всего ошибок |
6468 |
100% |
2382 |
100% |
4086 |
100% |
Группа студентов заочного отделения (ОЗО) справилась с заданиями в 1,72 раза успешнее, нежели группа студентов дневного отделения (ДО). Количество ошибок в группе ОЗО составляет 36,82 % от общего числа, в группе ДО – 63,18 %. Причины, на наш взгляд, кроются, во-первых, в различном уровне довузовской подготовки (в группе студентов заочной формы обучения 84 %, составляют выпускники колледжей, 16 % – выпускники ДМШ; в группе студентов дневной формы обучения, соответственно, – 38 % и 62 %), во-вторых, в наличии практического опыта работы у основной части студентов-заочников. Особенно важным фактором здесь может выступать опыт концертмейстерской практики в различных сферах педагогической и концертной деятельности. Некоторые студенты хорошо владеют синтезатором, так как используют его в своей работе.
Участники экспертной группы предположили, что все исполнители достаточно успешно справятся с прочтением метроритмического компонента, так как наличие постоянной метроритмической пульсации, организующей мелодию посредством ясно слышимых метрических долей, может помочь исполнителю удержаться в заданных рамках. Между тем эксперимент не подтвердил этого предположения. Метроритмический компонент вызвал наибольшие затруднения в процессе чтения с листа, в этом случае количество ошибок у всей группы составило 37,58 %.
Необходимо отметить, что игра в режиме автоаккомпанемента создала определенную сложность для чтения с листа на синтезаторе – многие исполнители не ощущали сильную долю, а в случае остановки не могли начать такт сначала и стремились играть дальше, просто повторив одну или несколько долей. Некоторые испытуемые после окончания вступления не могли начать исполнять свою партию, так как не ощущали завершенности его структуры. В результате возникало несовпадение сильных долей мелодии и автоакомпанемента, которое тестируемые не всегда слышали.
Вторым по количеству ошибок стал гармонический компонент, где требуется знание буквенно-цифровых обозначений и умение, при необходимости, упрощать сложные аккорды до основных трезвучий: мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного. Нужно заметить, что такие знания почти не были востребованы в практической деятельности пианистов, что может являться причиной большого количества ошибок (34,25 %) у всей группы тестируемых при прочтении гармонических обозначений.
Из данных Таблицы 1 видно, что студенты заочной формы обучения лучше справились с метроритмическим компонентом (количество ошибок – 35,22 % от общего числа), нежели с гармоническим (количество ошибок – 37,26 %). Студенты дневной формы обучения, наоборот, лучше освоили гармонический компонент (количество ошибок – 32,43 % от общего числа), чем метроритмический (количество ошибок – 38,96 %).
Исходя из анализа работы в инструментальном и вокальном классах, участники экспертной группы предположили, что тестируемые лучше всего справятся с звуковысотной стороной мелодии, нежели с ее метроритмической организацией и гармонической поддержкой. Тестирование подтвердило это предположение: звуковысотные ошибки составляют наименьшее число – 28,17 % – от общего количества.
На основании разработанных критериев игры с листа на клавишном синтезаторе и показателей количества ошибок при исполнении были определены уровни сформированности компонентов чтения с листа (высокий, средний, низкий, очень низкий) у участников тестирования (Таблица 2).
Таблица 2
Уровни сформированности компонентов чтения с листа
Группы |
Уровни Компоненты |
Очень низкий |
Низкий
|
Средний |
Высокий
|
Вся группа |
Метроритмический |
30 % |
21 % |
22 % |
27 % |
|
Гармонический |
21 % |
33 % |
30 % |
16 % |
|
Звуковысотный |
16 % |
17 % |
32 % |
35 % |
Группа ОЗО |
Метроритмический |
16 % |
12 % |
32 % |
40 % |
|
Гармонический |
12 % |
26 % |
38 % |
24 % |
|
Звуковысотный |
8 % |
10 % |
28 % |
54 % |
Группа ДО |
Метроритмический |
44 % |
30 % |
12 % |
14 % |
|
Гармонический |
30 % |
40 % |
22 % |
8 % |
|
Звуковысотный |
24 % |
24 % |
36 % |
16 % |
Необходимо отметить, что во многих исследованиях, касающихся данной проблемы, не приводятся характеристики чтения с листа, часто авторы используют лишь понятия «умение – неумение». Например, по данным Р.А. Верхолаз, 90 % учащихся не умеют читать с листа [5, с. 123]; по данным Ф.Д. Брянской – 5 % читают с листа хорошо или очень хорошо, 80 % удовлетворительно, 15 % слабо или вовсе не умеют [5, с. 123]. Согласно данным исследования К.А. Цатуряна, очень хорошо и хорошо читают с листа – 10 %, плохо – 85 %, не умеют – 5 % [5, с. 123]. Эти данные говорят о различном подходе в оценке этого умения.
На основании результатов нашего исследования мы сделали вывод о том, что показатели группы высокого уровня отвечают критериям умения читать с листа. Для этой группы характерен определенный качественный признак, принципиально отличающий этот уровень от других, – относительно устойчивое безостановочное исполнение, которое характеризуется ощущением связности звукового потока и дает картину целостного музыкального произведения. Мы считаем это главным критерием овладения игрой с листа на клавишном синтезаторе с использованием автоаккомпанемента. При этом небольшое количество остановок и повторов не разрушает структуру и цельный образ исполняемого произведения. Кроме того, для групп высокого уровня характерны такие немаловажные особенности исполнения, как предвосхищение последующего материала и упрощение гармонии. На других уровнях (среднем, низком и очень низком) большое количество остановок, исправлений и возвратов создавало ощущение фрагментарности, «разорванности» движения, разрушения целостности музыкального образа, что дало нам основание не считать эти результаты удовлетворяющими критериям чтения с листа.
При таком подходе группа студентов заочного отделения показала достаточно высокие результаты уровня сформированности исследуемого умения: в метроритмическом компоненте показатели высокого уровня составляют 40 %, в гармоническом – 24 % и в звуковысотном – 54 %.
В группе студентов дневного отделения показатели высокого уровня составляют 14 % в метроритмическом, 8 % в гармоническом и 16 % в звуковысотном компонентах. Такие данные говорят о недостаточной сформированности всех компонентов чтения с листа в этой группе.
В Таблице 3 помещены суммарные уровни всей группы тестируемых.
Таблица 3
Уровни сформированности умения читать с листа
Уровни Группы |
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Группа ОЗО |
12 % |
16 % |
32,67 % |
39,33 % |
Группа ДО |
32,67 % |
31,33 % |
23,33 % |
12,67 % |
Вся группа |
22,33 % |
23,67 % |
28 % |
26 % |
Опытно-экспериментальная работа показала, что в группе студентов заочного отделения наиболее представлен высокий уровень чтения с листа – 39,33 %, а самым малочисленным является очень низкий уровень – 12 % (в группе дневного отделения, соответственно – 12,67 % и 32,67 %). Если для первой группы этот результат может рассматриваться как достаточно высокий, то для второй группы такой уровень сформированности нельзя назвать удовлетворительным.
Сравнительный анализ результатов пилотажного исследования показал, что 26 % всей группы студентов (высокий уровень) могут исполнить с листа на синтезаторе несложную пьесу, состоящую из мелодической линии и буквенно-цифрового аккомпанемента, удовлетворительно прочитав в комплексе все ее компоненты (Таблица 3), а 22,33 %, то есть почти каждый пятый, практически не справились с заданием.
Таким образом, диагностические процедуры и статистическая обработка полученных данных показали недостаточно высокий уровень сформированности умения читать с листа на клавишном синтезаторе в процессе освоения дополнительного инструмента. В результате исследования были выявлены структурные компоненты игры с листа, представляющие сложность в процессе исполнения, определены количественные и качественные критерии и показатели их оценки. Исследование показало, что для формирования умения игры с листа необходимо создание комплексной методики обучения, основанной на целостном подходе к этому явлению и учитывающей специфику электронного музыкального инструмента – клавишного синтезатора.