Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS OF INCLUSION IN HIGHER EDUCATION: A REVIEW OF CONTEMPORARY HUMANITIES RESEARCH

Palkhaeva E.N. 1 Zhukova N.E. 1
1 Buryat State University
The article is devoted to the presentation of the experience of implementation of inclusive education via compilation of key issues in various universities of the country. Inclusive practice is a relatively new educational ideology with dynamic and at the same time contradictory implementation. Researchers differently identify the range of major problems, which include the architectural inaccessibility of educational institutions, the imperfection of the regulatory and legislative framework, and the inability of the university community to accept students with disabilities and so on. The authors conclude that there is a multifaceted approach to the problem of introduction of inclusion in higher education system. The mentioned problems can be divided into nonspecific and specific. The first group includes problems of architectural accessibility of educational institutions, tolerant attitude towards people with disabilities, lack of training of the professional community for educating persons with disabilities. To these must be added problems with university specificities such as the development of a regulatory framework, educational standards and programs that adapt the content of professional education, ensure the process of mastering professional skills and competencies, and student employment possibilities.
higher education
inclusion
inclusion problems
students with special educational needs.

В начале XXI века образовательное сообщество стало осознавать необходимость и перспективность включения в образовательную среду учащихся, имеющих различные особенности развития. Данный процесс получил название инклюзии. Инклюзия – это многогранная задача, которая вмещает в себя как психолого-педагогические аспекты, так и социальные. Значимость социального направления инклюзивного образования представляется важным элементом самой идеи, результатом которой является активная всесторонне развитая личность человека с ограниченными возможностями здоровья. Социальный смысл инклюзии востребован и высшим профессиональным образованием, где идея социализации человека с инвалидностью приобретает конкретное значение.

Все больше молодых людей с инвалидностью стремятся получить высшее профессиональное образование, что обусловлено расширением спектра получаемых профессий. Вместе с тем, по мнению Е.И. Сорокатой, Н.В. Васильевой, инвалидность, согласно результатам социологических исследований, ведет к проблемам с ограничением всего жизненного пространства и возможностей этих людей, в том числе и к трудностям с получением качественного профессионального образования [10, c, 192]. По этой причине данная категория студентов нуждается в специальных условиях обучения, которые бы оптимизировали образовательный процесс, сделав его более эффективным. Адаптация системы образования к потребностям различных категорий обучающихся находится в стадии формирования. Однако накопленный некоторый педагогический опыт нуждается в осмыслении и систематизации. Целью представленной статьи станет обобщение проблем внедрения инклюзии в практику высшего образования, называемых в работах разных исследователей.

Анализ процесса становления инклюзивного образования в вузах страны стал предметом исследования для ученых различных специализаций: педагогов, психологов, социологов. По мнению некоторых специалистов, таких как Е.В. Михальчи [8], М.А. Ковалева [3], М.В. Алешина [1], отечественная система высшего образования в целом не готова к принятию обучающихся с ограниченными возможностями. В пользу данного тезиса приводятся различные аргументы от нормативно-правовых сложностей до установки на неприятие людей с инвалидностью образовательным сообществом. Безусловно, такая позиция не лишена оснований, поскольку инклюзия – относительно новый, многомерный и противоречивый процесс, реализация которого представляется долговременной практикой. 

 Вместе с тем абсолютное большинство ученых разделяют точку зрения о необходимости постепенного внедрения инклюзивных технологий в повседневную образовательную практику. Обсуждение процесса внедрения инклюзивного образования в современном отечественном образовательном дискурсе ведется в проблемном ключе. Предметом дискуссии являются проблемы, пути и методы реализации идеи инклюзивного образования.

В публикациях современных теоретиков и практиков образования достаточно большое внимание уделено проблеме формирования нормативно-правовой базы процесса внедрения инклюзии. Показана эволюция нормативно-правового регулирования, рассмотрены основные вопросы, подлежащие совершенствованию при помощи законодательных механизмов [4,7,9].

Сегодня очевидно, что овладение определенной профессией для человека с ограниченными физическими возможностями играет особенно важную роль с точки зрения определения его места в обществе. Здесь необходимо рассматривать профессиональные умения и навыки не только как средство достижения материального благополучия, но и эффективный инструмент личностного самоопределения и социализации. Вместе с тем теоретическое виденье организации системы профессионального образования людей, имеющих инвалидность, находится в процессе формирования. По мнению Е.М. Старобиной, «специфичность теории профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья заключается в ее междисциплинарности, реабилитационно-образовательной сущности» [11, c. 61]. Автор придерживается позиции, согласно которой сама теория профессионального обучения должна быть «основана на учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности, различных ограничений способности к обучению и последующему труду. При этом необходимо отметить высокую социальную значимость данной проблемы» [11, с. 61]. Последний тезис автора статьи не вызывает сомнений, поскольку образование для людей с ОВЗ и инвалидностью представляет собой наиболее эффективную форму социальной интеграции.

Ряд специалистов выделяют группы проблем, связанных с реализацией инклюзивного образования в высшей школе. К первой группе проблем относят вопросы создания доступной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [5, с. 104]. Действительно, многие здания образовательных учреждений не отвечают требованиям, предъявляемым к организации, так называемой доступной среды, что выражается в отсутствии пандусов, лифтов, специальных табличек со шрифтом брайля и т.п. В то же время выстраиваемые объекты инклюзивной инфраструктуры очень часто остаются невостребованными, по причине формального подхода к их сооружению.  Наличие в вузе пандуса при имеющихся узких дверных проемах или высоких порогах в аудиториях не создает необходимой доступности вуза.

Еще одна проблема внедрения инклюзивных практик в образовательную среду вузов, по мнению Д.Н. Куликовой, Н.А. Буравлевой, Н.В. Игловской и ряда других исследователей, состоит в так называемой готовности участников образовательного процесса к внедрению инклюзии в системе образования. Данная проблема не может рассматриваться как специфическая проблема инклюзии в высшем образовании ввиду того, что условия для принятия особых людей в социум должны создаваться обществом в целом. При этом Д.Н. Куликова справедливо полагает, что готовность к инклюзивному образованию –  двусторонний процесс, обратной стороной является отношение к высшему образованию самих студентов с инвалидностью. Автор акцентирует внимание на качестве запроса к получению высшего образования со стороны самих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. «Следует отметить проблемы самомотивации и самоактуализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую получение профессиональных навыков и умений становится для таких людей второстепенной задачей, главными же выступают социализация и получение диплома о высшем образовании» [5, c. 104].

Проблема так называемой «готовности» участников образовательного процесса тесно связана с более широкой и актуальной проблемой формирования толерантного отношения к студентам, имеющим инвалидность. Данная проблематика является предметом как теоретических, так и практических исследований. По мнению В.З. Кантор и В.В. Пузань, «без формирования конструктивного отношения к лицам с ОВЗ невозможно их полноценное включение в социум, в частности, в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза» [2, 153]. Большинство подобных тематических исследований носят практикоорентированный характер и подчеркивают противоречивое отношение студентов и преподавателей вузов к принятию обучающихся с инвалидностью.

Шувалова Н.И. опредмечивает многие проблемы инклюзии в высшем учебном заведении, ставя их во внутривузовскую плоскость. Она называет пять ключевых предметных позиций, таких как:

  1. Отсутствие гибких образовательных стандартов. Несоответствие учебных планов и содержания обучения особым образовательным потребностям лиц с ограниченными возможностями.
  2. Отсутствие специальной подготовки педагогического состава вуза по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
  3. Отсутствие у преподавателей представлений об особенностях психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких лиц.
  4. Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного учреждения под нужды лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест.
  5. Отсутствие в штатном расписании вуза педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников [13, c. 107]. Обозначенные автором педагогические и методические проблемы в процессе развития инклюзии в образовании осознаны педагогическим сообществом, но их комплексное решение находится на начальной стадии.

Анализу современных тенденций и вывозов, с которыми встречается система высшего образования на пути реализации инклюзивных практик, посвящена публикация О.В. Зинкевич, В.В. Дягтеревой, В.И. Зиновьева.  По мнению авторов, «современная система высшего образования является отражением современных трансформаций в сторону менеджеризации, борьбы за альтернативные ресурсы, рационализации отношений между участниками образовательного процесса, сокращения профессиональной автономии, усиления формализации, увеличения роли технократических подходов к профессии, распространения системы социального контрактирования, конвейеризации и пр. В такой ситуации инклюзивное высшее образование выглядит «нерентабельным», поскольку конечная цель – трудоустройство людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья – проблематична. А значит, теряется сам смысл профессионального образования» [6, c. 5]. Иными словами, недостижение определенного социально-профессионального результата, во множестве случаев, нивелирует цель и значение высшего образования для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Важность достижения итоговой квалификации, а также последующего трудоустройства представляется очевидной. Получение работы человеком с ОВЗ адекватной приобретённой им квалификации  становится главным критерием эффективности внедрения инклюзивных технологий в процесс профессиональной подготовки. Однако по данным официальной статистики из 6087 принятых в 2016–2017 учебном году абитуриентов с ОВЗ было выпущено 3139 специалистов [12], т.е. примерно половина студентов с инвалидностью по тем или иным причинам не получила диплом о высшем образовании. В то же время доля занятости инвалидов на рынке труда колеблется от 15,4 до 17 % от всего трудоспособного населения [12].

На этот аспект также обращают внимание исследователи, подчеркивая социокультурную значимость процесса занятости инвалидов. По утверждению
М.В. Алешиной, высокая степень безработицы среди выпускников-инвалидов ведет к социальной изоляции, которая «оборачивается сужением выбора каналов поиска работы и трудоустройства и сокращением шансов для активной экономической жизни. В результате люди с инвалидностью оказываются депривированы от социального признания и образовательных прав из-за низкого социально-экономического статуса…» [1, c. 31]. В этом контексте автором подчеркнута взаимозависимость образования и трудоустройства людей с ОВЗ, показаны глубокие негативные последствия безработицы среди людей с инвалидностью.

Таким образом, процесс внедрения инклюзии в систему высшего профессионального образования сопровождается комплексом проблем научного и практического характера. Их также можно разделить на неспецифические и на специфические проблемы, охватывающие образовательную практику в высшей школе. К первой группе относятся проблемы архитектурной доступности образовательных учреждений, толерантного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями, неподготовленность профессионального сообщества к обучению лиц, имеющих инвалидность. Перечисленные проблемы, так или иначе, проявляют себя в системе высшего образования. Однако к ним добавляются задачи, обладающие вузовской спецификой, такие как разработка нормативно-правовой базы, образовательных стандартов и программ, адаптирующих содержание профессионального образования, обеспечение процесса овладения профессиональными навыками и компетенциями, трудоустройство студентов. Большинство названных проблем находится на стадии теоретического осмысления и поиска путей их практического разрешения.