Темпы жизни в XXI веке выводят проблему высшего образования на новый уровень как целостное явление в воспитании студенческой молодежи, способной учиться в качественно новых социальных и экономических условиях, поскольку именно молодое поколение представляет собой интеллектуальный и производственный потенциал общества, определяя как ближайшую, так и отдаленную демографическую безопасность России и качество нации.
Целевые компоненты приоритетных задач в общей системе государственного образования в условиях социализации молодого поколения в современном обществе направлены на развитие личностно ориентированной ценности образования.
Приходится признать, что именно личностноориентированная ценность образования определяет индивидуально-мотивированное отношение человека к собственному образованию, уровню и качеству, которым столь большое внимание уделялось в работах русских мыслителей второй половины XIX – начала XX в. [1].
Динамика изменений общественной жизни и ее требований, увеличение учебной нагрузки, необходимость совмещения учебы и работы на старших курсах может приводить к стрессовому состоянию с последующим формированием психоэмоционального напряжения и реализующегося в неуверенности в себе, в своих познавательных возможностях, включающих и личностные факторы (эмоциональная нестабильность, снижение самооценки и мотивации к результату учебного процесса, появление ощущения незащищенности, враждебности, чувства тревоги и депрессии), влияющие на адаптационные возможности молодого организма [2].
В деятельности учебных подразделений для построения системы критериев и показателей эффективности разработанной программы здоровьесбережения у студенческой молодежи необходимо учитывать и риски развития психосоматических расстройств, неинфекционных заболеваний с позиции социализации студента в современном обществе как личности.
Цель исследования. На основе анализа социокультурных и психологических установок студентов на успешность обучения оптимизировать мероприятия, направленные на личностное развитие студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности,а также по упреждению факторов риска неинфекционных заболеваний в студенческий период социализации личности.
Материалы и методы исследования. Общая форма исследований выполнена тестированием среди студентов лечебного факультета Iкурса (n=177) и V курса (n=177). Студенты были разбиты на группы по успеваемости, которые оценивались по среднему баллу за второй семестр (I курс) и десятый семестр (V курс) (таблица).
Группы студентов по успеваемости I и V курсов лечебного факультета
ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬ-ТЕТ |
УСПЕВАЕМОСТЬ
|
||||||
Слабо-уcпевающие |
Троечники |
Хорошисты |
Отлич-ники |
||||
ОЦЕНКИ
(СРЕДНИЙ БАЛЛ) |
2-3
(<3) |
2-3
(=3) |
3-4
(<3,5) |
3-4
(>3,5) |
4-5
(<4,5) |
4-5
(>4,5) |
5
(>4,8) |
I КУРС (n=177) |
14 |
13 |
21 |
28 |
41 |
34 |
26 |
V КУРС (n=177) |
11 |
10 |
13 |
55 |
62 |
9 |
17 |
Диагностику мотивации проводили по тесту Х. Хекхаузена. Дополнительно среди студентов провели анонимное анкетирование факторов риска, влияющих на развитие неинфекционных заболеваний. Достоверность внутригрупповых различий успеваемости по предметам оценивали при помощи коэффициента сопряженности Пирсена на основе критерия x2.
Результаты исследования и их обсуждение.В течение длительного времени успешность студента в процессе обучения определяется не интеллектуальным уровнем, а балльной системой и, как результат, рейтингом по данному предмету.Мы провели исследования и получили следующие результаты. Успешность у студентов I курса выше, чем у студентов V курса (отличники – 14,% и 9,6%, хорошисты (средний балл > 4,5) – 9,2% и 5% соответственно). Но следует отметить, что «твердых» хорошистов (средний балл < 4,5) и троечников (средний балл > 3,5) среди старшекурсников больше (хорошисты – 35% и 23,1%, троечники – 31% и 15,8% соответственно). Процент слабоуспевающих студентов практически на одном уровне (I курс – 7,9%, V курс – 6,2%) (рис. 1). Внутригрупповой корреляционный анализ по Спирмену показал прямую связь средней силы корреляционных отношений среди слабоуспевающих и отличников по предметам. Сильная, прямая и достоверная связь успеваемости по предметам была установлена у «твердых» хорошистов в обеих группах.
Согласно классическому закону Йеркса-Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, установлена зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следует, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности [3].
Рис. 1. Диаграмма различий успеваемости студентов младших и старших курсов
В наших исследованиях прямая связь сохраняется лишь до определенного предела, то есть достигается некоторый оптимальный уровень, но в дальнейшем наблюдается падение эффективности деятельности. Это объясняется тем, что студенты младших курсов, в отличие от студентов старших курсов, в большей степени удовлетворены будущей профессией, так как их представление мотивировано направленностью общественного мнения, без реальной оценки плюсов и минусов в работе, например, врача скорой медицинской помощи или поликлиники.
Работы А.А. Реан [4] по системе «ВУЗ» показали, что удовлетворенность выбранной профессией по окончании учебного заведения у студентов была выявлена в меньшей степени, но при этом заинтересованность в выбранной профессии оставалась высокой.
Результаты наших исследований показали, что успешность студента в учебной деятельности определяется соотношением внутренней и внешней мотиваций, включающих как получение высоких профессиональных навыков, еще на стадии обучения в вузе, так и получение стипендии, избежание наказания за плохую учебу, что соотносится с результатами исследованийдругих авторов [5].
При этом мы выявили, что именно у студентов с высокой успеваемостью постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативной учебной деятельности в отличие от классического закона Йеркса-Додсона. Это обусловлено тем, что успешность в обучении связана не столько с мотивацией на успех, сколько с познавательной, продуктивной творческой активностью в формировании личности в процессе учебной деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Внутренние факторы мотивации к результату учебного процесса
На этапах наших исследований была установлена причинно-следственная связь наличия факторов риска неинфекционных заболеваний и успешности обучения с позиции реализации студентами внутренних и внешних мотиваций получения знаний в вузе в условиях современной социализации личности.
Сравнительная оценка наличия факторов риска неинфекционных заболеваний в исследуемых группах была проведена между студентами I и V курсов с разделением на подгруппы молодых людей и девушек. Анкетирование проводилось анонимно с целью достижения наиболее достоверных результатов. Из заявленного вытекает следующее:
- оценка веса по формуле Брока: увеличение веса от 3-5 кг (I и V курсы – 7,2-16,9%), увеличение веса выше 5 кг (I и V курсы – 6,5-11,3%), снижение веса менее 3 кг (I и V курсы – 3,4-9,25%);
- небольшая физическая нагрузка (подъем на 5 этаж) вызывает: сердцебиение (I и V курс – 4,5-17,8%), сердцебиение и одышку (I и V курс курсы – 4,9-10,3%);
- табакокурение: 1-2 сигареты в течение 2-4 дней (I и Vкурсы, мужчины – 8,8-16,6%, девушки – 3,2-7,4%), 1-2 сигареты в течение суток (I и Vкурсы, мужчины – 3,2-7,4%, девушки – 0,2-0,8%);
- употребление спиртных напитков: слабоалкогольные напитки (I и Vкурсы, мужчины – 8,2-34,3%, девушки – 3,4-9,8%), крепкие напитки (I и Vкурсы, мужчины – 2,8-6,6%, девушки – 0,1-0,5%);
- студенты, проживающие в общежитии или на квартире - 34%.
Результаты нашей работы показали, что на формирование статуса успешного студента как на младших, так и на старших курсах влияет:
- успеваемость как исходный интеллектуальный фактор;
- наличие внутренней мотивации как потребности в освоении профессии на высоком уровне, ориентированном на получение прочных профессиональных знаний и практических умений;
- отсутствие вредных привычек и здоровый образ жизни;
- социальная адаптация, включающая активное участие в мероприятиях вуза, занятие в студенческих кружках, выступления на научно-практических конференциях.
Учебные мотивы слабых студентов в основном внешние и носят ситуативный характер: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии, не быть отчисленным из вуза (плохая посещаемость лекций и практических занятий, низкая успеваемость, неудовлетворительные оценки по зачетам и на экзаменах и т.д.).
Более того, установлена причинно-следственная связь успешности обучения и наличия факторов риска неинфекционных заболеваний. Обращают на себя внимание именно поведенческие факторы у студентов с позиции физического, психологического и социального благополучия (рис. 3).
Рис. 3.Внешние факторы мотивации к результату учебного процесса
Выводы
- Личностное развитие студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности является ключевым в совершенствовании работы вуза.
- Факторы риска неинфекционных заболеваний следует рассматривать как приспособления внутренних и внешних мотиваций достижения успешности обучения в вузе к внешним условиям студенческой социализации личности.
- Исследования позволяют усовершенствовать организационно-методические подходы в реализации социокультурных и психологических установок обучающейся молодежи в области сбережения индивидуального здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний.
Таким образом, обучение в вузе относят к разряду системно-организационных мероприятий. Влияние поведения студента на успешность обучения характеризуется не только конечным результатом обучения, но и особенностями самореализации личности как индивида в процессе достижения этого результата, на что в конечном итоге и ориентирована целеустремленная активность студенческой молодежи.