Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

GAME TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

Stepanova N.A. 1
1 NMSTU Nosov Magnitogorsk state technical university
The article reveals the theoretical and practical foundations of the use of gaming technologies in vocational training of teachers of preschool education in the context of the introduction of the federal state educational standard of preschool education and primary general education, the professional standard of the teacher. These principles focus on the competence and conceptual-activity approaches in developing education. The role of using the game in the development of preschool children and in the professional development of future teachers is considered. The article presents an algorithm for preparing a didactic game for future specialists. An example of the practical application of gaming technology in the professional training of bachelors of pre-school education is the discipline "Practical work on gaming activities in preschool education". A significant place in the implementation of this discipline is given to interactive forms of work of students, focusing on research activities: creative tasks, exercises, problem situations.
game technologies
developing education
vocational training
professional competence of teachers
preschool education

Современная модель развивающего образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога нацеливают на соответствующее совершенствование подготовки педагогических кадров. Именно педагогам предстоит закладывать фундамент личности ребенка с учетом особенностей детского мышления и детской субкультуры.

К сожалению, распространенным явлением в субкультуре современных дошкольников стало сокращение игровой деятельности у детей, замена у них сюжетно-ролевых, подвижных игр компьютерными играми, копирование в дошкольной образовательной организации технологий школьного обучения [1]. 

Современные исследования отечественных психологов и педагогов раскрывают значимость игры как ведущую деятельность и значимую форму организации детской жизнедеятельности (Л.С. Выготский и др.). Игра используется педагогами как способ социализации и взаимодействия ребенка с миром, как метод и прием воспитания, развития и обучения детей [2]. 

Многие исследователи указывают на важность игры в воспитании ребенка, считая, что «…детская склонность нигде более не обнаруживается как в игре, поэтому следует с малых лет воспитывать детей играть мирно, без своенравия, обмана и гнева, что порождает обиды и ссоры». Любая игра должна начинаться по «собственной охоте», что допускает самостоятельность, проявление детской инициативы, свободы выбора.

Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Вместе с тем содержание данной статьи выдвигает на первый план профессиональную компетентность педагогов в аспекте дошкольного образования. Поэтому особую значимость для нашей работы имеют исследования, раскрывающие сущность профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов: Э.Ф. Зеер, Н.И. Левшиной, Е.Н. Ращикулиной, Г.И. Щукиной и др.

В исследованиях Г.И. Щукиной доказано, что развитие познавательной активности обучающихся связано с проявлением их инициативы, творчества в процессе деятельности. Особую роль здесь играют активные методы в том случае, если они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов [3].

Принимая во внимание выше перечисленные подходы к подготовке будущего педагога, на наш взгляд, в основе использования развивающих технологий профессионального образования лежит осмысление положений понятийно-деятельностного подхода [4]. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Субъектная позиция обучающегося в деятельности, требующая внимания преподавателя не только к содержанию материала, но и к формам организации познавательной деятельности студентов.
  2. Учет положительно-эмоционального отношения обучающихся к изучаемому материалу, поддерживающего интерес к будущей профессиональной деятельности.
  3. Способы активизации познавательной деятельности студентов должны учитывать единство образа, слова, действия с опорой на творчество будущих педагогов.

В исследованиях Е.Н. Ращикулиной учебная дидактическая игра с позиции игровой деятельности – это познание и реальное освоение обучающимися социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным правилам и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях [5]. Автор полагает, что в процессе данной деятельности перед студентами ставится цель вжиться в образ специалиста, роль которого они будут выполнять. В деловой игре обучающийся учится преодолевать трудности вербального и невербального общения [5].

Примером использования выше описанных игровых технологий в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования служит курс «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании» в непрерывной подготовке бакалавров. Целью данного курса является формирование готовности обучающихся к осознанному применению игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

Значительное место в реализации данной дисциплины отводится интерактивным формам работы студентов, ориентирующим, по мнению Ращикулиной Е.Н. [5], на исследовательскую деятельность: творческим заданиям, проблемным ситуациям. Рассмотрим некоторые из авторских форм, применяемые в курсе «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании».

Задание 1. Написать мини-сочинение по плану:

- В каком возрасте для Вас закончилось время игры?

- В какие игры Вы играли в детстве?

- Были ли у Вас особо памятные игрушки? Какие?

- Какие чувства Вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

- Назовите Ваши любимые игры с современными дошкольниками (на практике).

Задание 2. Определите этап (возраст) развития игры:

- Дети играют в одиночку или рядом с другими.

- Дошкольники любят организовывать игру, придумывать что-то интересное.

- Дети варят пищу, подражая маме; водят машину, подражая папе.

Задание 3. Как Вы оцениваете предметно-игровую среду дошкольной группы, в которой Вы проходили практику? (Наличие полифункциональных игрушек, нетрадиционного игрового материала, пособия и атрибутов для всех видов игр.)

Задание 4. Усложните правила одной дидактической, одной подвижной и одной народной игры для дошкольников, проявив творчество.

Задание 5. Дайте оценку игровому празднику (определите место этого праздника в образовательном процессе дошкольной образовательной организации):

- «Жизнь домашних животных». Утро начинается с того, что дети и взрослые надевают уши и хвосты домашних животных и половину дня проводят в образе этих животных. Сочините несколько праздников сами. Разыграйте их.

Задание 6. Разработать шпаргалку для родителей по алгоритму, представленному в таблице 1.

Таблица 1

Шпаргалка для родителей по организации игровой деятельности дошкольников

Когда Вы и Ваш ребенок:

 

Вы можете сказать или спросить ребенка

Это поможет Вашему ребенку

На кухне

 

 

 

Во дворе дома

 

 

 

 

Задание 7. Инсценировать следующую педагогическую ситуацию: пятилетний мальчик построил машину, вертит руль, гудит. Педагог обращается к мальчику: «Ты водитель автобуса или такси? Довезешь меня домой». С какой целью Вы в качестве педагога включитесь в игру? Предложите свои варианты вхождения в игру? Обыграйте их.

Задание 8. Проведите диагностику уровня развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников и на основе полученных результатов разработайте свой проект сюжетно-ролевой игры (тема и возраст дошкольников на выбор), используя этапы технологии комплексного руководства игрой Зворыгиной Е. [6].

Задание 9. На основе методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО подготовить свой проект по построению игровой среды в ДОО [7].

Задание 10. Составить в таблице 2 возрастную классификацию игр на основе ФГОС ДО.

Таблица 2

Возрастная классификация игр в ФГОС ДО

Критерии для классификации

Младенческий возраст

Ранний возраст

Дошкольный возраст

 

Виды игр

в ФГОС ДО

 

 

 

 

 

Вывод  о возрастной классификации игр (чем обусловлена такая классификация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 11. Выделить в психолого-педагогической литературе 5-7 классификаций игр, наиболее популярных в практике дошкольного образования. Подобрать к одной из выделенных классификаций примеры с названиями игр для дошкольников.

Задание 12.  Разработайте план на одну неделю (в таблице 3) с ориентиром на тему «Весна пришла» (возраст дошкольников на выбор студентов) с учетом следующих рекомендаций по планированию игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации:

- рекомендуется ежедневно проводить 2-3 дидактические игры, 3-4 подвижные игры, одну игру-забаву;

- 2-3 раза в неделю руководство сюжетно-ролевыми играми в форме приемов на обогащение содержания, формирования взаимоотношений, развитие игрового творчества;

- строительные игры - 2 раза в неделю;

- театрализованные игры - 2 раза в неделю;

- народные игры - 1 раз в неделю.

Таблица 3

Планирование игровых технологий в образовательном процессе ДОО на тему «Весна пришла»

Дни недели

Дидакт. игры

Подвиж. игры

Сюжетно-ролевые

игры

 

Строит.

игры

Театр.

игры

Народ.

игры

Игры-забавы

Понедельник

1. «Чудесный мешочек».

Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста сенсорных представлений о предметах, развитие словарного запаса.

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

1.

 

 

 

1.

Вторник

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

1.

1.

 

1.

Среда

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

1.

 

 

1.

1.

Четверг

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

1.

1.

 

1

Пятница

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

1.

 

 

 

1.

 

Таким образом, профессиональная подготовка педагогов посредством использования игровых технологий и развитие ими дошкольников в игровой деятельности особенно эффективны в условиях развивающего личностно ориентированного образования.