Обучение формированию образов будущего юношами и девушками в последнее время является достаточно важным направлением психолого-педагогической работы с молодыми людьми, т.к. в условиях реформы высшего образования очевидной является важность инновационной стратегии социализации молодых людей, которая акцентирует свое внимание на мотивационно-ценностной сфере личности обучающегося и поставленных перед ним задач, отражающихся в жизненных целях. Особую актуальность такое обучение получает благодаря тому, что юность есть сензитивный период для проектирования будущего. Построение жизненных целей выступает не только средством проектирования личностью своего жизненного пути в целом, но и влияет на качество подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, т.к. связана со способностью к самоуправлению [6]. И наука и практика нуждаются в тщательной проработке проблемы проектирования своего будущего современной молодежью.
Проанализировав научные исследования, посвященные психологии жизненного пути личности и мотивации, мы определяем жизненную цель как осознаваемый мотив, содержанием которого могут выступать предметы, ценности, процесс достижения цели, детерминирующий жизненный путь человека длительное время и локализованный в субъективном будущем, для субъекта привлекателен как внешне, так и внутренне, имеет связь с ценностными ориентациями индивида и мировоззрением.
Жизненные цели личности связаны с временной перспективой, что отмечается в работах К.А. Абульхановой-Славской, Ж. Нюттена, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейна и др. По мере эволюции происходит «расщепление» времени на физическое – биологическое и индивидуальное – переживаемое. Субъективно время имеет различные направления для индивида: сама физическая жизнь течет от прошлого к будущему, а субъективное индивидуальное время движется в противоположном направлении – от субъективного будущего через настоящее к прошлому. То, что будущее является «началом» индивидуального времени, имеет большое значение: время становится обратимым. Ж. Нюттен считает, что будущее служит фундаментом конструктивного поведения и самореализации, оно же является пространством мотивации, т.к. там находятся цели, представляющие желаемый результат, разница между этим желаемым и реальным мотивирует поведение человека. Цель жизни является для личности иерархическим пиком, который организует и управляет более мелкими мотивами. Образы будущего имеют связь с внутренними условиями (специфика когнитивных процессов, возрастные новообразования, базовые потребности, ведущая деятельность) и с задачами развития, заданными обществом – внешними условиями [1]. Необходимо заметить, что такое разделение на внешние и внутренние условия является примерным, условным. По словам Л.С. Выготского, только цельное развитие личности является причиной развития компонентов, т.е. само психическое развитие является той системой, компоненты которой взаимозависимы и взаимосвязаны.
Используемые методы исследования: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; методика «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной; проективная методика «Must-тест» П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой; «Циклический тест времени» Т. Котла; «10 событий настоящего» Е.И. Головаха, А.А. Кронина, методы качественной и количественной обработки с применением программных пакетов SPSS 11 05 для определения значимости различий – угловое преобразование Фишера, критерий Спирмена, критерий Крускала – Уоллиса.
Результаты и их обсуждение. Связь между фактом наличия цели и осмысленностью и результативностью жизни в настоящем была рассмотрена с помощью корреляционного анализа по критерию Спирмена. Как оказалось, существует значимая связь (р≤0,01) между этими показателями для испытуемых как юношеского возраста, так и взрослого. Эти результаты приводят к заключению о том, что цель жизни является системообразующим фактором ценностно-смысловой сферы человека, т.к. детерминирует результативность самореализации в настоящем.
Далее были эмпирически определены факторы, которые оказывают влияние на формирование целей жизни, для этого мы подвергли статистическому анализу результаты диагностики. В результате чего были обнаружены связи между ценностно-смысловыми, эмоционально-волевыми факторами и наличием жизненных целей, осмысленностью жизни, эффективностью самореализации. Результаты этого анализа представлены в таблице.
Таблица 1
Взаимосвязь между факторами формирования жизненных целей, наличием целей и результативностью самореализации (значения углового преобразования Фишера)
N=411 |
Наличие жизненных целей |
Результативность самореализации |
|
Ценностно-смысловые |
Осмысленность жизни |
0,700** |
0,756** |
Свобода – ответственность |
0,550** |
0,617** |
|
Эмоционально-волевые
|
Положительная оценка себя |
0,314** |
0,357** |
Общий положительный фон настроения |
0,153* |
0,370** |
|
Вера |
0,604** |
0,458** |
|
Согласованность целей и результатов |
0,209** |
0,403** |
|
Последовательность в достижении целей |
0,237** |
0,343** |
* Корреляция значима при р≤0.01, ** корреляция значима при р≤0.01.
Значимых различий по когнитивному фактору (в отражении содержания целей жизни, образа будущего и типе ценностно-временной структуры) не обнаружено. Это объясняется тем, что когнитивные факторы не влияют на наличие жизненной цели испытуемых в общей выборке. Были определены статистически значимые различия в самом содержании жизненных целей.
1- Свобода, открытость и
демократия в обществе
2- Безопасность и
защищенность
3- Служение людям
4- Власть и влияние
5- Известность
6- Автономность
7- Мат. успех
8- Бог.дух.культ.
9- Личностный рост
10- Здоровье
11- Привязанность и любовь
12- Привлекательность
13-Чувственные удовольствия и наслаждения
14- Межличностные контакты и общение
15- Богатая духовно-религиозная жизнь
Рис. 1. Результаты диагностики жизненных целей у испытуемых взрослого и юношеского возраста
У испытуемых юношеского возраста в отличие от взрослых испытуемых более выражены цели жизни: служение людям, власть, известность, материальный успех, автономность. Для представителей обоих возрастных категорий важно богатство духовной жизни.
Отмечая различия по когнитивным факторам в разных по возрасту группах испытуемых (таблица 2), необходимо заметить их важность для испытуемых юношеского возраста в отличие от общей выборки испытуемых (возраст 14–52 года). Для выстраивания важных целей жизни юношам и девушкам достаточно важно положительное отношение к будущему, гармоничный тип отношений к субъективному времени, где все три времени преемственно скомбинированы; также важно уметь создать образ своего будущего в своем актуальном времени.
Таблица 2
Межвозрастные различия по когнитивным факторам формирования цели (проценты)
N=303 |
Типы ценностно-временной структуры Я |
Представленность будущего в субъективном настоящем |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Юноши |
59% |
13% |
22% |
0% |
6% |
0% |
13,5% |
|
взрослые |
29,3% |
19,3% |
18,1% |
0% |
19,9% |
13,6% |
17,2% |
|
φ-критерий углового преобразования Фишера |
5,01** |
1,18* |
0,63* |
2,228* |
5,171** |
1,678* |
* Различия значимы на уровне р≤0,05, ** Различия значимы на уровне р≤0,01.
Как можно заметить, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой факторы одинаково важны в любом возрасте (значимых различий не обнаружено).
По результатам теста СЖО (Д.А. Леонтьев) испытуемые поделились на 3 группы по фактору наличия цели.
Общая выборка Юноши
Рис. 2. Категории испытуемых по наличию цели (%) в различных возрастных группах
Наибольшее различие наблюдается среди групп «целеустремленных» и «бесцельных». «Целеустремленных» юношеского возраста значительно меньше. Различия между результатами этих двух выборок определяют некую специфичность жизненных целей в юношеском возрасте. Была установлена связь между фактом наличия цели и удовлетворенностью самореализацией в юношеской выборке, т.е. для юношей характерна обусловленность событий настоящего жизненными целями, которые находятся в субъективном будущем.
Корреляционный анализ по Н-критерию Крускола – Уоллеса между тремя группами по наличию цели в юношеской выборке продемонстрировал значимые различия по когнитивному, ценностно-смысловому, эмоционально-волевому фактору.
Таблица 3
Показатели различий факторов формирования образа будущего в группах по наличию целей в юношеском возрасте
Ценностно-смысловые факторы |
Эмоционально-волевые факторы |
|||
N1=188 N2=82 N3=33 |
Осмысленность жизни |
Свобода –ответственность |
Последовательность в достижении цели |
Вера в себя |
Средние значения по группам испытуемых |
||||
М1 М2 М3 |
113,1 97,4 69,1 |
33 28,5 16,1 |
6,5 7 4 |
23,4 19,6 14,3 |
H-критерий Крускола –Уоллеса |
26,508** |
18,703** |
9,063* |
27,539** |
*Различия значимы на уровне р≤0,05, **Различия значимы на уровне р≤0,01.
В результате статистического анализа были получены значимые различия в таких показателях содержания целей: свобода и демократия в обществе, автономность, личностный рост.
На основании проведенного исследования была разработана программа тренинга проектирования будущего у обучающихся вуза, т.к. проектирование жизненного пути личности является способом развития личности [4]. Подобные программы тренингов были созданы и для специфических проблем юношеского возраста, например, застенчивость [3], невербальные средства жизненных изменений [5], проектирование личностных жизненных планов в условиях инклюзивного образования [2].
Для разработки программы тренинга на основании фокуса воздействия на субъективное время были сгруппированы теории:
Фокус воздействия – прошлое: психоанализ, транзактный анализ, индивидуальная психотерапия А. Адлера, психосинтез – осознание своего жизненного стиля, стирание старых неадекватных стереотипов в сознании, работа с мыслительными конструктами как коррекция собственных неадаптивных стереотипов поведения и мышления.
Фокус воздействия – настоящее: гештальттерапия – для осознания здесь и теперь, техники тайм-менеджмента (Г.С. Альтшуллер, Г.А. Архангельский, А.К. Гастев, Й. Зайверт, А.А. Любищев, Ф. Тейлор) для формирования умения планировать, эффективно управлять своим временем, НЛП, психосинтез – доступ к своим ресурсам.
Фокус внимания – будущее: пересмотр жизненной цели с позиции индивидуальной психологии А. Адлера, техники созидающей визуализации Ш. Гавайн, приемы и технологии работы Дж. Рейнуотер для построения образов будущего
Критический анализ этих концепций позволил разработать программу тренинга формирования будущего. Цель тренинга – эффективное построения жизненных целей обучающимися вуза. Задачами тренинга являются:
1. Осознание своей мотивационной сферы (желания, потребности, ценности, смыслы);
2. Принятие своей свободы и следующей за ней ответственности;
3. Анализ личностных ресурсов по изменению наличной ситуации;
4. Овладение техниками тайм-менеджмента;
5. Развитие проектного воображения.
Описание тренинговой программы представлено в нашей монографии (Люсова О.В., 2012). В качестве испытуемых выступили 63 обучающихся вузов города Волжского общей численностью 38 человек. В контрольную группу вошли 25 человек. Тренинговые занятия проводились 1 раз в неделю по 4 часа. Тренинг проектирования будущего повлек за собой изменения в показателях факторов жизненных целей (табл. 4).
Таблица 4
Показатели, характеризующие особенности формирования жизненных целей до и после формирующих воздействий (различия значимы при р≤0,05)
№ |
Факторы |
До тренинга |
После тренинга |
1 |
Наличие цели (среднее значение) |
28,1 |
34 |
2 |
Ответственность (среднее значение) |
28,4 |
30 |
3 |
Осмысленность жизни (среднее значение) |
92,1 |
97,2 |
4 |
Последовательность в достижении цели (воля) (средне значение) |
5,3 |
5,7 |
5 |
Положительная оценка себя (среднее значение) |
4 |
5,6 |
6 |
Позитивное отношении к будущему (%) |
30 |
41 |
7 |
Представленность будущего в субъективном настоящем (%) |
26 |
32 |
У обучающихся, участвовавших в тренинге, изменились показатели ценностно-смыслового фактора (осмысленность жизни, ценность свободы и ответственности), когнитивного (будущее присутствует в настоящем в форме планов, программ, проектов). Также по окончании формирующего этапа у обучающихся изменилось содержание целей жизни: увеличились власть и влияние, материальный успех – т.е. стереотип успешного человека стал ближе в результате овладения своим временем. Эмоционально-волевой фактор также претерпел изменения: усилилась вера в реальность задуманного, будущее оценивается в целом более позитивно, оценка себя и своих поступков изменилась положительно.
После участия в тренинге проектирования будущего наличие цели и результативность самореализации значимо увеличились, т.е. проведение тренинга проектирования будущего повлияло на содержание жизненных целей и способствовало повышению удовлетворенности в целом в субъективном настоящем времени.
Выводы
1. Наличие жизненных целей неразрывно связано с осознаваемым жизненным смыслом и эффективностью самореализации, таким образом, можно констатировать, что цель – это смысложизненная детерминанта настоящего и в разных возрастных группах испытуемых (в нашем исследовании – юношеский и взрослый возраст).
2. Для проектирования будущего важными являются факторы: ценностно-смысловые и эмоционально-волевые (для испытуемых обоих возрастов), а именно: осознание смысла жизни, свобода – ответственность, воля, вера, положительное отношение к будущему. Для юношей наиболее важными являются когнитивные факторы, а именно: умение управлять своим временем, планировать, создавать проекты.
3. Ориентация на образ успешного человека (материальный достаток, власть, известность) в большей степени влияют на образование целей в юношеском возрасте, нежели во взрослом. Однако по форме представлений образов будущего юношей можно назвать в большей степени «прожектерами», чем «целеустремленными».