Современная модель развивающего образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога нацеливают на соответствующее совершенствование подготовки педагогических кадров. Именно педагогам предстоит закладывать фундамент личности ребенка с учетом особенностей детского мышления и детской субкультуры.
К сожалению, распространенным явлением в субкультуре современных дошкольников стало сокращение игровой деятельности у детей, замена у них сюжетно-ролевых, подвижных игр компьютерными играми, копирование в дошкольной образовательной организации технологий школьного обучения [1].
Современные исследования отечественных психологов и педагогов раскрывают значимость игры как ведущую деятельность и значимую форму организации детской жизнедеятельности (Л.С. Выготский и др.). Игра используется педагогами как способ социализации и взаимодействия ребенка с миром, как метод и прием воспитания, развития и обучения детей [2].
Многие исследователи указывают на важность игры в воспитании ребенка, считая, что «…детская склонность нигде более не обнаруживается как в игре, поэтому следует с малых лет воспитывать детей играть мирно, без своенравия, обмана и гнева, что порождает обиды и ссоры». Любая игра должна начинаться по «собственной охоте», что допускает самостоятельность, проявление детской инициативы, свободы выбора.
Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Вместе с тем содержание данной статьи выдвигает на первый план профессиональную компетентность педагогов в аспекте дошкольного образования. Поэтому особую значимость для нашей работы имеют исследования, раскрывающие сущность профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов: Э.Ф. Зеер, Н.И. Левшиной, Е.Н. Ращикулиной, Г.И. Щукиной и др.
В исследованиях Г.И. Щукиной доказано, что развитие познавательной активности обучающихся связано с проявлением их инициативы, творчества в процессе деятельности. Особую роль здесь играют активные методы в том случае, если они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов [3].
Принимая во внимание выше перечисленные подходы к подготовке будущего педагога, на наш взгляд, в основе использования развивающих технологий профессионального образования лежит осмысление положений понятийно-деятельностного подхода [4]. Рассмотрим некоторые из них.
- Субъектная позиция обучающегося в деятельности, требующая внимания преподавателя не только к содержанию материала, но и к формам организации познавательной деятельности студентов.
- Учет положительно-эмоционального отношения обучающихся к изучаемому материалу, поддерживающего интерес к будущей профессиональной деятельности.
- Способы активизации познавательной деятельности студентов должны учитывать единство образа, слова, действия с опорой на творчество будущих педагогов.
В исследованиях Е.Н. Ращикулиной учебная дидактическая игра с позиции игровой деятельности – это познание и реальное освоение обучающимися социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным правилам и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях [5]. Автор полагает, что в процессе данной деятельности перед студентами ставится цель вжиться в образ специалиста, роль которого они будут выполнять. В деловой игре обучающийся учится преодолевать трудности вербального и невербального общения [5].
Примером использования выше описанных игровых технологий в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования служит курс «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании» в непрерывной подготовке бакалавров. Целью данного курса является формирование готовности обучающихся к осознанному применению игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.
Значительное место в реализации данной дисциплины отводится интерактивным формам работы студентов, ориентирующим, по мнению Ращикулиной Е.Н. [5], на исследовательскую деятельность: творческим заданиям, проблемным ситуациям. Рассмотрим некоторые из авторских форм, применяемые в курсе «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании».
Задание 1. Написать мини-сочинение по плану:
- В каком возрасте для Вас закончилось время игры?
- В какие игры Вы играли в детстве?
- Были ли у Вас особо памятные игрушки? Какие?
- Какие чувства Вы испытывали в ходе самостоятельной игры?
- Назовите Ваши любимые игры с современными дошкольниками (на практике).
Задание 2. Определите этап (возраст) развития игры:
- Дети играют в одиночку или рядом с другими.
- Дошкольники любят организовывать игру, придумывать что-то интересное.
- Дети варят пищу, подражая маме; водят машину, подражая папе.
Задание 3. Как Вы оцениваете предметно-игровую среду дошкольной группы, в которой Вы проходили практику? (Наличие полифункциональных игрушек, нетрадиционного игрового материала, пособия и атрибутов для всех видов игр.)
Задание 4. Усложните правила одной дидактической, одной подвижной и одной народной игры для дошкольников, проявив творчество.
Задание 5. Дайте оценку игровому празднику (определите место этого праздника в образовательном процессе дошкольной образовательной организации):
- «Жизнь домашних животных». Утро начинается с того, что дети и взрослые надевают уши и хвосты домашних животных и половину дня проводят в образе этих животных. Сочините несколько праздников сами. Разыграйте их.
Задание 6. Разработать шпаргалку для родителей по алгоритму, представленному в таблице 1.
Таблица 1
Шпаргалка для родителей по организации игровой деятельности дошкольников
Когда Вы и Ваш ребенок:
|
Вы можете сказать или спросить ребенка |
Это поможет Вашему ребенку |
На кухне
|
|
|
Во дворе дома
|
|
|
Задание 7. Инсценировать следующую педагогическую ситуацию: пятилетний мальчик построил машину, вертит руль, гудит. Педагог обращается к мальчику: «Ты водитель автобуса или такси? Довезешь меня домой». С какой целью Вы в качестве педагога включитесь в игру? Предложите свои варианты вхождения в игру? Обыграйте их.
Задание 8. Проведите диагностику уровня развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников и на основе полученных результатов разработайте свой проект сюжетно-ролевой игры (тема и возраст дошкольников на выбор), используя этапы технологии комплексного руководства игрой Зворыгиной Е. [6].
Задание 9. На основе методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО подготовить свой проект по построению игровой среды в ДОО [7].
Задание 10. Составить в таблице 2 возрастную классификацию игр на основе ФГОС ДО.
Таблица 2
Возрастная классификация игр в ФГОС ДО
Критерии для классификации |
Младенческий возраст |
Ранний возраст |
Дошкольный возраст
|
Виды игр в ФГОС ДО |
|
|
|
Вывод о возрастной классификации игр (чем обусловлена такая классификация) |
|
Задание 11. Выделить в психолого-педагогической литературе 5-7 классификаций игр, наиболее популярных в практике дошкольного образования. Подобрать к одной из выделенных классификаций примеры с названиями игр для дошкольников.
Задание 12. Разработайте план на одну неделю (в таблице 3) с ориентиром на тему «Весна пришла» (возраст дошкольников на выбор студентов) с учетом следующих рекомендаций по планированию игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации:
- рекомендуется ежедневно проводить 2-3 дидактические игры, 3-4 подвижные игры, одну игру-забаву;
- 2-3 раза в неделю руководство сюжетно-ролевыми играми в форме приемов на обогащение содержания, формирования взаимоотношений, развитие игрового творчества;
- строительные игры - 2 раза в неделю;
- театрализованные игры - 2 раза в неделю;
- народные игры - 1 раз в неделю.
Таблица 3
Планирование игровых технологий в образовательном процессе ДОО на тему «Весна пришла»
Дни недели |
Дидакт. игры |
Подвиж. игры |
Сюжетно-ролевые игры
|
Строит. игры |
Театр. игры |
Народ. игры |
Игры-забавы |
Понедельник |
1. «Чудесный мешочек». Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста сенсорных представлений о предметах, развитие словарного запаса.
2.
|
1.
2.
3. |
1. |
|
|
|
1. |
Вторник |
1.
2.
|
1.
2.
3.
|
|
1. |
1. |
|
1. |
Среда |
1.
2.
|
1.
2.
3.
|
1. |
|
|
1. |
1. |
Четверг |
1.
2.
|
1.
2.
3.
|
|
1. |
1. |
|
1 |
Пятница |
1.
2.
|
1.
2.
3.
|
1. |
|
|
|
1. |
Таким образом, профессиональная подготовка педагогов посредством использования игровых технологий и развитие ими дошкольников в игровой деятельности особенно эффективны в условиях развивающего личностно ориентированного образования.