Проблема оценки качества реализации основных образовательных программ в образовательных учреждениях в настоящее время стоит очень остро. Актуальность проблемы обусловлена тем, что политика государства в области качества становится ядром образовательной стратегии в России и рассматривается как необходимое условие развития науки, культуры и самосознания человека.
Качество образования – это «интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [1].
Мы считаем, что система менеджмента качества образовательной организации должна базироваться на сочетании процессного и модульно-иерархического подходов [2].
Систему менеджмента качества высшего образования трудно охватить целиком. Для облегчения мониторинга и усовершенствования ее следует разбивать на составляющие, например, по процессам, соответствующим определенным видам деятельности.
Рассмотрим процесс и результаты мониторинга качества образования на примере проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет». В исследовательской деятельности нами использовались как общетеоретические, так и эмпирические методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование и др.
По нашему мнению, мониторинг качества реализации образовательных программ должен быть основан на следующих принципах: объективности (предполагает независимую оценку знаний студентов), обратной взаимосвязи (включает сочетание процессного и модульно-иерархического подходов) и мобильности (использование в образовательном процессе интернет-технологий, позволяющих студентам и преподавателям работать удаленно). Помочь отследить недостатки и принять меры по их устранению – первоочередная цель мониторинга качества реализации основных образовательных программ.
Возможность мониторинга степени усвоения учебного материала, с целью использования его результатов на разных этапах реализации образовательного процесса в университете: «ректорат – деканат – кафедра – преподаватель – студент», является приоритетной задачей педагогического анализа. Одним из инструментов, позволяющих это осуществить, является интернет-экзамен (ФЭПО) [3].
Информация, представленная в ФЭПО, организована в виде «информационной пирамиды» и при оценке качества подготовки обучающихся представляется для всех субъектов образовательного процесса, что позволяет получить объективные данные о качественном уровне подготовки студентов [3-6].
Для оценки степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов Брянский государственный инженерно-технологический университет принимает участие в проекте ФЭПО с 2007 г.
Внедрение программного комплекса «Интернет-тренажеры» в образовательный процесс предполагает его использование на уровнях: образовательной организации, преподавателя и студента, что соответствует модели педагогического мониторинга, реализованной в университете [2]. Основным элементом данной модели является оценка знаний студентов, которая проводится с использованием фондов оценочных средств.
Таким образом, фонд оценочных средств является одним из главных элементов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и предназначен для оценивания уровня сформированности компетенций у будущих бакалавров, магистров и специалистов на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) [3].
Фонды оценочных средств разрабатываются по конкретным дисциплинам, практикам и по программе государственной итоговой аттестации.
Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике университет определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.
Определенную проблему при формировании фонда оценочных средств представляет разработка заданий, которые позволяют оценить уровень сформированности компетенций в соответствии с выбранными показателями и критериями их оценивания. Данная проблема заключается в том, что, с одной стороны, контрольные материалы должны позволять качественно оценивать знания, умения и владения, сформированные у студента, а с другой стороны, количественно точно определяться в соответствии с установленными в университете шкалами оценивания уровня сформированности компетенций.
Разрабатываемые с использованием программного модуля контрольные материалы проходят экспертизу и размещаются на платформе НИИ мониторинга качества образования – «Интернет-тренажеры в сфере образования». Таким образом, использование данной системы в образовательном процессе позволяет не только разрабатывать контрольные материалы для фондов оценочных средств, но и использовать ее в качестве инструмента для оценивания уровня сформированности компетенций у студентов.
Перечисленные выше мероприятия позволили достичь более высоких качественных показателей в области освоения студентами дисциплин основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО).
Анализ результатов ФЭПО-15 показывает, что уровень освоения студентами большинства дисциплин варьируется в пределах 80–90 %, однако имеются дисциплины, по которым результаты приближены к пороговым значениям (60 %), например: «Метрология, стандартизация и сертификация» (66 %), «Психология и педагогика» (64 %) и «Электротехника и электроника» (61 %) и др. (рисунок 1). После проведения тщательного анализа было выявлено, что причинами данных результатов являются недостаточно проработанные фонды оценочных средств дисциплин. Поэтому научно-методическим советом по качеству было решено скорректировать рабочие программы и фонды оценочных средств с учетом формируемых компетенций и тестов ФЭПО, а также включить данные дисциплины в проект «Интернет-тренажеры в сфере профессионального образования».
Рис.1. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-15)
На рисунке 2 приведены результаты участия университета в ФЭПО-16. При этом видно, что уровень освоения студентами дисциплин, рассмотренных в примере выше, удалось существенно повысить: «Электротехника и электроника» до 86 %, «Метрология, стандартизация и сертификация» до 68 %, «Психология и педагогика» до 67 %.
Рис. 2. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-16)
Сравнение результатов ФЭПО-20 (рисунок 3) и ФЭПО-22 (рисунок 4) показывает, что уровень освоения студентами аналогичных дисциплин, вынесенных на тестирование в 2016 году, выше по сравнению с 2014, так по Безопасности жизнедеятельности процент вырос с 92 % до 97 %, по экологии – с 86 % до 100 %. По Сопротивлению материалов удалось достичь существенных успехов в освоении данной дисциплины, так в 2014 году результат усвоения был на уровне 55 %, а в 2016 он возрос почти вдвое и составил практически 100 %.
Рис. 3. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-20)
Рис.4. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-22)
Таким образом, в университете была внедрена в образовательный процесс система мониторинга качества реализации основных образовательных программ в вузе (рисунок 5), которая позволяет всем участникам образовательного процесса «ректорат – институт – кафедра – преподаватель – студент» объективно оценить его качество, своевременно реализовать корректирующие и предупреждающие действия [2].
Помимо контрольного тестирования в рамках учебного процесса, у студента появляется возможность самообучения и самоконтроля.
Рис. 5. Система мониторинга качества реализации основных профессиональных образовательных программ в вузе
Преподаватель получает возможность оперативно и объективно проверить уровень подготовки студентов, скорректировать процесс обучения по соответствующей дисциплине.
Руководство университета получает возможность наиболее полно контролировать весь образовательный процесс и осуществлять его планирование.
Проект ФЭПО развивается и на сегодняшний день в рамках перехода на двухуровневую систему образования помогает решить следующие задачи [3-6]:
· разработать системы диагностики и оценки сформированности компетенций по обучению студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО;
· обеспечить реализацию принципа преемственности в развитии компетенций обучающихся на различных этапах учебно-профессиональной деятельности;
· реализовать принцип обратной связи в виде своевременной информированности субъектов учебно-профессиональной деятельности – преподавателей и студентов посредством их личных кабинетов о достигнутом уровне обучения на каждом этапе, что создает условия для формирования внутренней мотивации к дальнейшему развитию компетенций, процессам индивидуализации, саморазвития и самосовершенствования в рамках ФГОСВО.
Повышение качественного уровня образования студентов также подтверждено сертификатами качества, выданными университету научно-исследовательским институтом Мониторинга качества образования в ходе независимой оценки успеваемости от 05.08.2015 №2015/1/271, от 03.08.2016 №2016/1/211, от 03.03.2017 №2016/2/152.
Из выше сказанного следует, что реализация принципов системы мониторинга качества основных образовательных программ, внедренная в инженерно-технологическом университете, включает всех участников образовательного процесса, отражает обратные взаимосвязи между ними и базируется на независимой оценке качества приобретенных студентами компетенций в области будущей профессиональной деятельности [2,7-10].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать заключение о том, что результатом мониторинга образовательной деятельности в вузе должно быть комплексное описание пути, который проходят студенты от выпускников школ до высококвалифицированных специалистов. Реализация принципов объективности, обратной взаимосвязи и мобильности позволяет на практике осуществить независимую оценку достижений студентов, реализовать обратную взаимосвязь между субъектами образовательного процесса в вузе при сочетании процессного и модульно-иерархического подходов, а также использовать в образовательном процессе интернет-технологии, позволяющие студентам и преподавателям работать удаленно, что способствует процессам самообучения и самоконтроля. Это трудоемкая работа, но достаточно достоверно отображающая уровень качества предоставляемых образовательных услуг в инженерно- технологическом вузе.