Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

ORGANIZATION OF "CROSS-CUTTING" PRACTICE OF STUDENTS WITH CONSTANT PRESENCE IN ORGANIZATIONS-PARTNERS OF NETWORK INTERACTION

Nurtdinova A.A. 1 Dolgova V.I. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
The organization of the educational process with the help of network technologies constantly needs to be improved, one of its resources is the use of the model of "end-to-end" practice of students with a permanent presence in the organizations - partners of network interaction, which was the purpose of the work. Implementation of the "through" practice model assumes a modular construction of the curriculum; continuity in the formation of competencies in the course of studying basic disciplines, compulsory disciplines, disciplines of choice and in the passage of practice; Continuity of the content in the system of practices, focused on the performance of the final qualifying work.In the process of "cross-cutting" practice, the main integrative results improved: the rating-rating system for assessing the learning achievements of students; organization of dispersed practice; Participation in the experiment on approbation of the basic professional educational program of higher education on the enlarged groups of specialties / directions "Education and pedagogical sciences"; planning of research practice taking into account the logic of the master's thesis of one's own study of the learner, upon the request of the partner of network interaction; implementation of practice-oriented learning.
"cross-cutting" practice
partners of network interaction
students
educational organizations
point-rating systems
dispersed practice
practice-oriented learning

Практика, являясь особым видом учебной деятельности, направлена на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [1]. Сетевая форма реализации практики обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций [2, 3].

Анализ научно-методической литературы выявил многие проекты совершенствования педагогической практики студентов. Эти проекты созданы с опорой на нормативную базу сетевого взаимодействия, пакеты документального нормативного обеспечения, необходимого для моделирования и внедрения конкретной сетевой образовательной магистерской программы; приведены примеры макетов учебных планов и содержания текстового наполнения сетевых образовательных программ [4]. Раскрыты технологии, реализующие разные модули сетевого взаимодействия исследовательской магистратуры [5]; проведено сопоставление дивизиональных и сетевых подходов к организации магистратур [6]; составление студентами магистратуры индивидуальных траекторий образования с учетом вариативного построения дисциплин модуля [7].

Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий постоянно нуждается в совершенствовании, а для этого необходимо изучать и обобщать педагогический опыт, обеспечить открытость новым идеям, подходам и участникам, насытить образовательные сети информационными ресурсами интернета и другими способами трансляции, ретрансляции, освоения необходимой информации [8].

Реализация таких подходов возможна в условиях использования модели «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия.

Сказанное определило цель работы – раскрыть опыт организация «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия.

Материалы и методы

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ) уделяет большое внимание проблеме сетевого взаимодействия с образовательными организациями. Для обеспечения сетевого взаимодействия заключено 47 трехсторонних договоров между ЮУрГГПУ, органами управления образования и образовательными организациями г. Челябинска, Челябинской области и других регионов. Научным центром стратегических исследований проблем образования c учетом соответствующих рекомендаций специалистов осуществляется сопровождение сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями и органами управления образования [9, 10, 11].

Центральное место отведено партнеру сетевого взаимодействия, который выступает площадкой в двух направлениях:

– для интеграции учебной и исследовательской деятельности (теоретические знания приобретают практико-ориентированное значение и личностный смысл);

– для проведения студентом исследовательской работы, выполняемой в рамках собственных профессиональных интересов либо по запросу работодателя.

Реализация модели «сквозной» практики обучающихся ЮУрГГПУ предполагает модульное построение учебного плана; преемственность в формировании компетенций в ходе изучения базовых и обязательных дисциплин, дисциплин по выбору; преемственность содержания в системе практик, ориентированной на выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР).

Организация «сквозной» практики позволит синхронизировать основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) с образовательной траекторией обучающихся. Освоение каждого модуля образовательной программы завершается практикой. Во время «сквозной» практики актуализируются компетенции в конкретной образовательной среде, преимущественно на уровне «владеть».

В рамках сетевого взаимодействия студенты университета проходили практику в 28 образовательных организациях. Среди партнеров сетевого взаимодействия средние общеобразовательные школы (13), начальные образовательные школы (1), лицеи (3), гимназии (2), детские сады и центры развития ребенка г. Челябинска (5), специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) (1), Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска, образовательные организации Челябинской области (3).

Общее количество студентов, прошедших практику в 2016/17 учебном году на базе образовательных организаций-партнеров сетевого взаимодействия, составило – 2 757 человек (в 2015/16 – 2 259 человек).

Для выявления степени значимости различных факторов, влияющих на привлекательности профессии, использована методика «Удовлетворенность профессией (В.А. Ядова, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана). Выборку составили 24 студента, принимавшие участие в университетском конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют».

В 2017 году в программе конкурса были впервые определены две группы участников. Первую более многочисленную группу (20 чел.) составили обучающиеся, осваивающие программы бакалавриата. Каждый факультет рекомендовал для участия в конкурсе по одному представителю от одной основной профессиональной образовательной программы. Как правило, участниками университетского конкурса становятся победители факультетского тура, поэтому участники университетского этапа – это наиболее успешные студенты, которые в ходе конкурсных мероприятий демонстрируют методическую систему подготовки будущих педагогов (педагогов-психологов) своего подразделения (факультета, института, высшей школы).

Абсолютное большинство бакалавров из этой выборки (85 %) имеют опыт участия в олимпиадах и научных (научно-практических) конференциях различного уровня (от факультетского до международного). Кроме того, 60 % (12 чел.) участников-бакалавров университетского этапа конкурса имеют публикации, изданные в России и за рубежом (от 1 до 35 статей). 35 % (7 чел.) конкурсантов принимали участие в мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровнях в качестве волонтеров. 75 % (15 чел.) участвовали в творческих конкурсах и 45 % (9 чел.) в спортивных мероприятиях. 50 % (10 чел.) имеют опыт участия в конкурсах профессионального мастерства (конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО», «Лого-шоу», «Человек года» и другие). Участники-бакалавры первый опыт педагогической деятельности получили в ходе практики (педагогической в образовательной организации, летней педагогической в детских оздоровительных лагерях и т.п.). Опыт трудовой деятельности имеют лишь 15 % (3 чел.) конкурсантов данной группы (в качестве администратора, тренера, организатора в торгово-развлекательном центре).

Все магистранты выборки (100 %) имеют опыт участия в научных и научно-практических конференциях различного уровня (от университетского до международного), научные публикации в изданиях различного уровня, каждый второй из них по время обучения по программе бакалавриата принимал участие в университетских конкурсах профессионального мастерства, в том числе в конкурсе «Педагогический дебют».

Результаты и обсуждение

В процессе «сквозной» практики улучшились пять основных интегративных результатов образования.

1. Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся.

На физико-математическом факультете продолжается апробация балльно-рейтинговой системы оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ студентами на производственной (педагогической) практике, разработанная на основе компетентностного подхода. В 2017 году к эксперименту присоединился естественно-технологический факультет (профильная направленность «Химия. Биология», «Технология. Экономика», «Биология. Безопасность жизнедеятельности»).

Сформированность трудовых действий и профессиональных компетенций у студентов-практикантов оценивается на основе текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль осуществляется в процессе анализа занятий, воспитательных и предметных мероприятий, выполнения заданий по психологии, педагогике, школьной гигиене на практике. В качестве средства анализа сформированности профессиональных компетенций на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях используется «Технологическая карта анализа сформированности компетенций».

На первом этапе промежуточного контроля по результатам текущего контроля рассчитывается коэффициент успешности усвоения профессиональных умений (действий), способов владения ими (показателей сформированности компетенций). Второй этап промежуточного контроля осуществляется в форме комплексной контрольной работы (теста), которая предлагается студентам по окончании практики.

Средства и способы осуществления деятельности по анализу сформированности профессиональных компетенций как на этапе текущего контроля, так и при подведении итогов педагогической практики, представлены в Рабочей тетради студента-практиканта, которая позволяет обеспечить эффективность контроля со стороны факультетского руководителя практики, руководителя ОПОП и заведующего кафедрой.

В эту систему в 2016/2017 учебном году внесены существенные дополнения:

– в технологические карты анализа деятельности студента для оценивания успешности освоения умений и способов владения введены индикаторы, сформулированные на языке действий;

– реализована экспертная оценка по практике, учитывающая оценку учителя (вес оценки – 50 %), оценку группового руководителя (вес оценки – 40 %) и самооценку студента (вес оценки – 10 %);

– определены подходы к коррекции итоговой оценки по практике на основе повышающих и понижающих коэффициентов;

– разработано на основе MS Excel средство автоматизации обработки данных от получения расчетного балла за одно мероприятие до вычисления интегрального коэффициента сформированности профессиональной компетенции (программа доступна в электронном ресурсе «Облако ЮУрГГПУ», раздел «Практика»);

– реализованы ввод результатов текущего контроля и автоматическая обработка этих данных на информационно-образовательном портале «Педагогическая практика» (отдельное Web-приложение http://fmpractica.cspu.ru/);

– предусмотрено составление характеристики готовности студента к профессиональной деятельности работодателем.

Такой подход в оценивании сформированности профессиональных компетенций студентов позволил не только выстроить рейтинг обучающихся в период производственной практики, но и определить интегральный коэффициент сформированности компетенций (например, от 0,71 до 0,97 для обучающихся 4 курса очной формы обучения физико-математического факультета (профильная направленность «Информатика. Экономика», «Информатика. Английский язык») и естественно-технологического факультета (профильная направленность «Химия. Биология», «Технология. Экономика», «Биология. Безопасность жизнедеятельности»).

2. Организация рассредоточенной практики обучающихся на факультете психологии (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование») и в Профессионально-педагогическом институте (по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (прикладной бакалавриат)).

На факультете психологии второй год реализуется концепция учебной практики в общеобразовательных организациях при проведении единого государственного экзамена, позволяющая учитывать волонтерскую деятельность студентов в качестве наблюдателей за ходом государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования. В 2017 году общее количество студентов-практикантов факультета психологии, участвующих в ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей – 36 человек.

В феврале 2017 г. представитель студенчества ЮУрГГПУ (студентка 1 года обучения магистратуры) приняла участие в обучающем семинаре Федеральных координаторов проекта «Корпус общественных наблюдателей» и стала Федеральным координатором в Уральском федеральном округе. С марта 2017 г. функции Регионального координатора выполняет студентка второго курса факультета психологии. На этом этапе численность корпуса общественных наблюдателей составляет 83 человека (обучающиеся факультетов дошкольного образования, психологии, инклюзивного и коррекционного образования, подготовки учителей начальных классов). Впервые в 2017 году Федеральные общественные наблюдатели в ЮУрГГПУ приняли участие в онлайн наблюдении ЕГЭ (30 человек).

3. Участие в эксперименте Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ») по апробации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по укрупнённой группе специальностей/направлений (УГСН) «Образование и педагогические науки».

Например, образовательные организации-партнеры сетевого взаимодействия предоставили площадку для практики обучающихся факультетов дошкольного образования, исторического, подготовки учителей начальных классов по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» в рамках эксперимента (апробация ОПОП по профилю «Руководитель образовательной организации»). В качестве экспериментальных площадок выступили: МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска», МБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска», МАОУ ЦРР «ДС № 17 г. Челябинска». По результатам практики руководителями образовательных организаций принимались решения управленческого характера.

4. Планирование научно-исследовательской практики с учетом логики магистерской диссертации обучающегося (программы подготовки 44.04.01, 44.04.02) и по запросу партнера сетевого взаимодействия.

5. Реализация практико-ориентированного обучения, лабораторных, семинарских занятий, курсов по выбору и других форм на базе образовательных учреждений, например, на Базовой кафедре в МБОУ «НОШ № 95» г. Челябинска.

Диагностика по методике «Удовлетворенность профессией» (В.А. Ядова, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) позволила определить степень значимости различных факторов, влияющих на привлекательности профессии и на удовлетворенность трудом. Приоритеты среди значимых факторов (K), позитивно и негативно влияющих на привлекательность профессии, распределились следующим образом.

Значимые факторы, влияющие на привлекательность профессией:

  1. Возможность самосовершенствоваться (Кз=0,91);
  2. Работа требует постоянного творчества (Кз=0,83);
  3. Возможность достичь социального признания (Кз=0,79);
  4. Работа с людьми (Кз=0,75);
  5. Работа соответствует моим способностям (Кз=0,71);
  6. Работа соответствует моему характеру (Кз=0,67);
  7. Профессия одна из важнейших в обществе (Кз=0,5);
  8. Небольшой рабочий день (Кз=0,04).

Факторы, негативно влияющие на удовлетворенность профессией:

  1. Работа вызывает переутомления (Кз=-0,33);
  2. Небольшая зарплата (Кз=-0,54);
  3. Частый контакт с людьми (Кз=-0,58).

Общая удовлетворенность профессией у студентов этой выборки по сравнению с этим же показателем, полученным в процессе студенческого мониторинга качества образования [12] у остальных студентов, характеризуется коэффициентом выше среднего (Кз=0,34).

Заключение

Проделанная работа имеет и позитивные результаты (общая успеваемость по практике составляет – 97,6 %), и побочные эффекты. Их анализ приводит к ряду конструктивных решений. Необходимо предусмотреть возможность интеграции учебной и исследовательской деятельности обучающихся при освоении ОПОП; усилить практико-ориентированную направленность дисциплин в учебном плане (базовых, обязательных и по выбору); повысить эффективность самостоятельной работы и самообразования студентов. Замедляет внедрение обсуждаемой модели отсутствие регламента взаимозачета денежных средств между субъектами сетевого взаимодействия и локальной нормативной документацией функционирования базовой кафедры университета (в том числе и на федеральном уровне).

Сказанное определяет три приоритетных направления совершенствования практики:

  1. Апробация модель «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия на магистерских программах.
  2. Организация курсов повышения квалификации для руководителей ОПОП и руководителей практики по апробации модели «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия.
  3. Закрепление руководства практикой в учебных подразделениях за преподавателями на постоянной основе.
  4. Разработка регламента взаимозачета денежных средств между субъектами сетевого взаимодействия.