Специфика работы спортивного тренера
Тренер, наряду со спортсменом, является одним из центральных субъектов деятельности в спорте, и оценка ее успешности на современном мировом уровне развития, его политической, экономической и социальной значимости – весьма сложная задача как с прагматичной, как и с точки зрения руководства основополагающими жизненными, философскими и гуманистическими принципами [1; 2]. Эти принципы адаптируются в спорте через практические педагогические и психологические технологии, предметом которых является соревновательная составляющая и ее важнейший компонент – результат, победа.
В современной мировой спортивной педагогике при оценке успешности тренерской деятельности (successful coaching) за последние годы наметились различные критерии соотнесения двух основных системообразующих спортивных составляющих: победа, результат в спорте и спортсмен, как его субъект. Один, традиционный, сложившийся за многие годы развития спорта критерий: «Победа – все, поражение – ничего. Главное – выигрыш любой ценой, а спортсмен уже потом». Второй подход принципиально меняет и философскую трактовку этих двух основных компонентов, и прагматический подход, переставляя местами их значимость: «Главное – спортсмен, а затем уже результат». Успешность деятельности тренера оценивается по степени усилий, которые вместе со спортсменами он приложил, чтобы победить.
С учетом изложенных соображений изучение психолого-педагогических аспектов деятельности тренера особенно актуально, учитывая принципиальные ее особенности, специфику спорта вообще и выбранного вида в частности и чрезвычайно разносторонний спектр отдельных разделов его работы, ролей и обязанностей. Анализируя деятельность спортивного педагога в решении не только задач повышения спортивного мастерства своих спортсменов, но и идя вместе с ними по жизни, направляя и помогая их социальному и гражданственному взрослению, необходимо отметить, что успешность их деятельности в этих направлениях требует высокого педагогического мастерства и личных качеств.
В процессе многолетнего тренировочно-соревновательного процесса спортсмена и его жизненного взросления тренер должен уметь противостоять негативному давлению со стороны различных общественных структур на их совместный труд, провоцирующих на «быстрый результат – любой ценой», что ставит под угрозу физическое и психическое здоровье спортсмена, а зачастую и ломает всю его будущую жизнь после спорта. По глубокому убеждению автора, эти соображения и должны лежать в основе критерия «успешный профессиональный тренер».
Знание своего вида спорта
Одним из базовых, системообразующих факторов успеха в спорте, как, впрочем, в любом виде человеческой деятельности, являются, конечно, глубокие знания тренером своего избранного вида спорта, раздела спортивной специализации и даже спортивного амплуа в этом виде. При этом следует учитывать, что доминирование в спортивной тренерской деятельности конечного результата, победы, рекорда, медалей зачастую трансформирует шкалу значимости отдельных объективных критериев. Довольно расхожей зачастую становится прагматичная оценка тренерской работы: «Если спортсмены и тренер победили, значит тренер все делал хорошо и правильно. Если они проиграли, значит тренер все делал неверно и плохо».
Несмотря на некоторую возможную банальность данного утверждения, хорошие, глубокие знания правил, технического и тактического содержания вида спорта, в котором работает тренер, ничем заменить невозможно. Это столь же верно и для тренировки начинающих спортсменов, и в работе со спортсменами высокого класса. И хотя фактически они требуют различных типов знаний и технологий, но для того чтобы хорошо обучать основным принципам новичков, тренер должен очень хорошо владеть знаниями, необходимыми для тренировки профессиональных спортсменов. Это помогает в процессе многолетнего тренировочного процесса с переходом спортсмена от детского возраста к юношескому и взрослому периодам, от одного тренера к другому, с ростом спортивного мастерства избежать весьма сложного процесса технического переучивания в неправильно освоенных двигательных навыках [3-7].
Недостаточные знания тренером своего вида спорта и умения обучать спортсменов техническим навыкам повышают риск их травмирования, особенно начинающих спортсменов, что может привести к их отказам повторять необходимые, но опасные двигательные действия. Чем больше тренер знает об основных технических навыках в своем виде спорта и надлежащей последовательности их обучения и совершенствования, тем более успешным и безопасным будет этот процесс. Важно также, что глубокие знания тренера и умение учить и техническим, и тактическим навыкам вызывает большое уважение со стороны его спортсменов. Такое уважение и признание повышают вероятность и возможность их использования при обучении спортсменов жизненно важным навыкам, таким как отношение к делу и учебе вообще, этическое поведение, эмоциональный контроль, самоуважение и уважение других и многим другим значимым этическим и поведенческим характеристикам [8].
Достаточно распространенный и эффективный способ, которым тренер может приобрести знания о спортивных правилах, технических и тактических навыках, это его самостоятельные занятия спортом, но, что вероятно, это все же не даст ему всех знаний и умений, в которых он нуждается уже как тренер. Подтверждением большой вероятности этого могут служить, к сожалению, многочисленные примеры неудач на тренерском поприще в прошлом высококлассных, весьма известных и успешных спортсменов. С другой стороны, отсутствие у тренера высокой личной спортивной квалификации не означает, что он не может приобрести знания и навыки, необходимые чтобы успешно тренировать. Практика мирового и отечественного спорта дает хорошие примеры таких реализованных возможностей [9; 10].
Успешные тренеры любят быть «студентами» спорта и рассматривают приобретение знаний о тренировке и спорте как жизненную философию. Их многолетняя практика подсказывает, что этому надо учиться всю жизнь потому, что приходят иные времена, новые соперники, правила и технологии и, главное, приходят новые спортсмены. Это – другие люди, отличные от тех, с кем тренер уже достигал спортивных вершин, не только по генетическим и физическим признакам, они иначе мыслят и действуют, с другими моральными ценностями и целями. Для успешной работы с ними нужны новые жизненные и спортивные подходы, технологии, средства и методы – этому надо учиться. Разнообразные знания и опыт тренер также приобретает в общении со своими коллегами. Внимательно наблюдая за ними, тщательно изучая их действия и поведение в тренировочной и соревновательной обстановках, хороший «тренер-ученик» всегда может многое почерпнуть для своего опыта, знаний и размышлений.
Многое дают беседы с другими тренерами, совместное обсуждение тренерских и жизненных проблем, такие возможности необходимо искать и использовать. В то же время, разговаривая с коллегами и наблюдая за их работой, тренеру обязательно нужно помнить, что следует критически анализировать и определять, что из увиденного и услышанного непосредственно можно использовать для его спортсменов, на каких этапах и в каких разделах подготовки, какие средства и методы совместимы с личными целями тренера, его философией, психологией и стилем работы. Приобретая новые знания о средствах и методах спортивной тренировки, не следует спешить и необдуманно рисковать, используя чужой опыт, даже если он заимствуется у очень известных тренеров и из практики высококлассных спортсменов и команд [10, с. 38].
Педагогическая и психологическая компетентность тренера
Работа спортивного тренера является одной из наиболее своеобразных и специфических видов человеческой деятельности. Ее специфичность проистекает, прежде всего, из самого характера и содержания спорта вообще и в каждом его виде в частности. Ориентирование на достижение конечного результата («победа любой ценой»), очень сильная зависимость (моральная, социальная и материальная) и тренера, и спортсменов от победы на крупных, престижных соревнованиях зачастую предопределяет всю стратегию, философию и моральные принципы деятельности тренера. В таких объективно определенных условиях тренеру зачастую бывает нелегко сосредоточиться на педагогических тонкостях и психологических нюансах. Все его внимание и практические действия обращены на физическую и техническую подготовку, на тактику к предстоящей игре, решение неотложных технических, хозяйственных и финансовых проблем, неизбежно возникающих в любом виде спорта, на любом уровне: от детских и клубных команд до национальных и олимпийских сборных [3, с. 4].
Особо сложной и многоплановой представляется успешная работа тренера в командных видах спорта, в которых субъектами деятельности являются не отдельные, особые, своеобразные личности спортсменов (особенно высокого класса), а команда из нескольких членов, мотивы, личные жизненные и спортивные принципы которых должны быть целенаправленно объединены и использованы, прежде всего, для победы команды, для ее имиджа и рейтинга в целом. Разумеется, что такая важная составляющая успешной работы тренера базируется на его психолого-педагогической подготовленности и высокой личной мотивации.
В практике спорта неоднократно предпринимались попытки привлечения к работе с отдельными спортсменами и командами специалистов педагогов и психологов. В ряде случаев, особенно в индивидуальных и отдельных видах спорта, такие попытки были достаточно успешны. Однако, во-первых, такую «роскошь», как психолог в команде, могут позволить себе очень немногие виды спорта и спортивные организации. Во-вторых, спортивных психологов, узких специалистов в конкретном виде спорта, знающих и чувствующих его досконально, изнутри, практически нет, а психологам общего направления и специализаций решение многих практических проблем психологической подготовки команды недоступно. И, наконец, в случае привлечения специалиста-психолога со стороны неизбежно возникает очень существенная проблема его вхождения в команду, в доверие к спортсмену и тренеру, чего не всегда удается достигнуть. Многие, особенно профессиональные, команды в силу специфики тренировочного и соревновательного процесса проводят вместе, в своем замкнутом кругу большую часть времени, в результате чего образуется своеобразная спортивная «семья», живущая своей внутренней жизнью, недоступной посторонним. Появление в ее среде нового, постороннего члена, которому игроки и тренеры должны доверить свой внутренний мир (без чего психологическая работа вообще невозможна), всегда и неизбежно сопряжено с большими проблемами, разрешение которых зачастую сводит на нет весь смысл психологической подготовки [3, с. 4-5].
На основе изложенных выше проблем представляется обоснованным при рассмотрении профессионального мастерства тренера сделать основной упор на его глубоких знаниях, умениях и владении современными гуманистическими педагогическими и психологическими технологиями. Успех в решении таких сложных и многофакторных задач в работе тренера достигается, с одной стороны, при сочетании его личностных качеств с ответственной гражданской позицией и высокими моральными принципами, на основе которых формируется высокое профессиональное мастерство. С другой стороны, его практической основой служат: знания своего вида спорта со всеми его специфическими особенностями, мотивированность на использование в тренировочном и соревновательном процессах современных средств и методов подготовки спортсмена с акцентом на их индивидуализацию согласно физическим и психологическим особенностям личности его спортсмена и, конечно, на умении вместе со своими спортсменами добиваться высоких спортивных результатов.
Мотивация к тренерской деятельности
У тренера могут быть все абстрактно необходимые жизненные навыки и знания, как общие, гуманитарные, так и специальные, но без мотивированной настроенности на их целенаправленное использование в своей практической работе он не будет успешным тренером. Конечно, хорошо известно, что быть успешным в любой достаточно значимой жизненной ситуации невозможно без должной мотивации. Однако спортивная тренировочная и соревновательная деятельность, пожалуй, как немногие другие, требует, наряду с рядом других очень важных качеств, чрезвычайно высокого уровня мотивации от всех ее непосредственных участников, а от тренера – в высочайшей степени и в первую очередь.
Успешная тренировка немыслима без мотивационной настроенности, в первую очередь, тренера. Иначе в лучшем случае она будет для спортсмена и команды просто повторением пройденного, без больших усилий и эмоций с их стороны, а в худшем – просто «отбыванием номера». Невероятно много сил и эмоций требуется тренеру и в соревновательной деятельности на всех ее этапах: при подготовке, во время соревнований и после них [10, с. 39].
Как правило, все действия тренера на соревнованиях происходят на очень высоком уровне интенсивности и вдобавок требуют мгновенного принятия важных оперативных решений, зачастую определяющих исход спортивного поединка. Цена таким решениям тренера чрезвычайно высока – победа или поражение. Конечно, все это очень сильно истощает тренера физически, умственно и эмоционально. Но чтобы успешно перенести все эти требования спортивной деятельности и напряженно работать сезон за сезоном, год за годом, практически всю жизнь, нужно очень хотеть ТРЕНИРОВАТЬ.
Важная особенность тренерской работы состоит также в том, что тренеру может встретиться достаточно одаренный спортсмен, у которого есть способности, но, однако, еще нет особого желания стать превосходным атлетом и понимания важности для этого личной мотивации. В этом случае, если тренер сам не будет мотивирован к напряженной тренировочной работе, то его спортсмены очень быстро это обнаружат. Следовательно, тренер вряд ли вдохновит своих спортсменов к сильной мотивации, чтобы тренироваться и соревноваться лучше, с полной отдачей физических, психологических и моральных сил, добиваясь успеха, на который он рассчитывает. Таким образом, если тренер намеревается успешно тренировать, ему следует полностью принять для себя эти «правила игры» и приложить все свои способности и силы, чтобы его спортсмены сделали то же самое.
Эмпатия
Чтобы стать успешным, чрезвычайно важной чертой характера и поведения тренера – педагога и лидера, должна быть его готовность и способность понять мысли, чувства и эмоции своих спортсменов и в свою очередь успешно передать им свои мысли и чувства. Успешные тренеры обладают таким сочувствием в очень высокой степени, они совершенно искренне и естественно понимают и разделяют эмоции своих спортсменов, их радость, огорчения и расстройства, беспокойство и гнев. Тренеры, у которых есть такое сочувствие, способны выслушать своих спортсменов и выразить им понимание того, что было сказано. Они не умаляют, не отчитывают и не занижают самооценку своих спортсменов, потому что знают, как это чувствительно и приводит к значительному снижению их самооценок. Успешные тренеры с сочувствием и большей готовностью проявляют уважение к своим спортсменам и в свою очередь вознаграждаются сторицей, получая от них больше уважения и признательности.
Этический кодекс тренера
В ряде авторских работ [3; 4] были сформулированы некоторые положения тренерской философии, психолого-педагогические проблемы спортивной деятельности, правила fair play, которые строятся на основополагающем посыле: на первом месте – спортсмен, результат соревнований, победа – на втором. В настоящее время в практике мирового спорта и многих зарубежных научных и методических работах [9; 10] такая гуманная философия представляется и пропагандируется в Национальных стандартах для спортивных тренеров, разрабатываемых рядом Национальных ассоциаций и федераций спорта и физической культуры многих стран [11-15]. Как правило, эти стандарты содержат два основополагающих пункта:
- Развивать и осуществлять тренерскую философию, сосредоточенную на спортсмене.
- Идентифицировать, моделировать и преподавать позитивные ценности, изучаемые посредством участия в спортивной деятельности.
В них также акцентируется внимание тренеров не только на обучении и совершенствовании физической, технической и тактической подготовке своих спортсменов в избранном виде спорта, но также и на их характере, помогая своим спортсменам развивать моральные ценности и хорошее спортивное поведение. Чтобы быть таким тренером, он сам должен иметь хороший характер, который может совершенствоваться и развиваться в длительной и напряженной работе.
Руководящие принципы поведения тренеров
В настоящее время в большинстве стран мира тренерская работа становится уважаемой и респектабельной профессией, и поэтому многие организации, участвующие в этом престижном и достаточно дорогостоящем процессе, особенно на высшем уровне развития спорта, разрабатывают и устанавливают моральные и этические кодексы для тренеров. Эти руководящие принципы, предназначенные для тренеров и спортивных администраторов, предписывают им приемлемые и неприемлемые виды их поведения. Примеры некоторых руководств, содержащих рекомендуемые поведенческие принципы в тренерской деятельности, приведены в работах [11-15], свободный доступ к которым возможен на веб-сайтах. Некоторые выборки и примеры таких поведенческих правил приведены ниже [10, с. 40-41].
Тренеры должны демонстрировать следующие виды поведения:
- Быть почтительным и честным.
- Быть справедливым и заслуживающим доверия.
- Быть ответственным за команду и за себя.
- Быть компетентным и поддерживать свою компетентность.
- Обеспечивать физическую и психологическую безопасность окружающей среды.
- Быть образцом хорошего гражданина, соблюдать закон.
- Быть внимательным к культурным и индивидуальным различиям.
Некоторые виды поведения, в которых тренера просят не участвовать:
- Не различать людей из-за их культурных и индивидуальных различий.
- Не использовать в команде алкоголь, наркотики, или табак и препятствовать их использованию.
- Сексуально не беспокоить и не участвовать в сексуальных отношениях с атлетами.
- Не потворствовать издевательствам или запугиванию.
- Не играть на деньги.