Переход российского фармацевтического образования на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) [1] создаёт предпосылки существенного повышения эффективности организации учебного процесса, в ходе которого подготовка провизора должна ориентироваться не только на прошлый опыт фармации, но и на проектируемое будущее [2, 3]. Образовательный стандарт является совокупностью обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки образовательными организациями высшего образования, определенными частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и перечнем, утверждаемым указом Президента Российской Федерации [4].
В фармацевтическом образовании на современном этапе реализуется компетентностный подход, направленный на выполнение основной цели профессионального образования – подготовку специалистов, исходя из потребностей рынка труда, готовых решать профессиональные задачи в фармацевтической деятельности.
Обучение в медицинском вузе на фармацевтическом факультете должно подготовить студентов к активным действиям в нестандартных профессиональных, организационных и других проблемных ситуациях. Современный провизор должен самостоятельно находить и использовать научные данные, организовывать новые исследования, пользоваться всеми современными источниками информации, а также видеть, понимать, теоретически обосновывать и практически решать профессиональные задачи.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки путей формирования общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) в процессе изучения общей и неорганической химии, начинающей химическое образование будущих провизоров, а также разрешения противоречий, проявляющихся в процессе перехода на обучение по новым стандартам.
Важность химического образования для будущих провизоров обусловлена не только необходимостью изучения и установления взаимных связей между структурой, свойствами и функцией веществ, их взаимодействий в сложных биологических системах. Изучение химии включает постоянное нахождение причинно-следственных связей, что увеличивает развивающий потенциал этой дисциплины, а решение химических задач с медико-биологической направленностью, позволяет развивать логическое мышление, способствует повышению интеллекта студентов [5].
Общая и неорганическая химия (ОНХ) – закладывает основы химической подготовки студентов фармацевтического факультета, формирует химические компетенции.
Интерес к проблеме формирования компетенций при изучении химических дисциплин подтверждает целый ряд научных исследований [6-8]. Однако в настоящее время не существует единой принятой всеми классификации предметных компетенций.
Мы предлагаем выделить химические компетенции трех типов: базовая предметная химическая компетенция провизора, формируемая в курсе общей и неорганической химии; метахимическая компетенция, формируется в процессе последовательного и преемственного изучения всех химических дисциплин; интегративная химическая компетенция, формируемая как компонент ключевых компетенций, которые относятся к общему, метапредметному содержанию фармацевтического образования [9].
Очевидно, что провизор может обладать профессиональной компетентностью, только владея химическими компетенциями. Химическая компетентность составляет важную часть профессиональной компетентности, так как фармация тесно связана с созданием, изготовлением, стандартизацией, оценкой качества, хранением и отпуском лекарственных средств.
Опираясь на мнение А.В. Хуторского [10], мы рассматриваем химическую компетентность будущего провизора как интегральное качество личности, обладающей совокупностью химических знаний, умений, навыков и способов деятельности, в том числе исследовательского характера, что позволяет студенту фармацевтического факультета осваивать весь комплекс химических и профессиональных дисциплин, чтобы быть способным и готовым решать профессиональные задачи в области производства иизготовления лекарственных средств (ЛС), контроле их качества, научно-исследовательской деятельности.
Для получения представления о процессе профессионального становления будущего провизора при освоении ОНХ, как о целостном явлении, нами разработана теоретическая модель профессионально-ориентированного обучения студентов фармацевтического факультета на основе ФГОС ВО.
Модель необходима для понимания, структуры, основных компонентов, этапов, результатов процесса формирования химических компетенций в ходе предметного обучения. Моделирование – это один из основных методов исследования во всех областях знаний, включая сферу образования. Так, метод моделирования широко используется как методология дидактико-методических исследований и построения методических систем обучения. Наиболее широкое и обстоятельное освещение этих вопросов дано в работах Н.Е. Кузнецовой и ее школы: А.П. Андриенко, А.Ю. Жегина, В.А. Жукова, Т.Н. Литвиновой, И.М. Титовой и др., и мы опираемся на их опыт. Моделирование мы использовали как метод прогнозирования и построения профессионально-ориентированного обучения.
Для отражения целостности нашего образовательного процесса мы разработали структурно-функциональную модель прогностического характера. В качестве объединяющей, системообразующей и концептуальной основы построения теоретической модели выбрана интегративно-модульная и компетентностно-деятельностная концепция построения и изучения курса ОНХ в медицинском вузе на фармацевтическом факультете.
Представленная схема позволяет раскрыть сущность модели профессионально-ориентированного обучения студентов фармацевтического факультета ОНХ и отражает основные ее этапы и компоненты (рисунок).
Теоретическая модель профессионально-ориентированного обучения общей и неорганической химии будущих провизоров
Теоретическая модель, являясь графическим отображением целостного педагогического процесса обучения студентов ОНХ и формирования химических компетенций в этом процессе, служит методологическим ориентиром и основой прогнозирования и проектирования инновационной методики предметного обучения. Модель связывает воедино все компоненты образовательной системы (цели, содержание, методы, результаты и т.п.), а также отражает этапы обучения: ориентировочный, направленный на учет внешних и внутренних факторов, влияющих на проектирование процесса обучения; мотивационно-целевой этап связывает целевые ориентиры фармацевтического образования и профессионально-ориентированного предметного обучения, он необходим для осмысления целей. На основе методологических подходов и соответствующих им принципов спроектирован основной этап обучения ОНХ, включающий содержательный, организационный и деятельностный компоненты. Отбор содержания в модули курса ОНХ произведен на основе интегративно-модульного подхода. Конструктивность интегративно-модульного подхода заключена в том, что он отражает в каждом блоке все его структурные единицы, а также единство теории и практики. Содержание всех блоков курса пронизывается важными идеями химической науки и профессиональной направленности. При освоении профессионально ориентированного содержания модулей формируются у студентов химические компетенции, трансформируемые в химическую компетентность как часть профессиональной компетентности.
При моделировании целостного процесса обучения ОНХ исходной была выбрана идея профессионально-ориентированного, интегративно-модульного, компетентностно-деятельностного обучения, состоящая в том, что в ходе изучения ОНХ на интегративно-модульной основе, построенной на принципах внутри- и межпредметной интеграции, фундаментализации и методологизации, профессиональной направленности, обеспечивается не только качественное усвоение основ данной науки и интенсивное развитие интеллектуальных способностей, но и формирование химических компетенций.
Функционирование модели обеспечивается реализацией принципов, новым структурированием модулей содержания, методами, средствами и формами организации образовательного процесса на фармацевтическом факультете.
Важным звеном этой модели является взаимосвязанная деятельность обучающих и обучаемых, обеспечивающая динамику процесса.
Результатом реализации структурно-функциональной модели является сформированность химических компетенций. На заключительном этапе разработанные результативный и критериально-оценочный компоненты включают критерии, показатели и уровни сформированности химических компетенций студентов.
Оценка современных результатов обучения отличается от традиционной оценки знаний сравнением результатов обучения с требованиями ФГОС ВО. Оценочно-результативный блок включает разработанные нами критерии, показатели и уровни сформированности химических компетенций, диагностико-оценочная функция которых состоит в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми, соотнося эти результаты с определенными критериями: знаниями, умениями, практическим опытом, общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, заявленными в ФГОС ВО. Созданный нами фонд оценочных средств выполняет диагностическую и оценочную функции.
Наличие модели профессионально-ориентированного обучения студентов фармацевтического факультета решает следующие задачи:
- методологически обосновать содержательные и процессуальные характеристики процесса освоения курса ОНХ, сопряженного с формированием химических компетенций;
- выявить и реализовать комплекс педагогических условий, способствующих результативности профессионально-ориентированного обучения будущих провизоров;
- разработать методическое обеспечение процесса профессионально-ориентированного обучения ОНХ студентов фармацевтического факультета;
- повысить уровень подготовки будущих специалистов фармацевтического профиля для способности и готовности выполнения ими профессиональных задач.
Разработанная структурно-функциональная модель профессионально-ориентированного обучения ОНХ студентов фармацевтического факультета позволяет выделить актуальные и перспективные проблемы профессиональной подготовки студентов в современной образовательной среде, научно обосновать педагогические условия возможного сближения между вероятными, ожидаемыми и желаемыми результатами обучения.