Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DISTANCE LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS: EXPERIENCE OF MEDICAL SCHOOL

Khvostunov K.O. 1 Lazareva O.D. 1
1 FSAEI HE I.M. Sechenov First MSMU MOH Russia (Sechenovskiy University)
The experience of the practical application of distance learning in continuing medical education of specialists for example Sechenovskiy University. Distance learning is used in vocational training for doctors medical statistics, the administrative staff of the health system, specialists with higher nursing education, nurses, etc. In particular, e-learning technologies used in teaching students at the Department of management of nursing activities and social work. So, for 2016, the Department implemented 31 educational program using distance technology, 56 cycles were studied 770 nurses. Distance learning is used as for additional professional education of paramedical staff and specialists with higher education. Experience has shown the feasibility of application of remote training in additional professional education of physicians.
nursing
distance learning
additional professional education

Изучение проблем дополнительного профессионального образования в России и за рубежом приобрело особую остроту в последние десятилетия, когда в научном сознании все более четко стала актуализироваться идея необходимости обучения человека в течение всей его жизни, стали разрабатываться национальные концепции непрерывного образования специалистов. Интенсивная динамика развития современной цивилизации, ужесточение конкуренции на рынке труда, глобализация и информатизация всех сфер функционирования общества выдвигает перед образованием новые грандиозные задачи по созданию некоей универсальной модели качественного углубления и расширения профессиональных компетенций работника на протяжении всей профессиональной карьеры. Сегодня, как никогда остро стоит вопрос о повышении профессиональной гибкости специалистов в зависимости от меняющихся производственных задач и условий внешней социальной среды. Работники должны научиться оперативно и относительно безболезненно адаптироваться к экономической конъюнктуре, соответствовать возрастающим запросам клиентов к качеству получаемых услуг. Абсолютно очевидным становится факт невозможности получения образования «один раз на всю жизнь», а традиционные модели обучения все чаще уступают место инновационным, более адекватно отвечающим вызовам времени. Значительную роль в решении указанных вопросов играет система дополнительного профессионального образования.

Изначально, термин «дополнительное» в отечественном образовании применялся к школьному обучению и подразумевал дополнительные занятия с отстающими школьниками во внеурочное время. Затем сфера дополнительного образования получила мощный импульс после Октябрьской революции 1917 года, когда в Советском государстве за короткий период была создана одна из самых крупных и разветвленных систем дополнительного образования в мире. Она включала в себя десятки дворцов и домов пионеров, студий художественного творчества, музыкальных и хореографических школ, клубов по интересам, спортивных секций и кружков, разбросанных по всей стране и ориентированных на самые широкие творческие и культурно-образовательные потребности детей и молодежи. Дополнительное образование в советский период приобрело массовый характер и стало общедоступным.

Для взрослых открывались лектории, читальни, библиотеки, клубы рабочих, куда с лекциями и докладами приезжали партийные агитаторы, деятели науки и культуры, которые доносили до взрослого населения актуальную социально-экономическую повестку, проводили разъяснительную работу на местах, организовывали культурно-просветительские мероприятия. Одной из самых широких по своим масштабам образовательных кампаний тех лет стала борьба с неграмотностью рабочих и крестьян, получившая название «ликбез» [1].

Хотя среди исследователей отсутствует единое мнение об основных этапах становления дополнительного профессионального образования в России, мы отталкиваемся от периодизации Т.Г. Мухиной [2]. Исследователем выделяются пять этапов формирования данной системы, но отмечается, что фактически относительно автономное функционирование дополнительного образования начинается в советский период, когда государством были выдвинуты требования к интеграции теоретического обучения и производственной практики, что, в свою очередь, было продиктовано проводимой в стране политикой индустриализации [3]. Одной из первых форм дополнительного образования в тот период становятся курсы повышения квалификации для руководителей заводов и фабрик, а в последующем и для председателей колхозов. Реализация дополнительных учебных программ осуществлялась тогда на базе высших экономических курсов и на вновь создаваемых факультетах институтов соответствующего профиля – промышленного, педагогического, сельскохозяйственного и т.д. На рубеже 1920–30-х гг. уже создаются специальные высшие учебные заведения, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием работников – краевые, областные, всесоюзные институты повышения квалификации и усовершенствования кадров.

Окончательная институционализация дополнительного образования в нашей стране происходит в 1990-е гг., когда сам термин закрепляется в Законе РФ «Об образовании» (1992). Согласно этому документу, дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства [4]. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием Федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с ныне действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и/или высшее образование [5]. Все программы дополнительного профессионального образования в зависимости от объема учебной подготовки могут быть разделены на два типа: 1) повышение квалификации – это краткосрочные (от 16 часов) программы и курсы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области; 2) профессиональная переподготовка – образовательные программы объемом от 250 до 2000 часов, направленные на комплексное углубление компетенций специалиста в рамках профессии или направления профессиональной деятельности. Отметим также, что для программ профессиональной переподготовки медицинских работников срок обучения установлен в количестве не менее 576 академических часов.

Ежегодно в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова по программам дополнительного профессионального образования обучается более 15 тыс. специалистов. Так, в 2016 г. прошли обучение 17 464 человека, в том числе 10832 специалиста в рамках выполнения государственного задания. Из них по программам профессиональной переподготовки прошли обучение 2346 человек, по программам повышения квалификации – 15 118 человек. Сертификат специалиста в Сеченовском университете получили в 2016 году 12 100 человек, в 2015 году – 12 881 человек. Число образовательных программ проведенных в 2016 году – 414, из них курсов повышения квалификации – 371, программ профессиональной переподготовки – 43. Более 50 % специалистов, проходящих обучение по программам дополнительного профессионального образования, обучаются с применением дистанционных технологий.

На кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы проходят обучение по дополнительным профессиональным программам высшего и среднего профессионального образования в среднем 800–900 специалистов в год. В 2016 г. прошли обучение по дополнительным профессиональным программам 770 человек, в том числе 527 специалистов – в рамках выполнения государственного задания. Из общего числа прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки обучено 53 слушателя, по программам повышения квалификации – 717 человек. Сертификат специалиста среднего профессионального образования в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова получили в 2016 году 703 человек, в 2015 году – 131 человек. Число образовательных программ, реализованных в 2016 году, – 31, в том числе программ повышения квалификации – 22 и программ профессиональной переподготовки – 9 (таблица).

Сведения о количестве специалистов со средним профессиональным образованием, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации за 2016 год в соответствии с номенклатурой специальностей в рамках выполнения государственного задания

№ пп

НАИМЕНОВАНИЕ медсестринских СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 (по ВО; СО;)

приказ № 700Н от 07.10.2015; № 199 Н от 30.03.2010

ПП

ПК более 100 часов

ПК менее 100 часов

ВСЕГО ПО ДАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

1

Акушерское дело

-

25

-

25

2

Лечебное дело

 

4

 

4

3

Анестезиология и реаниматология

 

12

 

12

4

Сестринское дело

47

371

113

531

5

Сестринское дело в педиатрии

 

42

 

42

6

Организация сестринского дела

 

6

 

6

7

Лабораторная диагностика

 

32

 

32

8

Гистология

 

6

 

6

9

Рентгенология

 

12

 

12

10

Управление сестринской деятельностью

6

61

 

67

11

Медицинский массаж

 

7

 

7

12

Операционное дело

 

21

 

21

13

Общая практика

-

4

 

4

14

Медицинская статистика

 

1

 

1

 

ИТОГО

53

604

113

770

 

Большинство обучающихся – это специалисты из Москвы и Московской области – 768 человек, что составляет 98 % от общего числа слушателей. Специалисты из медицинских организаций Центрального федерального округа составили 2 % слушателей, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в 2016 г.

Дополнительное образование, будучи открытой педагогической системой, чутко реагирующей на потребности и запросы профессионального сообщества, имеет в своем арсенале широкий спектр методов и форм обучения. Безусловно, и сегодня сохраняют свою ценность такие традиционные методы обучения как лекция, семинар, практическое занятие, анализ конкретных примеров из собственной практики. Благодаря им слушатели получают новые знания и осваивают профессиональные навыки под руководством ведущих преподавателей и опытных специалистов-практиков, имеют возможность задать любые интересующие вопросы в режиме дискуссии, участвовать в групповой рефлексии какой-либо обучающей ситуации, что стимулирует слушателей к дальнейшему самообразованию и повышает их мотивированность к освоению материала. Кроме того, это способствует установлению атмосферы доверия и доброжелательности в образовательном процессе, обмену участников позитивным опытом разрешения сложных кейсов.

В сравнении с традиционными формами получения образования дистанционное обучение имеет ряд особенностей. Во-первых, здесь отсутствует непосредственный «живой» контакт между обучающим и обучающимся, что, с одной стороны, минимизирует влияние коммуникативно-личностных факторов на процесс обучения, а, с другой – предполагает повышенные требования к самоорганизованности и ответственности слушателей, их способности рационально планировать собственную учебную работу. Как следствие, дистанционное обучение всегда должно базироваться на личной заинтересованности слушателя в глубоком усвоении и закреплении учебного материала, в результатах своего обучения. Второй важный момент, характеризующий дистанционное обучение, это отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, как правило, гибкий график занятий или вообще отсутствие такового, возможность выбора оптимального темпа освоения учебного материала, что, в свою очередь, делает востребованным данные образовательные технологии у работающих специалистов, лиц с ограниченным бюджетом свободного времени. Третья, не менее значимая особенность дистанционного обучения – его экстерриториальность, возможность трансляции учебного материала на сколь угодно большие расстояния, отсутствие у слушателей необходимости покидать место постоянного проживания и работы для прохождения обучения и последующей аттестации. В-четвертых, дистанционное образование не привязано к аудиторному фонду обучающей организации и требует лишь необходимого для поддержания информационных каналов технического оснащения. Однако отметим, что вышеперечисленные преимущества дистанционного обучения легко превращаются в его недостатки, если отсутствует тщательно организованная и обоснованная система критериев оценки освоения знаний, умений и навыков обучающимися, либо нарушена логика построения учебных курсов, или недостаточное внимание уделено обеспечению слушателей соответствующими методическими материалами. В Сеченовском университете с целью реализации дистанционных форм обучения создан и уже много лет успешно функционирует Единый образовательный портал имени И.М. Сеченова – кратко ЕОП. Единый образовательный портал представляет собой электронный информационный ресурс, обеспечивающий комфортный интерфейс дистанционного взаимодействия между обучающимися и преподавателем по различным учебным дисциплинам и практикам. ЕОП включает в себя 18 основных разделов:

  1. Довузовская подготовка.    
  2. Среднее профессиональное образование.
  3. Высшее профессиональное образование.
  4. Дополнительное профессиональное образование.        
  5. Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук.
  6. Центр изучения иностранных языков.
  7. Центр непрерывного профессионального образования.
  8. Центр информационных технологий.     
  9. Центр оценки и сертификации квалификаций. 
  10. Промышленная фармация.
  11. Медиатека.
  12. Предуниверсарий.
  13. Преподавателю.
  14. Образовательная программа «Современные аспекты работы аптек».
  15. Центр магистерских программ.    
  16. Предаккредитационное тестирование.    
  17. Система менеджмента качества в медицинском и фармацевтическом вузе.
  18. Проект 5-100.           

Права доступа участников к разделам портала разграничены и зависят от образовательной программы, на которой обучается слушатель/студент. Каждому слушателю администратором ЕОП выдается логин и пароль, который позволяет авторизоваться в системе и пользоваться информационным ресурсом в соответствии с задачами учебного процесса на весь его период, оговоренный сроками обучения. Как видно из вышеприведенного перечня, дополнительное профессиональное образование выделено в специальный блок и включает в себя образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые реализуются в вузе. В зависимости от профиля программы определяется кафедра, ответственная за ее реализацию.

Так, кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы осуществляет преподавание не только на дополнительных профессиональных программах для специалистов среднего звена, но и проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов с высшим образованием. В частности, кафедрой реализуется цикл «Управление сестринской деятельностью», предназначенный для лиц с высшим образованием, занимающих в практическом здравоохранении такие должностные позиции как врач кабинета медицинской статистики, главная медицинская сестра, заместитель руководителя медицинской организации, директор хосписа и др. При этом особое место в реализации данного цикла занимает дистанционное обучение.

Всего за 2016 год кафедрой реализована 31 образовательная программа с применением дистанционных технологий, 56 циклов на которых обучено 770 медицинских сестер. Активными пользователями единого образовательного портала университета стали 710 слушателей, что составляет 92 % от общего числа обученных по программам дополнительного профессионального образования. А в целом преподавателями разработано и загружено на Единый образовательный портал в 2016 году 23 дистанционных образовательных модуля.

Одной из особенностей обучения в медицинском вузе является сочетание информационной насыщенности теоретического учебного материала с практико-ориентированным подходом к обучению. Практическая составляющая тем более важна в дополнительном образовании среднего медицинского персонала, совершенствовании навыков выполнения сестринских манипуляций. Так как большая часть аудиторных занятий отведена для практической работы слушателей, трансляция и закрепление теоретического материала посредством дистанционного обучения служит хорошим подспорьем для создания прочной теоретической базы, интеграции полученных на лекциях знаний с добытой собственным трудом информацией. Следовательно, применение дистанционных технологий в медицинском вузе позволяет сократить объем аудиторного времени на усвоение теоретических знаний, не снижая при этом качества образования, за счет организации взаимодействия со слушателями через Единый образовательный портал. Так, цикл «Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике» стимулирует развитие у слушателей познавательной мотивации за счет повторения материала – это может быть размещенный на ЕОПе визуальный материал (например, презентация «Морфологические особенности клетки»), вопросы для интерактивной дискуссии (например, «У людей с какой группой крови эритроциты не содержат агглютиногенов, а в сыворотке имеются оба агглютинина α и β?» или «Почему клубочковые протеинурии более опасны, чем функциональные?»), а также ситуационные задачи. Кроме того, через ЕОП слушатели получают практические задания с использованием в процессе обучения конкретных примеров из собственной практики. Применение дистанционных технологий активизирует у студентов мыслительную и исследовательскую деятельность, способствует развитию познавательного интереса к профессиональному модулю, благодаря самостоятельному решению задач, необходимости логически рассуждать, формулировать выводы.

Единый образовательный портал позволяет слушателям оперативно получать информацию о любых изменениях в организации учебного процесса, участвовать в форуме студентов и онлайн-семинарах с преподавателями, посещать вэбинары и виртуальные мастер-классы, участвовать в выполнении интерактивных заданий, отслеживать свою успеваемость и результаты текущего контроля, отрабатывать навыки прохождения итогового тестирования по учебным дисциплинам и практикам. Таким образом, имеющийся в вузе опыт свидетельствует о целесообразности применения дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников.