В нормативных документах, отражающих стратегию модернизации образования, обозначено, что его цель – становление личности, обладающей способностью к самореализации, социализации, самоопределению, адаптации, развитию творческих начал в пределах различных сред, окружающих человека: социальной, природной, технической, профессиональной. Решением данной стратегической задачи является компетентностный подход, который становится одним из оснований парадигмы современной системы образования [1,2].
Компетентностный подход предполагает ориентацию личности на обучаемость, самодетерминацию, самоопределение, индивидуализацию на основе формирования компетентностей и компетенций. Компетенции – это некоторые внутренние потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных деятельностных проявлениях. А.В. Хуторским выделен ряд ключевых компетентностей, среди которых подчеркивается значимость общекультурной [3].
В философских исследованиях также отмечается, что компетентностный подход находится в «отношении дополнительности к культуроцентрическому», так как через пространство культуры реализуется воспитательный процесс в образовательной системе. С этой точки зрения духовно-нравственный опыт человечества выступает регулятором формирования компетентностей. Учитывая, что основу духовности XXI века (В.И. Вернадский, Е.А. Когай, Т.И. Костина Н.М. Мамедов) составляют идеи гармонизации отношений в системах человек-природа и человек-человек, целевые установки компетентностного подхода должны учитывать ценностные основания культурного взаимодействия в этих системах [4]. Для этого, как отмечается в исследованиях А.И. Субетто, необходимо «усилить роль в фундаментальной компоненте подготовки роль географического, геологического, биосферно-ноосферного видов знания» [5]. Это предопределяет особую роль географического образования в решении данной стратегической задачи. Подчеркнем, что курс школьной географии, учитывая идеи экологизации и гуманизации, ориентирован на формирование сотворческих отношений человека и природы, основанных на общекультурных и коэволюционных ценностях.
Очевидно, что формирование ключевых компетенций, составляющих общекультурную компетентность, должно проецироваться на глобальные тенденции цивилизационного развития, мировоззренческие ориентиры современного общества, вместе с тем идеи экогуманизма, составляющие стратегический вектор развития образования в XXI веке, практически не осмыслены в контексте компетентностного подхода:
- понятие «компетентность» находится в отношении дополнительности к категории «культура», вместе с тем компетентностный подход рассматривается изолированно от культурологической парадигмы образования;
- важнейшей теоретической основой разработки проблемы компетентности является системный подход в изучении человека, рассмотрение его как элемента других систем, в которые он включен. Тем не менее не раскрыты теоретические и методические особенности формирования компетентности личности в контексте систем различного территориального ранга.
На преодоление отмеченных противоречий направлено данное исследование. Нами разработана концепция формирования общекультурной компетентности на основе культурно-экологического подхода, отражающего мировоззренческие идеи современности –переход к устойчивому развитию на основе сотворчества человека и природы, где образование выполняет опережающую функцию [5].
Концепция представлена на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень представлен мировоззренческими и педагогическими идеями, подходами и принципами (таблица) [6-8].
Теоретико-методологический уровень концепции формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании
Мировоззрен- ческие идеи |
Педагогические идеи |
Подходы |
Принципы |
устойчивого развития, коэволюции, ноосферы, |
- о формировании личностных структур сознания интеллектуально-познавательного, аксиологического и праксиологического характера как источников и механизмов адаптации, осмысления и творческого саморазвития; личности как субъекта жизнедеятельности; - личности как эпицентра культуры; - о культуросообразной активности личности как условия адаптации, понимания, личностно-ценностного осмысления, творчества |
- гуманистический; - культурно-экологический; - компетентностный; - личностно-деятельностный; - интегративный; - пространственно- временной |
- субъектности и социальности; - мотивированности и активности; - природо- и культуросообразности; - взаимосвязи морфоструктурной и функциональной интеграции знаний; - аксиологичности и нравственного развития; - личностно-деятельностный; - взаимосвязи глобального, регионального, локального и индивидуально-личностного уровней. |
Методический уровень концепции представляет собой методическую систему, включающую целевой, содержательный, процессуальный, технологический и диагностический компоненты.
Целевой компонент реализует личностную концепцию культуры. Согласно ее положениям, человек – это эпицентр культуры, самореализующийся и социализирующийся в культуре и создавая ее [8,9].
Общекультурная компетентность проявляется в пяти основных слагаемых компетенциях, отражающих структуру и функции культуры в целом и экологической культуры как общей культуры человека в частности (схема):
Структура общекультурной компетентности
Содержательный компонент методической системы формирования общекультурной компетентности представлен внешним и внутренним содержанием. Внешнее по отношению к ученику содержание характеризуется образовательной средой, как условия развития общекультурной компетентности. Внутреннее содержание образования – это содержание, которое означено и присвоено личностью. Отбор содержания основан на выделенных компетенциях, соответственно в содержании выделены: информационно-познавательный, ценностно-нормативный, коммуникативный, регулятивный аспекты. Информационно-познавательный аспект содержания связан с представлением о ландшафте как целостной интегрированной социоприродной системе. Человек как активный субъект деятельности в ландшафте призван обеспечить сотворчество человека и природы. Ценностно-нормативный аспект содержания предполагает смену утилитарно-прагматической ценности социокультурной действительности на универсальную. Выделенный аспект отражается в раскрытии идей устойчивого развития, ноосферы, нравственно-экологического императива, универсальной ценности природы. Коммуникативный аспект содержания основан на понимании диалога как формы существования культур. Регулятивный аспект содержания курса связан с формированием модели поведения, необходимой для осуществления личностно и социально-значимой реальной продуктивной деятельности, культурного освоения в пределах социокультурной действительности [8].
Процессуальный компонент основан на культурном освоении субъектом ценностей социокультурной действительности. Таким образом, становление общекультурной компетентности включает следующие этапы: культурно-адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий. На каждом из этапов доминирует развитие определенного вида компетенций, ценностно-нормативные и коммуникативные развиваются контекстно на всех этапах, но имеют свою специфику на каждом из них. Следовательно, особые требования предъявляются к подбору педагогических технологий, которые рассмотрим в соответствии с целями и задачами этапов последовательности формирования общекультурной компетентности [8-10].
На культурно-адаптационном этапе доминирует развитие мотивационной компетенции на основе психологических процессов переживания и определение значений. Субъект ощущает причастность к социокультурной действительности, тем самым идентифицирует себя в мире, ставит личностные доминанты на ценностях и научных знаниях, существующих объективно, которые необходимо усвоить и присвоить. Таким образом, создаются представления объектов и явлений социокультурной действительности, составляющие эмоционально-образную основу для формирования знаний. Субъект идентифицирует себя в социокультурной действительности, осознает связь с ним. В результате означивания оцениваются и регулируются интересы и потребности, приоритет приобретают те географические объекты и явления, которые наиболее эмоционально окрашены. Соответственно, на данном этапе целесообразно использование педагогических технологий, обеспечивающих эмоциональную привлекательность культурно-географических объектов. В познавательной деятельности учащихся используются методы образного познания: создание рассказов, географических описаний, образных ментальных карт территорий. Применяются задания, обращенные к личному опыту учащихся: на стимулирование познавательного интереса, на персонификацию мышления, на проблематизацию мышления, ценностей, экологической деятельности, на выявление, идентификацию противоречий. Используются методы: экологической идентификации, экологической лабилизации, экологических ассоциаций; экскурсии в реальное окружение личности – ландшафт как социокультурную действительность, который является объектом эмоционального переживания. Коммуникативная компетенция развивается в условиях мотивационного, самопрезентирующего диалога.
На втором этапе – культурно-смысловом – доминирует развитие информационно-познавательной компетенции. В основе данного этапа лежит осознание и осмысление социокультурной действительности. Субъект осознает и осмысляет знания и ценности, они принимают субъективную форму. Определение ценности какого-либо объекта происходит в результате его смысловой оценки как субъективного отношения к ценности, которое характеризуется эмоциональностью и рациональностью. Таким образом, субъект наделяет содержание географического образования личностным смыслом, направляя свою познавательную активность с учетом новых культурно-экологических ценностных ориентаций, формируя осмысленное «отражение» географического пространства. Ценности на данном этапе приобретают личностный смысл. Коммуникативная компетенция в условиях культурно-смыслового этапа направлена на приобретение опыта сотрудничества, коллективного взаимодействия в процессе критического, автономного, конфликтного диалогов.
Культуро-творческий этап направлен на формирование практико-созидательной компетенции, сотворческого преобразования социокультурной действительности с учетом ценностей, имеющих личностный смысл. На культуро-творческом этапе целесообразно использование педагогических технологий по созданию культурно-экологических проектов, соответствующих различным уровням творчества учащихся. Познавательная деятельность на данном этапе направлена на получение «нового познавательного продукта», учитывая это, целесообразно использование методов картографирования, описания, расчета, моделирования и эмпирического прогнозирования. Развитие коммуникативной компетенции характеризуется высоким уровнем диалогического опыта и предполагает участие учащихся в рефлексивном, самореализующем, смыслотворческом диалогах [11].
В настоящее время разработанная теория и методика формирования общекультурной компетентности апробируется в профильном географическом образовании. Были подготовлены и опубликованы: концепция, 18 авторских программ для учащихся, система культурно-краеведческих модулей, учебные пособия.
Особое внимание уделяется подготовке учителя к формированию у обучающихся в профильной школе общекультурной компетентности. В рамках магистерской программы по направлению «Геоэкологическое образование» разработаны и используются в учебном процессе концепции и программы курсов, отражающие принцип мыслить глобально – действовать локально и краеведческий принцип [12]. Также разработана программа курса «Профильное географическое образование» (Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В., Мартилова Н.В.). Программа ориентирована на углубление и обогащение профессионально-методической подготовки будущих учителей географии на основе осознания сущности и использования ими в профильном обучении теоретико-методологического инструментария по формированию общекультурной компетентности у учащихся старшей ступени образования. Курс раскрывает теоретические, концептуальные и методические основы формирования общекультурной компетентности. Отдельный раздел посвящен знакомству с профильными курсами географического образования, в которых возможно использование методики формирования общекультурной компетентности («Природопользование», «Основы геоэкологии», «Урбоэкология: экология города», «Глобальная экология») [12-15]. В данных курсах, часть которых являются авторскими, сама структура содержания и методические рубрики выстроены в логике последовательности формирования общекультурной компетентности.
Реализация полученных в ходе изучения курса знаний, умений и ценностных ориентаций, методического опыта используется в новой реальной профессионально-педагогической ситуации в ходе научно-педагогической практики магистрантов.