Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

DIAGNOSTICS LEVEL OF FORMALIZATION SKILLS READ FROM THE LIST OF FUTURE MUSICIAN TEACHERS IN THE PROCESS OF DEVELOPING A KEY SYNTHESIZER

Ponomareva E.V. 1
1 Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) FGBOU VO "RGEU (RINH)"
The article defines the role of reading from a sheet in electronic music, identified structural components that present complexity for performance, quantified and qualitative criteria for their evaluation in the process of playing from a sheet on a keyboard synthesizer. Diagnostics of the ability to read from the sheet of bachelors studying in the class of an additional musical instrument on the specialty of "Musical education" has been carried out. The study revealed a significant difference in the indicators of the formation of the studied ability in students of day and correspondence departments, showed an insufficient level of formation of metrorhythmic, harmonic and pitch components of reading from a sheet. The results of diagnostic procedures and statistical processing of the experimental-experimental data showed insufficiently high level of the ability to read from the sheet on the keyboard synthesizer in the process of mastering an additional instrument. The ways of improving the complex teaching methodology based on a holistic approach to the formation of the ability to read from a sheet taking into account the specificity of learning to play the keyboard synthesizer are defined.
diagnostics
keyboard synthesizer
music teacher
reading from the sheet
electronic music making.

В настоящее время электронные музыкальные инструменты признаны эффективным средством музыкального обучения и воспитания как в рамках образовательных учреждений общего и дополнительного музыкального образования, так и в системе высшего музыкально-педагогического образования. Сейчас в музыкально-педагогической деятельности наметились две тенденции, связанные с обучением игре на клавишном синтезаторе: с одной стороны, более широкое его применение, а с другой – явная недооценка специфики электронного музыкального инструментария, непонимание его возможностей и вследствие этого – недостаточное использование его преимуществ. Процесс исполнения на синтезаторе имеет ряд существенных особенностей, поэтому музыкант, мало знакомый с этим инструментом, испытывает целый ряд затруднений, порождающих многочисленные ошибки и неудачи. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения сущности и структуры электронного музицирования, разработки методики формирования необходимых умений и навыков [1].

В условиях вузовской подготовки будущих учителей музыки вопросы обучения игре на клавишном синтезаторе решаются в процессе освоения таких дисциплин, как «Дополнительный музыкальный инструмент (синтезатор)», «Класс основного музыкального инструмента (синтезатора)», «Класс электронного музыкального инструмента». Следует отметить, что содержание этих предметов требует дальнейшей разработки, в частности, уточнения методов формирования необходимых умений и навыков в условиях электронного музицирования [2]. Поэтому целью данного исследования стал анализ уровня сформированности умения читать с листа на клавишном синтезаторе в процессе подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузе.

Феномен музицирования имеет сложную структуру и включает различные формы музыкально-творческой деятельности. В данном исследовании мы опираемся на структуру, предложенную О.И. Филатовой, которая, анализируя педагогические и музыкальные основы музицирования, относит к нему следующие шесть позиций, «изложенные в последовании постепенного усложнения творческих заданий: чтение (нот) с листа, подбор (мелодий) по слуху, транспонирование, аранжировка, импровизация и (любительское) сочинительство» [3, с. 147].

Принимая за исходные первые две позиции – чтение с листа и подбор по слуху – О.И. Филатова рассматривает их «как самостоятельные русла развития нововременной (нотной, письменной) и донововременной (донотной, дописьменной) традиции» [3, с. 147]: 1) чтение с листа, транспонирование, импровизация; 2) подбор по слуху, аранжировка, сочинительство. Автор представляет музицирование как «свободное звукотворческое волеизъявление» [3, с. 147], как основу профессионализма, позволяющую освоить музыкальную специальность. В ряду перечисленных компонентов, на наш взгляд, особую роль в процессе подготовки учителей-музыкантов в вузе играет умение читать с листа.

С точки зрения Т.И. Карачаровой, «чтение нот с листа – многосоставное интегративное умение, сложно организованный процесс, обеспечивающийся взаимодействием различных навыков и психофизиологических механизмов, составляющих единый функциональный ансамбль» [4, с. 128]. Отметим, что игра с листа является важнейшим и необходимым умением, одним из наиболее профессионально-развивающих видов и форм работы музыканта. По мнению К.А. Цатуряна, «педагогическая и психологическая роль чтения с листа заключается … в необходимости слышать все попутно, в мгновенной самооценке и коррективах» [5, с. 43], «прочесть музыкальное произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки» [5, с. 23]. При усвоении максимального объема информации в кратчайшее время чтение с листа является одним из наиболее доступных и перспективных путей, способствующих общемузыкальному развитию учащихся. Однако при всей значимости, вопрос игры с листа на синтезаторе остается вне зоны внимания исследователей.

Научно-методическая и учебная литература, посвященная электронному музицированию, имеет два направления. В первом акцент делается на изучении аппаратуры, музыкальных компьютерных программ, технических и художественных возможностей электронного инструментария. Данное направление представлено работами П.Л. Живайкина, Р.Ю. Петелина и Ю.В. Петелина, В.О. Белунцова и др. Второе направление составляют работы в области теории и практики музыкального обучения (И.М. Красильников, И.Б. Горбунова, О.А. Подкопаева, А.А. Апасов, С.С. Важов, В.Г. Пешняк, И.Г. Шавкунов и др.).

В настоящее время известен ряд отечественных исследований, в том числе диссертационных, посвященных различным аспектам электронного музицирования. Ведущим специалистом в этой сфере музыкального образования является сотрудник ИХО РАО, доктор педагогических наук И.М. Красильников, разработавший концепцию электронного музыкального творчества как вида учебно-художественной деятельности. И.М. Красильниковым определена дальнейшая перспектива развития музыкального образования, строящаяся на базе новых музыкальных средств, связанных с электроакустикой, электроникой, компьютерными технологиями и расширяющих сферу музыкальной деятельности учащихся. Большой интерес представляют его работы, посвященные вопросам электронного музицирования: структуре деятельности исполнителя, развитию техники игры на клавишном синтезаторе, аранжировке музыкальных произведений различных жанров и т.д. [6].

Автором дисциплин «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)» и «Компьютерная аранжировка и композиция», а также учебно-методической литературы по этому направлению является профессор РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбунова [7].

В последнее время внимание педагогов и методистов привлекают отдельные аспекты электронного музицирования. В диссертационном исследовании А.А. Апасова «Музыкально-компьютерные технологии как основа приобщения студентов педагогического вуза к композиции и аранжировке» анализируются принципы и методы использования данных форм музыкально-творческой деятельности  в процессе подготовки учителей музыки [8]. В диссертационном исследовании Т. И. Карачаровой «Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста» в качестве метода предлагается игра в ансамбле с синтезатором с использованием  ритмо-стилевой функции [4].

Еще одним аспектом изучения проблемы является определение развивающего потенциала электронных инструментов в системе подготовки учителей музыки. Целью диссертационного исследования О.А. Подкопаевой стала разработка теоретических и методических оснований развития музыкального мышления студентов в процессе аранжировки и исполнения музыки на клавишном синтезаторе [9]. Однако такой компонент, как чтение с листа в условиях электронного музицирования, никогда не становился темой исследования.

Достаточно широко представлены учебные пособия и самоучители игры на синтезаторе (В.Г. Пешняк, И.Г. Шавкунов, С.С. Важов, Б.А. Поливода [10] и др.), но в них также не освещаются вопросы, связанные с игрой с листа.

Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что исследования, посвященные целенаправленному формированию приемов, навыков и умений, составляющих комплекс чтения с листа на клавишном синтезаторе, в отечественной педагогической науке практически отсутствуют. По нашему мнению, в процессе вузовской подготовки такая задача может быть успешно решена в рамках дисциплины «Класс дополнительного музыкального инструмента (синтезатора)», которая своей целью ставит формирование у студентов умений и навыков, позволяющих широко использовать синтезатор в будущей практической деятельности [2].

Для последующей разработки целенаправленных приемов, навыков и умений, составляющих комплекс чтения с листа на синтезаторе, возникла необходимость определить предварительный уровень сформированности этого умения. В рамках пилотажного исследования, проведенного в течение трех лет на базе музыкально-педагогического факультета ТГПИ, нами были протестированы студенты дневного и заочного отделений, уже овладевшие приемами игры на синтезаторе при изучении курса дополнительного инструмента. Всего в исследовании участвовали100 студентов, которые выполнили в сумме 500 тестовых заданий.

Для прослушивания были выбраны 5 песен из школьного репертуара с уровнем трудности ниже уровня, изучаемого в классе дополнительного инструмента. Их фактура представляет собой одноголосную мелодическую линию с аккордовым сопровождением и буквенно-цифровыми обозначениями гармонии.

Далее нами был выявлен ряд компонентов исполнения, подлежащих оцениванию при чтении с листа и присущих исполнению на синтезаторе: звуковысотный, метроритмический и гармонический. Для определения степени значимости компонентов исполнения был использован метод коллективной экспертной оценки. В экспертизе приняли участие преподаватели музыкально-теоретических и индивидуальных дисциплин кафедры истории и теории музыки и кафедры хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета ТГПИ. На основании результирующего ранжирования наиболее значимый компонент – гармонический – получил ранг 1, метроритмический – ранг 2, а звуковысотный – ранг 3.

Студентам был предложен следующий вариант: исполнение звуковысотной линии с аккордами в режиме автоаккомпанемента. Перед исполнением необходимо было зрительно ознакомиться с текстом, вспомнив и применив основные принципы чтения с листа, известные из курса основного и дополнительного музыкального инструмента (в том числе  принципы упрощения гармонии). Педагог не анализировал особенности данного произведения, предполагаемые трудности и возможные пути их преодоления.

Каждый исполнитель выбирал стиль и тембр в соответствии с характером и жанровой основой произведения. Условием выбранного стиля было наличие четкой ритмической пульсации, достаточно простая фактура сопровождения и отсутствие неаккордовых звуков в гармонической поддержке. (Темп произведения был указан в тексте.) После внимательного предварительного ознакомления с текстом студент один раз играл произведение. Необходимым требованием было исполнение произведения до конца. В процессе исполнения в протоколе фиксировались ошибки, которые затем были классифицированы в соответствии с тремя указанными компонентами.

Для анализа чтения с листа на клавишном синтезаторе были разработаны следующие критерии: правильность прочтения звуковысотной линии, метроритмическая точность и правильность прочтения буквенно-цифровых обозначений гармонии. Учитывались количество и характер остановок, наличие повторов – возвращение или исправление неверно сыгранного, совпадение или несовпадение сильных долей мелодии и автоаккомпанемента, прочтение буквенно-цифрового обозначения, упрощение сложных аккордов, чистота исполнения мелодической линии.

Далее была определена система оценок. На ее основе по результатам исполнения были определены 4 уровня чтения с листа: высокий (от 0 до 2-х ошибок в каждом из компонентов), средний (от 3-х до 4-х ошибок), низкий (от 5 до 6 ошибок) и очень низкий (7 и более ошибок).

Результаты тестирования были сведены в таблицы, которые позволили проанализировать соотношение умеющих и не умеющих читать с листа.

Проведенное нами исследование выявило значительную разницу показателей сформированности исследуемого умения у студентов дневного и заочного отделений (Таблица 1).

Таблица 1

Количество ошибок в процессе исполнения

Группы

Компоненты

Вся группа

Группа ОЗО

Группа ДО

Название компонента

Количество

ошибок

%

Количество ошибок

%

Количество

ошибок

%

Метроритмический

2431

37, 58%

839

35,22%

1592

38,96%

Гармонический

2215

34, 25%

890

37,26%

1325

32,43%

Звуковысотный

1822

28, 17%

653

27,42%

1169

28,61%

Всего ошибок

6468

100%

2382

100%

4086

100%

 

Группа студентов заочного отделения (ОЗО) справилась с заданиями в 1,72 раза успешнее, нежели группа студентов дневного отделения (ДО). Количество ошибок в группе ОЗО составляет 36,82 % от общего числа, в группе ДО – 63,18 %. Причины, на наш взгляд, кроются, во-первых, в различном уровне довузовской подготовки (в группе студентов заочной формы обучения 84 %, составляют выпускники колледжей, 16 % – выпускники ДМШ; в группе студентов дневной формы обучения, соответственно, – 38 % и 62 %), во-вторых, в наличии практического опыта работы у основной части студентов-заочников. Особенно важным фактором здесь может выступать опыт концертмейстерской практики в различных сферах педагогической и концертной деятельности. Некоторые студенты хорошо владеют синтезатором, так как используют его в своей работе.

Участники экспертной группы предположили, что все исполнители достаточно успешно справятся с прочтением метроритмического компонента, так как наличие постоянной метроритмической пульсации, организующей мелодию посредством ясно слышимых метрических долей, может помочь исполнителю удержаться в заданных рамках. Между тем  эксперимент не подтвердил этого предположения. Метроритмический компонент вызвал наибольшие затруднения в процессе чтения с листа, в этом случае количество ошибок у всей группы составило 37,58 %.

Необходимо отметить, что игра в режиме автоаккомпанемента создала определенную сложность для чтения с листа на синтезаторе – многие исполнители не ощущали сильную долю, а в случае остановки не могли начать такт сначала и стремились играть дальше, просто повторив одну или несколько долей. Некоторые испытуемые после окончания вступления не могли начать исполнять свою партию, так как не ощущали завершенности его структуры. В результате возникало несовпадение сильных долей мелодии и автоакомпанемента, которое тестируемые не всегда слышали.

Вторым по количеству ошибок стал гармонический компонент, где требуется знание буквенно-цифровых обозначений и умение, при необходимости, упрощать сложные аккорды до основных трезвучий: мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного. Нужно заметить, что такие знания почти не были востребованы в практической деятельности пианистов, что может являться причиной большого количества ошибок (34,25 %) у всей группы тестируемых  при прочтении гармонических обозначений.

Из данных Таблицы 1 видно, что студенты заочной формы обучения лучше справились с метроритмическим компонентом (количество ошибок – 35,22 % от общего числа), нежели с гармоническим (количество ошибок – 37,26 %). Студенты дневной формы обучения, наоборот, лучше освоили  гармонический компонент (количество ошибок – 32,43 %  от общего числа), чем метроритмический (количество ошибок – 38,96 %).

Исходя из анализа работы в инструментальном и вокальном классах, участники экспертной группы предположили, что тестируемые лучше всего справятся с звуковысотной стороной мелодии, нежели с ее метроритмической организацией и гармонической поддержкой. Тестирование подтвердило это предположение: звуковысотные ошибки составляют наименьшее число – 28,17 % – от общего количества.

На основании разработанных критериев игры с листа на клавишном синтезаторе и показателей количества ошибок при исполнении были определены уровни сформированности компонентов чтения с листа (высокий, средний, низкий, очень низкий) у участников тестирования (Таблица 2).

Таблица 2

Уровни сформированности компонентов чтения с листа

Группы

Уровни

Компоненты

Очень

низкий

Низкий

 

Средний

Высокий

 

Вся группа

Метроритмический

30 %

21 %

22 %

27 %

 

Гармонический

21 %

33 %

30 %

16 %

 

Звуковысотный

16 %

17 %

32 %

35 %

Группа ОЗО

Метроритмический

16 %

12 %

32 %

40 %

 

Гармонический

12 %

26 %

38 %

24 %

 

Звуковысотный

8 %

10 %

28 %

54 %

Группа ДО

Метроритмический

44 %

30 %

12 %

14 %

 

Гармонический

30 %

40 %

22 %

8 %

 

Звуковысотный

24 %

24 %

36 %

16 %

 

Необходимо отметить, что во многих исследованиях, касающихся данной проблемы, не приводятся характеристики чтения  с листа, часто авторы используют лишь понятия «умение – неумение». Например, по данным Р.А. Верхолаз, 90 % учащихся не умеют читать с листа [5, с. 123]; по данным Ф.Д. Брянской – 5 % читают с листа хорошо или очень хорошо, 80 % удовлетворительно, 15 % слабо или вовсе не умеют [5, с. 123]. Согласно данным исследования К.А.  Цатуряна, очень хорошо и хорошо читают с листа – 10 %,  плохо – 85 %, не умеют – 5 % [5, с. 123]. Эти данные говорят о различном подходе в оценке этого умения.

На основании результатов нашего исследования мы сделали вывод о том, что показатели группы высокого уровня отвечают критериям умения читать с листа. Для этой группы характерен определенный качественный признак, принципиально отличающий этот уровень от других, – относительно устойчивое безостановочное исполнение, которое характеризуется ощущением связности звукового потока и дает картину целостного музыкального произведения. Мы считаем это главным критерием овладения игрой с листа на клавишном синтезаторе с использованием автоаккомпанемента. При этом небольшое количество остановок и повторов не разрушает структуру и цельный образ исполняемого произведения. Кроме того, для групп высокого уровня характерны такие немаловажные особенности исполнения, как предвосхищение последующего материала и упрощение гармонии. На других уровнях (среднем, низком и очень низком) большое количество остановок, исправлений и возвратов создавало ощущение фрагментарности, «разорванности» движения, разрушения целостности музыкального образа, что дало нам основание не считать эти результаты удовлетворяющими критериям чтения с листа.

При таком подходе группа студентов заочного отделения показала достаточно высокие результаты уровня сформированности исследуемого умения: в метроритмическом компоненте показатели высокого уровня составляют 40 %, в гармоническом – 24 % и в звуковысотном – 54 %.

В группе студентов дневного отделения показатели высокого уровня составляют 14 % в метроритмическом, 8 % в гармоническом и 16 % в звуковысотном компонентах. Такие данные говорят о недостаточной сформированности всех компонентов чтения с листа в этой группе.

В Таблице 3 помещены суммарные уровни всей группы тестируемых.

Таблица 3

Уровни сформированности умения читать с листа

Уровни

Группы

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Группа ОЗО

   12 %

   16 %

32,67 %

39,33 %

Группа ДО

32,67 %

31,33 %

23,33 %

12,67 %

Вся группа

22,33 %

23,67 %

28 %

   26 %

 

Опытно-экспериментальная работа показала, что в группе студентов заочного отделения  наиболее представлен высокий уровень чтения с листа – 39,33 %, а самым малочисленным является очень низкий уровень – 12 % (в группе дневного отделения, соответственно – 12,67 % и 32,67 %). Если для первой группы этот результат может рассматриваться как достаточно высокий, то для второй группы такой уровень сформированности нельзя назвать удовлетворительным.

Сравнительный анализ результатов пилотажного исследования показал, что 26 % всей группы студентов (высокий уровень) могут исполнить с листа на синтезаторе несложную пьесу, состоящую из мелодической линии и буквенно-цифрового аккомпанемента, удовлетворительно прочитав в комплексе все ее компоненты (Таблица 3), а 22,33 %, то есть почти каждый пятый, практически не справились с заданием.

Таким образом, диагностические процедуры и статистическая обработка полученных данных показали недостаточно высокий уровень сформированности умения читать с листа на клавишном синтезаторе в процессе освоения дополнительного инструмента. В результате исследования были выявлены структурные компоненты игры с листа, представляющие сложность в процессе исполнения, определены количественные и качественные критерии и показатели их оценки. Исследование показало, что для формирования умения игры с листа необходимо создание комплексной методики обучения, основанной на целостном подходе к этому явлению и учитывающей специфику электронного музыкального инструмента – клавишного синтезатора.