Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL MEANS OF ENRICHING A MOTION-GAMING EXPERIENCE PRESCHOOLERS

Voloshina L.N. 1 Galimskaya O.G. 1
1 Federal state autonomous educational institution of higher education "Belgorod State National Research University" (NIU "BSU")
One of the new and urgent tasks of physical education of children in the light of requirements of Federal state educational standard of preschool education is the task of the acquisition of locomotor experience. In terms of variability of preschool education in General and physical education and development of children, in particular, sharply raises the question of how much demand in the life of a child moving-and-play experience that he develops in the preschool period. Scientists and practicing teachers, there is evidence of destruction of the game space of childhood, the disappearance from life of modern children exciting mobile and sporting games. All this adversely affects the health, development, socialization of the preschool child and actualizes the scientific search for new pedagogical approaches, tools, techniques, forms of motor and enriching the gaming experience of a growing person. The purpose of the article - scientific justification of pedagogical means of enriching a motion-gaming experience of preschool children in the process of development of sports games. The material served as research of Russian scientists, reflecting the problems of formation of motor and play experiences in the preschool period of childhood, as well as the results of many years experimental work of preschool institutions in the city of Belgorod (municipal budget preschool educational institution kindergarten № 57, municipal budget preschool educational institution kindergarten № 64, municipal autonomous preschool educational institution kindergarten № 69) for testing and implementation of copyright games, programs and technologies of physical education of preschool children "Play", "Come out and play in the yard". Research methods: analysis and generalization of scientific literature on the problem; empirical methods: observation, conversation, questioning, testing; statistical treatment of data. The article scientifically substantiates the expediency of inclusion in practice of physical education of preschool teaching resources, contributing to the formation of the emotional-value attitude to sports games, the mastery of motor actions, the development of mechanisms for the control of movements, mastering the rules and norms of interaction of the game. Conclusion. Analysis of the results of experimental work testifies to the effectiveness of the implementation of the educational gaming focus, problem situations, mixed-age interaction older preschoolers in enriching a motion-gaming experience of preschoolers.
a motion-gaming experience
enrichment
sports and games
teaching tools
preschool children

В контексте целевых ориентиров физического воспитания и развития дошкольников, определенных ФГОС ДО, актуализируется проблема обретения двигательного опыта уже на этой возрастной ступени. Анализ современных исследований свидетельствует о том, что в настоящее время наблюдается оторванность содержания двигательно-игрового опыта, получаемого в дошкольных образовательных учреждениях, от реальных потребностей ребенка, что отрицательно сказывается на уровне его физической подготовленности. Так, по данным исследований Л.В. Абдульмановой, А.Ю. Журавлевой, М.А. Зайцевой около 45 % дошкольников 5–6 лет имеют низкий уровень физической подготовленности [1;8;9]. Дети не владеют элементарными игровыми умениями и действиями с мячом, ракетками, воланами. Всё реже во дворе можно увидеть увлеченное игрой разновозрастное детское сообщество. Это отрицательно сказывается не только на состоянии физического развития и здоровья детей, но и на их социализации.

В исследованиях Д.И. Фельдштейна отмечалось, что у 25 % выпускников дошкольных образовательных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетенции [13]. Особенно это касается опыта взаимодействия со сверстниками, которое является основой в межличностных отношениях. Все это вместе негативно сказывается на адаптации выпускников дошкольных учреждений к условиям освоения новой социальной роли – роли школьника.

На наш взгляд, сложившаяся проблемная ситуация является следствием недостаточной реализации потенциала спортивных игр в системе физического воспитания дошкольников.

Большое разнообразие и широкая направленность спортивных игр и игровых упражнений позволяют не только существенно обогатить двигательный опыт растущего человека, но и сблизить между собой детей разных возрастов, разных социальных групп, интегрировать виды детской деятельности, возродить игровое пространство детства.

Вместе с тем в современной теории физического воспитания дошкольников  недостаточно, на наш взгляд, раскрыты научные основы формирования двигательно-игрового опыта дошкольников посредством спортивных игр, несмотря на ряд исследований, актуализирующих возможности обучения детей 3–8 лет спортивным играм и их элементам уже в этот возрастной период.

Все вышеизложенное говорит о необходимости поиска и научного обоснования новых педагогических подходов, средств, методик, форм обогащения двигательно-игрового опыта растущего человека средствами спортивных игр. В исследованиях А.В. Третьяк и А.Ю. Журавлевой отмечается, что до сих пор недостаточно раскрыты условия и факторы сотрудничества в детском коллективе при освоении спортивных игр в период дошкольного детства [8;12]. Более детального изучения требуют способы и механизмы межличностного и разновозрастного взаимодействия, взаимообучения дошкольников в спортивных играх, обеспечивающие формирование двигательно-игрового опыта. Целью данной работы стало обоснование педагогических средств обогащения двигательно-игрового опыта дошкольников в процессе освоения спортивно-игровой деятельности. 

Материал и методы исследования. Анализ результатов современных исследований отечественных ученых, отражающих актуальные проблемы формирования двигательного и игрового опыта в дошкольный период детства, а также результатов многолетней опытно-экспериментальной работы дошкольных учреждений г. Белгорода (МБДОУ д/с № 57, МБДОУ д/с № 64, МАДОУ д/с № 69) по апробации и внедрению авторских игровых программ и технологий физического воспитания дошкольников «Играйте на здоровье», «Выходи играть во двор». Использованы эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование), методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, t -критерий Вилкоксона (для проверки различий между двумя выборками парных измерений), U-критерий Манна – Уитни (для проверки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака), формулы прироста физических качеств В.И. Усакова).

Результаты исследования и их обсуждение

В научно-методической литературе интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего связывается:

- с формированием двигательных умений, навыков и относящихся к ним знаний (Г.Н. Голубева и др.) [7];

- с двигательной активностью (Л.В. Абдульманова и др.) [1];

- с двигательной подготовленностью (Т.В. Волосникова, В.А. Шишкина и др.) [3;14].

Двигательно-игровой опыт, приобретенный ребенком в процессе освоения спортивных игр, мы рассматриваем с позиции активности личности в его освоении как совокупность освоенных двигательных действий и способов их применения, элементарных знаний о содержании и правилах спортивных игр, эмоционально-ценностного отношения к этому виду деятельности, способности детей к взаимодействию. Исходя из анализа структуры социального опыта, представленной в ряде работ, определены следующие компоненты двигательно-игрового опыта: аксиологический, когнитивный, деятельностный, и коммуникативный.

Анализ современных исследований свидетельствуют о том, что использование спортивных игр как средства и формы организации физического воспитания способствует формированию всех компонентов двигательно-игрового опыта: деятельностного (владение способами игровых действий), аксиологического (осознанное отношение к социально-нравственным нормам поведения и ценностям, осознание личностной готовности к игровой деятельности), когнитивного (знание социально-нравственных норм поведения, содержания игровых способов взаимодействия в спортивных играх) и коммуникативного (передача информации в процессе спортивно-игрового взаимодействия) [1]. Критерии оценки двигательно-игрового опыта ребенка-дошкольника были заложены в основу диагностической модели оценки уровня сформированности двигательно-игрового опыта [6] (таблица).

Критерии и показатели оценки сформированности двигательно-игрового опыта у детей старшего дошкольного возраста

Критерии /компоненты

Показатели

Владение способами игровых действий/деятельностный

Проявление двигательных способностей – быстроты, силовых способностей, выносливости, ловкости и координационных способностей и гибкости в спортивных играх (футбол, баскетбол, теннис, городки и др.). Соблюдение игровых правил. Владение способами игровых действий. Самостоятельное применение выработанных навыков в игровой или реальной ситуации.

Эмоционально-ценностное отношение к спортивным играм/ аксиологический

Интерес и отношение детей к спортивным играм и осознание их ценности и значимости в физическом воспитании.

Наличие первоначальных представлений о содержании  спортивных игр, правилах и нормах взаимодействия / когнитивный

Представления детей о спортивных играх (футбол, баскетбол, теннис, городки и др.), ролях в спортивных играх, специальных игровых сигналах, спортивной экипировке, спортивной терминологии, применяемых в спортивных играх. Знания о правилах игр.

Проявление способности к общению и взаимодействию в  спортивных играх/ коммуникативный

Ориентированность на социальные нормы поведения в общении со сверстниками и взрослыми в спортивных играх (футбол, баскетбол, теннис, городки и др.). Готовность и способность к вербальному и невербальному общению в процессе спортивно-игрового взаимодействия.

 

В проведенном исследовании, принимали участие 100 детей старшего дошкольного возраста (45 мальчиков, 55 девочек). Анализ полученных результатов по всем 18 диагностическим методикам позволил выявить проблемы в формировании двигательно-игрового опыта у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивных игр как в контрольных, так и в экспериментальных группах:

- у 1/3 детей контрольных и экспериментальных групп отмечается отсутствие разнообразия и качества двигательных действий с мячом, недостаточный уровень развития двигательно-координационных способностей, что подтверждают данные современных исследований о необходимости усиления физической подготовленности детей в старшем дошкольном возрасте;

- 34 % детей в экспериментальных группах и 38 % детей в контрольных группах не проявляют интерес к спортивным играм, имеют недостаточный уровень представлений о содержании, правилах, нормах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, не могут оценить конкретную ситуацию и принять решение, не умеют соблюдать элементарные правила в спортивных играх, что отрицательно сказывается на содержании самостоятельной двигательной деятельности;

- значительная часть дошкольников (30 % детей в экспериментальных и в контрольных группах) не готовы к сотрудничеству, проявляют агрессивность, нарушают правила, не способны принять цель игры как общую, что соотносится с ранее полученными результатами в исследованиях А.В. Третьяк [12].

Остановимся на характеристике педагогических средств, способствующих преодолению существующих проблем в формировании двигательно-игрового опыта дошкольников. В современных исследованиях (В.Т. Никоноров, Д.М. Правдов) указывается на необходимость применения таких средств, которые будут способствовать появлению у детей устойчивого интереса к самому двигательному процессу и двигательным действиям, при этом, что крайне важно для современного дошкольного образования, интерес будет не развлекательный, кратковременный, а интерес поиска, творчества и экспериментирования [10;11].

Как отмечает Л.В. Абдульманова, двигательный опыт дошкольника складывается из осознания своих движений, их выразительности, самостоятельного получения двигательного опыта, позволяющего не только выразить свои чувства, переживания, но облегчающего понимание чувств окружающих [1].

Специальные педагогические средства игровой направленности, заложенные в содержании программ «Играйте на здоровье» и «Выходи играть во двор», способствуют развитию у детей двигательного воображения и стимулируют к освоению двигательно-игрового опыта [4;5]. На наш взгляд, применение в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (на физкультурном занятии, на игровой площадке, на прогулке) проблемно-поисковых ситуаций, а именно, ситуаций: сотрудничества, сравнения, анализа, синтеза, сериации, абстрагирования, обобщения, морального выбора, взаимодействия, игрового проживания обеспечивают формирование всех компонентов двигательно-игрового опыта: деятельностного, аксиологического, когнитивного, коммуникативного. Названные ситуации были включены нами в программу формирующего этапа эксперимента и представлены в ряде публикаций.

Выполнение заданий в проблемных ситуациях и специально подобранных дидактических играх формирует у дошкольников умение осмысленно выбирать движения, что стимулирует развитие творческого мышления, умения самостоятельно организовывать двигательно-игровую деятельность.

В настоящее время в дошкольной педагогике все чаще обращаются к ситуациям свободного выбора. Ситуации свободного выбора позволяют дошкольникам самостоятельно исследовать двигательные действия и выполнять их произвольно, без помощи взрослого. Поставленному в ситуацию выбора дошкольнику предоставляется свобода выбора играть вместе с другими детьми или выполнять двигательные действия самостоятельно. Применение проблемно-контролируемых ситуаций помогают ребенку познавать движение в пространстве. Для этого педагогу нужно поддерживать интерес и стремление ребенка в поиске ответов в проблемных ситуациях.

В процессе ситуации-имитации воспитатель демонстрирует дошкольникам двигательные действия, а дети стараются их как можно точнее повторить. При этом демонстрировать двигательные действия могут и сами дети. Перед каждым ребенком ставятся задачи с учетом его индивидуальных возможностей и возрастных особенностей, то есть осуществляется личностно-ориентированный подход. В современных исследованиях отмечается, что новое для ребенка-дошкольника двигательное действие осваивается им намного лучше и быстрее в процессе предметной деятельности [6;14]. Ребенок осваивает движения с предметами в 2,5–3 раза быстрее, чем движения без предметов одинаковой сложности. Спортивно-игровая деятельность относится к предметной деятельности, что позволяет формировать двигательный мотив, поскольку ребенок не только воспринимает устное пояснение взрослого о значении упражнений для достижения игровой цели, но и сам ставится в позицию выбора нужного действия, практически знакомится со свойствами выбранного мяча, ракетки, биты. С этой целью ребенку нужно осуществить определенное двигательное действие в пространстве (например, самому нужно выбрать способ ведения и передачи мяча) [14].

Для обучения двигательным действиям, которые лежат в основе двигательного опыта, умению согласовывать их с другими детьми, совместно планировать работу, договариваться в процессе деятельности, а также оценивать полученный результат, вводятся коммуникативные минуты, игровое экспериментирование, творческие ситуации. Так в ходе экспериментальной работы были использованы модифицированные варианты хорошо известных игр. «Живые фигуры» – цель игры: вместе придумать и построить «живую» городошную фигуру, «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»: развивать способность к взаимодействию у дошкольников в игровых ситуациях, творческое воображение.

Очевидно, что и в практической деятельности и в теоретическом плане должны быть педагогические средства, обеспечивающие проявления творчества детей. Однако, в силу своего недостаточного двигательно-игрового опыта, старшие дошкольники еще нуждаются в помощи взрослого в организации развивающей среды, в совместных играх ребенка со взрослым. Поэтому  в структуру занятий по физической культуре, наряду с творческими проблемными ситуациями, были включены традиционные приемы, направленные на реализацию задач формирования двигательно-игрового опыта детей дошкольного возраста: показ педагогом игровых движений, описание игры, объяснение игровых действий, уточнение сюжета спортивной игры, специальные сигналы, распоряжения, а также вопросы, которые задает педагог в ходе занятия, позволяющие узнать, насколько дети осознают игровые действия.

При этом, по рекомендациям В.П. Арсентьевой, мы руководствовались следующим алгоритмом организации мыслительной деятельности: анализ игровой ситуации – инструктаж – знакомство с игровыми правилами – обдумывание проблемы – поиск решения – выдвижение гипотезы – проверка знания – приобретение нового знания – поиск новых способов решения – проверка правильности принятого решении [2].

Процесс формирования двигательно-игрового опыта в спортивных играх ребенка происходит более эффективно, если обстановка, в которой он находится, является эмоционально-благополучной – такой может быть обстановка игровой деятельности. В период начального обучения дошкольников движениям для них характерна эмоциональная мотивация, интерес, осознание себя и познание окружающего мира и своего места в нем. Поэтому очень важно в старшем дошкольном возрасте показать, как нужно уметь играть, соревноваться, использовать игровые атрибуты взаимодействия.

При реализации компонента образовательной программы, проектируемого по инициативе участников образовательного процесса на основе авторской парциальной программы «Играйте на здоровье!», в экспериментальных группах было организовано поэтапное игровое взаимодействие (индивидуальное, в парах, в тройках, в командах) на материале спортивных игр; разработаны алгоритмы, способствующие развитию межличностных отношений и сотрудничества дошкольников в спортивных играх [4].

В образовательной деятельности, на физкультурных занятиях при проведении режимных моментов и в свободной деятельности детей планировались и реализовывались подвижные игры: изначально – индивидуальные («Чей мяч дальше?», «Кто быстрее к финишу», «Кто больше отобьёт» и др.), парные («Мяч навстречу мячу», «Отрази волан», «Парная передача» и др.), в тройках («Собачки», «Выбивной», «Лови, бросай, падать не давать» и др.) и на последнем этапе – командные на материале футбола, баскетбола, настольного тенниса, городков, направленные не только на знакомство с техникой спортивных игр, формирование «чувства мяча» и выполнение простейших движений, но на и закрепление умений старших дошкольников взаимодействовать в паре, в тройках, в команде. Применение такого алгоритма обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к обучению старших дошкольников спортивным играм, индивидуального подхода к дошкольникам с проблемами в общении (агрессивными, тревожными, застенчивыми), развивает коммуникативные способности детей.

Для организации разновозрастного взаимодействия 1–2 раза в месяц использовалась разновозрастная форма проведения занятий по физической культуре и разновозрастное взаимодействие на прогулке в дошкольном образовательном учреждении. Была введена традиция – один раз в неделю дети старшего дошкольного возраста передавали свой двигательно-игровой опыт в спортивных играх на прогулке детям младшего возраста. К старшим дошкольникам на занятия по физической культуре приходили выпускники дошкольного учреждения, занимающиеся в спортивных школах, секциях. Накопление впечатлений важно для дошкольника и очень важно использовать для этого разновозрастное взаимодействие. Спортивные игры со старшими и младшими детьми, взрослыми способствуют формированию поведения в коллективе, социализации ребенка.

Выводы

В результате использования специальных педагогических средств изменилось эмоционально-ценностное отношение детей к спортивным играм. Проявляют интерес к спортивным играм, аргументируют свой выбор 94 % дошкольников (54 % – оптимальный уровень, 40 % – допустимый уровень) экспериментальных групп. По 6 из 7 показателей развития двигательных способностей (подбрасывание и ловля мяча (кол-во раз), бег с хода 10 м, прыжок в длину с места (см), бросок набивного мяча (см), подъём из положения лежа на спине (кол-во раз), продолжительность бега (мин) результаты у мальчиков и у девочек экспериментальных групп достоверно (р<0,05) по t-критерию Стьюдента превосходят контрольные группы, что говорит об эффективности реализуемых педагогических условий. Экспериментально установлено, что предложенные алгоритмы и способы организации межличностного и разновозрастного взаимодействия дошкольников в спортивных играх обеспечивают развитие игрового сотрудничества, развитие межличностных отношений дошкольников, что подтверждается следующими данными: 96 % дошкольников экспериментальных групп (48 % – оптимальный уровень, 48 % – допустимый уровни) проявили готовность к взаимодействию и общению в спортивно-игровой деятельности. Экспериментальная реализация педагогических средств способствовала осознанию дошкольниками норм социально-нравственного поведения, своих потребностей и желаний в ходе игр. У детей расширились представления о спортивных играх – о ролях, специальных игровых сигналах, спортивной экипировке, спортивной терминологии. У дошкольников возросла ориентированность на социальные нормы поведения в общении со сверстниками и взрослыми. Появилась готовность и способность к вербальному и невербальному общению в процессе спортивно-игрового взаимодействия, что свидетельствует об эффективности проведенной работы в экспериментальных группах. Cтатистическая обработка полученных результатов при помощи t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна – Уитни свидетельствует о достоверности их результативности в контрольных и экспериментальных группах по 17 диагностическим методикам из 18. При этом, по окончании опытно-экспериментальной работы, показатели сформированности всех компонентов двигательно-игрового опыта, дошкольников экспериментальных групп (деятельностного, аксиологического, когнитивного, коммуникативного) достоверно выше (р<0,05), чем в контрольных группах. Это свидетельствует о том, что гипотеза нашла подтверждение.