Подготовку учителей нельзя рассматривать в изоляции от принципиальных перемен, произошедших в обществе. Отметим несколько явлений, повлиявших на трансформацию требований к выпускникам университетов: рост необходимости активного использования знаний [9], грандиозный прорыв в компьютерных технологиях и формирование интеллектуального рынка труда. Политические перемены в мировом сообществе также диктуют новые требования к современным выпускникам педагогических отделений университетов [10]. Как результат основным направлением деятельности университетов сегодня становится удовлетворение потребностей личности в знаниях, позволяющих ей быть конкурентоспособной и успешно адаптироваться в современном мире [7, 8]. Иначе, в применении к подготовке учителей, – реализация инновационного компонента подготовки бакалавров и магистров педагогического образования всех профилей.
Под инновационным компонентом подготовки мы понимаем реализацию социального заказа на учителя, свободно владеющего информационно-коммуникативными технологиями, современной методикой обучения предмету, заинтересованного в экологически безопасном развитии природы и общества. Это делает проблему подготовки учителей химии в условиях трансформации естественнонаучного образования в настоящее время особенно актуальной.
Проблема исследования: каково содержание инновационного компонента научно-педагогического обеспечения процесса подготовки бакалавров и магистров педагогического естественнонаучного образования в условиях его трансформации на примере подготовки учителей химии.
Цель исследования: провести анализ инновационного компонента научно-педагогического обеспечения процесса подготовки бакалавров и магистров педагогического естественнонаучного образования в условиях его трансформации на примере подготовки учителей химии.
Материал и методы исследования. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является компетентностно-деятельностный подход, обуславливающий практическую направленность обучения, связанную с приобретением студентами в процессе учебной деятельности набора компетенций, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности в условиях трансформации естественнонаучного образования. Этот набор компетенций обеспечивается внедрением в учебный процесс инновационного компонента научно-педагогического обеспечения подготовки будущих учителей с учетом проектных и других технологий.
Результаты исследования и их обсуждение
Инновационная распределенная модель предметной подготовки учителя химия в условиях трансформации естественнонаучного образования.
Вначале определимся с тем, что следует понимать под термином «трансформация образования». Сегодня, как отмечается в [2], идет поиск механизма разрешения противоречий между формирующейся потребностью общества в образовании нового типа и системой образования, воспроизводящей старую образовательную модель. В этой связи рассматриваются такие стороны трансформационного процесса, как проблема информатизации образования, специфика взаимодействий субъектов образования и проблемы личности в социокультурном пространстве, а также степень соответствия трансформационных процессов в образовании его социокультурной природе как специфического фактора устойчивого развития общества [2]. В исследованиях [3, 5, 6] под трансформацией образования понимается изменение содержания образовательного процесса и его технологий, а также соотношение образования и воспитания в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем процесс трансформации естественнонаучного образования в ключе интеграции традиционных технологий обучения естественнонаучным дисциплинам с их инновационной составляющей.
Изучение всех спектров и уровней трансформационных процессов в образовании весьма трудоемко и требует специального исследования. В данной работе рассматривается трансформация школьного естественнонаучного образования как его обновление через преобразование и совершенствование педагогической деятельности учителя посредством внедрения компьютерных (применение на уроках цифровых лабораторий, виртуального эксперимента) и интернет-технологий (персональные сайты и блоги учителей, интернет-олимпиады и интернет-тестирования учащихся) с учетом ранней профориентации и экологического образования учащихся средствами естественнонаучных дисциплин. Соответственно, трансформационные процессы в высшем педагогическом естественнонаучном образовании рассматриваются с позиции необходимости его ориентации в подготовке учителей на современный профессиональный стандарт педагога, повышение мотивации к учительской профессии, реализацию инновационного компонента подготовка учителей в университетах. Причем, как отмечают И.Р. Гафуров и А.М. Калимуллин, «комплексное решение поставленных задач возможно лишь в рамках крупных университетских центров, располагающих необходимыми для этого ресурсами» [1, с. 4].
В Казанском федеральном университете (КФУ) с 2011 года реализуется распределенная двухуровневая модель подготовки будущих учителей химии. Уровень бакалавриата с акцентом на предметной подготовке реализуется в Химическом институте им. А.М. Бутлерова, магистратура с акцентом на формирование практических компетенций учителя – в Институте психологии и образования.
Рассмотрим возможности распределенной модели подготовки учителя химия в условиях трансформации естественнонаучного образования. Бакалаврский уровень данной модели позволяет, во-первых, использовать возможности кадрового потенциала Химического института им. А.М. Бутлерова и современной лабораторной базы инновационного химического корпуса, что обеспечивает формирование предметных компетенций учителя химии в соответствии с современным уровнем развития химической науки. Во-вторых, благодаря информационно-компьютерному оснащению учебных лабораторий, строить учебный процесс, интегрируя новые информационные (компьютерные, интернет-технологии, электронные образовательные ресурсы, электронное портфолио и др.) и традиционные технологии обучения естественнонаучным дисциплинам. В-третьих, реализовать непрерывную педагогическую практику по химии, начиная с 1 курса, в лицеях КФУ (IT-лицее и лицее им. Лобачевского), усилить мотивацию и практическую направленность обучения студентов, привлекая на кафедру химического образования в качестве совместителей лучших учителей столицы Татарстана. В-четвертых, повысить мотивацию к выбору профессии учителя химии через активную работу с одаренными детьми – реализацию инновационных проектов «Малый химический институт», «Фестиваль химии»; проведение интерактивных химических экспозиций в Детском городе профессий, Домах творчества детей и молодежи; международных конференций «Инновации в преподавании», проводимых ежегодно в Химическом институте; издание для будущих учителей учебных пособий по химии с грифом УМО МОиН Российской Федерации [4].
Инновации в формировании практических компетенций учителя у будущих учителей химии в условиях трансформации естественнонаучного образования.
Важным фактором успешности университетской подготовки учителя нового типа служит привлечение в профессию талантливой молодежи через повышение мотивации к учительской профессии посредством популяризации химии, применяя технологии ранней профориентации. Этому необходимо обучать студентов – будущих учителей химии в процессе обучения в университете. Проведенные исследования позволили выделить четыре педагогических условия формирования у студентов бакалавриата практических компетенций. Рассмотрим эти условия на примере популяризации химии.
Первое условие – разработка курсов методических дисциплин, направленных на формирование у студентов готовности к применению в педагогической деятельности технологий раннего профессионального самоопределения. Для этого в учебный план подготовки учителя химии нового типа в дополнении к традиционным методическим дисциплинам «Теория обучения химии» (1 курс) и «Методика химии» (2, 3 курсы) включены новые дисциплины: «Инновации в химическом образовании» (для 1 и 3 курсов), «Дидактические игры в преподавании химии» (для 1 курса), «Система образования Татарстана» (для 4 курса), материал которых позволяет знакомить студентов с современными технологиями профориентации и популяризации профессии учителя химии.
Второе условие – разработка студентами групповых интерактивных проектов для учащихся начальной, основной и средней школы, расширяющих их представление о мире профессий. Суть его в том, что, поскольку к началу школьного обучения у человека начинает формироваться словесно-логическое мышление, предполагающее умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать собственную точку зрения, все профориентационные проекты должны предполагать интерактивность и логическое объяснение демонстрируемых явлений и процессов. Конечно, возрастные особенности учащихся начальных классов имеют некоторые различия как между собой, так и по сравнению с учащимися 8–11 классов. Например, долгие рассказы, беседы о профессиях не эффективны. Необходимо учитывать познавательные интересы младших школьников (то, что им действительно интересно – играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, решать ребусы и загадки и тому подобное).
Третье условие – организация и проведение для студентов педагогических отделений ежегодных научно-практических конференций по секции «Химическое образование» и учебно-методических конкурсов, таких как «Фестиваль химии».
Четвертое условие – практическая апробация профориентационных проектов в общении с детской и подростковой аудиторией. Для этого студенты 2–4 курсов педагогического отделения Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского федерального университета (КФУ) ежегодно разрабатывают и проводят апробацию ряда проектов по популяризации профессии учителя химии и раннему профессиональному самоопределению. Так в Детском городе профессий «КидСпейс» (г. Казань) были реализованы интерактивные химические экспозиции для детей 1–2 классов, в Домах технического творчества детей и молодежи (г. Казань, г. Ульяновск) – интерактивы для учащихся 3–4 классов, в музее Казанской химической школы – профориентационные проекты для учащихся 5–6 классов, в период педагогической практики в базовых школах – внеклассные профориентационные мероприятия для учащихся 8–11 классов.
Далее раскроем организационно-методический аспект профориентационной проектной деятельности по химии в системе методической подготовки учителя нового типа.
Сначала студенты в малых группах разрабатывают методику проведения профориентационных мероприятий для школьников. Затем представляют разработки («Путешествие в мир химии», «Химическая многоэтажка» и многие другие) на учебно-методический конкурс «Фестиваль химии». При оценивании проектов учитывается оптимальное сочетание обучающих и занимательных опытов, научность объяснения сути химического явления, качество задаваемых аудитории вопросов. Заключительный этап – реализация разработанных интерактивных проектов в общении с детской аудиторией и как внеаудиторных мероприятий в период прохождения педагогической практики в школах.
Новое направление проектной деятельности студентов по развитию интереса подростков к химии – химические шоу в интерактивном режиме – сформировалось в 2016 году во время массовых профориентационных мероприятий, проводимых студентами и преподавателями КФУ. В процессе подготовки химических шоу тщательно прорабатывается методика проведения химического демонстрационного эксперимента с учетом техники безопасности и коммуникационного взаимодействия с аудиторией.
Реализация разработанных педагогических условий способствует формированию у студентов практических компетенций как в области профориентации, так и по повышению у учащихся интереса к углубленному изучению химии и развитию у них творческих качеств.
Подготовка магистров-педагогов химического образования стартовала в КФУ в сентябре 2016 года. Новизна идеологии и конкурентные преимущества магистерской программы «Химическое образование», как и других программ педагогической магистратуры подробно расписана в исследовании [1, с. 6]. В данной статье рассматривается специфика инновационного компонента практической подготовки учителя химии.
Инновационный компонент магистерского уровня подготовки учителей химии связан с внедрением в образовательный процесс уникального Центра практических компетенций учителя химии, реализацией непрерывной педагогической практики магистрантов в лучших школах г. Казани, практической направленностью их магистерских диссертаций с учетом образовательных запросов Республики Татарстан и Поволжского региона России в целом.
В соответствии с компетентностно-деятельностным подходом технология подбора учебного оборудования Центра определялась следующей логической цепочкой. Выделение базовых химических понятий – состава демонстрационных опытов и лабораторно-практических работ – определение состава учебного оборудования для их постановки – интеграция учебного оборудования и структурирование его списка по разделам базовой и профильной программ – интеграция и структурирование списка оборудования для выполнения проектных и исследовательских химических и эколого-химических работ с учетом возрастных особенностей учащихся. Структурно Центр включает современный школьный кабинет химии, лабораторию для выполнения проектов по химии и служит важнейшим фактором формирования практических компетенций учителя химии.
Специфика педагогической практики магистрантов обусловлена тем, что все студенты трудоустроены учителями химии и педагогами-организаторами в общеобразовательных организациях. Кроме того, они проходят психолого-педагогическую практику, практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательскую и педагогическую практику по предмету. В начале педпрактики по химии проходит установочная конференция. После ее завершения – итоговая конференция магистрантов с представлением презентаций и защитой отчетов по ее итогам. Представляется краткая аналитическая справка образовательного учреждения, результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, анализ авторской программы химических кружков, элективных курсов и других авторских разработок для экспериментального класса, выводы по итогам практики. Кроме того, отчет включает разработанные технологические карты уроков химии в соответствии с требованиями ФГОС и их самоанализ. Данные отчеты ложатся в основу будущих магистерских диссертаций.
Заключение. Процесс трансформации естественнонаучного образования рассмотрен в ключе интеграции традиционных технологий обучения естественнонаучным дисциплинам с их инновационной составляющей.
Раскрыт инновационный компонент научно-педагогического обеспечения распределенной модели подготовки учителей химии в Казанском федеральном университете. Суть его в том, что благодаря внедренным инновациям данная модель позволяет достичь более высокого уровня в формировании предметных компетенций, что подтверждается положительными результатами сертификации выпускников. Инновационный компонент предметной подготовки предполагает привлечение высококвалифицированного кадрового потенциала и новейшей учебно-лабораторной базы профильного института; интеграцию традиционных и компьютерных технологий обучения химии; непрерывную педагогическую практику по химии в лицеях КФУ; повышение мотивации через реализацию проектов «Малый химический институт» и «Фестиваль химии»; издание учебных пособий по химии.
Инновации в формировании практических компетенций в условиях трансформации естественнонаучного образования связаны с обучением студентов повышению мотивации к учительской профессии посредством популяризации химии, применяя технологии ранней профориентации учащихся; внедрением уникального центра практических компетенций учителя (важнейший фактор), реализацией непрерывной педагогической практики с 1 курса бакалавриата в лучших школах, практической направленностью магистерских диссертаций. В целом педагогическими условиями формирования практических компетенций у будущих учителей химии в условиях трансформации естественнонаучного образования являются: разработка и включение в учебный план современных методических дисциплин практической направленности; разработка и практическая апробация студентами групповых интерактивных проектов для учащихся школ, гимназий, лицеев; организация для студентов ежегодных научно-практических конференций и учебно-методических конкурсов.