Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,972

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF COLLEGE STUDENTS, BACHELOR DEGREE STUDENTS AND MASTER DEGREE STUDENTS

Starostina N.N. 1
1 Ulyanovsk state technical university
The relevance of the article is justified by the need to ensure the successful integration of students in a professional environment and to form skills to navigate in a continuous flow of information in the modern world. The article raises the problem of necessity to develop critical thinking skills in educational process of professional educational institutions. To confirm the relevance of the problem we carried out diagnostic of the level of critical thinking skills of college students, bachelor degree students and master degree students. The data obtained in the course of diagnosis analyzed by criteria of formed skills, partially formed skills and not-formed skills of critical thinking. In this article six key skills of critical thinking are identified. Based on the results obtained in the course of diagnostics of critical thinking among college students, bachelor degree students and master degree students the author states the low dynamics of development of critical thinking between these three educational levels that, in practice, confirms the pressing need to change approaches to organization of educational process in professional educational institutions.
critical thinking
the diagnostic of the level of critical thinking
the dynamics of critical thinking development.

Первоочередные задачи государственной образовательной политики направлены на достижение качественного образования на всех уровнях.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы отмечается, что необходим переход от системы массового образования (…) к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности [1; 2].

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. отмечается, что система образования на всех этапах (…), в части содержания и в части методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [3; 4] и выделяют четыре основные компетенции инновационной деятельности, ключевыми положениями которых являются: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самообучению…; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость…, готовность к работе в команде и в высоко конкурентной среде; владение иностранными языками… [3; 4]. Особый акцент в «Стратегии» делается на обучение студенческой молодежи навыкам критического мышления, необходимых для осуществления качественной профессиональной деятельности и личностной реализации в социуме.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ» с 01.09.17.г. по всем УГСН вступит в действие ФГОС ВО 3++, что связано с оптимизацией результатов освоения образовательных программ [3; 5].

В рамках девяти категорий универсальных компетенций, общих для всех областей образования, категория «Системное и критическое мышление» занимает первую позицию в ФГОС ВО 3++ и включает формирование универсальной компетенции УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [3; 5]. Таким образом, можно говорить о том, что ФГОС ВО 3++ актуализировал для высшей школы проблему формирования навыков критического мышления [6].

О критическом мышлении писали такие известные психологи, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский. Л.С. Выготский определяет критическое мышление как один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [7].

С точки зрения Дж. А. Брауса и Д. Вуда, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать [8]. Д. Джонсон подчеркивает, что критическое мышление позволяет человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения [9].

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как на­правленное мышление, которое характеризуется взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получе­ния желательного результата [10].

С.И. Заир-Бек определяет критическое мышление как открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт и подчеркивает, что в этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Автор предполагает, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критиче­ское, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено [11].

В многообразии вышеприведенных определений можно проследить проявление основных свойств критического мышления, таких как оценочность и рефлексивность.

Наиболее полным нам представляется определение, предложенное Ю.Р. Варлаковой, которое включает в себя два наиболее важных, на наш взгляд, свойства критического мышления и акцентирует внимание как на развитие умственных способностей личности, так и на формирование навыков и умений через познание, что является необходимым условием для обеспечения результативности образовательного процесса. Под критическим мышлением Ю.Р. Варлакова понимает оценочную деятельность субъекта познания, которая направлена на усвоение знаний и проявляется в рефлексии и восприятии этих знаний, характеризующаяся контролируемостью, самостоятельностью, обоснованностью, логичностью и целенаправленностью [12].

Еще более полное определение критического мышления дает Н.Ю. Туласынова, которая понимает под критическим мышлением сложное интегративное качество личности, совокупность мотивационного, познавательного, деятельностного, рефлексивного компонентов, обеспечивающих процессы его самопознания, самообразования, самореализации; включающее умения интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения, саморегуляции и навыки проблемного мышления, диалогического мышления, критического анализа [13].

В рамках данного исследования нами была поставлена цель – выявить уровень критического мышления студенческой молодежи и на основе полученных данных сформировать представление о динамике и тенденциях развития навыков критического мышления студентов в комплексе образовательных уровней «техникум – бакалавриат – магистратура». Для определения сформированности навыков критического мышления нами были продиагностированы группы студентов-бакалавров, студентов магистратуры и студентов, обучающихся в техникуме. Всем им было предложено пройти тест оценки критического мышления, представленный на сайте «Психология и методология образования» [14]. Интерпретация данной диагностики предполагает определение степени развития критического мышления по трем уровням сформированности: низкий (0–33 %), средний (34–77 %), высокий (78–100 %).

В диаграмме представлены полученные результаты диагностики, которые указывают на среднюю степень развития критического мышления у студентов-магистрантов, на среднюю близкую к низкому уровню у студентов-бакалавров и на низкую у студентов техникума.

Степень развития критического мышления студентов в комплексе образовательных уровней «техникум – бакалавриат – магистратура»

 

Второй этап диагностики предполагал определение сформированности следующих умений критического мышления:

1) делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ;

2) оценивать последовательности умозаключений;

3) анализировать и делать заключение о причинах явлений;

4) анализировать и оценивать содержание текстов;

5) обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов;

6) обнаруживать релевантную информацию на фоне избыточной.

Эти умения критического мышления оцениваются как сформированные, частично сформированные и не сформированные. Умения считаются сформированными, если в заданиях, относящихся к соответствующей категории умений, обучающийся дает правильный ответ и правильное (совпадающее с ключом) обоснование. Умения считаются не сформированными, если в задании (или группе заданий, связанных с данной категорией умений) нет ни правильного ответа, ни правильного обоснования (либо обоснование отсутствует) [14].

Все другие варианты рассматриваются как частично сформированные, в том числе те, когда с какой-то категорией умений связаны несколько заданий, и правильное обоснование и ответ даны учащимся не для всех заданий, относящихся к этой группе (категории) [14]. Результаты диагностики приведены в таблице.

Степень сформированности умений критического мышления студентов в комплексе образовательных уровней «техникум – бакалавриат – магистратура»

Умения КМ

Студенты техникума

Студенты-бакалавры

Студенты-магистранты

умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ

частично сформированное

частично сформированное

частично сформированное

умение оценивать последовательности умозаключений

частично сформированное

сформировано

частично сформированное

умение анализировать и делать заключение о причинах явлений

не сформированное

не сформированное

не сформированное

умение анализировать и оценивать содержание текстов

частично сформированное

частично сформированное

не сформированное

умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов

не сформированное

не сформированное

не сформированное

умение обнаруживать релевантную (существенную в данном случае) информацию на фоне избыточной

сформировано

сформировано

сформировано

 

К сформированным умениям у всех представленных групп студентов можно отнести умение обнаруживать релевантную информацию на фоне избыточной, а к несформированным умениям – умение анализировать и делать заключение о причинах явлений и умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов.

Большую часть продиагностированных умений можно охарактеризовать как частично сформированные умения. У студентов-магистров частично сформированными умениями явились: умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ; умение оценивать последовательности умозаключений; умение анализировать и оценивать содержание текстов. У студентов-бакалавров частично сформированными умениями стали: умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ; умение анализировать и оценивать содержание текстов.

Результаты опроса студентов техникума показали, что частично сформированными умениями у этой группы студентов стали: умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ; умение оценивать последовательности умозаключений. Кроме того, именно эта группа студентов продемонстрировала большее количество несформированных умений, которыми оказались: умение анализировать и делать заключение о причинах явлений; умение анализировать и оценивать содержание текстов; умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов.

Сопоставляя результаты диагностики умений критического мышления студентов в комплексе образовательных уровней «техникум – бакалавриат – магистратура», мы приходим к выводу о том, что положительная динамика в развитии этих умений крайне незначительна.

Сложившаяся ситуация актуализирует проблему развития эффективного критического мышления и потребность не только высшей школы, но и учреждений среднего профессионального образования в разработке эффективных технологий, обеспечивающих формирование умений критически мыслить.